Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 27 августа
 
Календарь событий

День российского кино

День российского кино 27 августа в России отмечается День российского кино (согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях»). «Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов. В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут. А первая цветная отечественная лента вышла на экраны в 1925 году. Это был знаменитый «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Любимый многими поколениями фильм «Чапаев» братьев Васильевых был снят в 1934 году. На I Международном Московском кинофестивале в 1935 году, председателем жюри которого был Сергей Эйзенштейн, создатели «Чапаева» получили первую премию. С тех пор кинопроизводство претерпело масштабные изменения: от немого кино до звукового, от черно-белого до цветного. С самого начала кинофильмам придавали очень большое значение в идеологическом воспитании людей. Всем известна ставшая крылатой фраза В. И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. В последние годы проводится много кинофестивалей: «Оскар», Московский международный кинофестиваль, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах и другие.

постоянная ссылка

День независимости Республики Молдовы

День независимости Республики Молдовы 27 августа 1991 года Парламент Республики Молдовы принял Декларацию о независимости, последовав примеру прибалтийских стран, Грузии, Армении и Украины. Спустя несколько часов после принятия документа независимость Молдовы признала Румыния. В декабре 1991 года, после подписания Беловежских соглашений и распада СССР, новое государство — Республика Молдова — было признано несколькими десятками государств, в том числе США, Турцией, Францией, Германией, а затем Россией, Украиной и другими странами новообразованного Содружества независимых государств (СНГ). Официальный Кишинев вошел в СНГ позднее. В 1992 году Республику Молдову приняли в ООН, а затем в СБСЕ (ОБСЕ), Совет Европы, Организацию черноморского экономического сотрудничества, ВТО. В день празднования годовщины провозглашения независимости Республики Молдовы патриотические организации проводят торжественный молебен, посвященный памяти жертв приднестровского конфликта. На центральной площади Кишинева возлагаются цветы к памятнику молдавскому политику 15 века и, как считается, самому выдающемуся историческому деятелю в истории Молдовы — Штефану чел Маре (молд. Stefan cel Mare) — и Мемориалу воинской славы. На площади Великого Национального собрания проходит торжественный митинг, посвященный Дню независимости Республики Молдовы. По окончании митинга и официальной части торжества молдован и гостей столицы ждут различные культурно-патриотические и развлекательные мероприятия.

постоянная ссылка

Правительство Советской России (Совнарком) приняло декрет о национализации всего кинодела в стране

Правительство Советской России (Совнарком) приняло декрет о национализации всего кинодела в стране После Октябрьской революции 1917 года российские кинопредприятия еще около двух лет продолжали находиться в частных руках. Большинство их владельцев отрицательно относились к большевикам. В первые дни Советской власти они отказывались выдавать камеры и пленку кинооператорам, которые желали запечатлеть для истории революционные события - у владельцев частных компаний были другие приоритеты. В одном только 1918 году частные кинофирмы поставили около 150 фильмов. Основную массу среди них составляли мистические ленты о торжестве на земле злых сил, любовные мелодрамы, исторические и другие картины. Во время Гражданской войны, по мере нарастания голода и разрухи, множество русских кинематографистов покинули Москву и Петроград и переехали на юг страны в Одессу и Крым, откуда нередко эмигрировали на запад, увозя с собой фильмы и съемочную аппаратуру. В то же время лидер большевиков Владимир Ленин отмечал, что кино является важнейшим искусством, мощнейшим пропагандистским инструментом, а другие руководители Советского государства прямо призывали «взять кинематограф в свои руки». Кинематографисты, поддерживавшие Советскую власть, снимали в это время в основном хроникальные фильмы о революции и Гражданской войне или художественные киноагитки. 27 августа 1919 года был издан Декрет Совета Народных комиссаров (Совнаркома) о национализации кинодела. С этого времени вся фото– и кинематографическая промышленность и торговля перешла в ведение Народного комиссариата просвещения, возглавлявшегося Анатолием Луначарским. В память об этом событии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1979 года был установлено, что 27 августа является Днем Советского кино. Позднее эта дата стала считаться Днем кино России.

постоянная ссылка

Американская компания СВS продемонстрировала в Нью-Йорке первую систему цветного телевидения, пригодную для практического применения

Американская компания СВS продемонстрировала в Нью-Йорке первую систему цветного телевидения, пригодную для практического применения Первая идея эфирной передачи цветных изображений принадлежала русскому инженеру Ованесу Адамяну (он же Иван Адамиан), сформулировавшему ее еще в 1907–1908 годах. В 1925 году им уже была разработана система трехцветного телевидения, технически реализованная английским изобретателем Дж. Бэрдом в 1928 году. Год спустя свою систему цветного телевидения продемонстрировала «Америкэн телефон энд телеграф компании» и тогда же советский инженер Ю. Волков предложил применять для цветных телеприемников особую электроннолучевую трубку с тремя экранами. С 1938 году электронное цветное телевидение стало разрабатываться в американской радиовещательной компании CВS (Коламбия Бродкастинг Систем). 27 августа 1940 года ею была продемонстрирована первая цветная электронная система, пригодная для практического применения, автором которой был венгерский эмигрант Питер Карл Голдмарк. Работы по усовершенствованию этого изобретения продолжались до 1950 года, а в 1951 году CBS открыла цветное телевещание в Нью-Йорке, Бостоне и других городах США. Аналогичная система была разработана в СССР в 1948–1953 годах (в 1954–1956 в Москве по ней проводилось опытное вещание). Однако, как стандартные, эти системы использовались недолго. С 1953 в США было начато цветное телевещание по системе NTSC, ставшей стандартной в Канаде и других странах Западного полушария, а также в Японии. В 1966 году была создана советско-французская система цветного телевидения SECAM, введенная в эксплуатацию с октября 1967 года. В 1962–1966 годах в ФРГ была разработана система цветного телевидения PAL, внедренная год спустя также в Великобритании, Нидерландах и других странах Западной Европы, а также в Австралии.

постоянная ссылка

В Великобритании вышел в свет первый экземпляр «Книги рекордов Гиннеса»

В Великобритании вышел в свет первый экземпляр «Книги рекордов Гиннеса» История «Книги рекордов Гиннеса» началась в 1951 году. На одной великосветской английской вечеринке возник шуточный спор о том, какая из европейских птичек летает быстрее всех: золотая ржанка или шотландская куропатка. Один из участников этого спора, сэр Хью Бивер, вернувшись домой, вдруг решил собрать информацию о всяких нестандартных рекордах, типа состязаний по скорости птичьих полетов и издать об этом книгу. Ее решено было назвать «Гиннес», в честь древнего родового имени семейства сэра Хью. Для подготовки издания в Лондоне было создано особое агентство, регистрировавшее разнообразные любопытные достижения. Работа над книгой была поручена владельцам одного из информационных агентств – братьям Норрису и Россу Макуиртерам. В процессе сбора информации, были рассмотрены многочисленные факты о множестве рекордов и собраны свидетельства авторитетных экспертов, по поводу их подлинности. В результате 27 августа 1955 года первый тираж «Гиннеса» объемом 198 страниц увидел свет. «Книгой рекордов Гиннеса» стали называться последующие выпуски этого издания. Первая «Книга» сразу стала одним из бестселлеров года. На следующее Рождество она уже возглавила список британских бестселлеров. С тех пор это справочное издание ежегодно фиксирует сведения о выдающихся достижениях, уникальных явлениях и курьезах в природе и человеческом обществе. Так, например, 27 августа 1994 года гиннесовские эксперты зафиксировали рекордную дальность плевка вишневой косточкой – 28,98 м, выполненного неким Хорстом Ортманном в городе Лангентале (Германия). Сегодня «Книга рекордов Гиннеса», издаваемая ежегодно тиражом свыше 80 миллионов экземпляров на 40 языках, продается в более чем 100 странах мира.

постоянная ссылка

Англичанин Фрэнсис Чичестер в одиночку отправился в кругосветное путешествие на яхте «Джипси Мот IV»

Англичанин Фрэнсис Чичестер в одиночку отправился в кругосветное путешествие на яхте «Джипси Мот IV» Историческое кругосветное плавание яхтсмена Френсиса Чичестера, названное впоследствии «Вояжем века», началось в Плимутском порту 27 августа 1966 года. Его небольшая яхта «Джипси Мот IV» («Цыган Мотылек»), длиной – 16,5 м и шириной – 3,2 м отправилась по маршруту быстроходных британских чайных клиперов 19 века, держа курс на Австралию. Спустя месяц после старта бывший летчик, рекордсмен сверхдальних перелетов Чичестер отметил свое 65-летие. На 108-й день плавания он прибыл в Сидней, где сделал свою единственную остановку на кругосветной дистанции. В молодости, в 1930 году, он уже побывал в Австралии, прилетев сюда из Англии на гидроплане «Джипси Мот I». Сидней встретил его тогда бурными аплодисментами. Той теплой встречи Чичестер не забывал никогда. И вот он снова в Австралии... После полуторамесячной остановки, он продолжил океанский вояж и завершил его в исходном пункте своего путешествия Плимуте в конце мая 1967 года. Он вернулся туда через 9 месяцев и один день, пройдя 28 500 морских миль. Соотечественники приветствовали его как национального героя. Во время одного из приемов Френсис попросил прощения и ушел к себе. Жена Шейла спустя некоторое время нашла своего супруга в его комнате на полу без сознания. Медицинское обследование констатировало «чрезмерное истощение». Чичестер получил право на отдых в военно-морском госпитале, где смог просмотреть тысячи писем, пришедших на его имя и на имя Шейлы. Спустя месяц с небольшим Ее Величество Елизавета II даровала мореходу дворянство, по принятому ритуалу коснувшись его плеча историческим мечом, которым в 1581 году королева Елизавета I посвятила в рыцари знаменитого морехода и пирата Фрэнсиса Дрейка.

постоянная ссылка

В Москве, на Останкинской телебашне начался сильный пожар

В Москве, на Останкинской телебашне начался сильный пожар Во второй половине 1960-х годов в московском районе Останкино был сооружен главный телецентр СССР. Его гордостью стала уникальная, высочайшая в мире башня, предназначенная для трансляции передач из Москвы, взметнувшаяся в небо на 537 м. Особенностью ее конструкции было то, что невероятно высокий, но относительно тонкий корпус покоился на неглубоком, но широком и тяжелом основании. Прочность башни обеспечивалась системой тросов-креплений, расположенных внутри корпуса. 27 августа 2000 года на Останкинской телебашне начался пожар, продолжавшийся целые сутки и стоивший жизни троим людям. Потушить его удалось только 28 августа. Причиной возгорания явилось короткое замыкание на высоте 460 метров, из-за которого загорелась оплетка высокочастотных кабелей. В результате пожара из 150 тросов-креплений должным образом натянутыми остались только 29. Было разрушено лифтовое хозяйство, повреждены системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, тепло– и водоснабжения, связи и сигнализации. Телевещание на Москву и Московскую область было прервано. К 4 сентября 2000 года была восстановлена работа в эфире на своих частотах телеканалов ОРТ, РТР, ТВЦ, НТВ, Культура и ТВ-6. С 5 сентября заработали и некоторые дециметровые телеканалы. Вокруг дальнейшей судьбы телебашни разгорелась общественная дискуссия – стоит ли ее акционировать и передавать в частные руки, каким образом финансировать восстановительные работы, какому ведомству передать контроль за работой башни. Звучало, в частности, и мнение, что нет смысла тратить бюджетные средства на восстановление башни, что легче построить новую. И все-таки эта позиция не возобладала – башню решено было восстанавливать. К концу 2004 года телебашня была восстановлена, а летом 2005 года вновь начала прием экскурсантов.

постоянная ссылка

Петр Врангель

Петр Врангель Петр Николаевич Врангель родился (15) 27 августа 1878 года в городе Новоалександровск (Литва) в дворянской семье. В 1901 году он успешно окончил Горный институт в Санкт-Петербурге, но инженером так и не стал. Через год Петр сдал экзамены на офицерский чин и во время Русско-японской войны пошел добровольцем на фронт, где, проявив отвагу, заслужил ордена и досрочное повышение в чине. С этого времени выбор был сделан в пользу военной карьеры. В 1910 году он окончил Академию Генерального штаба, затем Офицерскую кавалерийскую школу. В годы Первой мировой войны Врангель командовал эскадроном и был награждён орденом св. Георгия 4-й степени и золотым оружием. Во главу угла Петр Николаевич всегда ставил боевую доблесть, воинскую дисциплину и честь командира. В декабре 1914 года он получил чин полковника, а через три года был произведен в генерал-майоры. Революцию 1917 года Врангель, сторонник монархии, воспринял враждебно. Поэтому, отказавшись от должности командующего войсками Минского военного округа и подав в отставку, он уехал в Крым, где вскоре был арестован большевиками и едва избежал расстрела. Освободившись, Врангель переехал в Екатеринодар и вступил в Добровольческую армию, сражался против большевиков на Кубани, был возведен в генерал-лейтенанты и командовал конным корпусом. В 1919 году Деникин, возглавивший Вооруженные силы Юга России (ВСЮР), передал Врангелю пост командующего Кавказской армией. Но вскоре между ними начались разногласия по поводу дальнейших военных действий. Врангель обвинял главнокомандующего в ошибочной стратегии и в неспособности предотвратить развал армии и тыла. После разгрома белых на Северном Кавказе в марте 1920 года, Деникин оставил свой пост, и главнокомандующим ВСЮР был избран Врангель. На подвластной ему территории Крыма Врангель установил режим военной диктатуры. Жестокими мерами укрепил дисциплину в армии, запретил насилие над мирным населением. Стремясь расширить социальную базу своей власти, он издал законы об аграрной реформе в интересах крестьян, а также провел ряд административных реформ. Пытался создать широкий антибольшевистский блок с меньшевистским правительством Грузии, украинскими националистами, Повстанческой армией Нестора Махно. Но, несмотря на все прогрессивные меры, доверия населения ВСЮР так и не приобрела, а материальные и людские ресурсы Крыма были истощены. Осенью 1920 года, теснимый Красной Армией, Врангель был вынужден эвакуироваться в Константинополь. Тогда он навсегда покинул Россию. Обосновавшись с частью войск сначала в Турции, затем в Югославии, барон Врангель, пытался сохранить остатки своей армии. В 1924 году он создал Российский общевоинский союз, объединивший большинство участников Белого движения в эмиграции, а руководство этой организацией передал великому князю Николаю Николаевичу – представителю династии Романовых. Сам Врангель в 1925 году переехал в Бельгию, где писал мемуары. Здоровье его ухудшалось вследствие перенесенных им болезней и ранений. Умер барон Петр Николаевич Врангель (12) 25 апреля 1928 года в Брюсселе (Бельгия), где и был похоронен. Впоследствии его прах был перевезен в Белград, где торжественно перезахоронен в православном храме Святой Троицы.

постоянная ссылка

Наталия Сац

Наталия Сац Наталия Ильинична Сац родилась 27 августа 1903 года в Иркутске, в творческой семье певицы и виолончелиста. С ранних лет Наташа предпочитала воспринимать все только через музыку. Описывать с помощью музыки, постигать, понимать. Неудивительно, что с раннего детства девочка обладала тонким слухом, сильным артистическим воображением и ярким темпераментом. После смерти отца Наталия каждое лето проводит в Крыму на землях, принадлежащих труппе МХАТа, где работал ее отец. Лето 1914 года запоминается Наталии Сац тем, что она, вместе с Вахтанговым готовит сценарий и постановку юбилейного юмористического представления в честь юбиляра – именинника Москвина. Вернувшись в Москву, Наташа впервые всерьез задумывается о театральной карьере. Наташа с увлечением постигает законы сцены, искусство движения и жеста, голоса и мимики, танца и пластики, самозабвенно играя в молодежной театральной студии имени Грибоедова. В ту же пору Наташа мечтает создать хотя бы маленький детский театр в память об отце. Обязательно музыкальный, с оркестром из музыкальных игрушек: пищалок и свистулек, которые он так любил. И неожиданно эта нелепая на первый взгляд идея находит поддержку у чиновников нового правительства, у самого наркома Луначарского. Осенью 1937 года Наталья Сац была арестована по статье «Член семьи изменника Родины» (её муж, И. Я. Вейцер, крупный советский деятель, был репрессирован). В лагерях провела пять лет, освобождена в конце 1942 года. Разрешения находиться в Москве не имела, поэтому отправилась в Алма-Ату, где в то время в эвакуации находились многие ведущие артисты того времени. Там энергичная Наталия Сац вновь принимается за своё любимое дело и её усилиями в 1945 году открывается первый в Казахстане Алма-атинский театр юного зрителя, который Н. Сац возглавляет в течение 13 лет. В 1958 году Наталия Сац возвращается в Москву. Она руководит Всероссийским гастрольным театром, а затем — детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организует и возглавляет первый в мире детский музыкальный театр (открыт в 1965). Наталия Сац умерла в Москве 18 декабря 1993 года. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.

постоянная ссылка

Карл Хаусхофер

Карл Хаусхофер Концепцией государства как биологического организма, стремящегося к расширению, интересовались многие ученые – Монтескье, Челлен, Ратцель, Маккиндер, Мэхен и многие другие. Карл Хаусхофер на основе предыдущих теорий разработал собственные принципы геополитики, пропагандируя идеи реваншизма и агрессии. Он придал геополитике тот вид, в каком она стала частью официальной доктрины третьего рейха. Карл Хаусхофер родился 27 августа 1869 года в Мюнхене. Выпускник Баварской военной академии, Хаусхофер до конца Первой мировой войны состоял на военной службе и преподавал военные науки. В его работах эклектически сочетались географический детерминизм, расовая теория и социальный дарвинизм. В нацистской Германии геополитика Хаусхофера стала необыкновенно модной и обрела мистическое звучание. Сам Хаусхофер пользовался репутацией «человека, стоящего за Гитлером». Фюрер использовал теоретические аспекты геополитики в качестве рационалистического объяснения нацистской экспансии. Он заимствовал у Хаусхофера его любимое выражение: «пространство как фактор силы». За рубежом Хаусхофера считали провозвестником нацизма и одним из столпов нацистской идеологии. Однако то рвение, с которым нацисты принялись воплощать на практике его геополитические теории, привели самого Хаусхофера в замешательство. После провала Июльского заговора 1944 года, в котором был замешан его сын, Хаусхофер был арестован властями. После расстрела сына и полностью лишившись иллюзий относительно нацизма, Хаусхофер покончил с собой 13 марта 1946 года в Пеле, близ Вейльхейма.

постоянная ссылка

Линдон Джонсон

Линдон Джонсон Линдон Джонсон родился близ Стонуолла (шт. Техас) 27 августа 1908 года. Он с детства отличался огромным потенциалом энергии и был весьма амбициозен. Закончив Юго-западный техасский педагогический колледж в 1930 году, преподавал в школе в Хьюстоне, служил помощником конгрессмена в Вашингтоне и стал директором национальной администрации по вопросам молодежи в Техасе. Избранный демократами в палату представителей в 1937 году, он служил там до 1949 года, а затем продвинулся в сенат. Джонсон быстро дорос до верхней палаты, став лидером большинства в 1955 году. Во время своей работы он выработал хорошую репутацию, внимание к деталям и прекрасные умения соединять разнонаправленные интересы. В роли кандидата на пост вице-президента при Джоне Кеннеди в 1960 году, Джонсон подтолкнул свою удачу. Он стал президентом, когда Кеннеди убили в ноябре 1963 года. Он искренне восхищался либеральными программами президента Франклина Рузвельта. Когда он достиг Белого дома, он решил расширять и углаблять программы «Нового курса», чтобы создать то, что он назвал «великим обществом». Используя свои политические таланты в полной мере, он добился признания в 1964 году программ войны с бедностью. Но многие из этих программ вызвали критичное отношение. «Война с бедностью» не выполнила и трети из намеченных целей. Самые болезненные проблемы Джонсона как президента происходили из его акцента на присутствии американских войск во Вьетнаме, что давало повод для гражданской войны. Когда Джонсон покинул свой кабинет в январе 1969 года, он уже устал, вымотался и стал непопулярным среди большинства американцев. Он вернулся на свое ранчо в Техасе, где и умер 22 января 1973 года.

постоянная ссылка

Чарльз Роллс

Чарльз Роллс Чарльз Стюарт Роллс — младший из четырёх детей богатого домовладельца, полковника Джона Роллса, барона Лангатока — родился в Лондоне 27 августа 1877 года. Он получил образование в самых престижных британских учебных заведениях – Итоне, Тринити-колледже и Кембриджском университете. Он был очень увлечен достижениями технического прогресса: автомобилями и летательными аппаратами, что было вполне нормальными увлечениями для юноши из обеспеченной семьи. Чарльз Роллс постоянно участвовал гонках на самых разнообразных и по современным меркам нередко немыслимых машинах. Разогнав автомобиль до 30 миль в час, он поставил первый национальный рекорд скорости. Вскоре ему потребовались дополнительные деньги на финансирование его дорогостоящих увлечений, и он открыл компанию по продаже автомобилей. К сожалению, почти все машины, которыми ему приходилось торговать, были импортными. Как аристократа и патриота его эта ситуация совершенно не устраивала. Всё изменилось, когда он познакомился с Генри Ройсом, талантливым инженером-конструктором. Так появился легендарный Роллс-Ройс. Однако главной страстью Чарльза оставались гонки. В выборе средства передвижения он не ограничивался автомобилями, он стал ещё и одним из первых воздухоплавателей. Его подвигом во славу своей страны стал знаменитый перелет через Ла-Манш. К тому времени через Ла-Манш уже перелетали и не единожды, но лишь в одну сторону. Роллс совершает перелет через Ла-Манш и обратно без посадки всего за 90 минут. За это он удостоился личного внимания августейших особ и медали от королевского аэроклуба. Но Роллсу всегда было мало достигнутого, это его и сгубило. Чуть более месяца спустя он принимал участие в соревновании на точность приземления на бипланах. За два дня до того он установил на машину новые рули и не удосужился всё проверить перед вылетом. Его биплан развалился в воздухе и вместе с пилотом рухнул на землю 12 июля 1910 года. Роллс стал первым британцем, погибшим в авиакатастрофе.

постоянная ссылка

Суламифь Мессерер

Суламифь Мессерер Суламифь Мессерер принадлежит к семье, оказавшей на развитие русского (и не только) балета значительное влияние. Сестра Асафа Мессерера и Рахили Мессерер, мать Михаила Мессерера, тётя и приёмная мать Майи Плисецкой, была примой, а после и балетным педагогом Большого. Суламифь Михайловна Мессерер родилась 27 августа 1908 года в Москве. Танец был ее жизнью. С 18 лет она уже танцевала в Большом. Она была среди немногих, кто в самом начале 1930-х годов был допущен в длительную зарубежную гастрольную поездку. В Париже ей предлагали место преподавателя в престижных частных школах. Но балерина вернулась на родину, опасаясь за последствия такого шага – ведь в России оставались родственники. Суламифь Мессерер была в авангарде советского балета, получала правительственные награды, и стала одной из первых в нашей стране, у кого появился личный автомобиль. Вокруг шли аресты, это не прошло и мимо ее родственников. Была арестована сестра Суламифи – Рахиль, мать Майи Плисецкой. Суламифь не только вырастила будущую примадонну мирового балета, но и стала одним из первых ее педагогов. Мессерер танцевала в Большом с 1926 по 1950, а позже стала педагогом. У Суламифь-педагога был свой индивидуальный метод, которым восхищалась именитая Нинетт де Валуа – создательница Лондонского королевского балета. Мадам де Валуа станет ее подругой в столице Англии четверть столетия спустя, когда Суламифь Мессерер приедет жить на берега Темзы. Они дружили до самой смерти де Валуа в 2001 году, на 103-м году жизни. До переезда в Англию Суламифь Мессерер вместе с сыном Михаилом вела многолетние занятия с молодыми японскими артистами балета. Ее приглашали работать в крупнейшие театры мира, но они с Михаилом предпочли Англию – «как страну традиций и безмятежного спокойствия». Переехав в Лондон в 1980 году, Суламифь Мессерер прожила тут почти 25 лет, совершая постоянные вояжи по всему свету и не забывая приезжать и на родину, где была в 1998 году удостоена премии «Душа танца». 90-летняя звезда элегантно представила несколько па из канкана, доказав блистательную форму не только души, но и тела. Она говорила на пяти языках так же хорошо, как на русском. А русский оставался для нее главным языком, а потому в большой квартире в центре английской столицы все время работало российское телевидение. Она умерла внезапно (невзирая на возраст) 5 июня 2004 года.

постоянная ссылка

Ман Рэй

Ман Рэй Ман Рэй (настоящее имя Радницкий Эммануэль) родился 27 августа 1890 года в Филадельфии. Через семь лет семья переехала в в Нью-Йорк. Здесь Рэй изучал искусство в период с 1908 по 1912 год: он окончил Национальную академию рисунка в Нью-Йорке, а затем посещал классы рисунка и акварели Центра имени Ф. Феррера. С 1912 года Ман поселился в Риджфилде, рисовал, иллюстрировал книги, подрабатывал в рекламном агентстве. А в 1913 году он посетил выставку авангардного искусства в Нью-Йорке, которая оказала влияние на все его дальнейшее творчество. Ман начал изобретать новые живописные и фотографические техники, создавал сложные сюрреалистические «объекты». В 1920–1930-х годах Рэй занимался преимущественно фотографией. Он постоянно работал над новыми техническими приемами, которые позволили ему сделать фотографию одним из видов изобразительного искусства. Так, в 1922 году Ман изобрел рэйографию – метод создания фотографических изображений без фотоаппарата. В конце 1920-х годов Ман заново открыл соляризацию – фотоэффект, который получается при повторной экспозиции негатива, и превратил ее в художественный прием. Первыми новшества Рэя оценили сюрреалисты и начали применять фотографию в сочетании с другими техниками в своих произведениях. Ман приравнивал свою технику фотографии к живописи, называя ее «живопись света». В то же время он создал серию работ под общим названием «Эпоха света», которая в 1934 году была опубликована в виде альбома. Ман Рэй скончался 18 ноября 1976 года в Париже. В 1999 году он был признан журналом «Арт-Ньюз» одним из 25 наиболее влиятельных художников 20 века.

постоянная ссылка

Мать Тереза

Мать Тереза Мать Тереза (полное имя – Мать Тереза Калькуттская, настоящее имя – Агнес Гонджа) родилась 27 августа 1910 года в македонском городе Скопье в семье албаноговорящих аромунов. В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 году приняла постриг и получила имя Тереза в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием. В 1948 году она основала в Индии общину Ордена милосердия, деятельность которого была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания. С 1965 года деятельность Ордена милосердия переступила границы Индии. Его миссии, как правило, действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах. В 1973 году мать Тереза была удостоена только что учрежденной Темплтоновской премии за прогресс в религии – Тереза стала ее первым лауреатом. В 1979 году матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощь страждущему человеку». Она умерла 5 сентября 1997 года в возрасте 87 лет. В октябре 2003 года причислена к лику блаженных Католической Церковью.

постоянная ссылка

Айра Левин

Айра Левин Айра Левин родился 27 августа 1929 года в Нью-Йорке. Когда мальчику было 13 лет, семья перебралась в престижный район города — Манхеттен. Отец Айры был преуспевающим торговцем игрушками. Он страстно желал, чтобы сын пошел по его стопам. Однако коммерческая деятельность мальчика совсем не интересовала. Он любил читать детективы, а также истории о магии и колдовстве. Еще подростком Айра Левин начал собирать книги, посвященные всему таинственному и мистическому. Примерно лет в 12 Айра Левин увлекся театром, и это увлечение продолжалось до конца жизни. После окончания школы он учился в университете Дрейка, затем в Нью-йоркском университете, где изучал философию и английский язык. В 1950 году он получил степень бакалавра по двум дисциплинам. Свой первый роман «Поцелуй перед смертью» Айра написал в 22 года, за него автор получил премию Эдгара По. Роман был дважды экранизирован – в 1956 и в 1991 годах. В конце 1953 года Левина призвали в армию, где он написал множество сценариев для учебных фильмов. В 1955 году Айра Левин сделал сценическую адаптацию нашумевшего романа Мака Хаймона «Не время для сержантов». В 1967 году был опубликован роман «Ребенок Розмари» – самый известный роман Левина. Этот роман о молодой женщине, которая против своей воли выносила и родила ребенка Сатаны. Только в США было продано более 5 миллионов экземпляров «Ребенка Розмари». Роман также был переведен на многие языки. Айра Левин скончался 12 ноября 2007 года в возрасте 78 лет в Нью-Йорке (США).

постоянная ссылка

Тициан

Тициан Тициан Вечеллио да Кадоре, известный всем под именем Тициана, родился в городе Пьеве ди Кадоре, расположенном неподалеку от Венеции. Точная дата его рождения до сих пор является предметом споров. Он происходил из зажиточной и знатной семьи. Ее родословная прослеживается с начала 13 века. Около 1500 года Тициана и его младшего брата Франческо послали в Венецию учиться живописи. Поначалу он был учеником Себастьяно Дзуккато, потом брал уроки у Дженти ле Беллини, но в конце концов, перешел в мастерскую его брата, Джованни Беллини, известного живописца и талантливого педагога, воспитавшего не одно поколение венецианских мастеров. Среди них мы найдем и Джордже да Кастельфранко, прославившегося под именем Джорджоне. Тициан и Джорджоне, бывший несколькими годами старше своего товарища, создали своеобразный тандем и в 1508 году вместе приступили к работе над наружными фресками для Фондако деи Тедески. К сожалению, дружбе Тициана и Джорджоне выпал короткий век. В 1510 году Джорджоне умер. Тициан многое воспринял от своего старшего друга, но уже к этому времени его манера стала сильно отличаться от манеры Джорджоне. Об этом свидетельствуют три фрески (их сюжеты были взяты из жизни святого Антония Падуанского), которые Тициан создал в 1511 году для падуанской Скуола дель Санто. Вернувшись из Падуи в Венецию, Тициан подтвердил свою репутацию ведущего художника Венецианской республики поражающим размерами и мастерством алтарным образом «Ассунта (Вознесение Марии)», написанным в 1516-1518 годах для церкви Сайта Мария деи Фрари. В 1520-е годы Тициан продолжал заниматься алтарными образами. В 1530 году Тициана представили Карлу V, императору Священной Римской империи, посетившему Италию. Во время следующего визита, в 1533 году, император пожаловал живописцу титулы графа Палатинского и рыцаря Золотой шпоры - таких почестей до этого не удостаивался ни один художник. В эти годы Тициан, взяв за основу творчество Овидия, написал серию мифологических картин. Он назвал их «роезхе» («поэмы»). Эти работы, по авторитетным оценкам, являются вершиной творчества Тициана. Мастер умер 27 августа 1576 года. Тициана торжественно проводили в последний путь в церкви Сайта Мария деи Фрари, оказав ему все мыслимые почести.

постоянная ссылка

Шарль Ле Корбюзье

Шарль Ле Корбюзье Шарль Ле Корбюзье (настоящее имя – Шарль Эдуар Жаннере Гри) родился 6 октября 1887 года в швейцарском городе Ла-Шо-де-Фон. Там же он окончил Школу искусств. Свой первый архитектурный проект (жилого дома), под руководством профессионального зодчева, Жаннере предпринял в 17 лет. На заработанные деньги в 1907-1912 годах он совершил образовательную поездку по странам Европы, где изучал традиционную и современную, получил уроки мастерства у крупнейших зодчих того времени – Й.Хофмана, О.Перре и П.Беренса. Эти путешествия стали его университетами. Возвратившись на родину, Жаннере некоторое время преподавал в Школе искусств, а в 1914 году открыл свою первую архитектурную мастерскую. Один из весьма важных его проектов того периода – «Дом-Ино», в котором уже тогда архитектор выразил новые перспективы индустриально-типового строительства из крупноразмерных элементов, что по тем временам было новаторством. В 1917 году Жаннере покинул Швейцарию, чтобы навсегда обосноваться в Париже, где в последующие годы им было выполнено довольно много проектов. Также в Париже архитектор познакомился с такими известными художниками, как Брак, Пикассо, Липшиц, Озанфан и другими, под влиянием которых он сам активно занялся живописью. Совместно с Озанфаном в 1920 году Жаннере начал выпуск философско-художественного журнала «Новый дух», где вел архитектурный раздел, подписываясь псевдонимом «Ле Корбюзье». В журнале впервые были опубликованы его «Пять отправных точек современной архитектуры», которые нашли свое воплощение не только при создании многих его строений, но именно они чаще всего используются в современной архитектуре. В 1922 году Жаннере основал в Париже мастерскую, где в последующие годы активно занимаясь проектированием, он стал знаменит своей фразой «Дом – это машина для жилья». Теперь уже Ле Корбюзье спроектировал и построил несколько зданий и модернистских вилл, создавших ему имя и солидную клиентуру. Помимо частных он выполнял и крупные заказы – проекты зданий Центра Армии спасения в Париже, Министерства просвещения в Рио-де-Жанейро, Швейцарский павильон в Париже, здание Центросоюза в Москве… Во время Второй Мировой войны мастерская Корбюзье была закрыта, а сам он с женой Ивон переехал в предместье Парижа. После освобождения Франции он участвовал в восстановительных работах. В частности, им были выполнены планы реконструкции Сен-Дье и Ла-Рошель, ставшие новым оригинальным вкладом в градостроительство. А его идеи и теории легли в основу «Афинской хартии», принятой IV Международным конгрессом современной архитектуры (1945), и используются до сих пор. 1950-е года стали новым витком в карьере Ле Корбюзье. Он уходит от аскетизма, теперь его почерк отличается богатством пластических форм, фактурной обработкой поверхностей. Среди известных зданий, созданных им в этот период, – «Жилая единица» в Марселе (17-этажный жилой дом, ставший прообразом для массового строительства во многих странах); капелла в Роншане (Франция); генплан города и административные здания в Чандигархе (Индия); Национальный музей в Токио; здание штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке; культурный центр Гарвардского университета (США) и другие. Помимо архитектурного наследия, Корбюзье оставил множество произведений изобразительного искусства – картины, скульптуры, графические работы, настенные росписи, эскизы ковров, образцы мебели. Также он автор около 50 монографий и статей. Самые известные из его трудов – «К архитектуре», «Лучезарный город», «Когда соборы были белыми» и другие. Ле Корбюзье – один из наиболее значимых архитекторов 20 века, пионеров современной архитектуры. Он являлся почетным доктором университетов в Цюрихе, Кембридже, Колумбии, Женевы, почетным членом многих Академий искусств, был награжден французским Орденом Почетного легиона и медалями других стран. Он воспитал таких известных архитекторов, как Маэкава, Колли, Фрай, Сакакура, Кандилис и многих других. Умер Шарль Ле Корбюзье 27 августа 1965 года в городе Рокбрюйн Кап-Мартен (Франция).

постоянная ссылка

Роуленд Хилл

Роуленд Хилл Для большинства человечества Роулэнд Хилл – отец почтовой марки. В Англии сэра Роулэнда Хилла называют «мистер почтальон». Роулэнд Хилл родился 3 декабря 1795 года в многодетной семье мастера-сталевара. В 12 лет он уже увлекался астрономией, математикой, навигацией. Такая разносторонность сохранилась у него на всю жизнь. Роуленд Хилл изобрел маятниковую систему для часов, усовершенствовал паровой двигатель, смоделировал систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки письменных сообщений, создал собственную модель ротапринта. Он проводил эксперименты с порохом, изучал явления, происходящие в сильно сжатом газе, работал над созданием техники для строительства дорог. Вместе с одним из пяти братьев он написал несколько книг по различным аспектам образования; основал общеобразовательную школу с лабораториями, библиотекой, гимнастическим залом и плавательным бассейном. Школа пользовалась огромной популярностью. Учиться в ней приезжали даже дети из других стран. В 1837 году Роуленд Хилл опубликовал свой проект «Реформа почтового ведомства, ее значение и осуществимость». В своей работе он предлагал унифицировать почтовые сборы по всей стране, ввести предварительную оплату пересылки с помощью «маленьких кусочков бумаги, достаточных для того, чтобы на них поставить почтовый штемпель, и покрытых с одной стороны клеем, дающим возможность после увлажнения прилепить их к письму». Усилиями Хилла, 6 мая 1840 года были выпущены почтовые марки, вошедшие в историю под названием «Черный пенни» (на марке был изображен профиль королевы Виктории). Им был организован специальный конкурс проектов первой почтовой марки и конвертов. В итоге на конкурс было представлено в общей сложности 2700 предложений, а победил проект Чарлза и Фредерика Хитов и Генри Коула. Почтовая реформа и введение марок способствовали росту почтового сообщения в Англии, облегчению обработки почтовых отправлений и упрощению расчета оплаты за них. Благодаря успеху реформы Роуленд Хилл был принят на почтовую службу, став в 1854 году генеральным секретарем английского почтмейстерства. Роуленд Хилл За оказанные Хиллом услуги он был награждён в 1860 году орденом Бани. Он также стал членом Королевского общества и был удостоен почётной степени Оксфордского университета. Сэр Роуленд Хилл умер в Хэмпстеде (Лондон) 27 августа 1879 года и был похоронен в Вестминстерском аббатстве.

постоянная ссылка

Валерий Харламов

Валерий Харламов Валерий Харламов родился 14 января 1948 года в Москве. Его отец был слесарем-испытателем на Московском заводе «Коммунар». Мать его была испанкой, приехавшей в СССР в 1930-х годах. С детства Валерий увлекался футболом и хоккеем. В 1962 году он стал заниматься в спортшколе ЦСКА, а через 7 лет, когда ему было 21 год, вошел в состав основной хоккейной сборной клуба. С этого времени и до 1981 года Валерий Харламов считался самым быстрым и техничным нападающим мира. Он отличался быстротой реакции и нестандартными подходами. Валерий Харламов входил в тройку ведущих игроков сборной СССР. Всего за свою 15-летнюю спортивную карьеру Харламов сыграл 438 матчей за команду ЦСКА и забил 293 гола. На чемпионатах мира и Олимпийских играх им было сыграно 123 матча и забито 89 голов. Его голы приводили в восторг болельщиков и изумляли соперников. В 1976 году после перенесенной автокатастрофы Харламову рекомендовали воздержаться от занятий спортом, но он не послушал врачей и уже через полгода вернулся на лёд. 27 августа 1981 года Валерий Харламов и его жена погибли в автокатастрофе. Их сын Александр также стал хоккеистом. В сборной России за Валерием Харламовым навечно закреплен его номер – 17. В 2008 году Валерий Харламов был назван в числе шести лучших хоккеистов за всю 100-летнюю историю мирового хоккея.

постоянная ссылка

Лопе де Вега

Лопе де Вега Лопе де Вега (Феликс Лопе де Вега Карпьо) родился 25 ноября 1562 года в Мадриде в дворянской семье. Литературный талант проявился у него еще в раннем детстве. Уже в 10 лет мальчик сделал поэтический перевод «Похищения Прозерпины» Клавдиана. Свои стихи начал писать, учась в университете в Алкале. Здесь он влюбляется в девушку, но она отвергает его. Расстроенный поэт пишет на нее памфлеты. За эту дерзость Лопе де Веге 10 лет запрещают появляться в Мадриде. Однако юноша пренебрегает запретом, уводит из дома и тайно женится на новой возлюбленной. В 1588 семья обосновалась в Валенсии, Лопе де Вега пошел служить секретарем у герцога Альбы, затем еще у нескольких господ. В 1609 году драматург становится добровольным слугой инквизиции, а спустя пять лет священником. Самая известная пьеса Лопе де Вега, «Собака на сене», была экранизирована советским кинематографом. В фильме снимался блестящий актерский ансамбль (Маргарита Терехова, Михаил Боярский, Армен Джигарханян, Елена Проклова, Николай Караченцов). Кроме этой пьесы стоит упомянуть такие произведения, как «Великий герцог Московский», «Учитель танцев», «Зубцы стен Торо». Лопе де Вега скончался 27 августа 1635 года в Мадриде в возрасте 72 лет. За заслуги драматурга в Мадриде была учреждена театральная премия Лопе де Вега.

постоянная ссылка

Вальтер Запашный

Вальтер Запашный Вальтер Михайлович Запашный родился 2 апреля 1928 года в Москве в семье, принадлежащей знаменитой цирковой династии укротителей, вольтижеров, акробатов и гимнастов, которая ведёт свое начало с 1882 года. Он сам и его питомцы снимались в фильмах «Дерсу Узала», «Три плюс два», «Руслан и Людмила» и других. Он неоднократно был представлен к правительственным наградам. Запашный удостоен ордена «Знак Почета» в 1958 году, стал лауреатом Всесоюзного конкурса циркового искусства в 1964 году, получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1969 году, Народного артист РСФСР в 1988 году. Его отец, Михаил Запашный, пришёл в цирковые артисты «с улицы». Мать была тоже цирковой артисткой, дочерью клоуна и эксцентрика Карла Томпсона, который был известен в России как Мильтон. Своих детей Михаил хотел оградить от цирковой судьбы и надеялся, что они получат хорошее образование и закрепятся где-нибудь надолго, поэтому Михаил даже не брал их с собой на гастроли, и они жили в Ленинграде. Дебютировали мальчишки с акробатическим номером вместе с матерью на арене цирка в Саратове и, недолго думая, поставили его на поток, представляясь как цирковая группа «Братьев Запашных». Джигитовка, клоунада, акробатика и дрессура – они старались заниматься буквально всем. Шестидесятые годы 20 века в судьбе Вальтера стали переломными, когда он все-таки сделал свой выбор в пользу животных и посвятил им всю оставшуюся жизнь. Он в этом деле достиг совершенства. Ему удалось вывести одновременно на арену 38 хищников и впервые на манеже оседлать льва. В отличие от своего отца, дрессировщик с детства готовил своих сыновей к цирковой карьере, и они сейчас достойно продолжают дело отца. В семьдесят лет он уже больше не выступал, но до конца своих дней оставался художественным руководителем труппы «Братья Запашные». Умер Вальтер Запашный 27 августа 2007 года в Москве и похоронен на Троекуровском кладбище.

постоянная ссылка

Джеймс Томсон

Джеймс Томсон Джеймс Томсон родился 11 сентября 1700 года в Эднеме (Шотландия). Решив стать священником пресвитерианской церкви, в 1715 году он поступил в Эдинбургский университет. Однако вскоре интерес к богословию угас, и в 1725 году Томсон уехал в Лондон. В Лондоне юноша вошел в писательские круги, и начал пробовать себя в творчестве. В его ранней поэме «Сельская жизнь» проявились тонкое восприятие сельского ландшафта и искренняя любовь к природе. Неожиданный успех его первой значительной поэмы о природе «Зима» привел к появлению «Лета», «Весны» (1728) и цикла «Времена года» (1730), куда вошли также «Осень» и «Гимн временам года». Расширенное и переработанное издание цикла увидело свет в 1744 году. «Времена года» — главное произведение Томсона и самое значительное явление поэзии о природе до эпохи романтизма. Его отличают свободный белый стих, идиллические картины, нередко напыщенный стиль, полеты воображения в полярные и тропические области, научные вставки, философская направленность. Перу Томсона принадлежат поэма в пяти частях в белых стихах «Свобода» (1734—1736), интересная как ранняя попытка изображения в поэзии архитектуры и скульптуры, и аллегорическая поэма «Замок Праздности» (1748), написанная спенсеровой строфой. Пьесы Томсона — наглядное свидетельство упадка требований к драматическому искусству. Пьеса «Альфред: Маска» (1740; совместно с Д.Маллетом) примечательна тем, что содержит текст патриотической песни «Правь, Британия», ставшей гимном страны. Умер Томсон в Ричмонде (Англия) 27 августа 1748 года, оставшись в истории как автор гимна «Правь, Британия».

постоянная ссылка

Сергей Михалков

Сергей Михалков Сергей Владимирович Михалков, человек, чье имя известно всем с самого детства, родился (28 февраля) 13 марта 1913 года. Ему не было еще и десяти лет, а он уже писал стихи, о которых положительно отзывались маститые поэты. Печататься он начал в 1928 году в Ставропольском крае. Окончив школу, Сергей вернулся в Москву, работал и продолжал писать стихи, публикуя их в центральной прессе: журналах «Огонёк», «Пионер», газетах. Вышедшая в 1935 году поэма «Дядя Стёпа» уже давно стала классикой детской литературы. В 1937 году Михалкова принимают в Союз писателей. В годы Великой Отечественной войны Михалков был военным корреспондентом, награжден боевыми орденами и медалями. После войны пишет стихи, пьесы для детских театров, сценарии для кинофильмов («Большое космическое путешествие», «Три плюс два» и других). Феноменальный факт из биографии Сергея Михалкова: он является автором слов трех державных гимнов для трех эпох страны – двух советских (1944 и 1977 годов) и одного российского (2000 года), причем все три раза на конкурсной основе. Сергей Михалков награжден множеством орденов, в том числе высшим орденом России – орденом Андрея Первозванного (2008), а также «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003), четырьмя орденами Ленина и другими. Имеет звание Героя Социалистического труда. Сергей Владимирович Михалков скончался 27 августа 2009 года на 97-м году жизни. Его строки знает каждый. Его стихи - символ времени.

постоянная ссылка

День шахтера

День шахтера В последнее воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают мужественные люди, чей нелегкий труд — залог успешного развития экономики. Более полувека Россия и Украина отмечают этот праздник, отдавая должное самоотверженному труду славной многотысячной армии горняков.   Угольно-добывающая промышленность была и остается одной из ключевых отраслей российской экономики, обеспечивая топливом предприятия и население. От количества и качества добытого сырья зависит, будет ли тепло в квартирах жителей не только данного района, но и всей страны предстоящей зимой.   День шахтера был официально утвержден в СССР с подачи министров угольной промышленности А. Ф. Засядько и Д. Г. Оника 10 сентября 1947 года. Первый раз День шахтера отмечался 29 августа 1948 года.   Имя, которое, наверное, сразу вспоминается в разговоре о шахтерах — имя Алексея Стаханова. 31 августа 1935 года шахтер Алексей Стаханов, благодаря особым условиям организации труда, установил рекорд: за 5 часов 35 минут добыл 102 тонны угля — 14 норм. С этого времени в историю вошли слова «стахановец», «стахановское движение», «работать по-стахановски».   Для угольно-добывающих городов и районов — Инта, Караганда, Донецк, Кемерово, Новокузнецк — День шахтера является главным праздником и широка отмечается концертами под открытым небом и народными гуляниями. В Кемеровскую область на этот праздник приезжают выступать известные музыкальные коллективы и другие народные артисты. Завершается торжество праздничным салютом.   Сегодня День шахтера отмечают угольщики России, Казахстана, Кыргызстана, Украины, Беларуси.

постоянная ссылка

День озера Севан в Армении

День озера Севан в Армении С 1999 года последнее воскресенье августа объявлено в Армении Днем Севана. Это решение приняло министерство охраны природы Республики Армения, включив в программу по сохранению озера Севан мероприятия, связанные с этим днем, среди которых — очистка побережья Севана. В этих мероприятиях участвуют экологические и скаутские отряды. Мероприятия проходят под контролем сотрудников Севанского Национального парка.   Севан (арм. ????? ???) — высокогорное озеро в Армении, крупнейшее на Кавказе.   Севан расположен на высоте 1900 метров; площадь 1240 квадратных километров, глубина озера достигает 83 метров. В озеро впадает 28 рек, а вытекает река Раздан (приток Аракса). Озеро тектонического запрудного характера. Котловина тектонического происхождения, а запруда образовалась сравнительно недавно, вследствие излияния голоценовых лав. Севан окружен горными хребтами: с северо-запада — Памбакским, с северо-востока — Севанским и Арегуни, с запада и юга — Гегамским и Варденисским хребтами.   Озеро Севан — пресноводное, водная поверхность имеет лазурно-синий цвет. Минерализация воды около 700 мг/л, сухой остаток составляет 0,5 г/л.   Озеро Севан известно находящимися на побережье памятниками культуры и рекреационными ресурсами: минеральными источниками, чистым воздухом, ультрафиолетовыми лучами, красивой природой. На берегу озера растет искусственный лес (сосны, широколиственные породы и облепиха).   Из исторических памятников на побережье Севана самым знаменитым является монастырь Севанаванк, расположенный на полуострове близ города Севан в северо-западной части озера. Первоначально монастырь был расположен на острове, но из-за понижения уровня воды образовался перешеек, соединивший остров с сушей. Другой монастырь — расположенный на западном склоне Айриванк.   На берегу озера расположено село Норадуз, известное крупнейшим кладбищем хачкаров («хач» — крест и «кар» — камень, особый вид искусства — декоративно-архитектурные скульптуры), насчитывающее около 900 хачкаров разных эпох и стилей. Хачкары также есть в селе Неркин Геташен на южном побережье. После понижения уровня воды были обнаружены многочисленные археологические артефакты возрастом 2000 лет и более (некоторые из них — бронзового века). Большинство этих артефактов находятся в музеях Еревана.

постоянная ссылка

В СССР состоялось испытание первой атомной бомбы

В СССР состоялось испытание первой атомной бомбы В декабре 1946 года в СССР был запущен первый (экспериментальный) атомный реактор, для работы которого потребовалось 45 тонн урана. Для запуска промышленного реактора, требовавшегося для получения плутония, было нужно еще 150 тонн урана, которые были накоплены только к началу 1948 года. Испытательные пуски реактора начались 8 июня 1948 года под Челябинском, но в конце года произошла серьёзная авария, из-за которой реактор был остановлен на 2 месяца. При этом была произведена ручная разборка и сборка реактора, в процессе которой облучились тысячи человек, включая участвовавших в ликвидации аварии членов руководства советского атомного проекта Игоря Курчатова и Авраамия Завенягина. 10 килограммов плутония, необходимых для изготовления аналога американской атомной бомбы, были получены в СССР к середине 1949 года.   29 августа 1949 года первая отечественная атомная бомба, являвшаяся копией американской плутониевой бомбы, взорванной в Нагасаки, успешно прошла испытание на Семипалатинском полигоне. Руководителям работ Лаврентию Берии и Игорю Курчатову были присуждены звания Почетный гражданин СССР.   Ряд учёных, участвовавших в проекте – Курчатов, Флёров, Харитон, Хлопин, Щелкин, Зельдович, Бочвар, а также Николаус Риль, стали Героями Социалистического труда. Все они были удостоены Сталинских премий, а также получили дачи под Москвой и автомобили «Победа», а Курчатов – автомобиль «ЗИС». Звание Героя Соцтруда получили также один из руководителей советской оборонки Борис Ванников,его заместитель Первухин, замминистра Завенягин, а также ещё 7 генералов МВД, руководивших атомными объектами. Руководитель проекта Берия был награждён орденом Ленина.

постоянная ссылка

Владимир Софроницкий

Владимир Софроницкий Он известен не только как пианист, но и как автор палиндромов – фраз-перевертышей, которые читаются одинаково с конца и с начала. Некоторые из его находок: «Не пошл Шопен», «А Лист – сила!», «Хил, худ он, но дух лих», «Давид, иди в ад!», «Он в аду давно!», «Репу поп упер», «Лёша на полке клопа нашёл», «Он пел о Киле великолепно», «Аргентина манит негра», «Велика Анна аки лев», «Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, и дивен он», «Велик Оборин, он и робок и Лев», «Сенсация, поп яйца снес» и многие другие. Владимир Владимирович Софроницкий 25 апреля 1901 года родился в семье учёного-физика, а его мать была внучатой племянницей известного художника Владимира Боровиковского. В 1903 году семья переехала в Варшаву, где Софроницкий несколько лет спустя начал учиться игре на фортепиано у Александра Михаловского. В 1916 году Софроницкий поступил в Петроградскую консерваторию в класс профессора Леонида Николаева, среди его однокурсников были Дмитрий Шостакович и Мария Юдина. Еще в период учебы в консерватории А. К. Глазунов и А. В. Оссовский высоко оценили талант пианиста Софроницкого. Окончив консерваторию в 1921 году, он начал активную сольную карьеру, давал концерты в СССР, а с конца 1920-х годов – за границей, в том числе в Польше и Франции. Вернувшись после длительного концертного тура в Ленинград, Софроницкий занялся преподавательской деятельностью. В 1936 году он получил звание профессора консерватории, а в июне 1938 ? научную степень доктора музыки. Несколько лет спустя пианист переехал в Москву, где продолжил преподавать и вскоре стал профессором Московской консерватории. Исполнительское искусство Софроницкого было очень востребовано в СССР, его игра отличалась исключительным самобытным даром, интуитивной мудростью, красотой звука. С середины 1950-х годов наблюдается упадок творческой активности музыканта. Он умер в возрасте 60 лет от рака.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -