Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события
 
Календарь событий

Сергей Никитин

Сергей Никитин Родился 8 марта 1944 года в Москве. Отец - Никитин Яков Григорьевич (1908 - 1956). Мать - Никитина Вера Сергеевна (1913 г. рожд.). жена - Никитина Татьяна Хашимовна (1945 г. рожд.). Сын - Никитин Александр Сергеевич (1971 г. рожд.). На вопрос, как он стал бардом и с чего у него все началось в песне, Сергей Никитин обычно отвечает: "Очень захотелось самому петь Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый развязка 1950-х) достанет обычное. А подчас на этот же задача он отвечает маломальски по-другому: "У меня все пошло от гитары". И с гитарой тоже поначалу все было так же "обычно": нашелся знакомый, что показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - разительно некоторый начинают осваивать основы аккомпанемента именно с этого, добавляя со временем к первым трем еще пять, двадцать пять, сто двадцать пять и так кроме - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, естественно, способностей. Необычность же никитинского случая заключается окончательно не в том, что он поспешно освоил "очень много" разных аккордов, и тем более не в том, что структура его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона следующий и повышенной пятой струнами. Просто практически сразу, как лишь Никитин взял в руки гитару (а он тутто был еще школьником), стало очевидным, что это примечательный и целиком неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом в точном значении этого болтовня он сделался позднее (да и не такое уж это редкое явление - гитарист-виртуоз), но уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же профессионально, как и теперь, - и столь же точный узнаваема, поскольку просто мочь не испытывать этот характерный, фирменный "никитинский" звук, - вещь из разряда "явлений", то, чему, наверное, в принципе невмоготу научиться, даже освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой. Тем не менее повторить его игру пытаются некоторый - некоторые энтузиасты даже умышленно для этого выучивают ехидный никитинский структура (правда, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого довольно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет сносный сверхъестественно сложного. Ан нет, еще ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин все равно один. Несмотря на ярко выраженные музыкальные способности, в окончания школы он пошел учиться в МГУ, на физфак (1962 - 1968). Физика в те годы весь была "в почете", и талантливая молодежь устремлялась именно туда, на первый край научных завоеваний. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика - и отродясь об этом не жалел. Хотя, скорее всего, пройди он в свое дата чрез нормальную детскую музыкальную школу, других вариантов, помимо как продолжать учиться на профессионального музыканта, уже и не возникло бы. Но так не случилось. Хорошо это или плохо, нынче думать бессмысленно, но все-таки дозволительно предположить, что именно естественнонаучное университетское организация и многолетняя занятие в академических институтах - Институте органической химии (1971-1980, лаборатория химии белка) и Институте биологической физики (1980-1987, лаборатория физической биохимии), в среде научно-технической интеллигенции (причем в основном интеллигенции "шестидесятнического" замеса) сыграли непроходимо важную роль в формировании не просто Никитина-композитора, - им-то он, являясь музыкантом от рождения, стал бы, наверное, в любом случае, - а композитора-барда, работающего с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - если искусство не просто достойна стихов и адекватна им, но способна приотворять в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами. Профессиональных композиторов, успешно работавших на этом "поле", весь за было не так изобилие - позволительно назвать Георгия Свиридова, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича, создавших прекрасные вокальные циклы на стихи поэтов-классиков; но пожалуй, за исключением некоторых, ставших донельзя популярными, романсов и песен из кинофильмов, эти их произведения остаются достоянием узкого круга ценителей вокальной камерной музыки (вовсе не непременно при этом являющихся и ценителями самой поэзии). Никитин же, от первых исполненных им когда-то песен Окуджавы и Городницкого до собственных больших концертных программ под названием "Мы поем стихи" - избранник иной традиции петь и за поэзию, традиции, укорененной именно в среде университетской и научно-технической интеллигенции и получившей широкое распространение под названием "авторской песни". Здесь искусство давным завоевала привилегированное рас главной, ведущей составляющей, по сути являясь основой и конечным смыслом только творческого процесса. Причем барды-композиторы, пишущие музыку не на свои стихи, сделали для такого положения вещей отрицание не меньше, нежели "полные" авторы, поющие собственную поэзию. И здесь вклад Сергея Никитина, вскоре ставшего лидером только композиторского направления авторской песни, трудно переоценить. довольно вспомнить лишь некоторые из его песен (всего за годы творческой деятельности их написано приблизительно 400), ставшие, как это преимущественно ясно теперь, по прошествии времени, вехами в развитии жанра: "Диалог у новогодней елки" и "Сон об уходящем поезде" (стихи Ю. Левитанского), шекспировские "Сонеты" (в переводе С. Маршака), цикл "исторических" песен о царе Иване и "Певец разлук" (стихи Д. Самойлова), "Снег идет" (стихи Б. Пастернака), "Времена не выбирают" (стихи А. Кушнера), "Переведи меня после майдан" (стихи В. Коротича в переводе Ю. Мориц), "На стоянке" и "Когда мы были молодые" (стихи Ю. Мориц), "Брич-Мулла" (стихи Д. Сухарева), цикл песен на стихи Г. Шпаликова, "Илья" и "Зычный гудок" (стихи О. Чухонцева), "Кузнечики" и "Отнятая у меня" (стихи А. Тарковского), "Напрасно" (стихи А. Фета)... помимо написания собственных песен Никитин, будучи сам замечательным исполнителем, еще во эпоха учебы в университете организовал и кроме возглавил известные исполнительские коллективы, немало сделавшие для пропаганды и популяризации лучших произведений жанра. зачинщик из них (1963-1967) - мужской общество в составе С. Никитина, С. Смирнова, Б. Геллера и А. Монахова (позднее В. Хаита) возник на базе физфаковской агитбригады, участником которой Никитин стал на 1-м же курсе университета. В репертуаре квартета кроме студенческого фольклора и песен факультетских авторов ("визитной карточкой" квартета была написанная физиком Сергеем Крыловым "Зимняя сказка", вскоре разошедшаяся по стране на правах безымянной "народной" песни), входили также песни Юлия Кима, Александра Городницкого и Александра Дулова. Созданный позднее квинтет, просуществовавший до 1977 года и также состоявший из студентов-физиков: Сергея и Татьяны Никитиных, К. Сантакреу, В. Улина, Н. Туркина, - пел едва только классику жанра и даже в известном смысле "делал ее" своим великолепным исполнением, вводя эти песни в общекультурный обиход. скольконибудь поколений студентов, а кроме и остальное житель страны именно с шум никитинского квинтета впервые узнало и мгновенно полюбило "Сентиментальный марш" (Б. Окуджава), "Я вас люблю, мои дожди" (В. Егоров), "Когда я пришел на эту землю" (Н. Гильен - Г. Христофоров), а также "Амазонку" (стихи Р. Киплинга), "Лошади в океане" (стихи Б. Слуцкого), "Контрабандисты" (стихи Э. Багрицкого) и другие песни Виктора Берковского, какой в те годы не выступал сам со сцены. В 1972 году общество стал лауреатом 3-го Международного фестиваля политической песни в Берлине. За всеми успехами коллектива заранее только стояли судьба аранжировщика и труд его руководителя - Сергея Никитина, получившего в 1978 году премию Московского комсомола в области литературы и искусства "за существо и устройство песен". В "квинтетские" годы сложился и исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, нынешний и поныне. Творческий союз единомышленников, людей, близких по духу, оказался очень успешным и плодотворным, причем Татьяна за играла в нем важную роль не просто партнера по сцене - она является главным советчиком, самым первым слушателем и "судьей" (а временем бывает и прямым соавтором) написанного. В исполнении дуэта Татьяны и Сергея Никитиных записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков как с песнями самого С. Никитина (в том числе "Под музыку Вивальди", 1994; "Избранное", 1994; "Большой суть для маленькой компании", 1995; "Золотая Брич-Мулла", 1996; "Поле чудес", 1998; "Времена не выбирают", 1999 и др.), так и с песнями других авторов ("Часовые любви", 1997 - песни Булата Окуджавы; "Наш разговор", 1999 - песни Александра Дулова; "Со мною вот что происходит", 1999 - песни на стихи Е. Евтушенко и ряд других). Долгое период Никитины совмещали активное концертирование с научной работой ученых-биофизиков (оба закончили аспирантуру; после - кандидаты физико-математических наук). В 1990 году, оставив науку, Татьяна стала заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы, после - заместителем префекта Центрального округа, а с 1992 по 1994 год работала заместителем министра культуры России (министром тутто был Евгений Сидоров). В конце концов, довольно чин от сражений на административном фронте за отечественную культуру с, мягко говоря, равнодушным к этой культуре чиновничеством, она ушла сидеть в итальянскую фирму, занимающуюся арт-бизнесом. Ее "зарубежная" деятельный во многом по-прежнему связана с отечественной культурой; в частности, она устраивает выставки и организует всевозможную рекламу для наших художников на Западе. В 1987 году, за порядочно лет до Татьяны Никитиной, расстался с физикой и Сергей, весь переключившись на творческую деятельность. Некоторое сезон он состоял в штате Театра-студии Олега Табакова, заведуя в нем музыкальной частью, занимался музыкальным оформлением спектаклей, написал музыку к целому ряду постановок, в том числе к "Двенадцатой ночи", "Кастручче" (1988), "Я хочу сниматься в кино" (1990) и др. С 1995 года он - даровой ваятель и занимается реализацией собственных проектов. Вышел в свет книга песен Сергея Никитина "Времена не выбирают" (составитель В. Романова). Но вообще-то композиторская занятие Никитина в кино и театре началась прежде до того, как он формально приобрел статус профессионального музыканта. Впервые это произошло в 1967 году, если его, студента-пятикурсника, тогдашний режиссер Театра-студии МГУ Петр Фоменко пригласил извещать музыку для спектакля "Человек, подобный на самого себя, или пир Михаила Светлова". Сам Никитин вспоминает об этом как об крайне важном для себя событии, - не говоря уже об общении с интереснейшими людьми, приходившими на спектакли и посещавшими репетиции студии Фоменко (среди них были, например, Юлий Ким и Петр Якир, Лиля Брик, Константин Симонов и Леонид Утесов), эта упражнение стала для него первым опытом осознанного творческого погружения в мир поэзии и сплетня поэта, на стихи которого писалась искусство (позднее подобное "погружение" происходило со стихами Юнны Мориц, Давида Самойлова, Геннадия Шпаликова, Дмитрия Сухарева...). Результатом стал цикл песен на стихи Светлова, но суть - именно с этого времени у Никитина началось серьезное усердие поэзией, положение к ней не просто как к источнику текстов для песен, а, выражаясь словами Юнны Мориц, "рыцарское служение" ей. Первая продукт Никитина в кино - телефильм "Морские ворота" (1974), для которого в соавторстве с Виктором Берковским и Юрием Визбором (которому принадлежат стихи) было написано нескольких песен. Всех участников этой работы связывала тесная дружба, естественным образом продолженная в творческой сфере: они и после часто соавторствовали в написании музыки и песен к различным теле- и кинофильмам, спектаклям и радиопостановкам. вместе с В. Берковским, в частности, была написана искусство к спектаклям "Мэри Поппинс" (Театр имени Ермоловой, 1976) и "Коньки" (ЦДТ, 1977), к музыкальному спектаклю "Али-Баба и 40 песен персидского базара" (сценарий В. Смехова, первая положение в 1979 году), "Большая докторская сказка" (радиоспектакль по сказке К. Чапека, 1977), а песни Никитина на стихи Ю. Визбора вошли в неурезанный ряд документальных телефильмов студии "Экран" ("Мурманск-198", "На полюс", "Земля, улетаем надолго" и др.). кроме этого С. Никитин является композитором (и автором прозвучавших там песен) еще целого ряда теле- и кинофильмов: "Почти смешная история" ("Экран", 1977), "Москва слезам не верит" ("Мосфильм", 1979), "Старый последний год" ("Экран", 1980), "Поездки на старом автомобиле" ("Мосфильм", 1987), нескольких мультфильмов ("Сказка о потерянном времени", "Большой причина для маленькой компании", "Мальчик шел, сова летела" и "Волчья шкура") и спектакля "Полоумный Журден" (Центральный балаган кукол, 1983). скольконибудь музыкальных произведений для театра Никитин написал вместе с поэтом Дмитрием Сухаревым, своим близким другом и постоянным соавтором, что выступил автором либретто. Два из них были поставлены различными театрами как в нашей стране, так и за рубежом. Премьера оперы-водевиля по рассказу А.П. Чехова "Предложение" состоялась в 1989 году в театре "Третье направление"; кроме в 1990 году он был поставлен в театре "Школа современной пьесы" под названием "А чой-то ты во фраке?" (и продолжает успешно идти там уже более 10 лет), зрелище шел также в Тверском областном театре и Theater del Altmark города Штендаль (Германия). Вторая игра - зрелище "Актеры меж собой" - поставлена в Театре наций в 1996 году. Продолжается и помощь с телевидением: в 1999 году канал "Культура" осуществил запись большого цикла тематических концертов Сергея Никитина, проходивших в Доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине; разряд передач с этими выступлениями уже порядком раз была показана на экране. Еще одна "приоритетная" общество деятельности, на что Никитин николи не жалел сил и времени, - это то, что дозволено бы скучно обозвать "работой с детьми", но что в никитинском исполнении за превращается в очень очевидный праздник. В его жизни это вещь как "общественной нагрузки" - поскольку ни в каком педагогическом штате он николи не состоял, так что педагогического стажа не приобрел. Зато у песенки про пони, написанной на стихи Юнны Мориц еще в 1965 году, если писатель был студентом, и по-прежнему продолжающей сохраняться "в ходу" у детей и их родителей, - стаж весь солидный. И у других песен Никитина для детей - а он пишет их всю житье - столь же счастливая судьба: они нравятся детям, и те с удовольствием их слушают и поют сами (впрочем, и "бывшие дети" тоже!). некоторый из самых знаменитых никитинских детских песен (начиная от тех самых "Пони", которые "девочек катают" - до "Любимого пони", одной из последних) написаны на стихи Юнны Мориц: "Ванечка-пастух", "Слониха, слоненок и слон", "Большой причина для маленькой компании", "Собака бывает кусачей", - ну и, конечно, "Резиновый ежик" - хит всех времен и народов "от двух до пяти". "Окучивание" детей не ограничивается чисто композиторской работой: Никитин точный устраивает для них большие концерты-праздники, куда приглашает "хороших и разных" поэтов и музыкантов, где звучат не единственно бардовские песни, но и классика, и джаз, и фольклор, выступают юные музыканты и актеры. Вот уже более 10 лет во Дворце творчества детей и юношества на Воробьевых горах ежемесячно проходят так называемые "Никитинские встречи" - клуб, где собирается дитя (начиная с 3 лет) со своими мамами и папами, для послушать хорошую музыку, подпеть гостям на сцене (а то и подплясать, что преимущественно волею проделывают самые маленькие). За эти годы вид барда Сергея Никитина, окруженного малышами, с энтузиазмом, хоть и не бесконечно стройно, подтягивающими бессмертного "ежика", стал уже привычным ("Чем хороша детская аудитория, - шутит он, - каждые пять лет подрастает новость племя - и еще требует "про ежика""), - но с некоторых пор он все чаще стал являться на сцене также и в окружении молодых профессионалов. Студенты и выпускники "гнесинки" и консерватории, флейтисты (нынешний лауреат Всероссийских и международных конкурсов флейтистка Татьяна Ларина когда-то тоже участвовала в "Никитинских встречах" в качестве "юного дарования"), виолончелисты, пианисты, струнный "Москва квартет" - всем этим молодым музыкантам интересно трудолюбивый с Никитиным, удовлетворять его музыку и просто ходить неразлучно в концертах "Классического проекта", которым он увлечен в последнее время. Возможно, крайне спешно звучание классических инструментов в произведениях авторской песни, до сих пор предпочтительно "гитарной", довольно обычным делом - жанр развивается, и постоянный творческий поиск барда и композитора Сергея Никитина, продолжающего работать, искать, творить, увлекая за собой всё новые молодой силы, - надежное ручательство этого процесса. Сергей Никитин - достодолжный исполнитель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994). В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю повиновение русской поэзии". Но, пожалуй, награда, которой Никитин более только дорожит, - стихотворение Булата Окуджавы, написанное к его 50-летию и посвященное Сергею Никитину: Знаком он по песенке старой, И все-таки он не артист. Он всем нам привычен с гитарой, И все же он не гитарист. Немало нам песен пропевший, Споющий еще не одну, Он физик, к стиху прикипевший, Ученый, влюбленный в струну. Как кстати ему этот свитер! Как точен аккомпанемент!.. Он вовремя только - композитор, Но суть - интеллигент. 1994 Живет и работает в Москве.
 
   
   
   
Copyright © 2024 Великие Люди   |  Контакты