Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 16 мая
 
Календарь событий

Елизавета Алексеевна

Елизавета Алексеевна Елизавета Алексеевна (Луиза-Мария-Августа), русская императрица, супруга Александра I, родилась 13 января 1779 года. Старшая дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига. В октябре 1792 года прибыла ко двору Петербурга вместе с младшей сестрой – Екатерина II в ту пору искала невесту любимому внуку Александру. Выбор пал на старшую сестру. 28 сентября 1793 состоялось бракосочетание. Новобрачные были совсем юными – Александру было 16 лет, Елизавете Алексеевне – 14. Привязанность Александра к супруге вскоре сменилась равнодушием, что сильно подействовало на Елизавету Алексеевну, любившую его искренне и глубоко. Она замкнулась в своей личной жизни и мало принимала участия в интересах двора, чувствуя себя одинокой в царской семье. Она была скромна, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Ее талантом был особый дар рассказывать – император Александр I отмечал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного. В ночь убийства Павла I Елизавета Алексеевна проявила твердость характера и вела переговоры с заговорщиками, затем вновь отошла в тень. Декабристы обсуждали идею ее возведения на российский престол. Елизавета Алексеевна родила двух дочерей – Марию (1799 – 1800) и Елизавету (1806 – 1808), которые рано умерли. Отказавшись от внешних почестей и блеска, она посвящала досуг делам благотворительности. Слабое здоровье Елизаветы Алексеевны расстроилось в 1825 году так сильно, что врачи предписали поездку в Италию. Вместо Италии был избран Таганрог – императрица хотела умереть в России. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. В сентябре 1825 года она прибыла в Таганрог, где здоровье ее несколько улучшилось, а отношения между супругами стали более сердечными. Но ей не было дано насладиться взаимопониманием с супругом: император заболел и 19 ноября скончался у нее на руках. Весной 1826 она предприняла обратный путь. Императрица Мария Федоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге. По дороге болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась и 16 мая 1826 она умерла в Белеве (Тульской губернии).

постоянная ссылка

В Москве подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой

В Москве подписан «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой После долгих и трудных переговоров польско-литовские представители с одной стороны и выдающийся российский дипломат, начальник Посольского приказа князь Василий Васильевич Голицын, с другой, 16 мая 1686 года подписали в Москве «Вечный мир». «Вечный мир» – мирный договор между Россией и Речью Посполитой, подтвердивший условия Андрусовского перемирия 1667 г. Он закрепил за Россией Смоленск с окрестностями, Левобережную Украину, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Он также обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств «Священной лиге» – союзе Австрии, Речи Посполитой и Венеции. Во исполнение условий «Вечного мира» Россия согласилась совершить поход против Крымского ханства (1687-1689 гг.), что вполне соответствовало ее собственным интересам. Взамен поляки навсегда отказывались от Киева – за единовременную компенсацию в 145 тысяч рублей. Кроме того, согласно договору Речь Посполита гарантировала своим православным подданным свободу вероисповедания. А также признала за Россией право на их защиту. Договор вступил в силу сразу же по подписании и послужил основой русско-польского союза в Северной войне (1700-1721 гг.).

постоянная ссылка

Основан Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре – первое в России учебное заведение для женщин

Основан Воспитательный институт благородных девиц при Смольном монастыре – первое в России учебное заведение для женщин По Указу Екатерины II 16 мая 1764 г. в Петербурге основано первое в России учебное учреждения для женщин – Воспитательный институт благородных девиц при Смольном женском монастыре (Смольный институт). Инициатором создания женского института для воспитания 200 «благородных девиц» был действительный тайный советник Иван Бецкий. Начальницей института стала княгиня А.С.Долгорукова. В институт принимали дворянских дочерей с 6 до 18 лет, и готовили их для придворной и светской жизни. В программу входило обучение по предметам – закон божий, французский язык, арифметика, рисование, история, география, словесность. Кроме того, девицы обучались танцам, музыке, светским манерам, рукоделию и домоводству. Обучение продолжалось 12 лет и делилось на 4 возраста по 3 года каждый. Ученицы были обязаны носить форму – платья определённого цвета: в младшем возрасте – кофейного, во втором – голубого, в третьем – серого и в старшем возрасте – белого. По окончании института 6 лучших выпускниц получали «шифр» – золотой вензель в виде инициала императрицы. Некоторые воспитанницы становились фрейлинами двора. В 1765 г. при Смольном институте было открыто учебно-воспитательное учреждение для девиц других сословий (кроме крепостного крестьянства), где они получали элементарную общеобразовательную подготовку и обучались домоводству. Создание Смольного института положило начало женскому среднему образованию в России. К XIX веку институт стал замкнутым привилегированным учебным заведением, в котором особое предпочтение отдавалось всему иностранному, воспитанницам прививались светские манеры, набожность, сентиментальность и преклонение перед царской фамилией. Вплоть до 1917 г. институт оставался одним из наиболее консервативных учебных заведений.   В 1917г. институт был закрыт, а после Октябрьской революции в Смольном сформировалось новое правительство: Совет Народных Комиссаров во главе с В.Лениным. С тех пор это здание занимают различные структуры власти. Имеется ряд музейных экспозиций, отражающих всю историю Смольного.

постоянная ссылка

В Германии открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае

В Германии открыто пассажирское движение на первом в мире трамвае К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирских электрической линии. Весной 1879 г. Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу – «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей». К железным дорогам европейская публика уже успела привыкнуть, но поезд без дымящего паровоза – это удивило многих. Но отношение к электрификации транспорта у населения все же оставалось настороженным. Чтобы доказать жизнеспособность такого вида транспорта, Сименсу пришлось на собственные деньги строить демонстрационную модель трамвая на электрической тяге. И 16 мае 1881 г. на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической жележной дороге, и позволило заменить конную тягу на электрическую. Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 г. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.

постоянная ссылка

В США состоялась первая церемония вручения «Оскаров»

В США состоялась первая церемония вручения «Оскаров» «Оскар» – ежегодная национальная премия Американской академии киноискусства, непосредственно была задумана боссом студии Metro-Goldwyn-Mayer Луисом Б. Майером. Главная кинопремия в США и самая известная кинематографическая награда в мире. Первое вручение премий «Оскар» состоялось 16 мая 1929 г. в отеле «Roosevelt» в Голливуде. События первой церемони вручения кинопремии передавались по радио, а начиная с 1953 г. – по телевидению. Сегодня церемония вручения «Оскаров» транслируется в десятках стран мира в прямом эфире. В течение порядка 70 лет церемония проводилась весной – в конце марта-начале апреля. А с 2004 г. сезон церемонии изменился – сейчас ее сдвинули на конец февраля-начало марта. Церемония вручения «Оскаров» приносит экономике штата около 700 млн. долларов США (по цифрам 2007 г.) и создаёт рабочие места примерно для 10 тысяч человек. В отличие от большинства кинопремий, «Оскары» вручаются по результатам всеобщего голосования членов Академии (а не по выбору жюри), которых чуть более 10000 человек. Такая демократичность в свое время принесла этой кинопремии заслуженную популярность. В настоящее время «Оскар» вручается по 24 основным номинациям, но помимо есть и несколько специальных. Их обладатели определяются отдельно созданным комитетом Академии и вручаются вне основной церемонии. Оскаровская статуэтка высотой 34 см и весом 3,85 кг изготовлена из покрытого золотом сплава британия и крепится на постаменте из чёрного мрамора. Она изображает рыцаря с мечом, стоящего на ленточной бобине. Согласно легенде, создатель образа «Оскара» Седрик Гиббонс набросал её эскиз в блокноте во время одного из нудных собраний. Несмотря на высокую известность премии «Оскар» в кинематографическом мире, её политика и выбор, особенно в последние годы, подвергается критике. В частности отмечается, что мнение голосующих членов Академии далеко не всегда можно назвать беспристрастным. А любители кино отмечают снижающийся уровень требований к номинантам.

постоянная ссылка

Начало антиалкогольной кампании в СССР

Начало антиалкогольной кампании в СССР 16 мая 1985 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством», что стало началом антиалкогольной кампании в СССР, целью которой было борьба с пьянством, укрепление общественного порядка и трудовой дисциплины. Указ, направленный на воспитание здоровых принципов в обществе и содержавший полезные идеи, не учел экономических, политических и нравственных факторов. Вместо того чтобы вести комплексную и последовательную работу, сочетать стимулирующие и тормозящие меры, кампания была сведена в основном к запретам, «пугалкам» и штрафам. В свою очередь, запреты и ограничения выступили своеобразными стимулом хорошо известных негативных тенденций: резко нарушились правила торговли, процветало самогоноварение, усилились потребление суррогатов, появились огромные очереди в винно-водочные магазины, в аптеках пропали лекарственные препараты, содержащие спирт. В стране, привыкшей жить в условиях нехватки всего и вся, возник новый жесточайший дефицит. Бутылка водки превратилась в эквивалент твердой валюты. Производство крепких спиртных напитков сократилось на 25%, площадь виноградников – на треть. Было закрыто или перепрофилировано большое количество спиртоводочных и винных заводов. С большой помпой было создано Всесоюзное общество трезвости, члены которого обязались – не брать в рот спиртного ни при каких обстоятельствах. Туда начали «добровольно-принудительно» записывать тех, кто занимал в обществе какое-то положение и кому было, что терять. Телевидение и радио пропагандировали безалкогольные свадьбы и новогодние застолья с лимонадом. Обсуждалось, надо ли вырезать из старых фильмов алкогольные сцены. Газеты тех лет были полны устрашающими цифрами количества связанных с пьянством преждевременных смертей, разводов, потерянных рабочих мест и уголовных преступлений. Тем не менее антиалкогольная кампания закончилась ничем, принеся бюджету миллиардные убытки. Общество трезвости последний раз напомнило о своем существовании весной 1989 г., когда по квоте общественных организаций получило одно место на Съезде народных депутатов.

постоянная ссылка

Игорь Северянин

Игорь Северянин Игорь Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв) родился в Петербурге в семье военного инженера 4 (16) мая 1887 года. С детства родители прививали ему любовь к литературе и музыке, так что юный поэт уже в 8 лет начал писать стихи. Учился Игорь мало, окончил 4 класса череповецкого реального училища, потом отправился с отцом в путешествие на Дальний Север. Эта поездка вдохновила поэта – отсюда и псевдоним Северянин. В 1905 году было опубликовано первое стихотворение Игоря Северянина «Гибель Рюрика». С этого момента начался творческий подъём поэта. В 1905-1912 годах выходят 35 его поэтических сборников. После признания его стихов такими мэтрами литературы, как Константин Фофанов, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб Игорь Северянин устраивает вечера, где публично читает свои произведения. В этой связи было организовано целое турне по России. В 1911 году Игорь Северянин объявил себя создателем нового поэтического направления – эгофутуризма. Он сам писал о себе, балансируя между пародией и пошлостью: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоён…». Фанфары славы опустились на поэта после публикации его сборника стихов «Громокипящий кубок» (1913). А 27 февраля 1918 года на вечере в политехническом музее в Москве он даже был признан «Королём поэтов». Из тридцати восьми лет литературной деятельности Северянин почти двадцать четыре года прожил в Эстонии, куда переехал в 1918 году. Ездил в дальнейшем с выступлениями во Францию и в Югославию, переводил стихотворения Адама Мицкевича, Поля Верлена, Шарля Бодлера, эстонских и югославских поэтов. Игорь Северянин мечтал о возвращении на родину, но война и тяжёлая болезнь не позволили превратить мечты в реальность. Он скончался 22 декабря 1941 года в Таллине. Похоронен там же, на Александро-Невском кладбище.   Произведения   «Зарницы мысли» (1908) «А сад весной благоухает!..» (с откликом И.А. Гриневской). СПБ., типография И. Флейтмана, Спб., Казанская, 45 (1909). «Весенний день» (1911) «Качалка грёзэрки» (1912) «Громокипящий кубок» (1913) «С крестом сирени» (1913) «Златолира» (1914) «Ананасы в шампанском. Поэзы» (М.: Изд-во Наши дни, 1915. — 125 с.) «Victoria regia» (1915) «Поэзоантракт» (1915) «Собрание поэз» (1916) (том 1, издание В. В. Пашуканиса, Москва, 1918) «За струнной изгородью лиры» (1918) «Поэзо-концерт» (1918) «Собрание поэз» (1918) «Creme de Violettes» (1919) «Puhajogi» (1919) «Вервэна» (1920) «Менестрель» (1921) «Миррэлия» (1922) Роман в стихах «Падучая стремнина» (1922) Комедия «Плимутрок» (1922) «Фея Eiole» (1922) «Соловей. Поэзы» (Берлин / Москва: Издание акц. о-ва Накануне, 1923. — 204 с.) «Трагедия титана» (1923) Автобиографический роман в стихах «Колокола собора чувств» (1925) «Роса оранжевого часа» (1925) Роман в стихах «Рояль Леандра» (1925) «Адриатика» (1932) «Медальоны» (1934) Рукописный поэтический сборник «Литавры солнца» (1934, не был издан)

постоянная ссылка

Юрий Шевчук

Юрий Шевчук 16 мая 1957 года в поселке Ягодный Магаданской области в семье военного родился киноактер, вокалист, композитор Юрий Юлианович Шевчук. Среднюю школу Юрий закончил в Уфе, там же поступил на художественно-графическое отделение Башкирского педагогического института. С самого начала «взрослой» жизни Шевчук сочинял песни, а затем пел их под гитару. В одном местном доме культуры Юрий встретил группу бас-гитариста Гены Родина, на основе которой родилась знаменитая группа «ДДТ», осевшая в конце долгих странствий в Питере. Роль в фильме-концерте режиссера Петра Солдатенкова «Игра с неизвестными» стала отличным для Юрия Шевчука дебютом в кино. В фильме снимались группы «ДДТ» и «Капитальный ремонт». В нескольких следующих фильмах Шевчук выступал как певец и композитор: «Публикация», «Ночь длинных ножей», «Опыты гражданской войны», «Русский стандарт». Были и еще роли – большие и маленькие. Но самая большая роль Юрия Шевчука – это главная роль в мистической драме режиссера Сергея Сельянова «Духов день» (1990 год). Очень запомнилось Юрию участие в фильме «Бременские музыканты и Со» Александра Абдулова, в котором участвовали еще такие актеры как Олег Янковский и Филипп Янковский, Александр Збруев, Спартак Мишулин, Анастасия Вертинская и Михаил Пуговкин. Шевчук много выступает с концертами в местах боевых действий, за что имеет награды – боевые ордена и медали. Юрий также награжден медалью МЧС России «Участник чрезвычайных гуманитарных операций» и Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест».   Сольная карьера   Помимо творчества вместе с группой, Шевчук издал несколько собственных сольных альбомов: «Череповецкий магнитоальбом» (1983) «Кочегарка» (1985) «Москва. Жара» (1985) «82г» (1998) (запись 1982 года, издана на MC) «Акустика (2 концерта)» (запись двух концертов) (2001) «Прекрасная любовь» (2007) «L’Echoppe» (2008) «Сольник» (2009) (сборник стихов; издан Новой газетой).[35]   Работы в кино   Актёрские работы   Юрий Шевчук сыграл роли в художественных фильмах: «Духов день» (1990) — Иван Христофоров «Город» (1990) — камео «Вовочка» (2002) — алкоголик Александр Сергеевич «Антонина обернулась» (2007) — Аркаша, пациент психиатрической клиники «Жила-была одна баба» (2007) «Батюшка» (2008) Вместе с «ДДТ» выступает в конце художественного фильма «Публикация» (реж. Виктор Волков, 1988). Также вместе с группой появляется в документальных фильмах: «Я получил эту роль» (реж. М. Мельниченко, 1986) «Рок» (реж. Алексей Учитель, 1987) «Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988) «Лимита» (реж. Е. Головня, 1989) «Город» (реж. Александр Бурцев, 1990) «Время ДДТ» (реж. В. Бледнов, 2002) «Костя и мышь» (2006) «Посольская церковь» (реж. Алексей Лушников, 2006) «Свобода по-русски» (реж. Андрей Смирнов, 2006) Также участвовал в качестве ведущего в многосерийном телевизионном фильме «Земное и небесное», посвящённом истории Русской православной церкви. В 2007 году Юрий Шевчук озвучил 500 серий исторического проекта «История государства Российского».   Музыка к фильмам   Юрий Шевчук записал песни к фильмам: «Духов день» «Азазель» «Вовочка» «Господа офицеры» «Ледниковый период» «Русский транзит» «Кто, если не мы» «Поцелуй бабочки» «Антонина обернулась» «Батюшка» «Generation P» «Ключ саламандры» «Одиночка» В фильме «Брат 2» Юрий Шевчук отказался участвовать[36], охарактеризовав его впоследствии как «чудовищное, ужасное, отвратительное националистическое культовое кино» [37], хотя плакаты группы «ДДТ» несколько раз в нём встречаются.

постоянная ссылка

Ольга Берггольц

Ольга Берггольц Ольга Фёдоровна Берггольц – женщина с поистине трагической судьбой. Она родилась в Петербурге 3 (16) мая 1910 года в семье врача. Отец очень ценил стихи своей маленькой дочери и содействовал их публикации в заводской стенгазете. С 1925 года Ольга Берггольц состояла в литературной молодёжной группе «Смена», где и познакомилась со своим будущим мужем – Б.П. Корниловым. С 1926 года поэтесса училась на Высших государственных курсах искусствоведения при Институте истории искусств, а в 1930 году выпускница Ленинградского университета филологического факультета уезжает в Казахстан, где работает в местной газете «Советская степь». После развода с мужем и нового брака она вновь возвращается в Петербург, где сотрудничает с газетами «Электросила», «Литературный Ленинград». Большое несчастье в семье – смерть двух дочерей поэтессы, заключение в тюрьму по ложному обвинению и смерть мужа Николая Молчанова – породило новый всплеск литературной деятельности. Выходят её новые книги: очерки «Годы штурма», сборник «Стихотворения» и др. В 1941-1943 годах во время блокады Ленинграда О. Ф. Берггольц работала в Доме Радио, за что была неоднократно награждена. Созданные в эти годы произведения, посвящённые защитникам Ленинграда, как нельзя лучше передают эмоциональное состояние жителей города. Свои поэтические сборники последних лет Ольга Берггольц часто завершала стихотворением «Ответ».   А я вам говорю, что нет напрасно прожитых мной лет, ненужно пройденных путей, впустую слышанных вестей. Нет невоспринятых миров, нет мнимо розданных даров, любви напрасной тоже нет, любви обманутой, больной, ее нетленно чистый свет всегда во мне, всегда со мной.   И никогда не поздно снова начать всю жизнь, начать весь путь, и так, чтоб в прошлом бы – ни слова, ни стона бы не зачеркнуть.   О. Ф. Берггольц умерла в одиночестве 13 ноября 1975 года. Её именем названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга.

постоянная ссылка

Генри Фонда

Генри Фонда Среди голливудских актерских династий семейство Фонда – самое обширное. Уже четыре его представителя появились на экране. Но начало положил Генри, проработавший в кино почти полвека и снявшийся в 90 фильмах. Генри Фонда родился 16 мая 1905 года в Гранд-Айленде (штат Небраска), в небогатой семье. В детстве мечтал стать писателем и даже поступил на журналистский факультет Миннесотского университета. Однако проучился там всего два года. Генри Фонда начал свою актерскую карьеру в любительских постановках. Его партнершей в работе зачастую оказывалась мать Марлона Брандо. Но женился он на другой актрисе, Маргарет Саллаван, которая впоследствии стала звездой Голливуда. В 1936 году Фонда переехал в Калифорнию, где сыграл главную роль в первом цветном фильме «Тропинка одинокой сосны». В следующем году снялся у великого Фрица Ланга в картине «Живешь только раз», а еще год спустя появился в тандеме с Бетт Дэвис в легендарной картине «Иезавель». Успех всех этих фильмов был перекрыт в 1940 году «Гроздьями гнева» – первой лентой, за которую актер был номинирован на «Оскар». Во время Второй мировой войны Фонда служил на флоте. По возвращении с фронта семь лет работал исключительно в театре, отказавшись продлить контракт с киностудией. Возвращение Фонды на большой экран состоялось в 1956 году: он сыграл c Одри Хепберн в голливудской киноверсии «Войны и мира». А на следующий год Генри снялся у Альфреда Хичкока в триллере «Не тот человек». Вплоть до 80-х годов он продолжает плодотворно работать. А в 1981 году Фонда был наконец удостоен «Оскара» – всего за несколько месяцев до своей смерти.p

постоянная ссылка

День преподобного Феодосия Печерского

День преподобного Феодосия Печерского Преподобный Феодосий Печерский, основатель общежительного монастырского устава и родоначальник монашества в Русской земле, родился в Василеве, неподалеку от Киева. С юных лет он обнаружил непреодолимое влечение к подвижнической жизни, ведя аскетическую жизнь еще в родительском доме. Он не любил детских игр и увлечений, постоянно ходил в церковь. Сам упросил своих родителей отдать его для обучения чтению священных книг и, при отличных способностях и редком усердии, быстро выучился чтению книг, так что все удивлялись разуму отрока. Преподобный Феодосий трудился в обители более других и нередко брал на себя часть трудов братии: носил воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому иноку муку. В знойные ночи он обнажал свое тело и отдавал его в пищу комарам и мошкам, кровь текла по нему, но святой терпеливо занимался рукоделием и пел псалмы. В храм он являлся прежде других и, став на месте, не сходил с него до окончания Богослужения; чтение слушал с особым вниманием. В 1054 году преподобный Феодосий был рукоположен в сан иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом. Слава о его подвигах привлекла множество иноков в обитель, в которой он построил новую церковь и келии и ввел студийский общежительный устав, списанный, по его поручению, в Константинополе. В сане игумена преподобный Феодосий продолжал исполнять самые трудные послушания в обители. Святой обыкновенно вкушал только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проходили у него без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Однажды преподобный Феодосий возвращался от великого князя Изяслава. Возница, еще не знавший его, сказал грубо: «Ты, монах, всегда празден, а я постоянно в трудах. Ступай на мое место, а меня пусти в колесницу». Святой старец кротко послушался и повез слугу. Увидев же, как преподобному кланялись, сходя с коней, встречные бояре, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и, по приезде, накормил в монастыре. Надеясь на помощь Божию, преподобный не хранил больших запасов для обители, поэтому братия иногда терпела нужду в насущном хлебе. По его молитвам, однако, являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Великие князья, особенно Изяслав, любили наслаждаться духовной беседой преподобного Феодосия. Святой не страшился обличать сильных мира сего. Незаконно осужденные всегда находили в нем заступника, а судьи пересматривали дела по просьбе чтимого всеми игумена. Особенно заботился преподобный о бедных: построил для них в монастыре особый двор, где любой нуждающийся мог получить пищу и кров. Заранее предуведав свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел к Господу в 1074 году. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста.

постоянная ссылка

Иван Цветаев

Иван Цветаев Иван Владимирович Цветаев родился 16 мая 1847 года в селе Дроздово Владимирской губернии. Шесть лет учился в Шуйском духовном училище, после чего еще шесть лет во Владимирской семинарии. Затем поступил в Петербургский университет на классическое отделение историко-филологического факультета, который закончил в 1870 году. Иван Владимирович Цветаев получил степень кандидата наук и с 1871 года начал преподавать греческий язык в одной из петербургских гимназий. В 1872 году Цветаев стал доцентом Императорского Варшавского университета. Здесь же он защитил магистерскую диссертацию. Спустя два года Цветаев отправился в зарубежную командировку в Италию для изучения древних италийских языков и письменности. Позже в разное время преподавал латинский язык, работал в Румянцевском и Публичном музеях в Москве. В 1876 году был зачислен доцентом Киевского университета св. Владимира, но уже через год был приглашен в Московский университет для преподавания латинского языка на кафедре римской словесности. Иван Владимирович - отец двух дочерей, Марины - знаменитой поэтессы и Анастасии, писательницы. По его инициативе в 1894 году был объявлен конкурс на лучший проект музея изящных искусств в Москве. Победил в конкурсе проект Романа Ивановича Клейна. В августе 1899 года состоялась торжественная закладка музея. Цветаев скончался 12 сентября 1913 года в Москве. На фасаде Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве установлена мемориальная доска в его честь.

постоянная ссылка

Мстислав Запашный

Мстислав Запашный Потомственный цирковой артист Мстислав Михайлович Запашный родился 16 мая 1938 года в Ленинграде. Глава семейства Михаил Сергеевич был против того, чтобы шестеро его детей выходили на манеж – он хотел, чтобы все они получили образование и приобрел достойную профессию. Война застала Мстислава с сестрой Аней и братьями Вальтером и Игорем в Ленинграде, где они оставались со своей бабушкой. Эвакуировавшись из блокадного Ленинграда, семья оказалась в Саратове, где в бомбоубежище братья Вальтер и Слава приступили к репетициям собственного циркового номера. Юные акробаты стяжали настоящий триумф в Московском цирке в 1947 году. Постепенно вместе стали выступать четверо братьев Запашных. В 1954 году они подготовили номер под названием «Акробаты-вольтижеры», а в 1964 видоизменили номер, который стал называться «Акробаты-вольтижеры на лошадях», и это стало открытием совершенно нового жанра в цирковом искусстве. Номер «Слоны и тигры», созданный в 1977 году, стал первым и единственным в мире спектаклем, в котором были соединены двое вечных врагов джунглей. Этот потрясающий аттракцион был награжден Государственной премией Российской Федерации в области литературы и искусства. В 1992 году Мстислав Запашный стал Художественным руководителем и директором Сочинского государственного цирка. Запашный успешно разрабатывает ряд новых больших программ. Являлся вице-президентом Росгосцирка, а сейчас – вице-президент Всемирной ассоциации цирковых профессиональных школ и постоянный член Комиссии при Президенте Российской Федерации по Государственным премиям в области литературы и искусства. Он постоянно входит в состав жюри на всемирных конкурсах в Китае, Монте-Карло, Париже. Мстислав Запашный удостоен звания Народного артиста СССР, Народного артиста России, является лауреатом многих премий и наград, в том числе ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Живет в городе Сочи. Его сын, Мстислав Запашный-младший пошёл по стопам отца и работает в цирке укротителем тигров.

постоянная ссылка

Вуди Герман

Вуди Герман Вудро Чарлз Томас Герман, более известный как Вуди Герман, родился 16 мая 1913 года, в семье музыканта. Герман был музыкальным вундеркиндом, уже в девять лет он выступал на сцене водевиль-театра. В 1934 году Герман вступает в Биг Бэнд Айшема Джонса, а уже спустя два года возглавляет Биг Бэнд. В конце этого же года его группа дебютирует на Бруклине. В 1939 году выходит хит Woodchopper’s Ball, с записью которого было продано более 1 миллиона пластинок. Бин Бэнд становится одним из ведущих оркестров. В 1943-1944 годах оркестр был реорганизован, произошли серьезные изменения в составе и репертуаре. Игра Бин Бэнда в новом составе была столь впечатляющей, что в 1945 году для них написал музыку Игорь Стравинский («Эбони-концерт» для кларнета и джаз-бэнда). В 1947 году, после ухода из группы некоторых исполнителей, Герман собирает в Лос-Анжелесе второй состав своего оркестра – с легендарной группой саксофонистов «Четыре брата» Второй состав работал до 1949 года. Вуди Герман был как выдающимся организатором, так и замечательным музыкантом. В 1950-1960-е годы он экспериментирует с различными стилями современного джаза. Его глаз «был наметан» на талантливых молодых музыкантов, еще не достигших известности. Он оказывал им поддержку в исканиях и новациях. Неустанно менял направление творческой работы своих оркестров, обновлял их состав, создавал все новые и новые коллективы.

постоянная ссылка

Ольга Корбут

Ольга Корбут Ольга Валентиновна Корбут родилась 16 мая 1955 года в Гродно. В гимнастику пришла довольно поздно – в 10 лет. Но через пять лет занятий, в 1970 году, Корбут становится чемпионкой СССР в опорном прыжке и входит в сборную СССР. Гимнастка является четырехкратной олимпийской чемпионкой (в 1972 году она завоевала три золотые медали, в 1976 году – золото в командном первенстве); имеет две серебряные медали Олимпийских игр; неоднократно она становилась чемпионкой мира. Ольга Корбут стала победительницей Спартакиады народов СССР и абсолютной чемпионкой СССР 1975 года. На чемпионате Европы 1973 года получила серебряную медаль в абсолютном первенстве. В 1976 году Ольга завершила свою спортивную карьеру, окончила исторический факультет Гродненского университета. В 1978 году Ольга вышла замуж за Леонида Борткевича – солиста группы «Песняры» и прожила с ним 22 года, в 2000 году они расстались. Ольга Корбут живет и работает в США, в Атланте, где руководит академией ее имени. Ольга вошла в историю мирового спорта, впервые исполнив уникальный элемент, получивший название «Петля Корбут», который впоследствии был усложнен Еленой Мухиной – она добавила к нему винт. Сейчас на официальных соревнованиях элемент не исполняется. Награждена орденами «Дружба народов» и «Знак почета».

постоянная ссылка

Пьетро Да Картона

Пьетро Да Картона Яркий, декоративный стиль живописи Пьетро да Кортона представляет собой одну из вершин римского искусства эпохи барокко. Пьетро Да Картона (Пьетро Берреттини), итальянский живописец и архитектор, родился в городке Кортона в Тоскане 1 ноября 1596 года. Учился живописи в Риме, у флорентийских художников Андреа Коммоди и Баччо Чарпи. Наиболее известной его работой является плафон римского палаццо Барберини. Аллегорическая композиция, представленная на плафоне, прославляет папу Урбана VIII, члена семьи Барберини. Работа над ним продолжалась шесть лет, с 1633 по 1639 годы. В 1637 году художник предпринял путешествие в Венецию и Флоренцию, где изучал произведения великих мастеров. «Триумф Венеции» Веронезе из Дворца дожей оказал сильное влияние на живописную манеру мастера. В 1640-1647 годах Пьетро да Кортона жил и работал во Флоренции. Одной из работ того времени были фрески палаццо Питти, аллегорически изображающие планеты. Этой работой он предвосхитил манеру Луки Джордано, сумев великолепно передать живописными средствами воздушную перспективу. В архитектурных и живописных работах он стремился к пространственному единству элементов, используя перспективу, тщательно разрабатывая декор, расставляя акценты посредством игры света и тени. Самой значительной работой Пьетро да Кортона в области церковной монументально-декоративной живописи является композиция «Чудо св. Филиппа Нери и Небесное воинство» – роспись апсиды, нефа и парусов в церкви Санта Мария Валличелла в Риме, работа над которой длилась почти два десятилетия с 1646 по 1665 годы. Умер Пьетро да Кортона в Риме 16 мая 1669 года.

постоянная ссылка

Шарль Перро

Шарль Перро Шарль Перро, французский писатель-сказочник, родился 12 января 1628 года. Перро известен большинству современников как сказочник, между тем он был маститым поэтом своего времени, академиком Французской академии, автором знаменитых научных трудов. Его знали как публициста, сановника и академика. Он был адвокатом, первым приказчиком министра финансов Франции Кольбера. Однако всемирную известность и память потомков принесли ему именно замечательные сказки «Кот в сапогах», «Золушка», «Синяя Борода». Литературная деятельность Шарля пришлась на то время, когда в высшем свете появилась мода на сказки. Сказки стали одним из любимых увлечений светского общества. Кто-то предпочитал слушать философские сказки, другие отдавали дань старинным сказкам, дошедшим в пересказе нянюшек и бабушек. Литераторы активно откликнулись на модные тенденции света, стали записывать и обрабатывать знакомые с детства сюжеты. Так устная сказочная традиция начала переходить в письменную. Перро сначала не решался публиковать сказки под своим именем, и подписывал их именем своего восемнадцатилетнего сына, П.Дарманкура – им двигало опасение, что написание сказок будет воспринято в обществе как занятие несерьезное и легкомысленное, неподобающее авторитету серьезного литератора. В основе сказок Перро лежали известные фольклорные сюжеты, которые он изложил с присущим ему талантом и юмором. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Но это не все: пожалуй, Перро можно считать родоначальником детской мировой литературы и литературной педагогики. Шарль Перро скончался 16 мая 1703 года. В 20 веке возникла дискуссия об авторстве сказок, в ходе которой пытались доказать, что сказки действительно написаны Перро-сыном. Всё же, по-видимому, традиционная версия об авторстве более вероятна.

постоянная ссылка

Жан Батист Фурье

Жан Батист Фурье Жан Батист Фурье родился 21 марта 1768 года в Осере. Получил образование в военной школе в родном городе Осере, после окончания оставшись там же преподавателем, позже, в 1796-1798 году, преподавал в Политехнической школе. Его первые труды относятся к алгебре. Теорема о числе действительных корней алгебраического уравнения, лежащих между данными границами, названная именем Фурье, была им изложена уже в лекциях 1796 году. Полное ее решение было получено Штурмом лишь в 1829 году. Основной тематикой исследований Фурье была математическая физика. В 1807 и 1811 он представил на суд Парижской Академии наук свои первые открытия по теории распространения тепла в твёрдом теле, а в 1822 году опубликовал «Аналитическую теорию тепла», которая сыграла большую роль в последующей истории математики. Именно в этой работе Фурье вывел дифференциальное уравнение теплопроводности и развил «метод Фурье». В основе этого метода лежит представление функций тригонометрическими рядами Фурье, которые стали действенным и важным орудием математической физики. Его метод разделения переменных получил дальнейшее развитие в трудах Пуассона, Остроградского и других математиков 19 века. Фурье внёс важный вклад в решение спора о понятии функции, в котором участвовали крупнейшие математики 18 века. В 1818 Фурье занимался исследованием вопроса об условиях применимости Ньютоновского метода численного решения уравнений, не зная об аналогичных результатах, полученных в 1768 году французским математиком Мурайлем. Итогом работ Фурье по численным методам решения уравнений является «Анализ определённых уравнений», изданный уже после смерти автора в 1831 году. Умер Жан Батист Фурье 16 мая 1830 года в Париже.

постоянная ссылка

Аристарх Белопольский

Аристарх Белопольский Русский астроном и астрофизик Аристарх Аполлонович Белопольский родился 13 июля 1854 года в Москве. Он учился в Московском университете, где также работал механиком в университетской обсерватории и занимался фотографическими наблюдениями Солнца. Белопольский наблюдал за движением солнечных пятен и пытался понять особенности их динамики, проводя различные эксперименты. Он исследовал вращение Солнца, занимался определениями координат звёзд и планет. Одним из первых учёный применил фотографическую регистрацию спектров космических тел, используя для этого специальный спектрограф. В 1879 году он устроился работать ассистентом в обсерватории МГУ. В 1884 году учёному удалось сфотографировать лунное затмение, в в 1887 году – солнечное затмение. Именно тогда он получил фотографии солнечной короны. С 1888 года Белопольский работал в Пулковской обсерватории. С помощью специальных инструментов он определял параллаксы звёзд, исследовал вращение Юпитера. В 1890 году талантливый астроном занимался программой по измерению лучевых скоростей звезд. В 1895 году ему удалось доказать, что кольца Сатурна состоят из мелких тел. Он также занимался изучением комет (их спектров, физического строения, химического состава). 12 работ Белопольского посвящены этим изучениям, благодаря которым он сделал заключения о связи между типом хвостов и их химическим строением. В 1900 году Белопольский поставил эксперимент, в ходе которого был в лабораторных условиях проверен эффект Доплера – связывающий величину смещения спектральной линии со скоростью движения объекта. Профессор Белопольский читал лекции по астрофизике на Высших женских курсах (1908–1918). Впоследствии эти лекции были выпущены в виде учебника «Астроспектроскопия» (1921). В 1903 году учёный был избран действительным членом Российской академии наук. В течении своей жизни он участвовал в нескольких экспедициях. В 1916–1919 гг. Белопольский был директором Пулковской обсерватории, в 1933 году стал её почетным директором. Аристарх Аполлонович Белопольский умер в Пулкове 16 мая 1934 года.

постоянная ссылка

Мария Бочкарёва

Мария Бочкарёва Мария Леонтьевна Бочкарёва (урожденная Фролкова), русский офицер, создатель первого женского батальона. Родилась в июле 1889. Мария – женщина с уникальной судьбой: ее называют русской Жанной Д’Арк, кавалер-девицей, бесшабашным воякой по кличке Яшка. Она единственная среди женщин является полным «Георгиевским кавалером». Именно она была инициатором, создателем и руководителем женского батальона в осеннем Петрограде 1917. История жизни Марии Бочкаревой сродни авантюрному роману. Сбежав в 15 лет из дома, она успела побывать женой пьяницы-рабочего, подругой бандита, почти «декабристкой»: пошла пешком в Сибирь, когда ее друга, Якова Бука, арестовали за разбойные нападения. Яков был еще тот бандит: и в ссылке он разбойничал в банде хунхузов под прикрытием мясной лавки. Вскоре на его след вышла полиция, и Мария от греха подальше уехала в Томск. В это время разразилась 1-я мировая война, и Бочкарева попыталась вступить в армию– не сестрой милосердия, а настоящим бойцом. Когда ее не приняли, она отправила телеграмму с просьбой царю – и вскоре пришел положительный ответ… Так начался ее воинский путь. Поначалу сослуживцы-мужчины не принимали всерьез женщину в погонах, но вскоре её храбрость в бою принесла ей Георгиевский крест, три медали и всеобщее уважение. Ее звали «Яшкой» – она выбрала это прозвище в память о своем незадачливом спутнике жизни. После двух ранений и бесчисленных боёв Мария была произведена в чин старшего унтер-офицера. Она имела невероятную известность и авторитет. И белые и красные уговаривали ее встать на свою сторону. Ее имидж «русской Жанны Д’Арк» впоследствии старательно и долго преодолевался советской пропагандой, низводя ее роль в истории. В этом принял участие и Маяковский своими презрительными строчками о «дурах бочкаревских», бестолково пытавшихся оборонять последнюю резиденцию Временного правительства в ночь Октябрьского переворота… Однако ее личность и судьба заслуживают внимания и интереса: ей, простой крестьянке, только к концу жизни изучившей азы грамотности, довелось на своем коротком веку встречаться с первыми лицами не только своей страны (главой Временного правительства А.Ф. Керенским, двумя верховными главнокомандующими русской армией – Брусиловым и Корниловым), ее официально принимали президент США Вильсон и английский король Георг V. Ей досталось непростое время. Несмотря на то, что явных доказательств ее «контрреволюционной деятельности» не было, и против красных Бочкарева не воевала, она была расстреляна 16 мая 1920. Ей шел всего 31-й год…

постоянная ссылка

Игорь Грабарь

Игорь Грабарь Игорь Эммануилович Грабарь родился (13) 25 марта 1871 года в русской семье в Будапеште. В Россию семья вернулась в 1876 году. Игорь окончил гимназию, а в 1889 году – Московский лицей. Мечтал стать художником, и в 1889 году поехал в Петербург, где поступил в университет сразу на два факультета – юридический и историко-филологический. На жизнь зарабатывал написанием рассказов. "Февральская лазурь" В 1894 году он поступил в Академию художеств, учился в мастерской Ильи Репина. В 1895 году он едет в Италию, Париж и далее по всей Европе, изучая работы признанных мастеров живописи и архитектуры. Вернувшись в Россию в 1900 году, он пишет свои лучшие картины, посвященные русской природе: «Сентябрьский снег» (1903), «Февральская лазурь», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Мартовский снег» (1904), «Хризантемы» (1905). В 1910 году художник увлекается архитектурой, изучает историю искусства и пишет первую «Историю русского искусства» в шести томах (1909-1916). С 1913 по 1925 годы Грабарь является директором Третьяковской галереи, занимается защитой памятников архитектуры. В 1918 году по его инициативе были образованы Центральные реставрационные мастерские (сегодня они носят имя его имя). "Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа" Увлечение живописью возвращается после 1924 года. К этому периоду принадлежат известные портреты родных Грабаря, ученых и музыкантов: «Портрет матери» (1924), «Светлана» (1933), «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа» (1934), «Портрет сына» (1935), «Портрет академика С. А. Чаплыгина» (1935), автопортреты, картины, посвященные В. И. Ленину. Продолжает пейзажную живопись: «Последний снег» (1931), «Березовая аллея» (1940), «Зимний пейзаж» (1954). До конца жизни художник оставался хранителем традиций русской живописи конца 19 века. Скончался он 16 мая 1960 года в Москве.

постоянная ссылка

Татьяна Лаврова

Татьяна Лаврова ФИЛЬМОГРАФИЯ | ВИДЕО Татьяна Лаврова (настоящая фамилия – Андриканис), актриса театра и кино. Родилась 7 июня 1938 в Москве. Ее родители были кинооператорами, и Татьяна с детства росла в творческой атмосфере. Ей было 12, когда родители разошлись, и 17, когда она начала самостоятельную жизнь. В том, что она будет актрисой, Татьяна не сомневалась, и после школы подала документы во все столичные театральные заведения. Она была принята в школу-студию МХАТ, что было весьма символично: знаменитый меценат Савва Морозов, построивший художественный театр, был одним из предков Татьяны. В 1959 она окончила школу-студию МХАТ и была принята в труппу театра. А дебютировала на сцене еще будучи студенткой – на 4 курсе ее пригласили на роль Нины Заречной в спектакле «Чайка», и она сразу попала в окружение настоящих звезд. Впрочем, для театральной карьеры ей пришлось сменить фамилию – считалось, что русская актриса может иметь только русскую фамилию. Она стала Лавровой, предложив друзьям-актерам написать свои варианты, и вытянув псевдоним наугад. В 1961 актриса перешла в Театр «Современник», где играла в спектаклях «Вишневый сад», «Двое на качелях», «Чайка», «Эшелон». В 1978 Лаврова вернулась в Художественный театр. В кино она дебютировала в 1959 в роли Вари в фильме «Песнь о Кольцове». В ее фильмографии около тридцати фильмов, среди которых «Испытательный срок», «Время, вперед!», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Дневной поезд», «Дни хирурга Мишкина», «Долгая дорога к себе», «Вишневый сад» и другие. Фильм «Кризис среднего возраста» стал последней работой актрисы в кино, а широкая известность к Лавровой пришла после картины Михаила Ромма «Девять дней одного года». Он стал лучшим фильмом-1962 и удостоен многих кинематографических премий. Она из ярких ролей Татьяны Лавровой – роль Сэли Берк в телевизионном фильме «Вся королевская рать» (1972), поставленном Михаилом Козаковым. В 1988 Лаврова была удостоена звания народной артистки РСФСР. Актриса скончалась в Москве 16 мая 2007. Фильмография 1959 — Песня о Кольцове — Варя 1960 — Испытательный срок — проститутка Варька 1961 — Девять дней одного года — Лёля 1965 — Время, вперёд! — Клава 1967 — Таинственная стена 1969 — Остров Волчий 1971 — Вся королевская рать — Сэди 1974 — Вылет задерживается — Ольга Васильевна 1975 — Бегство мистера Мак-Кинли — миссис Перкинс 1975 — Меняю собаку на паровоз 1975 — Факт биографии 1976 — Дневной поезд - Лида, подруга Веры 1976 — Дни хирурга Мишкина 1979 — Активная зона 1979 — Вторая весна 1982 — Голос 1982 — Мэгре колеблется — мадам Парандон 1983 — Долгая дорога к себе 1983 — Последний довод королей — Миллисент Морган 1988 — Трагедия в стиле рок 1990 — Система ниппель 1993 — Вишнёвый сад 1997 — Кризис среднего возраста 1998 — Чехов и К° 2002 — Кино про кино 2002 — Превращение — мать Видео     p value=

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -