Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие Люди • По роду деятельности
Нобелевские лауреаты
Композиторы
Художники
Мореплаватели и первопроходцы
Конструкторы и изобретатели
 

Мендельсон Феликс

1809 - 1847
Мендельсон Феликс (Mendelssohn, Felix; Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn Bartholdy); 1809, Гамбург, – 1847, Лейпциг; похоронен в Берлине, на Иерусалимском кладбище), немецкий композитор, пианист, дирижер, музыкальный деятель. Внук М. Мендельсона. Был в раннем детстве обращен в лютеранство по воле родителей, которые, крестившись в 1822 г., назвались Бартольди. Вопреки уговорам отца принять новую фамилию, выступал под именем Феликс Мендельсон и неоднократно укорял сестру за ее недостаточный интерес к своему еврейскому происхождению. В 1811–33 гг. жил главным образом в Берлине, где в доме отца, просвещенного банкира, часто бывали А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне, К. М. Вебер и другие. Общение с ними, серьезное домашнее образование, слушание лекций в Берлинском университете (1826–27), а особенно поездки к И. В. Гете (с 1821 г.), способствовали творческому формированию Мендельсона. Игре на фортепиано его обучала с 1813 г. мать, с 1817 г. – Л. Бергер, а композиции (также с 1817 г.) – К. Ф. Цельтер.

Как пианист Мендельсон дебютировал в 1818 г., как композитор – в 1819 г. (шуточная опера «Два педагога»), как дирижер – в 1822 г. (домашние концерты). Музыкально-общественная деятельность Мендельсона началась в 1829 г., когда он организовал в Берлине исполнение и сам дирижировал «Страстями по Матфею» И. С. Баха (после многолетнего забвения). Этот концерт возродил интерес к наследию Баха, а также способствовал влиянию Баха на развитие немецкой музыки. После концерта Мендельсон гордо заявил: «Артист и еврей открыл это великое христианское сочинение человечеству». В том же году поездкой в Лондон, где с блеском прошли выступления Мендельсона как пианиста (Пятый концерт Л. Бетховена) и дирижера-исполнителя собственных сочинений (симфония, 1824, увертюра «Сон в летнюю ночь», 1826), началось его большое путешествие. Посещение в 1829 г. Гебридских островов навеяло замысел увертюры «Гебриды» («Фингалова пещера», 1830–32), Шотландии (1830) – «Шотландской симфонии» (1830–42), Италии (1830–31) – «Итальянской симфонии» (1833), Швейцарии (1831) – увертюры «Сказка о прекрасной Мелузине» (1833), Франции (1831) – увертюры «Рюи Блаз» (1839).

В 1832 г. после восторженного приема в Лондоне Мендельсон вернулся в Берлин, где в начале 1833 г. был забаллотирован из-за еврейского происхождения на выборах директора Певческой академии. На возглавленном им Нижнерейнском музыкальном празднике исполнил ораторию Г. Ф. Генделя «Израиль в Египте». До сентября 1836 г. был музик-директором в Дюссельдорфе, затем – дирижером ставших историческими концертов в лейпцигском концертном зале «Гевандхауз» (где впервые в Германии были исполнены ряд ораторий Г. Ф. Генделя, Девятая симфония Л. Бетховена, Седьмая симфония Ф. Шуберта и многие другие). Более года (август 1841 г. – сентябрь 1842 г.) Мендельсон по приглашению Фридриха-Вильгельма IV руководил музыкальным отделом Академии искусства в Берлине, но косность местной художественной среды и провал попытки открыть в Пруссии высшее музыкальное учебное заведение побудили его вернуться в Лейпциг, где в 1843 г. ему удалось основать и возглавить первую в Германии консерваторию, давшую начало так называемой лейпцигской школе – романтическому направлению в немецкой музыке, сделавшему Лейпциг одним из крупнейших музыкальных центров Европы.

Мендельсон был одним из создателей стиля романтической симфонии и концерта (фортепьянные, 1831 и 1837 гг., скрипичный, 1844, по совету скрипача Ф. Давида /1810–73/), программной концертной увертюры, жанра «песни без слов» (48 небольших пьес для фортепиано, 1830–45), автором струнного октета (1825), квартетов, трио и других камерных произведений, ряда сонат для различных инструментов, крупных фортепьянных пьес (в том числе «Рондо-каприччиозо», 1824; три фантазии, 1829; «Серьезные вариации», 1841), монументальных ораторий («Павел», 1834; «Илия», 1846) и многих других. Произведения Мендельсона строго классичны по форме, и романтизм проявляется в них главным образом во вдохновенной интерпретации картин природы (увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», 1832) и фольклорных фантастических образов (кантата «Первая Вальпургиева ночь», 1843, по И. В. Гете), в лирической настроенности и связи с песенным началом. В 1830–44 гг. Мендельсон написал для солистов и хора музыку на ряд Псалмов, в 1843–45 гг. – к трагедии Ж. Расина «Аталия» (см. II Ц. 11). В этих произведениях, как и в оратории «Илия», порой звучат интонации немецких синагогальных напевов. Близостью к еврейской музыке отмечен и скрипичный концерт Мендельсона. Замысел оратории «Моисей» по написанному им либретто Мендельсон не успел осуществить.

Дававшее себя знать с 1846 г. переутомление, а также кончина любимой сестры, Фанни Цецилии (Циппора; 1805–47, пианистка и композитор), способствовали ранней смерти Мендельсона от кровоизлияния в мозг.
Основные труды:

Оперы и зингшпили

«Два племянника, или Дядюшка из Бостона»
«Свадьба Камачо»
«Любовь солдата»
«Два педагога»
«Бродячие комедианты»
«Возвращение с чужбины» (переработано в вокальный цикл, op. 89; 1829)

Оратории

«Павел», op. 36 (1835)
«Илия», op. 70 (1846)
«Христос», op. 97 (не окончена)
Te Deum

Кантаты

«Christe, Du Lamm Gottes» (1827)
«O Haupt voll Blut und Wunden» (1830)
«Vom Himmel hoch» (1831)
«Wir glauben all» (1831)
«Ach Gott vom Himmel sieh darein» (1832)
«Вальпургиева ночь», op. 60
«Праздничные песнопения», op. 68 (1840)
«Wer nur den lieben Gott lasst walten» (1829)
Оркестровые сочинения

13 симфоний для струнного оркестра (1821—1823)
Симфония № 1 c-moll op. 11, (1824)
Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»), op. 52 (1840)
Симфония № 3 a-moll («Шотландская»), op. 56 (1842)
Симфония № 4 A-dur («Итальянская»), op. 90 (1833)
Симфония № 5 d-moll («Реформационная»), op. 107 (1832)

Увертюра C-Dur («Увертюра с трубами»), op. 101 (1825)
Увертюра «Сон в летнюю ночь», op. 21 (1826/1831)
Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине», op. 32 (1833)
Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера», op. 26 (1832)
Увертюра «Морская тишь и счастливое плавание», op. 27 (1828/1833/1834)
Увертюра «Рюи Блаз», op. 95 (1839)

Музыка к трагедии «Антигона», op. 55 (1841)
Музыка к комедии «Сон в летнюю ночь», op. 61 (1843) (В том числе знаменитый Свадебный марш)
Музыка к пьесе «Аталия», op. 74 (1843—1845)
Музыка к трагедии «Эдип», op. 93 (1845)
Музыка к пьесе «Лорелея», op. 98 (1845)

Концерты

Концерт для скрипки с оркестром d-moll (1822)
Концерт для скрипки с оркестром e-moll op. 64 (1838, вторая редакция 1844)
Концерт для фортепиано с оркестром a-moll (1822)
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 g-moll, op. 25 (1831)
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 d-moll, op. 40 (1837)
Два концерта для двух фортепиано с оркестром (E-dur и As-dur) (1823—1824)
Концерт для скрипки и фортепиано с оркестром d-moll (1823)

Камерные сочинения

Семь струнных квартетов;
Струнный октет;
Две сонаты для скрипки и фортепиано;
Две сонаты для виолончели и фортепиано;
Два фортепианных трио;
Три фортепианных квартета;
Соната для альта и фортепиано

Сочинения для фортепиано

Прелюдии и фуги
Вариации
Три сонаты
Этюды
Каприччио
«Песни без слов», восемь тетрадей
Рондо-Каприччиозо

Сочинения для органа

Прелюдия d-moll (1820)
Анданте D-dur (1823)
Пассакалья c-moll (1823)
Три прелюдии и фуги, op. 37 (1836/37)
Три фуги (1839)
Прелюдия c-moll (1841)
Шесть сонат op. 65 (1844/45)
Анданте с вариациями D-dur (1844)
Аллегро B-dur (1844)

Вокальные и хоровые сочинения

«Петь на просторе». Шесть песен. Op. 41
«Первый день весны». Op. 48
«Среди зелени». Шесть песен. Op. 59 (1844)
Шесть хоров. Op. 88
Четыре хора. Op. 100
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2021 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -