Календарь событий
Сандро Боттичелли
Настоящее имя итальянского живописца Сандро Боттичелли – Алессандро ди Мариано ди Вани Филипепи. Родился он 1 марта 1445 года во Флоренции в семье предпринимателя. Начальное образование получил в монастыре Санта Мария Новелла, в котором позднее будут размещены его работы.
Первое дело, которому обучился будущий художник – ювелирное мастерство, которое развило в нем творческие задатки. Увлекшись живописью, Алессандро поступил в подмастерье известного художника Филиппо Липпи. Позднее становится учеником Андрео де Вероккио.
Поклонение волхвов
В 1470 году художник получает свой собственный заказ. И с этого момента его творчество выходит на новую ступень. Больше всего положительных откликов получила его работа «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Марии Новелла. В одном из персонажей картины Боттичелли изобразил себя.
Постоянным заказчиком Боттичелли становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. В 1481 году Боттичелли участвовал в украшении Сикстинской капеллы фресками. Он занимался тремя сценами. По возвращении в Рим художник пишет ряд картин на мифологические темы: «Весна», «Турнир», «Рождение Венеры».
Рождение Венеры
В 1480-х художник находился на вершине славы, заказы были нескончаемы. В одиночку художнику было не справиться, поэтому он по традиции времени поручал большую часть работы ученикам, а на себя брал самое трудное и престижное. Известность художника была велика, он считался лучшим живописцем во Флоренции.
В старости Боттичелли увлекается идеями Савонаролы – проповедника аскетизма. Меняется стиль его живописи, усиливаются религиозные тенденции. В творчестве художника ощущаются трагизм и надломленность.
В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Уже в 1502 королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли.
Сандро Боттичелли умер 17 мая 1510. Вместе с художником умерла и память о нем.
Заново Боттичелли был открыт только в конце 19 века стараниями английского искусствоведа Джона Рескина и группы художников-прерафаэлитов.
Произведения
В лице Сандро Боттичелли мы не найдем пионера, и творчество его не обогатило истории новыми проблемами. Однако Сандро не идёт в свите других, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Его чисто личное искусство отразило лицо века. Оно отцвело вместе с его молодостью.
Александр Бенуа[2]
Мадонна с Младенцем и ангелом (1465—1467 гг.) Уффици, Флоренция
Мадонна делла Лоджия (ок.1467 г.), Уффици, Флоренция
Поклонение волхвов, (ок. 1475 г.), Уффици, Флоренция
Весна, (между 1477 и 1478 гг.), Уффици, Флоренция
Фрески Сикстинской капеллы (1481 г.)
Мадонна Магнификат, (1481 г.), Уффици, Флоренция
Венера и Марс, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея
Портрет юноши, (1483 г.), Лондонская Национальная галерея
Рождение Венеры, (ок. 1484 г.), Уффици, Флоренция
Алтарь Барди (Мадонна Барди), (ок.1485), Государственные музеи, Берлин
Мадонна с гранатом, (ок. 1487 г.), Уффици, Флоренция
Благовещенье, (1489—1490 гг.) Уффици, Флоренция
Клевета, (1495 г.) Уффици, Флоренция
иллюстрации к «Божественной комедии» Данте.
Новелла о Настаджио дельи Онести — I, II, III эпизоды — Музей Прадо, IV эпизод — частная коллекция.
«Покинутая», галерея Палловичини, Рим
«Мадонна с младенцем», Музей Жакмар-Андре, Париж
Сцены из жизни святого Зиновия, (между 1500 и 1505) Две — Лондонская Национальная Галерея, один — Нью-Йорк, Метрополитен-музей, другой — Дрезден, Картинная галерея
Мистическое рождество, 1501 г. — Лондонская Национальная Галерея.
|