Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 19 июля
 
Календарь событий

Константин Батюшков

Константин Батюшков Поистине печален был конец одного из величайших поэтов предпушкинской эпохи. Последние годы своей жизни Батюшков очень страдал от передавшегося ему по наследству душевного расстройства. Им овладела сильнейшая мания преследования. Он почти постоянно находился в невменяемом состоянии. Увидев его тогда, Пушкин написал строки: «Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума; Нет, легче труд и глад» Константин Николаевич Батюшков родился (18) 29 мая 1787 года в Вологде и происходил из древнего дворянского рода. Годы своего детства он провёл в родовом имении, селе Даниловском. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к Батюшкову и его старшей сестре Александре. В 1797 году его отдали в Петербургский пансион. На шестнадцатом году жизни Батюшков оставил пансион и занялся чтением русской и французской литературы. Тогда же в Петербурге он знакомится с лучшими поэтами того времени Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, Н. И. Гнедичем. И в 1805 в печати появляется его первое стихотворение «послание к стихам моим». В своих стихах Батюшков возрождал идеалы античной культуры и по праву считался главной Анакреонтического направления поэзии. Эти идеи завладели им с легкой руки его дяди, Михаила Никитича Муравьева. Под его чутким руководством юноша развил интерес к классическому стиху, воспитал в себе художественный вкус и стал большим поклонником творчества Тибула и Горация. Будучи человеком неравнодушным к судьбам отечества, Батюшков побывал в трех военных походах (Против Пруссии, Швеции и Наполеоновской Франции). Пребывание за границей пошло на пользу его поэтическому таланту, он узнал и горячо полюбил немецкую литературу, большое впечатление на него оказало искусство Франции. В 1815 году он окончательно бросил военную службу и вернулся в Россию, где вплотную занялся творчеством. Главным достижением Батюшкова-поэта становится книга «Опыты в стихах и прозе». Она включала в себя не только его стихи, но и переводы, очерки, статьи. Книга получила самые лучшие отзывы современников. В 1818 году сбылась мечта Батюшкова – он был назначен чиновником при неополитанской миссии. Но уже в 1821 году он был вынужден отставить службу из-за душевной болезни. Лечение в лучших европейских клиниках не увенчалось успехом. В течение 34 лет Батюшков жил, почти не приходя в сознание. Умер Константин Николаевич Батюшков в Вологде 19 июля 1855 года.

постоянная ссылка

Собор Радонежских святых

Собор Радонежских святых История установления Собора Радонежских святых восходит к середине XVII века. Именно тогда были восстановлены первые списки учеников преподобного Сергия Радонежского, был напечатан «Канон молебен преподобным и богоносным отцом нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Приблизительно к тому же времени относится написание иконы Собора Радонежских святых. Последующие события в установлении Собора Радонежских святых связаны с именем митрополита Московского Филарета. В 1843 году наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Антоний по благословению и под наблюдением митрополита Филарета устроил общежительное отделение лавры — Гефсиманский скит. 27 сентября 1853 года в скиту была освящена трапезная церковь во имя преподобных Сергия и Никона Радонежских. К летнему празднику обретения мощей преподобного Сергия (18 июля по новому стилю) была составлена «Служба преподобным отцом нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». На протяжении XIV-XX веков сложился Патерик Троице-Сергиевой лавры, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, в том числе сродники, ученики и собеседники преподобного Сергия, святые иноки Троице-Сергиевой обители. 11 июня 1981 года наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Иероним освятил новый придел в честь Собора Радонежских святых, устроенный в северной части храма в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, что под Успенским собором обители. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена было установлено празднование Собора Радонежских святых на следующий день после праздника в честь Обретения мощей преподобного Сергия Радонежского — 19 июля. 19 июля 1981 года, было впервые совершено торжественное празднование Собора Радонежских святых.

постоянная ссылка

Итальянский мастер Антон Фрязин заложил на Москве-реке старейшую из башен Московского Кремля — Тайницкую

Итальянский мастер Антон Фрязин заложил на Москве-реке старейшую из башен Московского Кремля — Тайницкую В последние годы 15 века Иван III задумал великую перестройку башен и стен Кремля. Сооружение кремлевских укреплений началось с Тайницкой башни. Под башней вырыли тайник-колодец. В случае осады через него и подземный ход можно было снабжать Кремль водой. 19 июля 1485 года итальянский мастер Антон Фрязин (Антонио Джиларди) заложил старейшую из башен Московского Кремля. В конце 17 века над башней возвели шатер. В 1770 году башню снесли, так как в Кремле приступали к строительству Кремлевского дворца по проекту Василия Баженова. Однако в 1771-1773 годах башня была восстановлена с последующей надстройкой шатрового верха. По аналогии с башней был назван Тайницкий сад, располагающийся вдоль кремлевской стены, выходящей к берегу Москва-реки. Здесь находилась Благовещенская церковь с Житным двором, где хранились запасы хлеба для царского двора, а также храм святых Константина и Елены. Благовещенская церковь была разрушена в 1932 году, а на месте Константино-Еленинского храма, уничтоженного в 1928 году, до середины 1960-х годов устраивались детские новогодние елки. На высоком холме, ограничивающем территорию сада, до Октябрьской революции находился мемориальный комплекс царю-освободителю Александру II, построенный на добровольные пожертвования русского народа в конце 19 века и разрушенный в 1918-1920 годах.

постоянная ссылка

Русскими войсками была взята турецкая крепость Азов

Русскими войсками была взята турецкая крепость Азов В конце 1695 года в ходе Русско-турецкой войны (1686–1700) началась подготовка русской армии ко второму Азовскому походу. К весне 1696 года было закончено строительство флота. В апреле 75-тысячное войско под командованием Алексея Шеина двинулись на судах по рекам Воронеж и Дон, а также сушей к Азову. В начале мая отплыла галерная флотилия во главе с Петром I. 27 мая 1696 года русский флот под командованием Франца Лефорта вышел в море и блокировал Азов. 14 июня против устья Дона появился турецкий флот. Однако, потеряв 2 корабля, османы ушли в море. 17 июля, после бомбардировки с суши и моря настал решающий момент осады города. Запорожские казаки во главе с гетманом Иваном Мазепой и донские казаки под командованием атамана Фрола Минаева начали приступ. После шестичасового сражения казакам удалось захватить наружный крепостной вал. Турки предложили заключить договор о сдаче крепости, так как оправиться после битвы они уже были не в силах. 19 июля 1696 года Азов капитулировал. В договоре о капитуляции было предписано: «Турецкому гарнизону идти с женами и детьми на бударах (речных плоскодонных гребных суднах) до морского устья, пожитков столько взять с собою, сколько кто подымет, а все прочее вместе с военной казной оставить в крепости».

постоянная ссылка

Произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами близ Керченского пролива

Произошло Керченское сражение между русской и турецкой эскадрами близ Керченского пролива 19 июля 1790 года в ходе Керченского морского сражения русская эскадра адмирала Федора Ушакова нанесла поражение турецкой и сорвала высадку турецкого десанта в Крыму. Турецкая эскадра под командованием – капудан-паши Хусейна насчитывала 10 линейных кораблей, 8 фрегатов, 36 вспомогательных судов. Она шла из Турции для высадки десанта в Крыму. Днем 8 июля ее встретила русская эскадра (10 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 18 вспомогательных судов) под управлением адмирала Федора Ушакова. Используя наветренное положение турецкого флота и превосходство в артиллерии – 1100 орудий против 860, турецкая эскадра с ходу атаковала русскую эскадру. Ушаков умелым маневрированием занял выгодное положение и метким огнем на коротких дистанциях нанес авангарду и центру турецкой эскадры потери. Турецкую эскадру спасли от разгрома лишь быстроходность ее кораблей и наступившая темнота. Керченское морское сражение является одним из примеров применения новой манёвренной тактики, основы которой были заложены русским адмиралом Федором Ушаковым во 2-й половине 18 века.

постоянная ссылка

В Париже открылось метро

В Париже открылось метро Парижский метрополитен – один из старейших в мире. В Западной Европе самым старым считается лондонское метро. Первые линии метрополитена прокладывались строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Некоторые станции имеют искривлённую платформу из-за недостаточной ширины улиц. По этой же причине боковые платформы на некоторых станциях не находятся точно друг против друга. Парижское метро было открыто 19 июля 1900 года к Всемирной выставке. Билет на первой ветке «Венсенский замок – Порт-Майо» стоил 15 сантимов старыми франками для второго класса и 25 сантимов для первого. Большинство линий в центре построено к 1920 году. Особенностями парижского метрополитена являются небольшие промежутки между станциями, большая плотность сети метрополитена в центре города и оформление первых станций в стиле модерн дизайнером Эктором Гимаром. Метро в Париже – самый надежный вид городского транспорта, поскольку уличные пробки его не касаются. Густая сеть станций метро покрывает всю территорию Парижа, а некоторые линии протянулись до отдаленных пригородов. Метрополитен имеет 14 пронумерованных «больших» линий, плюс 2 короткие (3-бис и 7-бис) – бывшие ответвления 3-й и 7-й линий. Длина путей 214 км, 300 станций (в том числе 62 пересадочные). Практически все линии подземные, надземных станций только 21 (из них бо?льшая часть на линии 6). Парижский метрополитен занимает второе место по загруженности (примерно 4,5 млн пассажиров в день) среди метрополитенов Европы после Московского метрополитена и 6-ое место в мире после Токио, Москвы, Нью-Йорка, Сеула и Мехико.

постоянная ссылка

В Москве открылись XXII летние Олимпийские игры

В Москве открылись XXII летние Олимпийские игры С 19 июля по 3 августа 1980 года в Москве на Большой спортивной арене Центрального стадиона имени Ленина проходили XXII летние Олимпийские игры. На протяжении 15 дней лучшие спортсмены мира состязались в Москве, Киеве, Ленинграде, Минске и Таллинне. В Олимпиаде-80 приняли участие спортивные делегации 81 страны. Из-за бойкота в связи с вводом советских войск в Афганистан, на московские Олимпийские игры не прибыли спортивные делегации США, ФРГ, Японии и некоторых других стран. Призерами Олимпиады-80 стали спортсмены 36 стран. Советские спортсмены завоевали 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых медалей. Официальным талисманом Олимпийских игр 1980 года стал медвежонок Миша – герой русских народных сказок. В 1977 году группа советских художников получила задание «рисовать медведей», и из представленных на конкурс эскизов был выбран рисунок Виктора Чижикова, на котором был изображен всем теперь известный оптимистичный медвежонок. В дни Олимпиады его изображение было везде – на значках, конвертах, марках, сувенирах, одежде. На церемонии закрытия Олимпийских Игр на поле вышли Лев Лещенко, Татьяна Анциферова с ансамблем «Пламя». Под песню «До свиданья, Москва» А. Пахмутовой и Н. Добронравова, ставшую гимном Олимпиады-80, огромный коричневый Миша, находившийся в центре стадиона, на многочисленных воздушных шарах взлетел в небо. Провожая талисман московских Олимпийских игр, весь стадион встал. По лицам некоторых людей даже текли слезы.

постоянная ссылка

Эдгар Дега

Эдгар Дега Эдгар Дега (Эдгар Жермен Илер Дега) родился 19 июля 1834 года в Париже в семье аристократов. Отец хотел, чтобы сын стал юристом, однако мальчик мечтал о карьере живописца. В 1854 году Дега идёт учиться живописи в мастерскую художника Ламота. Через год он поступил в Школу изящных искусств. В это время Дега много путешествовал, в том числе в Италию, где изучал классические принципы композиции, а также знакомился с шедеврами мастеров Итальянского Возрождения. В 1860-е годы Эдгар Дега открывает мастерскую в Париже. В то время он занимался в основном портретной живописью. Одной из лучших работ художник этого периода творчества считается групповой портрет «Семья Беллили» (1858–1860). В 1862 году молодой художник познакомился с Эдуаром Мане и другими импрессионистами, которые оказали на него большое влияние. Дега начинает писать сцены из городской жизни, изображает быт театров и кафе. Во время поездки в Нормандию художник был очарован лошадьми, которых он впоследствии довольно часто изображал на своих картинах. Ещё одной «визитной карточкой» Дега стал балет. Он часто часами наблюдал за танцовщицами, делая набросок за наброском. Одним из самых известных произведений, созданным художником в 1870-е годы, является картина «Танцевальный класс» (1872). Работы Дега 1880-х годов отражают его увлечение японской гравюрой и фотографией. Тогда же Дега обращается к технике пастели. Он часто изображает женщин из народа. Наиболее яркие работ этого периода «Гладильщицы» (1884) и «Обнаженная, расчесывающая волосы» (1885). В 1880-е годы Дега начинает работать в качестве скульптора. В это время он был уже признанным художником, чьи работы высоко ценились современниками. Знаменитый художник-импрессионст Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 года в Париже.

постоянная ссылка

Сэмюэл Кольт

Сэмюэл Кольт Сэмюэл Кольт родился 19 июля 1814 года в Хартфорде (шт. Коннектикут). В шестнадцатилетнем возрасте, работая матросом на бриге, Сэмюэл обратил внимание на то, что после поворота рулевого колеса одна из его рукояток попадает в захватную муфту и штурвал фиксируется. Использовав аналогичный механизм при разработке стрелкового оружия, он создал первый револьвер, в котором при взведении курка происходил автоматический поворот барабана и фиксация его в положении для выстрела. Описание этой конструкции составляет содержание патента, выданного Кольту 25 февраля 1836 года. Чтобы заработать деньги на изготовление опытных образцов револьвера, экстравагантный изобретатель под именем «доктор Кольт» разъезжал по стране, давая представления с «веселящим газом» (закисью азота). В 1835 году Кольт побывал в Европе и получил английский и французский патенты на свое изобретение. Во время американо-мексиканской войны 1846–1848 года «кольты» понадобились техасским рейнджерам, и Кольт получил первый государственный заказ на изготовление 1000 револьверов. Не имея собственного оружейного завода, он заключил контракт с И.Уитни, сыном изобретателя хлопкоочистительной машины, а когда срок контракта истек, открыл оружейную мастерскую в Хартфорде, где стал выпускать новые модификации револьвера. В 1852 году он получил заказ на револьвер для морских офицеров. Обретя финансовую независимость, Кольт в том же году купил «Южные луга» – пустошь близ Хартфорда, уходившую под воду каждую весну, возвел там дамбы и в 1855 гоуд построил большой оружейный завод, где и до наших дней располагается «Кольт компани». На своем предприятии он ввел прогрессивные меры социальной защиты работников: построил удобные дома, рекреационный центр, стремился свести к минимуму ручной труд, используя различные механизмы. За время Гражданской войны компания Кольта поставила правительственным войскам сотни тысяч единиц стрелкового оружия. Умер Кольт в Хартфорде 10 января 1862 года.

постоянная ссылка

Владимир Маяковский

Владимир Маяковский Владимир Владимирович Маяковский появился на свет 19 июля 1893 года в селе Багдади в Грузии, в семье лесничего. В 1902 году Владимир начал учиться в гимназии в Кутаиси. В 1906 году, после смерти отца, семья переезжает в Москву. Там юный Маяковский поступил в пятую гимназию, где познакомился со студентами-большевиками. В 1908 году Владимир бросает гимназию и вступает в РСДРП, чтобы заняться революционной борьбой. Впрочем, впоследствии он из партии вышел. Маяковский неоднократно подвергался арестам. В 1909 году в одиночной камере Бутырской тюрьмы он начинает писать стихи. Отныне его целью становится создание социалистического искусства. В 1911 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Именно там он примыкает к группе кубофутуристов, демонстрирующих протест против устоев общества. Первое опубликованное стихотворение «Ночь» появилось в 1912 году в футуристическом сборнике «Пощёчина общественному вкусу». За участие в литературных выступлениях футуристов молодой поэт был исключен из училища в 1914 году. В 1915 году он заканчивает работу над поэмой «Облако в штанах». Поэма имела большой успех. Маяковский, стремившийся продемонстрировать своё отвращение к начавшейся 1-й мировой войне, пишет антивоенную лирику: «Мама и убитый немцами вечер», «Я и Наполеон», поэма «Война и мир». В 1923 году поэт создаёт поэму «Про это». В 1925 году Маяковский совершил длительное путешествие за рубеж. Он посетил Гавану, Мехико, США. Во время этой поездки он выступал с докладами и чтением своих стихов. В последующие годы поэт активно сотрудничал с «Известиями», «Комсомольской правдой». Его произведения появлялись в журналах «Новый мир», «Молодая гвардия», «Огонёк» . Помимо этого Маяковский писал сатирические пьесы - «Клоп» (1928), «Баня» (1929). Пьесы были поставлены в театре Мейерхольдом. За время своей творческой деятельности поэт написал также множество прекрасных лирических стихов, многие из которых были посвящены его возлюбленной Лиле Брик. 14 апреля 1930 года Владимир Маяковский покончил с собой.

постоянная ссылка

Герберт Маркузе

Герберт Маркузе Герберт Маркузе, представитель Франкфуртской философской школы, родился 19 июля 1898 года в еврейской семье в Берлине. Во время Первой мировой войны был призван в немецкую армию. Он сумел в своих воззрениях объединить марксизм, экзистенциализм и фрейдизм. В молодости Маркузе очень увлекался идеями социализма. Принимал участие в Ноябрьской революции и социалистическом восстании «союза Спартака». Даже после того как он покинул ряды Социал-демократической партии, он сохранял связь с рабочим движением. Взгляды Маркузе как философа во многом сформировал его учитель – Мартин Хайдеггер. После, работая в Институте социальных исследований при Франкфуртском университете, Маркузе испытал сильное влияние марксизма и фрейдизма. Он отметил, что проблематика многих трудов Маркса и Фрейда схожа. После прихода нацистов к власти Маркузе эмигрировал в США. Вместе с другими представителями Франкфуртской школы философии они привнесли в американское образование некоторые европейские традиции. Для Маркузе было большим потрясением то, что его учитель Хайдеггер остался в Нацистской Германии и поддержал новую власть, не желая лишиться профессорского кресла. Позже, работая в послевоенной Германии экспертом по денацификации, более всего Маркузе интересовался мотивами людей, поддержавших Гитлера. Работы Маркузе содержат критику классического марксизма и советского марксизма-ленинизма. Он не верит в руководящую роль рабочего класса, так как общество потребления развращает всех и рабочий класс в первую очередь. В книге «Одномерный человек» он рассуждает о современном бесклассовом обществе, далеком от коммунизма. Единственной силой, способной на революцию, Маркузе признает маргиналов, которым нечего противопоставить системе, кроме тотального неприятия её ценностей. Герберт Маркузе скончался 29 июня 1979 года в Штарнберге (Германия) в возрасте 81 года.   Основные произведения   «Онтология Гегеля и основание теории историчности» (1932) «Разум и революция» (1941) «Эрос и цивилизация» (1955) «Советский марксизм: критический анализ» (1958) «Одномерный человек» (1964) «Культура и общество» — статьи разных лет в 2-х т. (изд. в 1965) «Конец утопии: Герберт Маркузе ведет дискуссию со студентами и профессорами Свободного университета в Зап. Берлине» (1967) «Негации. Эссе по критической теории» (1968) «Психоанализ и политика» (1968) «Идеи к критической теории общества» (1969) «Эссе об освобождении» (1969) «Контрреволюция и бунт» (1972) «Эстетическое измерение: К критике марксистской эстетики» (1977)

постоянная ссылка

Александр Ширвиндт

Александр Ширвиндт Александр Анатольевич Ширвиндт родился 19 июля 1934 года в Москве в творческой семье. В их доме часто бывали выдающиеся деятели искусства: А.Яхонтов, Д.Журавлев, Р.Зеленая, Л.Утесов... Поэтому еще школе Саша решил, что станет актером. Он играл в самодеятельном театре, учился в музыкальной школе и посещал студию бальных танцев. В 1956 году Ширвиндт с отличием окончил Театральное училище им.Щукина и был принят в труппу Театра им.Ленинского комсомола, где дебютировал в спектакле «Первая Конная». Но основной успех молодому актеру принесли роли в спектаклях, поставленных А.Эфросом, который возглавил театр в 1964 году. Всего на сцене этого Театра Ширвиндт сыграл более 30 ролей. С 1970 года и по настоящее время Ширвиндт работает в Московском театре сатиры (где с 2000 года – художественный руководитель). Его первая роль на сцене этого театра – в знаменитой постановке В.Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро», которая стала одной из лучших в репертуаре актера. Среди других спектаклей, в которых он сыграл – «Обыкновенное чудо», «Ревизор», «Горе от ума», «Бремя решения», «Андрюша»… С первых дней работы в Театре сатиры Ширвиндт пробует себя в режиссуре, и вскоре получил известность как театральный режиссер. Свой первый спектакль «Проснись и пой!» он поставил совместно с М.Захаровым в 1970 году. Всего Александр Анатольевич поставил более 15 спектаклей, в которых часто выступал и в качестве автора или соавтора сценария, а также и в качестве исполнителя. Особое место в творчестве Ширвиндта занимает эстрада. Его тяга к этому жанру началась еще со студенческих «капустников». Позднее такого рода творческие собрания Александр со своими коллегами устраивал в Доме актера, которые имели огромный успех у зрителей. Это был настоящий сатирический театр миниатюр, в котором высмеивались все пороки общества. На эстраде Ширвиндт был и режиссером, и конферансье, и автором, и исполнителем. Это он придумал и создал знаменитый дуэт – Авдотьи Никитичны и Вероники Маврикиевны (Б.Владимиров и В.Тонков). Он автор блестящих монологов, написанных им для артистов советской эстрады, а также организатор юбилеев многих замечательных деятелей искусства. Со спектаклями и концертами он сам объехал почти весь мир. Ширвиндт – актер интеллектуального юмора. Его яркий комедийный талант проявился и в кинематографе. Его дебютом в кино стала роль в фильме «Она вас любит» в 1956 году. В последующие годы он много и с успехом снимался. Всенародную славу ему принесли роли в фильмах «Приходите завтра», «Двенадцать стульев», «Трое в лодке, не считая собаки», «Мнимый больной», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Старики-разбойники», «Миллион в брачной корзине», «Принцесса цирка», «Зимний вечер в Гаграх», «Бабник»… Параллельно с работой в кино и театре Александр Анатольевич, начиная с 1958 года, преподает в Высшем театральном училище им.Щукина (где с 1995 года – профессор). Среди его выпускников: А.Миронов, Н.Гундарева, А.Мордвинова, М.Голубкина, Л.Ярмольник и многие другие актеры, работающие в разных театрах страны. С середины 1990-х Ширвиндт практически не снимается в кино, но он частый гость на телевидении и постоянный участник, а также создатель, целого ряда программ. В качестве автора и режиссера Александр Анатольевич много работал и на радио. Он также автор книг «Былое без дум» и «SHIRWINDT, стертый с лица земли». Александр Ширвиндт – Народный артист России, лауреат различных премий, Кавалер орденов Дружбы народов и «За заслуги перед Отечеством» IV степени, награжден многими наградами. Он член Союза театральных деятелей, Союза кинематографистов, правления Московского английского клуба, Общественного совета ГУВД города Москвы… Ширвиндт женат, у него сын – Михаил. Несмотря на амплуа сердцееда, Александр Анатольевич со своей женой Натальей уже более полувека живёт душа в душу. Он увлекается рыбалкой, баскетболом, любит играть на скрипке, более 40 лет курит трубку, которая стала его непременным атрибутом. Сегодня Александр Анатольевич Ширвиндт продолжает преподавать, успешно руководит Театром Сатиры, ставит спектакли, и сам в них участвует. Он живет и работает в Москве.

постоянная ссылка

Франсиско Колоане

Франсиско Колоане После смерти Колоане был признан чилийским правительством центральной фигурой в чилийской литературе 20 века. Произведения Колоане переведены на многие языки – английский, итальянский, греческий, русский, польский, немецкий, голландский. Франсиско Колоане Карденас родился 19 июля 1910 года в Кемчи (провинция Чилоэ), в семье моряка. До того, как Колоане решил посвятить свою жизнь литературе, ему пришлось поработать в различных профессиях - он был продавцом угля, репортером газеты в Сантьяго, служил на флоте… Литературная карьера Франсиско Колоане Карденаса началась в 1935 году с работы «Собаки, лошади и люди» и завершилась в 2001 году созданием «Кораблекрушения». Одними из первых его работ, которые были опубликованы, являются сборник рассказов «Мыс Горн» и роман «Последний юнга с Бакедано». Среди других известных работ – «Огненная земля» (1956 год), роман «Дорога китов» (1962 год). В 1964 году Колоане был удостоен Национальный премии по литературе. А в 1997 году он был награжден Орденом литературы и искусства – государственной наградой Франции. На основе работы Колоане режиссер Мигель Литтин в 2000 году снял фильм «Огненная земля». Франсиско Колоане скончался 5 августа 2002 года в Сантьяго.

постоянная ссылка

Василий Ливанов

Василий Ливанов Известный советский и российский киноактёр Василий Борисович Ливанов родился 19 июля 1935 года в Москве. Его отец и дед были актёрами. Василий воспитывался в творческой атмосфере. В доме Ливановых бывали Качалов, Пастернак, Довженко, Кончаловский и другие известние люди этого времени. Василий Ливанов учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР, которую окончил в 1954 году. Он решает пойти по стопам отца и деда и стать актёром. В 1958 году Ливанов поступил в Театральное училище им. Щукина, после окончания которого год работал в Театре им. Евгения Вахтангова. В 1959 году он сыграл сыграл свою первую роль в кино – в романтической драме Михаила Колатозова «Неотправленное письмо». Молодой актёр пришёлся по душе зрителям и критикам. С этого времени Ливанов начинает очень много сниматься в кино, практически оставив работу в театре. В 1963 году Василий Ливанов великолепно сыграл роль Феликса Эдмундовича Дзержинского в фильме Льва Кулиджанова «Синяя тетрадь». В 1966 году актёр окончил Высшие режиссёрские курсы при Госкино СССР (мастерская Михаила Ромма). В последующие годы Ливанов успешно работал в мультипликации, озвучив всеми любимые персонажи, такие как Крокодил Гена, Карлсон, Удав из «38 попугаев» и др. Помимо этого актёр сам писал сценарии к мультфильмам. В 1970-е гг. по его сценарию был поставлен мультфильм «Бременские музыканты», который до сих пор пользуется невероятным успехом. В 1988 году Василию Ливанову было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Наибольшую известность как актёру ему принёс образ Шерлока Холмса в цикле телефильмов Игоря Масленникова по произведениям Артура Конан Дойла. Эта роль была признана лучшим экранным образом Шерлока Холмса, за что Василий Ливанов был награждён в 2006 году Орденом Британской Империи.

постоянная ссылка

Наталья Бессмертнова

Наталья Бессмертнова Наталья Бессмертнова родилась 19 июля 1941 года в Москве. Она с детства любила танцы и интересовалась балетом, поэтому в 1952 году родители отдали ее учиться в Московское хореографическое училище, которое она окончила в 1961. В том же году Наталья Бессмертнова была принята в труппу Большого театра, где проработала до 1995. Ее дебютом был седьмой вальс и мазурка в «Шопениане» М.Фокина, она выступила также в главной роли современного балета А.И.Баланчивадзе «Страницы жизни». В дальнейшем Н.Бессмертнова исполняла ведущие партии во многих балетах репертуара Большого театра, в том числе во всех спектаклях, поставленных ее мужем балетмейстером Юрием Григоровичем. Он создал для балерины роли в таких постановках, как «Иван Грозный», «Ангара», «Ромео и Джульетта», «Золотой век». Бессмертнова была первой исполнительницей партий Джульетты в балете С.Прокофьева «Ромео и Джульетте» и Анастасии в балете «Иван Грозный» на музыку С.Прокофьева, поставленных Ю.Григоровичем в парижской Опере (1976 и 1978). Было много и других ролей. Бессмертнова снималась в телебалете «Ромео и Джульетта» (1968), участвовала в экранизации балетов «Жизель» (1975), «Шопениана» (1977), в кинофильмах балетах «Спартак» (1976), «Грозный век» (1977). Ее творчеству посвящен телефильм «Жизнь в танце» (1978). Уйдя в 1995 году из Большого театра, Бессмертнова работала в качестве балетмейстера– репетитора во всех спектаклях, которые Григорович ставил в разных городах России и в зарубежных странах. В 1995 году она заключила контракт с Мировым центром исполнительских искусств в Лондоне, в соответствии с которым являлась директором балета. За свой вклад в хореографическое искусство Н.Бессмертнова была удостоена звания народной артистки СССР (1976), Ленинской (1986) и Государственной премий СССР (1977). Она – лауреат 1-й премии на Международном конкурсе артистов балета в Варне (Болгария, 1965) и премии Анны Павловой Парижской академии танца (1970). В 1977 году ей была присуждена премия «Давид» (город Таормина, Италия). Скончалась 19 февраля 2008 года в Москве.

постоянная ссылка

Мэри Болейн

Мэри Болейн Мэри Болейн была сестрой Анны Болейн – второй жены Генриха VIII. В отличие от младшей сестры ей удалось стать лишь фавориткой короля. Зато это позволило ей прожить жизнь как ей хотелось, дважды выйти замуж и умереть естественной смертью в отличие от сестры, которую король казнил, чтобы жениться в очередной раз. Она родилась около 1499 года, точная дата неизвестна. Большую часть своего детства Мэри провела в Англии, а затем отправилась учиться в Европу. Будучи фрейлиной принцессы Марии Тюдор, Болейн оказалась в Париже. Там она осталась надолго. Поговаривают, что в это время у неё было много любовных приключений. А одним из её возлюбленных был даже сам король Франциск I. Родители Мэри были весьма обеспокоены её поведением и сделали всё, чтобы вернуть дочь в Англию. Вернувшись, Мэри становится фрейлиной при первой жене Генриха VIII, Екатерине Арагонской. В то же время она выходит в первый раз замуж за Вильяма Кэри. Король присутствовал на церемонии бракосочетания, именно тогда он и задумал сделать Мэри своей фавориткой. Есть мнение, что один из детей Мэри, рожденных в первом браке, или даже оба являются сыновьями Генриха VIII. Эта точка зрения не доказана, потому что Мэри никогда не заявляла о каких либо правах своих сыновей и вообще не афишировала отношений с королем. Первый муж Мэри умирает от лихорадки вскоре после восшествия на трон её сестры Анны. Через какое-то время Мэри выходит замуж во второй раз за Вильяма Стаффорда. Брак был тайным, потому что новым избранником был человек вовсе не знатный. Узнав об этом браке, Анна прогнала сестру со двора, лишив её всех денег и привилегий. Когда Анну заключили в Тауэр, Мария не разу не навестила её. После казни она унаследовала кое-какое имущество экс-королевы, что позволило ей прожить до конца своих дней с мужем в относительном благополучии.

постоянная ссылка

Франческо Петрарка

Франческо Петрарка Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо (Италия). Он был выходцем из семьи нотариуса и должен был продолжать дело отца, но право мало занимало его. К тому же после смерти отца Петрарка по завещанию получил только рукопись Цицерона. Отсутствие средств к существованию заставило его стать священником. Поселившись в Авиньоне и приняв духовный сан, Петрарка впервые встретил свою возлюбленную, Лауру, которой в последствие посвящал свои знаменитые сонеты. Лаура была для него объектом преклонения и чистой платонической любви. Несмотря на то, что виделись они всего несколько раз и не были по-настоящему знакомы, Петрарка пронес это чувство через всю жизнь. Даже после того как жизнь Лауры унесла эпидемия чумы, Петрарка ещё десять лет воспевал её. Лауре Петрарка посвятил сборник своих итальянских стихов «Canzoniere». Книга делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры», написанные соответственно до и после смерти возлюбленной. Образ Лауры в лирике Петрарки отличается от другой подобного рода лирики (например, сонетов Данте к Беатриче), тем, что героиня не превращается в бесплотный символ красоты и совершенства. Будучи идеалом в глазах поэта, образ Лауры остается вполне реальным и осязаемым. Книга «Canzoniere» выдержала более двухсот переизданий ещё до начала 17 века. Кроме лирики на итальянском языке, перу Петрарки принадлежит и некоторое количество произведений на латыни. Это две его автобиографии, одна из которых создана в форме диалога поэта с Августином Блаженным. В ней Петрарка противопоставляет собственное гуманистическое мировоззрение средневековой схоластике и утверждает величие человека и его особенное место в мире, созданном Богом. Франческо Петрарка скончался 19 июля 1374 года в деревня Арква неподалёку от Падуи (Италия).

постоянная ссылка

Шарлотта Корде

Шарлотта Корде Шарлотта Мария Корде 27 июля 1768 года. Она стала известной благодаря тому, что убила Жана Поля Марата, ярого сторонника якобинского террора. Шарлотта происходила из аристократической семьи. Среди её предков был знаменитый драматург Корнель, прославившийся своими трагедиями. В отличие от героев своего прадеда, Шарлотта не испытывала конфликта между чувством и долгом. Обе эти силы двигали её в одном направлении. На суде и допросах Шарлотта вела себя очень спокойно, без волнения отвечая на все вопросы. По её словам мысль убить Марата была её собственной идеей. Причиной этого желания была политика, которую проводил Марат относительно «врагов режима». Марат, будучи радикально настроенным якобинцем, полагал, что необходимо истребить всех монархистов и вообще всех, кто имел хоть какое-то отношение к аристократии. Жирондисты, к которым относилась и Корде, считали, что, поступая так, они лишь уподобятся только что свергнутым тиранам. За это уже и сами жирондисты оказались под угрозой истребления. Шарлотта искренне считала, что убив Марата, она сумеет остановить террор, спасти ни в чем не повинных людей. «Я считала, что убиваю не человека, а хищного зверя, пожирающего всех французов» – говорила она на допросе. Могла ли она предположить, что её поступок приведет к ужесточению террора, увеличению количества казней и истреблению жирондистов. Кроме того, убедившись в том, что на Шарлотту никто не оказывал влияния, якобинцы стали настоящими женоненавистниками. Содержавшаяся под стражей Мария-Антуанетта была казнена. Корде была казнена через четыре дня после своего поступка 19 июля 1793 года. Сам поступок оценивался весьма неоднозначно, как в самой Франции, так и за её пределами. Кто в этой истории был злодеем, а кто героем — понять невозможно.

постоянная ссылка

Георгий Бурков

Георгий Бурков Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, но проучился там всего два года и бросил. Тогда же Георгий увлекся актерской деятельностью – занимался в театральной студии при университете – и страстно мечтал о профессии актера. Несколько лет подряд он ездил в Москву – поступать в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, но проваливал экзамены. Хотя попытки покорить театральные ВУЗы столицы окончились неудачей, Георгий все же решил стать актером. С 1954 года он работал в театрах Березняков, Перми и Кемерово, одновременно занимаясь в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Общий уровень образования он повышал сам – зачитываясь различной литературой в библиотеках. Вновь в Москву провинциальный актер без специального образования приехал в 1964 году – в драматический театр имени К.С.Станиславского, чтобы показаться главному режиссеру Б.Львову-Анохину. Его игра произвела хорошее впечатление, и он был принят в труппу этого театра, где проработал до 1980 года, а затем перешел в МХАТ к Олегу Ефремову. В 1984-1987 годах он выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина. Практически после первой же роли Буркова в спектакле «Анна» на сцене драматического театра имени Станиславского о нем заговорили, как о профессиональном актере, роли последовали одна за другой. На сценах столичных театров он сыграл во многих спектаклях – «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Маленький принц», «Живой труп», «Записки сумасшедшего» и других. Георгий пробовал себя и в качестве театрального режиссера, в 1976 году он поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов». Актерский талант Буркова, конечно же, был замечен и кинематографистами. Дебютировал Георгий в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в картине «Зося», а через год состоялась его встреча с режиссером Э.Рязановым, который во многом определил творческий путь актера в кино. Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль в комедии «Зигзаг удачи», она и положила начало их творческому союзу. Актер играл небольшие, но колоритные и запоминающиеся роли в его фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром», «Старики-разбойники», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Одинокая мелодия для флейты» и «Жестокий романс». Лучшими стали и работы актера в картинах, поставленных В.Шукшиным, – «Печки-лавочки» и «Калина красная», а также драматические роли в фильмах «Они сражались за Родину» С.Бондарчука, «Подранки» Н.Губенко и других. Всего актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров – в комедиях, психологических драмах, детективах. Он работал с такими режиссерами, как А.Зархи, С.Соловьев, Ю.Озеров, К.Шахназаров и другие. Также Бурков принимал участие в озвучивании многих мультфильмов. Георгий Иванович был ярким и популярным актером, одаренным редким чувством трагикомического. Его актерский диапазон был очень широк, но все его персонажи проходили по категории «лучшая роль второго плана». Умный и тонкий человек сам Бурков мечтал стать серьезным драматическим актером. Годы общения с Василием Шукшиным, которого Георгий считал своим единственным другом, стали очень важными для актера. Под влиянием Шукшина Бурков стал писать и задумался о режиссуре – снял фильм «Байка» (1987), и сам сыграл главную роль. Еще он открыл Центр культуры имени В.М.Шукшина и с 1988 года стал его художественным руководителем. В последние годы жизни Бурков целиком посвятил себя Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу, мечтал снять кинотрилогию… Но не успел. Георгий Бурков – Заслуженный артист РСФСР. Он не писал мемуаров, но оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадей, в которых сокровенные мысли перемежались с размышлениями об искусстве. Бурков был женат на актрисе Татьяне Ухаровой (с 1965 года), их дочь Маша – тоже актриса. Скончался Георгий Иванович Бурков 19 июля 1990 года в Москве от тромбоэмболии, был похоронен на Ваганьковском кладбище. После смерти актера, его вдова дала разрешение на публикацию дневниковых записей мужа, которые вышли в книге под названием «Хроника сердца».

постоянная ссылка

Екатерина Буданова

Екатерина Буданова Екатерина Васильевна Буданова родилась в 1916 году, точная дата неизвестна. Она была первой женщиной-пилотом, которая была назначена в группу «свободных охотников». На счету Будановой 11 сбитых лично ею самолетов, в том числе самолёт-разведчик «Фокке-Вульф» Fw 189, который считался самой трудной добычей. Среди женщин-истребителей с ней могла сравниться только её боевая подруга Лиля Литвяк. Высокая, худощавая Буданова носила мужскую стрижку и в летной форме мало отличалась от парня. Характер у нее был бойкий и задорный. Рассказывая о своих подвигах, Катерина Буданова утверждала, что в бою ей было совсем не страшно. Преследование противника разжигало в ней такой азарт, что летчица забывала, о том, что её саму могут сбить. В день пилоты производили по 5-6 боевых вылетов. Почти каждый из них заканчивался боем. Но тяжелее всего было ждать этого вылета. Готовность №1 предполагала ждать команды о вылете во всей экипировке даже в жару и постоянно быть начеку. Буданова никогда ни на что не жаловалась, не нуждалась в поблажках и работала наравне с лучшими асами. Она не раз одерживала победу в условиях неравного боя. Немецкие самолеты сами по себе были совершеннее наших, и их становилось всё больше и больше. В одной из таких неравных схваток она и погибла. Возвращаясь с задания по прикрытию штурмовиков 19 июля 1943 года, Буданова была атакована тремя вражескими самолетами Me-109. Ей удалось сбить один из истребителей, но и её машина сильно пострадала. Ей удалось посадить самолет в поле. Подоспевшие местные жители вытащили её из кабины, но было уже поздно, Екатерина Буданова скончалась от полученных ранений.

постоянная ссылка

Савва Ямщиков

Савва Ямщиков Савва (Савелий) Васильевич Ямщиков родился 8 октября 1938 года в Москве. Окончил искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ и начал работать во Всероссийском реставрационном центре в отделе иконописи. Одним из итогов многолетнего труда стала грандиозная выставка «Реставрация и исследование музейных ценностей», которая в конце 1980-х явилась величайшим событием для всей страны. Именно здесь были открыты миру удивительные провинциальные русские мастера прошлого. В Москве Ямщиков организовывал реставрационные выставки древнерусской живописи Карелии, Пскова, Ростова Великого. Он сумел в непростые годы познакомить современников с сокровищами частных коллекций Москвы и Ленинграда – от икон до лучших образцов авангардного искусства. Большую часть своей жизни Савва Васильевич провел в русской провинции. Ему удалось возродить сотни произведений иконописи и собрания русских портретов XVIII–XIX веков, вернуть многие забытые имена художников, собрать уникальную выставку икон, отреставрированных под его руководством. Он был консультантом у режиссера А.Тарковского на съемках фильма «Андрей Рублёв». Савва Ямщиков одним из первых в СССР стал заниматься вопросами возвращения культурных ценностей, вывезенных из России в годы Великой Отечественной войны. Во многом благодаря его усилиям в Псков из Германии вернулась православная святыня – икона Богородица Псковско-Покровская. Ямщиков – автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Он опубликовал сотни статей и интервью в периодике, много лет вел постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом. Также Ямщиков – устроитель редкостных выставок, на которых показывались открытия реставраторов, ставших неотъемлемой частью отечественной культуры. На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели… Он один из тех, чьё имя вот уже несколько десятилетий ассоциируется в обществе с борьбой за сохранение культурного наследия России. Савва Васильевич – человек с потрясающим художественным чутьем, один из основателей Советского фонда культуры и Ассоциации реставраторов России, заслуженный деятель искусств, академик РАЕН. Многие годы Ямщиков руководил Клубом коллекционеров России, был членом Союза художников, Союза журналистов, Союза писателей… Он первый реставратор, получивший серебряную медаль Российской Академии художеств; лауреат премии Ленинского комсомола, награжден различными орденами и медалями. Умер Савва Васильевич Ямщиков 19 июля 2009 года в Пскове и был похоронен в Пушкинских Горах на кладбище у храма Георгия Победоносца.

постоянная ссылка

Фаина Раневская

Фаина Раневская Раневская стала настоящей легендой отечественного кинематографа. Её слава была ей и наградой и наказанием. Из-за её знаменитой фразы «Муля, не нервируй меня» актрису постоянно ассоциировали с её героиней в фильме «Найденыш». Этот привязчивый образ изрядно попортил нервы великой актрисе... Фаина Георгиевна Раневская (Фельдман) родилась (15) 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Раневская была из тех людей искусства, что считают свой талант проклятьем. «Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной...» – сказала она однажды. И вправду – одиночество её было просто космическим. Ни мужа, ни детей, ни одного близкого человека. Раневская – единственная актриса, которая не прославилась бурными романами, хотя слухов вокруг нее ходило достаточно, как и о всяком очень известном человеке. Так или иначе, единственным существом, скрашивавшим одиночество актрисы, была подобранная ей дворняжка, которую она любила так, как можно любить только единственного ребенка. Впрочем, Раневская никогда не теряла чувства юмора. Её остроумие осталось в памяти людей россыпью афоризмов и правдивых анекдотов. Однажды Раневская после спектакля сидела в своей гримерке совершенно голая и курила сигару. В этот момент дверь распахнулась, и на пороге застыл один из изумленных работников театра. Актриса не смутилась и произнесла своим знаменитым баском: "Дорогой мой, вас не шокирует, что я курю?"   За год до своей смерти Раневская отказалась от работы в театре. «Старость – это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости» – говорила Раневская. Она ещё была полна духовных сил и вдохновения, она только начинала жить, но здоровье уже не позволяло играть в полную силу.   19 июля 1984 года после инфаркта и пневмонии Раневская умерла.

постоянная ссылка

Вахтанг Кикабидзе

Вахтанг Кикабидзе Посмотреть фотоальбом| Прочитать интервью с Вахтангом Кикабидзе в журнале "Армавиа" Вахтанг (Буба) Константинович Кикабидзе грузинский певец, актер, народный артист Грузии (1980). Вахтанг родился 19 июля 1938 в Тбилиси, в музыкальной семье (мать — певица). В 1959, бросив Институт иностранных языков, стал петь на эстраде. В1963-66 работал в вокальном квартете джазового направления «Диэло». В 1966-80 солист вокально-инструментального ансамбля «Орэра». С 1980 по 1989 был художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Грузии. Вахтанг Кикабидзе снимался в фильмах: «Не горюй» (1969), «Мимино» (1977, Государственная премия СССР, 1978), «Мужчины и все остальные» (1985) и др. Как певец выступает с сольными программами. В 1998 на студии «Союз» к 60-летию певца был записан альбом «Золотые шлягеры Вахтанга Кикабидзе». (Энциклопедия Кирилл и Мефодий). Еще о В. Кикабидзе: Отец Вахтанга был простым журналистом, мать - известной певицей (она из древнего рода Багратиони). История их знакомства была романтичной. Рассказывает Вахтанг Кикабидзе: "Как-то мама была в гостях у своих друзей, там был молодой журналист Кикабидзе. Он спросил у мамы, что должен сделать парень, чтобы ей понравиться. А была весна, только появился наш грузинский перец - такой длинный, тонкий, зеленый и очень жгучий. Она ответила, что он должен съесть целиком этот перец. Отец взял сразу пять штук и съел. Ему стало плохо, у него поднялась температура, его еле-еле привели в чувство. Через какое-то время мой дедушка спрашивает маму: "Ты журналиста Кикабидзе знаешь?" Она отвечает: "Знаю". И рассказала историю со своей шуткой. Дедушка говорит: "Ты ему примочки на лоб клала?" - "Клала". - "Значит, ты должна выйти за него замуж". Вот так они поженились". К сожалению, дальнейшая судьба Кикабидзе-старшего сложилась трагически. Когда началась война, ему отказали в призыве на фронт из-за плохого зрения. Однако жить в мирном городе, в то время как тысячи его сверстников сражались с врагом на фронтах, отец Кикабидзе не смог и вскоре ушел на войну добровольцем. В 1942 году в дом № 20 по улице Дзержинского в старом тбилисском районе Сололаки пришло известие о том, что Константин Кикабидзе погиб смертью храбрых в боях под Керчью. Причем похоронку на мужа женщине не показали. Вспоминает Вахтанг Кикабидзе: "Уже взрослым я анализировал эту ситуацию и решил, что отца взяли на разведку. Как-то поделился своими размышлениями со знаменитым разведчиком Абелем, который кстати, в молодости учился несколько лет в Тбилиси, где и мой тесть. Абель сказал, что это очень вероятно, ведь людей, владеющих хорошо языками, было немного, и их старались взять в разведку. А в начале 70-х в Тбилиси приехал из Италии один человек и привез фотографии. На них был он, его друг и, как он сказал, мой отец. Сам он не знал, отец пришел к нему с его другом. Так что есть какие-то моменты, позволяющие думать, что отец был разведчиком..." В школе Вахтанг Кикабидзе учился плохо, за что получал постоянные нагоняи от матери. Но однажды, когда в очередной раз мать пришла на родительское собрание и расплакалась, слушая упреки в адрес сына, учительница Нина Георгиевна внезапно сказала: «Не расстраивайтесь. Он же у вас будет артистом!». Действительно, артистические способности проснулись в Кикабидзе довольно рано. В своем дворе, где жили представители 17 различных национальностей, Вахтанг (друзья звали его просто Бубой) пользовался большой любовью среди сверстников за талант прекрасного рассказчика. В те годы в тбилисских кинотеатрах, как и по всей стране, крутили трофейные фильмы и детвора с утра до вечера пропадала на этих сеансах. После последнего сеанса мальчишки обычно запирались на чердак дома № 20 по улице Дзержинского и наступало время Бубы. Он выходил на середину круга и так талантливо пересказывал только что увиденное на экране (со стрельбой, криками и «музыкальным оформлением»), что друзья слушали его, затаив дыхание. В десятилетнем возрасте с Вахтангом Кикабидзе случилась романтическая история, которая до сих пор напоминает о себе татуировкой на ноге артиста. История выглядела следующим образом. В то время на Сололаки самой красивой девушкой считалась некая Зоя. Она была настолько красива и неприступна, что многие пацаны буквально грезили знакомством с нею. Не был исключением и Кикабидзе. И вот однажды, на очередном своем чердачном «бенефисе» он объявил друзьям, что познакомился с Зоей. Друзья, зная способности своего товарища в трепе, тут же подняли его на смех. Но Кикабидзе продолжал настаивать на своем. Тогда друзья потребовали от него доказательств. А доказать такой факт можно было лишь двумя способами - или прогуляться с Зоей вечером по темной набережной, или продемонстрировать наколку с ее именем. Так как первое условие для Кикабидзе оказалось невыполнимым, он решил продемонстрировать второе - выколол у себя на коленке буквы «З + В». (Значительно позднее в репертуаре певца Кикабидзе появилась песня под названием «Зоечка-Зоя».) Между тем десятилетку Вахтанг Кикабидзе так и не осилил и в 14 лет ушел из школы. Какое-то время работал в разных местах, пока внезапно не увлекся музыкой. ... Как и положено молодой знаменитости, у Кикабидзе в те годы была масса поклонников, большинство из которых составляли представительницы слабого пола. Некоторые из них, зная, что артист не женат, пытались установить с ним близкие отношения и в конце концов заставить на себе жениться. Но Вахтанг Кикабидзе был несговорчив. На этой почве иногда происходили истории, достойные пера романиста. Например, однажды некая ревнивая особа едва не лишила певца жизни. Чтобы осуществить свое страшное намерение, она спрятала под подушкой в гостиничном номере Кикабидзе опасную бритву, намереваясь ночью воспользоваться ею. Однако так и не воспользовалась - то ли потому что поведение певца в ту ночь ее удовлетворило, то ли по какой-то другой причине. В жизни певца случались и анекдотичные истории: за несколько лет до своей широкой известности Вахтанг Кикабидзе встречался с одной девушкой. Затем пути их разошлись и девушка вышла замуж. Но после того как к ее бывшему возлюбленному пришла слава, она решила встретиться с ним вновь, причем в интимной обстановке. Для этого она с помощью своих подруг разработала хитрую операцию. Подруги пригласили Кикабидзе отпраздновать 8 Марта у нее дома, сказав, что на торжество соберется много людей. Однако, когда певец пришел, оказалось, что в доме собрались одни женщины - восемь против него одного. Между тем после обильного застолья подруги хозяйки дома покинули празднество, оставив ее наедине с певцом. Далее должна была наступить решающая фаза обольщения - постель, и она бы, видимо, наступила, если бы не непредвиденные обстоятельства. А именно - домой внезапно вернулся муж хозяйки. Не имея с собой ключей, он позвонил в дверь и терпеливо дождался, когда ему откроют. Но открыли ему не сразу. Прежде чем это произошло, хозяйка чуть ли не силой заставила Кикабидзе открыть окно (стоит отметить, что жила она на третьем этаже) и покинуть ее жилище по водосточной трубе. Будучи истинным джентльменом, певец вынужден был подчиниться требованиям женщины, хотя риск соваться и разбиться (Кикабидзе был навеселе) был чрезвычайно велик. Тем временем женщина открыла дверь законному супругу и тот, видимо почувствовав неладное, коршуном влетел в квартиру. Как и положено в таких случаях, он первым делом кинулся к шкафам, стал заглядывать под кровать. При этом его темпераментная речь разносилась далеко за пределами его обиталища. Судя по всему, услышал ее и незадачливый любовник. Понимая, что разъяренный муж в любую секунду может добраться и до окна, Вахтанг Кикабидзе ускорил свой спуск и в итоге сорвался с трубы. К счастью, ему крупно повезло - в те дни во дворе шел ремонт и прямо под окнами злополучной квартиры рабочие свалили большую кучу цемента. Именно в нее и приземлился певец. Но и это еще не конец истории. Не успев как следует отряхнуться и прийти в себя, Кикабидзе вышел на улицу, чтобы поймать такси. И в это мгновение из парадного подъезда на улицу выбежали его пассия и ее разъяренный супруг. Видимо, пространства квартиры им не хватило для выяснения отношений, и они вышли на широкий простор. И это выяснение переполошило чуть ли не весь дом. Из окон стали выглядывать любопытные лица соседей, с противоположной улицы к месту происшествия стал стягиваться посторонний люд. Видя, что скандал может получить нежелательную огласку, и пытаясь спасти как свое реноме, так и реноме своей знакомой, Вахтанг Кикабидзе решил вмешаться. Поймав наконец такси, он приказал шоферу подъехать к разгоряченным супругам и, когда тот подчинился, открыл дверь и силой затащил в салон женщину. И через мгновение их уже не было на месте происшествия. Стоит отметить. Что та история завершилась вполне закономерно - обманутый муж подал на развод, и семья распалась. Однако жена недолго горевала и вскоре вышла замуж вновь. Правда не за Кикабидзе. А что же он? Походив еще какое-то время холостым, он наконец женился в самом начале 60-х. Его избранницей стала молодая артистка балета по имени Ирина, с которой он познакомился в Тбилисской филармонии. Ирина закончила Вагановскую балетную школу в Ленинграде, одно время была солисткой Театра оперы и балета в Тбилиси (по национальности Ирина грузинка). В этом браке на свет появились сын Константин и дочь Марина. ... «Между тем, несмотря на нелюбовь к себе тогдашних грузинских властей, Вахтанг Кикабидзе не мог пожаловаться на такое же отношение к себе простого люда. Его даже воры продолжали уважать. Однажды произошел такой случай. Кикабидзе с женой вернулись вечером домой, а дверь взломана. Оба мгновенно похолодели. Но когда они вошли внутрь, то поняли, что нежданные визитеры ничего не взяли. Единственное, до чего они дотронулись, - бутылка коньяка. Она стояла распечатанная на столе, рядом стояли две рюмки и лежала записка. В ней был такой текст: «Мы не знали, что это ваша квартира. В городе все говорят, что вы немного приболели, поэтому мы выпили за ваше здоровье. И очень просим - напишите на двери свою фамилию, чтобы больше таких недоразумений не было». ... «Страдал ли я из-за женщин? Нет. Всегда придерживался правила: мужчина не должен компрометировать женщину. Но… я сторонник гуляющих мужиков. Мужик должен гулять. Но знать меру. Мне не нравится, когда он уходит от жены, от детей…» Раззаков Ф. И. to-name.ru

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -