Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие Люди • По роду деятельности
Нобелевские лауреаты
по годам
по литературе
по медицине
по физике
по химии
по экономике
мира
женщины
Композиторы
Художники
Мореплаватели и первопроходцы
Конструкторы и изобретатели
 

Бернард Шоу

(1856 - 1950)

Нобелевская премия по литературе 1925

«За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»
Бернард ШоуДжордж Бернард Шоу — британский писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Общественный деятель. Один из основателей Лондонской Школы Экономики и Политических Наук.
Джордж Бернард Шоу – английский драматург ирландского происхождения, один из основоположников «драмы идей», писатель, эссеист, один из реформаторов театрального искусства XX ст., после Шекспира второй в рейтинге популярности автор пьес в английском театре, лауреат Нобелевской премии по литературе, обладатель премии «Оскар».

Родился в ирландском Дублине 26 июля 1956 г. Детские годы будущего писателя были омрачены пристрастием отца к спиртному, раздорами между родителями. Как и все дети, Бернард ходил в школу, но главные жизненные уроки вынес из прочитанных книг, прослушанной музыки. В 1871 г. окончив школу, он стал работать в компании, торгующей земельными участками. Через год занял должность кассира, но через четыре года, возненавидев работу, переехал в Лондон: там жила его мать, разведясь с отцом. С юных лет Шоу видел себя литератором, однако посылаемые им во всевозможные редакции статьи не печатали. За 9 лет лишь 15 шиллингов - гонорар за единственную статью - было заработано им сочинительством, хотя за этот период он сочинил целых 5 романов.

В 1884 г. Б. Шоу примкнул к Фабианскому обществу и уже через короткое время снискал славу талантливого оратора. Посещая читальный зал Британского музея в целях самообразования, он познакомился с У. Арчером и благодаря ему стал заниматься журналистикой. Поработав для начала внештатным корреспондентом, Шоу в течение шести лет работал музыкальным критиком, а затем три с половиной года трудился в «Сатердей ревью» в качестве театрального критика. Написанные им рецензии составили трехтомный сборник «Наш театр девяностых», изданный в 1932 г. В 1891 г. вышел своеобразный творческий манифест Шоу – пространная статья «Квинтэссенция ибсенизма», автор которой обнаруживал критическое отношение к современной ему эстетике и симпатию к драме, которая освещала бы конфликты общественного характера.

Его дебютом на поприще драматургии стали пьесы «Дома вдовца» и «Профессия миссис Уоррен» (1892 и 1893 соответственно). Они предназначались для постановки в независимом театре, представлявшем собой закрытый клуб, поэтому Шоу мог позволить себе смелость в отображении сторон жизни, которые обычно обходило современное ему искусство. Эти и другие сочинения вошли в цикл «Неприятные пьесы». В этом же году увидели свет и «Приятные пьесы», и «представители» этого цикла стали в конце 90-ых проникать на подмостки больших столичных театров. Первый огромный успех принес написанный в 1897 г. «Ученик дьявола», входивший в третий цикл - «Пьесы для пуритан».

Звездный час драматурга наступил в 1904 г., когда сменилось руководство театра «Корд» и включило в репертуар ряд его пьес - в частности, «Кандида», «Майор Барбара», «Человек и сверхчеловек» и др. После успешных постановок за Шоу окончательно закрепилась репутация автора, который смело обходится с общественной моралью и традиционными представлениями об истории, ниспровергает то, что считалось аксимой. Вкладом в золотую сокровищницу драматургии стал имевший оглушительный успех «Пигмалион» (1913).

В годы Первой мировой войны Бернарду Шоу пришлось выслушать в свой адрес немало нелестных слов и прямых оскорблений, высказанных зрителями, коллегами по перу, газетами и журналами. Тем не менее он продолжал писать, и в 1917 г. начинается новый этап в его творческой биографии. Трагедия «Святая Иоанна», поставленная в 1924 г., возвратила Б. Шоу былую славу, а в 1925 г. он становится лауреатом Нобелевской премии по литературе, причем отказывается от денежной ее составляющей.

В возрасте за 70 в 30-ых гг. Шоу отправляется в путешествие по миру, наведывается в Индию, Южную Африку, Новую Зеландию, США. Побывал он и в СССР в 1931 г., в июле этого года лично встречался со Сталиным. Являясь социалистом, Шоу искренне приветствовал происходившие в стране Советов перемены и превратился в сторонника сталинизма. После прихода к власти лейбористской партии Б. Шоу были предложены титул пэра и дворянство, однако он ответил отказом. Позднее он дал согласие на присвоение статуса почетного гражданина Дублина и одного из лондонских округов.

Б. Шоу писал до глубокой старости. Последние пьесы, «Миллиарды Байанта» и «Вымышленные басни», он написал в 1948 и 1950 г. Оставаясь в полностью здравом уме, 2 ноября 1950 г. знаменитый драматург скончался.
Основные труды:

Драматургия

1885—1896

«Пьесы неприятные» (Plays Unpleasant, опубликованы в 1898 году)
«Дома вдовца» (Widower’s Houses, 1885—1892)
«Сердцеед» (The Philanderer, 1893)
«Профессия миссис Уоррен» (Mrs Warren’s Profession, 1893—1894)
«Пьесы приятные» (Plays Pleasant, опубликованы в 1898 году)
«Оружие и человек» (англ.)русск. («Arms and the Man», 1894)
«Кандида» (Candida, 1894—1895)
«Избранник судьбы» (The Man of Destiny, 1895)
«Поживем — увидим» (You Never Can Tell, 1895—1896)

1896—1904

«Три пьесы для пуритан» (Three Plays for Puritans)
«Ученик дьявола» (The Devil’s Disciple, 1896—1897)
«Цезарь и Клеопатра» (Caesar and Cleopatra, 1898)
«Обращение капитана Брасбаунда» (Captain Brassbound’s Conversion, 1899)
«Великолепный Бэшвил, или Невознаграждённое постоянство» (The Admirable Bashville; or, Constancy Unrewarded, 1901)
«Воскресный день среди холмов Суррея» (1888)
«Человек и сверхчеловек» (англ.)русск. («Man and Superman», 1901—1903)
«Другой остров Джона Булля» (John Bull’s Other Island, 1904)

1904—1910

«Как он лгал её мужу» (How He Lied to Her Husband, 1904)
«Майор Барбара» (Major Barbara, 1906)
«Врач перед дилеммой» (The Doctor’s Dilemma, 1906)
«Интерлюдия в театре» (The Interlude at the Playhouse, 1907)
«Вступление в брак» (Getting Married, 1908)
«Разоблачение Бланко Поснета» (The Shewing-Up of Blanco Posnet, 1909)
«Дурачества и безделки» (Trifles and tomfooleries)
«Страсть, яд, окаменение, или роковой газоген» (Passion, Poison and Petrifaction; or, the Fatal Gasogene, 1905)
«Газетные вырезки» (Press Cuttings, 1909)
«Очаровательный найденыш» (The Fascinating Foundling, 1909)
«Немного реальности» (The Glimps of Reality, 1909)
«Неравный брак» (Misalliance, 1910)

1910—1919

«Смуглая леди сонетов» (The Dark Lady of the Sonnets, 1910)
«Первая пьеса Фанни» (Fanny’s First Play, 1911)
«Андрокл и лев» (Androcles and the Lion, 1912)
«Охваченные страстью» (Overruled, 1912)
«Пигмалион» (Pygmalion, 1912—1913)
«Великая Екатерина» (Great Catherine, 1913)
«Лечение музыкой» (The Music-cure, 1913)
«О’Флаэрти, кавалер ордена Виктории» (O’Flaherty, V.C.,)
«Инка Перусалемский» (The Inca of Perusalem, 1916)
«Огастес выполняет свой долг» (Augustus Does His Bit, 1916)
«Аннаянска, сумасбродная великая княжна» (Annajanska, the Wild Grand Duchess, 1917)
«Дом, где разбиваются сердца» (Heartbreak House, 1913—1919)

1918—1931

«Назад к Мафусаилу» (Back to Methuselah, 1918—1920)
Часть I. «В начале» (In the Beginning)
Часть II. «Евангелие от братьев Барнабас» (The Gospel of the Brothers Barnabas)
Часть III. «Свершилось!» (The Thing Happens)
Часть IV. «Трагедия пожилого джентльмена» (Tragedy of an Elderly Gentleman)
Часть V. «У предела мысли» (As Far as Thought Can Reach)
«Святая Жанна» (Saint Joan, 1923)
«Тележка с яблоками» (The Apple Cart, 1929)
«Горько, но правда» (Too True To Be Good, 1931)

1933—1950

«Сватовство по-деревенски» (Village Wooing, 1933) (комедия включена в спектакль Вечер комедии в театре имени М. В. Ермоловой в Москве
«На мели» (On The Rocks, 1933)
«Шестеро из Кале» (The Six of Calais, 1934)
«Простачок с нежданных островов» (The Simpleton of The Unexpected Isles, 1934)
«Миллионерша» (The Millionairess, 1935)
«Новое окончание „Цимбелина“» (Cymbeline Refinished, 1937)
«Женева» (Geneva, 1938)
«Золотые дни доброго короля Карла» (In Good King Charles’s Golden Days, 1939)
«Миллиарды Байанта» (Buoyant Billions, 1948)
«Притчи о далеком будущем» (Farfetched Fables, 1948)
«Шекс против Шо» (Shakes versus Shav, 1949)
«Почему она не пожелала» (Why She Would Not, 1950)
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет