Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события
 
Календарь событий

Александр Яковлев

Александр Яковлев Александр Сергеевич Яковлев 19 марта (1 апреля) 1906, Москва - 22 августа 1989, Москва) - советский авиаконструктор, генерал-полковник авиации (1946), академик АН СССР (1976), дважды Герой Социалистического Труда, десятикратный кавалер ордена Ленина, Депутат ВС СССР в 1946-1989, референт Сталина по вопросам авиации. Александр Сергеевич Яковлев родился 19 марта (1 апреля) 1906 года, в городе Москва, в семье служащего. Отец - Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы 'Товарищество братьев Нобель'. Мать - Нина Владимировна, домохозяйка. Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. Дед Александра Сергеевича - Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра. В 1924 Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат - планер АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планеров на всесоюзных соревнованиях. С 1924 по 1927 Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом летного отряда Военно-воздушной Академии им. Н. Е. Жуковского. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду 'не пролетарского происхождения'. 12 мая 1927 г. поднялся в воздух первый самолет АИР-1 конструкции А. С. Яковлева. Этот день считается датой рождения ОКБ. В июле 1927 г. на АИР-1 был установлены первые советские мировые рекорды - дальности (1420 км) и продолжительности (15 ч 30 мин) полета. За эти достижения А. С. Яковлев был зачислен слушателем АВФ, которую закончил в 1931 г. Во время учебы в Академии А. С. Яковлев не переставал заниматься постройкой самолетов. За 1927-1931 гг. под его руководством было создано 8 типов самолетов - от АИР-1 до АИР-8, один из которых ( АИР-6) строился большой серией. После окончания Академии А. С. Яковлев работал инженером на заводе N39 им. Менжинского, где организовал группу легкой авиации и продолжал заниматься созданием самолетов. Заслуживает большого внимания двухместный моноплан АИР-7 (1932 г.), обладавший скоростью полета 332 км/ч. Характерно, что самый быстроходный одноместный истребитель того времени И-5 (биплан) с тем же мотором имел скорость 286 км/ч. Группа энтузиастов из 35 человек, работавшая под руководством А. С. Яковлева, добилась признания и 15 января 1934 г. была переведена из Осовиахима в государственую авиапромышленность как самостоятельное конструкторско-производственное бюро, вскоре ставшее заводом ? 115. Коллектив получил свою базу в кроватной мастерской на Ленинградском проспекте. Первый самолет, созданный на новом месте, АИР-9, осенью 1934 г. был показан на Парижском авиационном салоне. В 1935 г. на базе АИР-9 был создан самолет УT-2 первоначального обучения для летных школ ВВС и аэроклубов, выпускавшийся в 1938-1948 гг. В 1935 г. А. С. Яковлев стал главным конструктором и оставался им до 1956 г. В 1936 г. был создан самолет УТ-1 для отработки летного мастерства и тренировки летчиков, который также на ходился в серии. В 1937-1938 гг. На УТ-2 и УТ-1 было установлено одиннадцать мировых рекордов. В 1936 г. ОКБ построило еще 2 самолета: трехместный АИР-11 и первый в стране спортивный самолет с убирающимся шасси АИР-12 . На АИР-12 был установлен мировой рекорд дальности полета в 1444 км. В 1939 г. ОКБ построило свою первую боевую машину - двухмоторный бомбардировщик ББ-22array(Як-2 и Як-4), который имел максимальную скорость полета 567 км/ч. Это превышало скорости лучших истребителей того времени. Як-2 и Як-4 строились серийно. В 1939 г. Александр Сергеевич был награжден орденом Ленина. В эти годы А. С. Яковлев окончательно вошел в число лучших авиаконструкторов своего времени. Ему доверяли в правительстве, оказывали большую поддержку. Несколько раз в составе различных делегаций он выезжал в ведущие авиационные страны: с 1933 до 1940 г. А. С. Яковлев побывал в Италии, Франции, Англии, Германии. С 11 января 1940 г. по июль 1946г., включая самые тяжелые для страны военные годы, А.С.Яковлев, руководя ОКБ, одновременно работал заместителем наркома авиационной промышленности по опытному самолетостроению и науке (в 1946г. - зам.министра по общим вопросам). О его успешной деятельности на этом посту говорят государственные награды "за заслуги в деле организации опытного самолетостроения" (1942г.), "за выдающиеся заслуги в развитии науки и техники" (1945г.) избрание членом-корреспондентом Академии Наук СССР (1943г.), благодарность Председателя Совета Министров СССР "за шестилетнюю руководящую работу" и присвоение звания генерал-полковника (1946г.). 13 января 1940 г. поднялся в воздух И-26 (Як-1), который стал лучшим советским потребителем первого периода Великой Отечественной войны. Самолет получил высокую оценку, а главный конструктор стал одним из первых Героев Социалистического Труда (1940г.) и лауреатов Государственной премии (1941г.). На основе Як-1 были созданы Як-7 (1941г.), Як-9 (1942г.), Як-3 (1943г.) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций - всего 36737 самолетов. Они составляли две трети выпущенных в период войны истребителей и отмечались Государственными премиями в 1942, 1943 и 1946 годах. ОКБ было награждено орденами Ленина (1942г.) и Красного Знамени (1944г.) и оказалось в числе тех коллективов, которые внесли наибольший вклад в Победу. Высоких наград были удостоены многие сотрудники ОКБ. Помимо советских орденов А.С.Яковлев получил награды Франции - офицерский крест ордена Почетного легиона и Военный крест, 1939-1945 гг. С 1956 по 1984 Яковлев становится генеральным конструктором ОКБ имени Яковлева. 1956-1960 гг. В послевоенный период произошло перевооружение авиации реактивной техникой. Истребитель Як-15 стал первым реактивным самолетом, поступившим на вооружение в СССР. За ним последовали Як-17УТИ , Як-23 - всего более 1000 самолетов. В последующие годы поступили на вооружение: Як-25 - первый советский всепогодный перехватчик, высотный Як-25РВ, первый сверхзвуковой разведчик Як-27Р, семейство сверхзвуковых самолетов Як-28, включая первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик. Было создано целое поколение легкомоторных самолетов: учебно-тренировочные Як-11 и Як-18 (4166 и 8434 экз.), многоцелевые Як-12 (4458 экз.), первые в СССР реактивные учебно-спортивные самолеты Як-30 и Як-32 . Поступили на вооружение десантные аппараты - планер Як-14 и вертолет Як-24 - самый грузоподъемный в мире в 1952-1956 гг. Реактивные боевые самолеты ОКБ отмечены двумя Государственными премиями, а за заслуги в создании легких и других самолетов вручены награды Международной авиационной федерации (ФАИ): Почетный диплом получило предприятие, а диплом Тиссандье и Золотую авиационную медаль - А.С.Яковлев. В 1957 г. А.С.Яковлев стал дважды Героем Социалистического Труда. 1961-1980гг. В эти годы коллектив ОКБ под руководством А.С.Яковлева внес достойный вклад в оснащение советской авиации боевыми, пассажирскими и легкими самолетами. В 1967 г. на параде в Домодедово демонстрировался первый советский самолет вертикального взлета и посадки Як-36 , а с 1976 г. на вооружении крейсеров класса "Киев" поступали боевые самолеты вертикального и короткого взлета и посадки Як-38 - первые в мире палубные СВВП. С 1968 г. перевозит пассажиров Як-40 - единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся развитыми странами - Италией, ФРГ. За 32-местным Як-40 последовал 120-местный Як-42, отличавшийся высокой экономичностью. Поступили в производство учебные самолеты Як-18Т и Як-52. Широкое развитие получили спортивно-акробатические самолеты. Выступая с 1960 г. на Як-18П, Як-18ПМ, Як-18ПС и Як-50 советские летчики неоднократно завоевывали первые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. В эти годы самолеты "Як" отмечены Ленинской и двумя Государственными премиями, коллектив ОКБ награжден орденом Октябрьской Революции. В 1976 г. А.С.Яковлев избран действительным членом Академии Наук СССР. 21 августа 1984 г. А.С.Яковлев ушел на пенсию в возрасте 78 лет. Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Критика деятельности Яковлев являлся одним из немногих советских конструкторов не попавших под массовые репрессии, благодаря особым доверительным отношениям которые сложились у него со Сталиным. В своих мемуарах А. С. Яковлев приводит следующий диалог со Сталиным: "Уже в с начала лета 1939 года Сталин меня стал вызывать для консультаций по авиационным делам... для доверительного обсуждения важных вопросов... - Что вы скажите по этому вопросу, как вы думаете? Видя мое затруднительное положение, смущение и желая одобрить, он говорил: -Говорите то, что думаете, и не смущайтесь - мы вам верим, хотя вы и молодой. Вы знаток своего дела, не связаны с ошибками прошлого и поэтому можете быть объективными больше, чем старые специалисты, которым мы очень верили, а они нас с авиацией завели в болото. Именно тогда он сказал мне: - Мы не знаем, кому верить." Естественно такие отношения со Сталиным вызвали после его смерти поток критики на Яковлева. Конструктор Л. Кербер вспоминает: 'Всех нас мучил вопрос, кто же способствовал аресту Туполева? Этот вопрос и теперь по-прежнему волнует многих авиаработников... Нет сомнений, без санкции Сталина арест произойти не мог, но чтобы ее получить, органам было необходимо накопить материалы... Наиболее активным информатором о 'сомнительных' сторонах деятельности Туполева был А. С. Яковлев. У него был свой оригинальный метод: доносы щедро рассыпаны по страницам его книг. Дальнейшие факты заимствованы из них. Рассеянные - они не убеждают в злонамерениях Туполева. Сведенные воедино - смотрятся по-иному'. Яковлев понимал, что на посту заместителя наркома по опытному самолетостроению может стать объектом для обвинений в необъективности и 'затирании' других авиаконструкторов. Так в последствии и произошло. Отмечалось, что Яковлев сыграл роковую роль в судьбе некоторых возможно перспективных разработок других авиаконструкторов своего времени, в частности он полностью свернул проект САМ-13 Москалева весной 1941 года, проект РМ-1 в 1946 году, РК-800 (Раздвижное крыло 800 км/ч) в 1940 году, СК-1 и СК-2 в 1940 году и т. д. Во многих современных источниках отмечается печальная роль Яковлева в судьбе перспективного самолета И-180 Н. Н. Поликарпова и даже причастность его подчиненных к катастрофе, унесшей жизнь В. Чкалова, но официально последний факт не имеет подтверждения. Марк Солонин в книге 'На мирно спящих аэродромах' обвинил Яколева в распространение мифа, о превосходстве германской авиации над советской в годы испанской войны (1936-1939). Этот 'миф' попал в школьные учебники истории. По словам автора, Яковлев таким путем боролся со своим конкурентом - авиаконструктором Поликарповым. Библиография 1957 Рассказы авиаконструктора 1968 50 лет советского самолетостроения 1974 Цель жизни (записки авиаконструктора) 1979 Советские самолеты. Изд. 3-е. НАГРАДЫ Советские: -Герой Социалистического Труда - Медаль 'Серп и Молот' дважды (1940, 1957), -Орден Ленина десять раз; -Орден Октябрьской Революции; -Орден Красного Знамени дважды; -Орден Суворова 1-й и 2-й степени; -Орден Отечественной войны 1-й степени дважды; -Орден Трудового Красного Знамени -Орден Красной Звезды -лауреат Сталинской премии шестикратный (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), -лауреат Ленинской премии (1971), -лауреат Государственной премии СССР (1977), Французские: -Орден Почетного легиона степени 'Офицер' (фр. Officier de l'Ordre national de la Légion d'Honneur), Международные: Золотая авиационная медаль ФАИ. ПАМЯТЬ В Москве установлен бронзовый бюст Яковлева. Имя Яковлева носит: - Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115) - Московский машиностроительный завод 'Скорость'; - улица Авиаконструктора Яковлева (бывшая 2-я улица Усиевича) в районе Аэропорт (с 2006) - САО города Москвы. Самолёты ОКБ имени Яковлева Истребители: Як-1 · Як-3 · Як-7 · Як-9 · Як-15 · Як-17 · Як-23 · Як-25 · Як-27 · Як-28 · Як-141 Штурмовики: Як-38 Бомбардировщики: Як-2 · Як-4 · Як-26 · Як-28 Транспортные самолёты: Як-6 · Як-8 Специальные самолёты: Як-44 Пассажирские самолёты: Як-40 · Як-42 Тренировочные и спортивные самолёты: УТ-2 · Як-11 · Як-18 · Як-18Т · Як-21Т · Як-32 · Як-50 (1972) · Як-52 · Як-54 · Як-55 · Як-130 Многоцелевые самолёты: Як-12 · Як-112 · Як-58 Экспериментальные самолёты, вертолёты и проекты: Як-19 · Як-25 (1947) · Як-30 (1948) · Як-50 (1949) · Як-36 · Як-201 · Прорыв · Альбатрос · ВВП-6 Вертолёты: ЭГ · Як-100 · Як-24 · Як-60 Беспилотные: Шмель-1 · Пчела-1Т · Жаворонок-1 · Жаворонок-2 На самолетах Яковлева во время Великой Отечественной войны летали: советский лётчик-ас А. И. Покрышкин — очень недолго, предпочтя цельнометаллическую P-39 «Эйркобра» лётчики полка Нормандия-Неман дважды Герой Советского Союза Арсений Васильевич Ворожейкин — 46 сбитых самолётов из 52 (6 на И-16 на Халхин-Голе) маршалы Колдунов Александр Иванович (46 побед) и Савицкий Евгений Яковлевич (22), причём последний будучи единственным летающим командиром авиакорпуса (в Красной армии после 41 года не летали даже некоторые командиры полков)
 
   
   
   
Copyright © 2022 Великие Люди   |  Контакты