Календарь событий
Михаил Врубель
ИЗВЕСТНЫЕ РАБОТЫ
Врубель Михаил Александрович, русский живописец.
Родился 5array(17) марта 1856 в Омске.
Учился в петербургской академии художеств (1880-84). Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 – начала 20 вв. стремление решить эти вопросы приводило Врубеля, стоявшего в стороне от общественной борьбы своей эпохи и не видевшего реальных путей преодоления острых противоречий буржуазной действительности, к мучительным поискам выхода лишь во внутренней, духовной жизни человека.
"Царевна Лебедь"
Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля «модерн». Однако творчество Врубеля гораздо шире и символизма, и стиля «модерн».
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы («Пан», 1899, «К ночи», 1900, «Сирень», 1900,– все в Третьяковской гал.).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей. В поисках большей духовности, монументальности и пластической выразительности произведений Врубель обращается к опыту классического искусства.
"Девочка на фоне персидского ковра"
Однако он далёк от стилизации или подражания. С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова. Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В «Демоне» (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская гал., Рус. .музей и др. собрания) Врубель в символической форме ставит «вечные» вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры – всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась «Демоном поверженным» (1902, Третьяковская галерея).
В 1900-е гг. творчество Врубеля приобретает характер трагической исповеди, в нём нарастают драматизм мироощущения и экспрессия форм, а порой и черты болезненного надлома (с 1902 Врубель страдал тяжёлой душевной болезнью и в 1906 ослеп).
Умер художник 1array(14) апреля 1910 в Петербурге.
Известные работы
В 1955 году в выставочном зале Московского союза художников состоялась выставка, известная как «50 новооткрытых рисунков Врубеля», созданная из коллекций профессора И. Н. Введенского и Ф. А. Усольцева, врачей-психиатров, лечивших Врубеля.
Сегодня работы Врубеля содержатся в собраниях Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, Музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в Омске.
«Автопортрет». 1880
«Автопортрет». 1882
«Автопортрет». 1904
«Автопортрет». 1905
«Ангел с кадилом и свечой». 1887
«Белая акация» 1886—1887
«Богатырь». Декоративное панно. 1898
«Богоматерь с младенцем». 1884—1885
«Венеция». 1893
«Воскресение». 1887
«Восточная сказка». 1886
«Восточный танец». 1889
«Гадалка». 1895
«Гамлет и Офелия». 1883
«Голова Демона на фоне гор». 1890
«Дворик зимой» 1903—1904
«Девочка на фоне персидского ковра». 1886
Демон и Тамара
«Демон летящий». 1899
«Демон поверженный». 1902
Демон сидящий «Демон сидящий». 1890
«Дерево у забора» 1903—1904
«Дуэль Печорина с Грушницким» (иллюстрация к произведению М. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Египтянка
«Жемчужина». 1904
«Игры наяд и тритонов».
«Иоанн Креститель». 1904
«Испания». 1894
«Италия». 1891
«К ночи» 1887
«Кампанулы» 1904
Князь Гвидон и Царевна-Лебедь
«Кровать». 1905
«Купава». 1898—1899
«Лебедь». 1901
Левая рука художника
«Маргарита». 1896
«Маска льва». 1890-е.
«Микула Селянинович и Вольга». 1898—1899
«Микула Селянинович». 1895-96
«Море». 1903
«Морская царевна». 1897—1900
«Морской царь». 1899—1900
«Муза». 1900
«Н. И. Забела-Врубель у рояля».
«Надгробный плач». 1887
«Натурщик». 1882—1883
«Натурщица в обстановке Ренессанса». 1883
«Неаполитанская ночь». 1891
«Одиллия». 1894
«Орхидея». 1886—1887
«Пан». 1899
«Пирующие римляне». 1883
«Пляска Тамары».
«Полет Фауста и Мефистофеля».
«Портрет В. Я. Брюсова». 1906
«Портрет доктора Ф. А. Усольцева».
«Портрет на фоне березок». 1904
«Портрет Н. И. Забелы-Врубель в туалете ампир». 1898
«Портрет П. П. Кончаловского».
«Портрет Саввы Мамонтова». 1897
«Портрет К. Д. Арцыбушева». 1897
«Портрет сына». 1902
«Принцесса Греза». 1896
«Пророк», иллюстрация к стихотворению А. С. Пушкина. 1899
«Прощание Зары с Исмаилом».
«Прощание царя морского с царевной Волховой». 1899
«Раковина». 1904
«Роберт и монахини». 1896
«Ромео и Джульетта». 1895—1896
«Роза».
«Садко». 1899—1900
«Скачущий всадник». Иллюстрация к поэме «Демон». 1890—1891
«Свидание Анны Карениной с сыном». 1878
«Сирень». 1900, 1901
«Сошествие Св. Духа». 1885
«Суд Париса», триптих. 1893
«Тамара в гробу». 1890—1891
«Тамара и Демон». 1890—1891
«Тени лагун». 1905
«Тридцать три богатыря». 1901
«Фантастический пейзаж».
«Христос в Гефсиманском саду». 1887
«Царевна Волхова». 1898
«Царевна-Лебедь». 1900
«Шестикрылый Серафим». 1904
|