Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 06 марта
 
Календарь событий

Первая кругосветная экспедиция Магеллана открыла три самых южных острова из группы Марианских

Первая кругосветная экспедиция Магеллана открыла три самых южных острова из группы Марианских Первая кругосветная экспедиция Фернана Магеллана открыла в западной части Тихого океана три самых южных острова из группы Марианских. С одного из этих островов навстречу португальцам устремились десятки лодок со смуглыми туземцами. Доплыв, туземцы проворно взбирались на корабли и ловко уворовывали все, что попадалось под руку. Островитяне также похитили у путешественников лодку. Магеллан, высадившись с отрядом на берег, сжег несколько хижин и лодок. Погибло несколько туземцев. В результате Магелан назвал эти острова «Ладронес» – «Воровские» или «Разбойничьи». В 1688 году эти острова были колонизированы испанцами. В честь матери короля Испании Карла II, супруги короля Филиппа IV Марии Анны Австрийской, острова были переименованы в Марианские.

постоянная ссылка

Немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин

Немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин Сегодня универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств ХХ века. Но что же было до того момента, как придумали аспирин? По традиции наши предки снижали жар и снимали боль водной настойкой коры ивы или вербы. Ивовая кора была известна еще в древности, с помощью нее лечили различные инфекционные болезни и подагру, ее использовали для облегчения боли и снижения температуры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал в Королевском обществе Лондона доклад об излечении лихорадочного озноба настойкой коры ивы. А в 1838 году было показано, что активным компонентом коры ивы является салициловая кислота. Несколько позже итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его. Оно получило название салициловой («спираевой») кислоты. Но практического лекарственного применения салициловая кислота тогда не получила. Лишь спустя 15 лет стала употребляться натриевая соль салициловой кислоты. Чтобы получить другие виды салициловой кислоты, лечебное свойство которых могло бы быть еще более действенным, сотрудник компании Bayer Феликс Хофман разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты. Продукт получил коммерческое название «аспирин». Это название составлено из двух частей: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea, латинского названия таволги – растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота.

постоянная ссылка

Автоматическая межпланетная станция «Вега-1» выполнила программу исследований кометы Галлея

Автоматическая межпланетная станция «Вега-1» выполнила программу исследований кометы Галлея Комета Галлея – первая известная периодическая комета и единственная хорошо видимая невооруженным глазом. Она наблюдалась 31 раз, причем первый раз – в 446 до нашей эры. Каждые 76 лет комета Галлея возвращается во внутреннюю Солнечную систему. И каждый раз ядра выбрасывают слой льда толщиной около 6 метров в открытый космос. Во время ее последнего прохождения – в 1986 году – к комете были запущены две межпланетные станции «Вега» (СССР), «Джотто» (ЕКА), «Суйсэй» и «Сакигакэ» (Япония). Российские аппараты «Вега-1» и «Вега-2» сфотографировали ядро кометы Галлея. Благодаря этому удалось определить размеры ядра, выброс пыли, а также ее состав. Ядро кометы не твердое единое тело, а совокупность отдельных тел. Эти тела – глыбы, камни, песчинки, пылинки – слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее.

постоянная ссылка

Станистав Ежи Лец

Станистав Ежи Лец Станислав Ежи Лец, выдающийся польский сатирик, поэт, афорист 20 века. Родился 6 марта 1909 во Львове, входившем в ту пору в состав Австро-Венгерской империи. Отец его (австрийский барон Бенон де Туш-Летц еврейского происхождения) умер, когда Станислав был ещё ребенком. Его воспитанием занялась мать, высоко ценившая образование и культуру. Польская, австрийская и еврейская составляющие духовной личности Станислава на разных этапах жизненного пути писателя то соединялись в яркой гармонии, то вступали друг с другом в драматическое противоречие. Начальное образование он получал в Вене, продолжил во львовской евангелической школе, а завершил – на юридическом факультете Львовского университета (1933). Сотрудничал в левых журналах. В 1941 был заключён в фашистский концлагерь. Удачно бежав из него в 1943, участвовал в Движении Сопротивления. В 1944-1945 Лец – офицер Войска Польского, а в 1946-1950 находится на дипломатической службе. Первая книга стихов – «Цвета» (1933). Поэзия Леца отличается интересом к морально-философской проблематике (сборники «Полевой блокнот», 1946, «Иерусалимская рукопись», 1956), парадоксальностью образов и суждений, которая особенно характерна для его сатир и фрашек (сборники «Зоосад», 1935, «Патетические сатиры», 1936, «Прогулка циника», 1946, «Жизнь – это фрашка», 1948). Глубиной философских и художественных обобщений отмечена поздняя лирика Леца: сборники «Авелю и Каину» (1961), «Объявление о розыске» (1963), «Поэмы, готовые к прыжку» (1964). Циклы афоризмов, сентенций и эпиграмм «Непричёсанные мысли» (1957) и «Новые непричёсанные мысли» (1964) принесли своему автору широчайшую известность. Их переводы на основные языки мира долгое время возглавляли списки бестселлеров. «Мысли» вставляли с свои речи американские президенты и германские канцлеры, парламентарии разных стран. Лец умер 7 мая 1966, но его «Мысли» и сегодня читаются с огромным интересом.

постоянная ссылка

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года. Он учился во Флоренции. Определяющее значение для творческого развития Микеланджело имело его знакомство с работами Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, изучение памятников античной пластики. Уже в юношеских произведениях определились главные черты творчества скульптора – монументальность и пластическая мощь, внутренняя напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой. Работая в конце 1490-х годов в Риме, Микеланджело отдал дань увлечению античной скульптурой, яркую убедительность образов он внес в каноническую схему группы «Оплакивание Христа» (ок.1498, собор Св.Петра, Рим). В 1501 Микеланджело возвратился во Флоренцию, где создал колоссальную статую «Давид». В 1505 папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы. Над гробницей Микеланджело работал до 1545. Он своими руками расписал свод Сикстинской капеллы в Ватикане – великолепную композицию, воспринимаемую как утверждение безграничных творческих возможностей Бога и созданного по его подобию человека. Работа длилась 4 года, всего площадь расписного купола составляет более 600 кв.м. Для каждого своего персонажа он находит особую позу, поворот, движение, жест. Фрескам плафона Сикстинской капеллы, как и другим живописным произведениям Микеланджело, свойственны четкость пластической лепки, напряженная выразительность рисунка и композиции, преобладание в красочной гамме приглушенных изысканных цветов. Мироощущение Микеланджело в 1520-е годы приобретает трагический характер. Глубокий пессимизм отразился в образном строе скульптур усыпальницы Медичи, олицетворяющих необратимость течения времени, над которыми он работал в 1516-1534. В 1534 Микеланджело снова переехал в Рим, где прошли последние 30 лет его жизни. Поздние живописные произведения мастера поражают трагической силой образов. Для позднего творчества Микеланджело характерны постепенный отход от живописи и скульптуры и обращение к архитектуре и поэзии. Творчество Микеланджело, ставшее блестящим заключительным этапом итальянского Возрождения, сыграло огромную роль в развитии европейского искусства, во многом подготовило становление маньеризма , оказало большое влияние на сложение принципов барокко. Умер 18 февраля 1564

постоянная ссылка

Валентина Терешкова

Валентина Терешкова Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Ярославской области. В 1960 году окончила Техникум легкой промышленности в Ярославле, затем работала по специальности, участвовала в комсомольской работе. В марте 1962 года зачислена в отряд космонавтов ЦПК ВВС на должность слушателя-космонавта. 16 июня 1963 года на корабле «Восток-6» совершила первый в мире космический полет женщины-космонавта, проведя на орбите почти трое суток. Свою подготовку к полету Валентина Терешкова скрывала от родных, чтобы не беспокоить. О новости они узнали по радио. 22 июня 1963 года Валентине Терешковой присвоено звание Героя Советского Союза. В 1969 с отличием окончила академию и получила квалификацию «летчик-космонавт-инженер». В 1995 году Валентине Терешковой присвоено звание генерал-майор. Она единственная женщина в России, имеющая звание генерала. До выхода в отставку в 1997 г. работала на разных должностях в отряде космонавтов. Всю жизнь Валентина Владимировна занималась общественной деятельностью, занимала активную жизненную позицию. Она была депутатом Верховного Совета СССР, членом Президиума Верховного Совета СССР возглавляла Комитет советских женщин. С 2008 года Валентина Терешкова – депутат Думы Ярославской области от партии «Единая Россия».

постоянная ссылка

Элизабет Браунинг

Элизабет Браунинг Элизабет Баррет Браунинг, английская поэтесса. Родилась 6 марта 1806 в Коксхо-Холле, близ Дарема. Была очень способным ребенком, рано начала читать философские труды, овладела древнегреческим, французским и латынью. Уже в десять лет сочиняла стихи к семейным праздникам, в тринадцать написала эпическую поэму «Марафонская битва» (1820), в восемнадцать – философскую поэму «Опыт о разуме» (1826), а в 1833 перевела трагедию Эсхила «Прометей прикованный». В 15 лет Элизабет перенесла тяжелую легочную болезнь. Тонко чувствующая и впечатлительная, она остро воспринимала все события. В 1840 погиб ее любимый брат Эдвард, и она пережила сильный нервный срыв, вернувшись в 1841 Лондон в тяжелейшем состоянии. Следующие пять лет ее жизнь была ограничена стенами комнаты. В 1844 у Элизабет вышел сборник «Стихотворения». Поэт Роберт Браунинг был очарован ее стихами, и 10 января 1845 написал Элизабет ей письмо, положившее начало их знаменитой любовной переписке. Нарушая строжайший запрет тирана-отца, 12 сентября 1846 сорокалетняя Элизабет тайно обвенчалась с Браунингом и через неделю уехала с ним в Италию. Супруги обосновались во Флоренции. Счастливое замужество, окрепшее здоровье и рождение ребенка способствовали активизации ее творчества. Она издает второй сборник стихов (1850), в котором увидело свет знаменитое произведение поэтессы – цикл «Сонеты с португальского». Широкую популярность завоевал и роман в стихах «Аврора Ли» (1856). В 1860 душевное равновесие Браунинг было подорвано смертью ее сестры Генриетты и неустойчивой политической обстановкой в Италии. Умерла Браунинг от осложнений после бронхита 29 июня 1861 во Флоренции.

постоянная ссылка

Михаил Звездинский

Михаил Звездинский Михаил Звездинский (настоящая его фамилия – Дейнекин) родился в Малаховке 6 марта 1946 года. Выпускник музыкального училища по классу ударных инструментов. Выступать на сцене начал с 15 лет, сначала это были различные кафе, клубы и танцплощадки. Сцену делил с такими персонами как Алексей Козлов, Игорь Бриль, Леонид Чижик; Звездинский был аккомпаниатором Майи Кристалинской, Маргариты Суворовой, Гелены Великановой и др. Естественно, что специфические произведения музыканта из его белогвардейского цикла пришлись не по вкусу Советской власти: певцу запретили выходить на большую сцену, закрыли дорогу на радио и телевидение. У него оставался единственный путь – ресторанные шоу. Шоу Михаила Звездинского проходили с большим успехом, его имя, вопреки запретам, стало широко известно среди московской публики. Естественно, что в 1980 году Михаила арестовали и предъявили обвинение в незаконной концертной деятельности. Только через восемь лет певец смог вернуться в столицу. Он работал не покладая рук, наверстывая упущенное за годы заключения. С 1990 года им записаны и вышли в свет пять компакт-дисков. В 1991 году Михаил организовал театр песни «Русский клуб». В 1995 певец закончил работу над книгой «Россия, каторга, любовь». В 1996 вышла антология песен Звездинского, которая включала пять компакт-дисков: «Очарована, околдована», «След любви», «Не падайте духом», «За кордоном – Россия» и «Волки». В планах Михаила Звездинского – снять видеоклипы на новые песни, провести гастроли по городам родины, выпустить новый альбом лирических песен и многое другое.

постоянная ссылка

Василий Матэ

Василий Матэ Василий Васильевич Матэ, русский художник, гравер, офортист. Родился 23 февраля (6 марта) 1856, близ Эйдкунена, ныне Вирбалис (Литва) в 1856. Учился в школе общества поощрения художеств. С 1872 под руководством занимался ксилографией под руководством Лаврентия Серякова. В 1875 поступил в академию. Получив медаль за гравюру с этюда головы I. Крестителя, сделанного А. Ивановым для картины «Явление Христа народу», был отправлен за границу. Изучал гравюру во Франции, Германии, Голландии и Англии. По возвращении в 1884 преподавал гравирование в училище барона Штиглица. С 1894 – профессор Академии Художеств, с 1899 – академик. Многочисленные типажи Матэ, всегда живописно-мягкие и выразительные, появлялись в большом количестве издаваемых в ту пору журналов – это «Пчела», «Русская Старина», «Исторический Вестник», «Живописное Обозрение», «Всемирная Иллюстрация» и многих других изданиях. Матэ – автор офортов «Автопортрет Рембрандта», созданного по оригиналу, находившемуся в Лейхтенбергской галерее, «Мария Магдалина», с Мурильо (по оригиналу той же галереи), «Христос, Судия мира», с В. Васнецова. К числу его удачных работ смело можно отнести портреты художника В.В. Верещагина, В. Гаевского, актера В. Самойлова, сенатора Д. Ровинского, Д.В. Григоровича, С.Н. Шубинского и других. Большое значение имеет и преподавательская деятельность Василия Васильевича. Учениками Матэ были такие впоследствии знаменитые граверы, как Анна Остроумова-Лебедева, И. Н. Павлов, П. А. Шиллинговский, он обучал разным граверным техникам Илью Репина, Валентина Серова, Исаака Левитана, Бориса Кустодиева, Константина Сомова, Евгения Лансере, Льва Бакста, Константина Юона. Художник скончался 9 (22) апреля 1917 в Петрограде, оставив богатое творческое наследие. Он создал огромное количество репродукционных листов. Только в офорте их 278, причем 225 из них – портреты. Но наибольших успехов он достиг в области черно-белой ксилографии, виртуозно имитируя живописные и графические оригиналы.

постоянная ссылка

Татьяна Буланова

Татьяна Буланова Будущая певица Татьяна Буланова родилась в Ленинграде 6 марта 1969 года. Во время учебы в школе увлеклась творчеством Виктора Салтыкова и группы «Форум». Любовь к пению Тане привили родители. Впервые девушка попробовала петь в 14 лет, а под руководством старшего брата научилась играть на гитаре. Однако свою жизнь она хотела связать с театральным искусством. В 1987 году Татьяна поступила в Ленинградский государственный институт культуры, обучалась в студии Ленинградского мюзик-холла на отделении вокала. Ее учителями были М. Вайман и Ю. Лордкипанидзе. По-настоящему ее карьера началась в 1990 году, когда она стала солисткой группы «Летний сад». В этом же году она записала свой дебютный альбом «25 гвоздик». Начиная с этого года, Татьяна принимает активное участие в творческих конкурсах и фестивалях, выступает на телевидении. Во время предвыборной кампании 1992 года группа «Летний сад» много ездила по стране в поддержку президента Ельцина. 19 марта 1993 года Татьяна родила сына Александра, но карьеру певицы не оставила. В октябре 1996 года она выступила с сольными концертами в Москве, которые назывались «Мое русское сердце». Татьяна Буланова считает себя религиозным человеком и верит в судьбу. Фото с сайта baza-artistov.ru

постоянная ссылка

Марк Донской

Марк Донской Донской Марк Семёнович, советский кинорежиссёр, кинодраматург. Родился 21 февраля (6 марта)1901 в Одессе. Окончил правовое отделение Симферопольского университета. С 1926 – в кино. Первые фильмы, поставленные Донским совместно с М. А. Авербахом, – «В большом городе» (1928), «Цена человека» (1929). Известность принёс ему фильм «Песня о счастье» (1934, совместно с В. Г. Легошиным). Наиболее значительные произведения Донского 30-х – кинотрилогия о детстве и юности М. Горького – «Детство Горького» (1938), «В людях» (1939), «Мои университеты» (1940). В фильмах Донского формирование личности писателя показано на широком фоне провинциальной жизни дореволюционной России. В годы Великой Отечественной войны Донской поставил фильмы «Как закалялась сталь» (1942), «Радуга» (1944), «Непокорённые» (1945). В 1944 году голливудская Академия искусств, признав фильм «Радуга» выдающимся произведением мирового киноискусства, присудила ему высшую свою премию – «Оскара». Но по неизвестной причине приз этот, увы, так и не был вручен режиссеру. Зато в своей стране за картину «Радуга» Марк Донской получил еще одну почетную награду – Сталинскую премию СССР... Большим достижением Донского стал фильм «Сельская учительница» (1947), где в главной роли снялась Вера Марецкая. В 1956 году ЮНЕСКО распространила каталог с именами 28 самых великих кинематографистов. Вместе с Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко в этом списке занял почетное место и Марк Донской. К творческим достижениям режиссера можно отнести и фильмы «Мать» (1956) и «Фома Гордеев» (1959), снятые по произведениям М. Горького. В 60-е Марк Донской обратился к ленинской теме, поставив фильмы «Сердце матери» (1966) и «Верность матери» (1967). Награждён 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, и медалями. Неоднократный лауреат государственных премий. Скончался Марк Семенович 21 марта 1981.

постоянная ссылка

Перл Бак

Перл Бак Перл Бак, родилась 26 июня 1892 года в Хилсборо (штат Виргиния). Несколько месяцев спустя ее родители, пресвитерианские миссионеры, вернулись в Китай, где Бак жила вплоть до 1933 года. После обучения в шанхайском пансионе отправилась в Виргинию, в 1914 году окончила Рэндолф-Мейконский колледж. Позже получила степень магистра искусств в Корнельском (1926) и Йельском (1933) университетах. В 1917 году вышла замуж за американского миссионера. Желая помочь родителям умственно отсталых детей, Перл Бак написала книгу «Ребенок, который не стал взрослым» (1950). Первый опубликованный роман Перл Бак «Восточный ветер, западный ветер» (1930) посвящен конфликту восточной и западной цивилизаций. За ним последовал роман «Земля» (1931; Пулитцеровская премия 1932), повествующий о борьбе задавленного нищетой крестьянина за свой клочок земли. В 1935 году роман «Земля» с продолжением – «Сыновья» и «Распадающийся дом», вышли одной книгой как трилогия – «Обитель-земля». За трилогией последовали биографии родителей Перл Бак «Изгнание» (1936) и «Ангел-воитель» (1936), опубликованные в 1944 году под общим названием «Дух и плоть». В 1938 году писательница стала лауреатом Нобелевской премии по литературе.   Перл Бак стала приемной матерью девяти детей разных национальностей, а также организовала фонд помощи американским детям – выходцам из Азии. Она автор детских книг «Буйволята» (1943), «В один прекрасный день» (1950) и «Рождественское привидение» (1966). Среди многочисленных сочинений Перл Бак – перевод китайского классического романа «Все люди братья» (1933), «Обещание» (1943), «Китай в черном и белом» (1946), «Большая волна» (1948), «Женщина-император» (1956). К поздним ее произведениям относятся «Письмo из Пекина» (1957), «Прикажи утру» (1959), «Время – полдень» (1967), «Три дочери мадам Лянь» (1969). «Американский триптих» (1958) – одна из пяти книг, посвященных американской жизни и опубликованных под псевдонимом Джон Седжес. В 1951 году Перл Бак была избрана членом Американской академии искусств и словесности. Умерла Перл Бак в Данби (штат Вермонт) 6 марта 1973.

постоянная ссылка

Дмитрий Бибиков

Дмитрий Бибиков Дмитрий Гаврилович Бибиков родился 29 марта 1792 года в селе Баловнёва Липецкой губернии. Герой Отечественной войн 1812 года, он участвовал в боях под Витебском, Смоленском и Бородино. В Бородинском сражении он потерял левую руку. В декабре 1812 года он был удостоен ордена св. Георгия IV степени. После войны находился на государственной службу, был вице-губернатором Владимира, Саратова и Москвы. В 1824 году Бибиков был назначен директором департамента внешней торговли. На этом посту он находился 11 лет, и особенно прославился тем, что искоренял злоупотребления в таможенном ведомстве. В 1837 году Дмитрий Бибиков стал военным губернатором Киевской губернии и одновременно генерал-губернатором Подольской и Волынской губерний. Был активным сторонником русификации Украины, боролся против засилья польских панов, отстаивал интересы крестьян. Он прославился как разработчик инвентарных правил, регламентировавших отношения крестьян с помещиками. В 1848 году Бибиков был принял в Государственный совет, а с 30 августа 1852 года по 1855 год занимал пост министра внутренних дел России. Скончался Дмитрий Бибиков 6 марта 1870 года, оставив после себя огромную библиотеку в 14 тыс. томов. Эта библиотека была подарена Киевскому университету.

постоянная ссылка

Тенгиз Абуладзе

Тенгиз Абуладзе Тенгиз Евгеньевич Абуладзе родился 31 января 1924 года в Кутаиси (Грузия). В 1943-1946 годах он учился в Тбилисском театральном институте имени Ш. Руставели. Его педагогами были Г.А. Товстоногов и Д. Алексидзе. В 1953 году он окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Юткевича). Во ВГИКЕ Абуладзе занимался также у С.М. Эйзенштейна, Л.В. Кулешова, А. С. Хохловой, А. П. Довженко. С 1953 года Абуладзе — режиссер киностудии «Грузия-фильм». Уже первый фильм – совместный с Р. Чхеидзе «Лурджа Магданы» принес режиссерам престижную награду – Гран-при Каннского кинофестиваля 1956 года по конкурсу короткометражных лент. Знаком объединения поэзии с обыденным, новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958). В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Н. Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению. Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо-1973) – сложная экранизация произведений великого грузинского поэта Важа Пшавела. Предназначение поэта, борьба со злом ради защиты добра, преодоление вековой вражды двух соседних народов, любовь и верность, – эти темы и образы Пшавела обрели достойно были отражены в этом фильме. В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести А. Абу-Бакара режиссер продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме «Древо желания» по Г. Леонидзе (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984). «Покаяние» стало главным фильмом последнего периода существования СССР. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале 1987 года фильм получил четыре премии. Абуладзе оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты. Умер великий режиссер 6 марта 1994 года в Тбилиси.

постоянная ссылка

Надя Рушева

Надя Рушева Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия) в творческой театральной семье, направленной в Монголию помогать становлению национального монгольского балета. Её мать – первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева, отец – театральный художник и педагог Николай Константинович Рушев. Летом 1952 года семья переехала в Москву. Надя начала рисовать с пяти лет. Как-то в первом классе за один вечер она нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина, пока отец читал эту её любимую сказку вслух. Первая выставка её рисунков была организована журналом «Юность» в мае 1964 года, когда Надя училась в пятом классе. После этого были публикации в журнале «Юность», иллюстрации к романам «Война и мир» Л. Толстого и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Ей прочили будущее книжного графика, а сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором. Её рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», – говорила Надя. За следующие пять лет её жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в Москве, Варшаве, Ленинграде, Артеке. Её рисунки полюбили в Польше, Чехословакии, Румынии, Индии. Многие из них были навеяны пушкинской поэзией. В 1969 году на Ленфильме начались съёмки документального фильма «Тебя, как первую любовь...», посвящённого пушкинской теме в творчестве Нади. Однако завершить фильм не удалось. Собираясь в школу утром 6 марта 1969 года, Надя неожиданно потеряла сознание и спустя несколько часов умерла в больнице из-за разрыва аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Ей было 17 лет. Врачи ничем не смогли помочь. Среди её работ – иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, М. А. Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около 50 авторов. А еще есть несколько зарисовок, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен – уже после смерти художницы. Анну в нём играла Майя Плисецкая. Надя оставила после себя огромное художественное наследие – около 12 тысяч рисунков. Многие из них хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры и Музее Пушкина в Москве. А один из них – кентавренок – воспроизведен на памятнике, который стоит на могиле Нади на Покровском кладбище.

постоянная ссылка

Жан Бодрийяр

Жан Бодрийяр Жан Бодрийяр родился 20 июня 1929 года во французском городе Реймс. Получив степень доктора философии, он в течении нескольких десятков лет преподавал в Нантеррском университете в Париже. В 1968 году Бодрийяр публикует работу «Система вещей», представляющую собой развернутую критику «общества потребления», ставшую основой проблематики его дальнейшего творчества. Основными темами исследований философа были вопросы соотношения реальности и ее символического отображения, он первым ввел в широкий оборот понятия «симулякр» и «гиперреальность». Известность среди широкой публики Бодрийяр приобрел после публикации эссе о антииракской кампании 1991 года, озаглавленного «Войны в Заливе не было». Основываясь на своей теории «гиперреальности симулякров», Бодрийяр делал вывод, что эта кампания стала первой в мировой истории «виртуальной войной», события которой были сконструированы СМИ. Эту тему Бодрийяр развил, говоря о терактах в США 11 сентября 2001 года, которые он считал началом «четвертой мировой войны, в которой глобализм противостоит самому себе» (эссе «Дух терроризма»). Всего Бодрийяр написал около 50 книг, как правило, находившихся на грани философии и литературы. Бодрийяр не был философом в привычном смысле слова: он был, скорее, критиком философии и ее аналитиком. Бодрийяра занимали вопросы функционирования современного, постиндустриального общества, в котором все отношения приобрели сугубо символический смысл. Он представлял себе эволюцию западного мира как последовательную смену трех стадий: в первой «существовали повседневные, бытовые ценности», во второй ценности «выступали как средство обмена», в третьей ценности превратились в символ. В конце XX века появилась диффузная фаза, фаза дробления – результат утраты системы координат. Следствием этой потери стала невозможность определить, что есть добро или зло, истинное или ложное. Поэтому современному человеку ничего не остается, как разбираться самому, строить свои оси координат и, главное, думать, ничего не принимая на веру. Умер Бодрийяр 6 марта 2007 года в Париже. Библиография Система вещей / Le système des objets (1968, рус. перевод 2001) Общество потребления / La société de consommation: ses mythes et ses structures (1970, рус. перевод 2006) К критике политической экономии знака / Pour une critique de l’économie politique du signe (1972, рус. перевод 2003, пер. Д. Кралечкина. — М.: Академический проект, 2007. — ISBN 978-5-8291-0898-4) 3еркало производства / «The Mirror of Production». - St. Louis: Telos Press, 1975 Символический обмен и смерть / L’échange symbolique et la mort (1976, рус. перевод 2000) Забыть Фуко / Oblier Foucault (1977) Соблазн / De la séduction (1979, рус. перевод 2000) Симулякры и симуляция / Simulacra and Simulation (англ.) / Simulacres et simulation (фр.) (1981, рус. перевод 2011) В тени молчаливого большинства, или конец социального / A l’ombre des majorités silencieuses, ou le fin du social (1982, рус. перевод 2000) Америка (эссе) / Amérique (1986, рус. перевод 2000) Selected Writings. Stanford: Stanford University Press, 1988 Прозрачность зла / La Transparence du Mal (1990, рус. перевод 2006) Символический обмен и смерть / Symbolic Exchange and Death. London: Sage, 1993 Пароли. От фрагмента к фрагменту / Mots de passe. D’un fragment l’autre (2000, рус. перевод 2006)

постоянная ссылка

Александр Птушко

Александр Птушко Александр Лукич Птушко родился в Луганске (Украина) 6 (19) апреля 1900 года. В 1923 году поступил в Московский институт народного хозяйства. Работал корреспондентом в газете, актёром, художником-декоратором, и, наконец, пришел в кинематограф. В 1927 году Птушко попробовал себя как художник-мультипликатор, затем был режиссёром мультфильмов, разработчиком кукол для мультфильмов. Первый мультфильм он поставил в 1928 году, в нем участвовала кукла по имени Братишкин. В 1932 году Птушко был снят первый звуковой мультфильм «Властелин быта». В 1935 году по роману Д. Свифта Птушко снял полнометражный комбинированный анимационно-игровой фильм «Новый Гулливер». В нем снимались полторы тысячи кукол и живые актёры. После того, как Птушко стал руководителем художественно-производственного объединения объемной мультипликации «Мосфильма», он снял фильмы «Сказка о рыбаке и рыбке», «Веселые музыканты», «Золотой ключик» и другие. После окончания войны Птушко приступил к съемкам игровых фильмов по мотивам былин, народных сказок, литературных произведений: «Каменный цветок» (удостоенный в 1947 году Сталинской премии и премии Международного кинофестиваля в Каннах в 1946 году), «Садко» (получивший «Серебряного Льва» кинофестиваля в Венеции в 1953 году), «Илья Муромец» (первый широкоэкранный фильм со стереозвуком в СССР, награжден дипломом кинофестиваля в Эдинбурге в 1958 году), «Алые паруса», «Сказка о потерянном времени», «Сказка о царе Салтане» (получила приз Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде в 1968 году), «Руслан и Людмила» (приз кинофестиваля в Солерно в 1976 году). Александр Птушко также являлся автором сценариев к нескольким своим фильмам, учил студентов во ВГИКе, выпустил ряд научно-популярных книг, посвященных мультипликации, съемкам трюков и комбинированным съёмкам. В 1969 году ему было присвоено звание Народного артиста СССР. Александр Птушко скончался 6 марта 1973 года в Москве.

постоянная ссылка

Обретение мощей святых мучеников во Евгении

Обретение мощей святых мучеников во Евгении В этот день Православная церковь отмечает обретение мощей святых в Царьграде, возле Евгениевых ворот. На этом месте в V веке стали происходить чудеса исцеления, и открылось, что там тайно захоронены мощи множества христианских мучеников, в том числе Андроника, одного из 70 апостолов, епископа Паннонийского, и его супруги и сподвижницы Иунии. Апостол Андроник, святитель Афанасий, святая Иуния О них говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: "Приветствуйте Андроника и Иунию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим. 16, 7). Мощи были с почетом перенесены в церковь, а в XII веке император Андроник построил на этом месте храм в честь своего святого.

постоянная ссылка

В газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз»

В газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз» 6 марта 1913 года в газете Сан-Франциско впервые в печати было упомянуто слово «джаз». Уже позже, в 1917 году, американский журнал Literary Digest авторитетно разъяснял, что «джаз – это музыка, заставляющая людей трястись, прыгать и корчиться». В джаз вместе с распространенными формами негритянского музыкального фольклора – обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами вошли африканские элементы – многократная повторяемость основного мотива, исполнение по схеме «зов и ответ», вокальная экспрессивность, импровизация. Есть основания предполагать, что слово «джаз» употреблялось еще в середине 19 века как название экстатического, ободряющего выкрика у негров. Но существует и множество других версий происхождения слова «джаз». К примеру: от французского jaser – болтать, говорить скороговоркой; от африканского jaiza – название определенного типа звучания барабанов; от арабского jazib – соблазнитель… Среди основателей джаза можно отметить трубача и певеца Луи Армстронга, трубача Кинга Оливера, кларнетиста Джонни Додса, пианиста Джелли Ролл Мортон.

постоянная ссылка

В водах Бермудского треугольника исчезло военно-морское судно «Циклоп»

В водах Бермудского треугольника исчезло военно-морское судно «Циклоп» Mировой океан скрывает в себе множество тайн, первая среди них — загадка Бермудского треугольника, где за обозримое время бесследно исчезло немало кораблей и самолетов. 16 февраля 1918 года военно-морское судно «Циклоп» отправилось в путь от берегов Рио-де-Жанейро. Последнее сообщение о судне поступило 6 марта в районе Барбадоса. С тех пор корабль больше никто не видел. Он исчез вместе с 306 пассажирами и командой. Появилось множество версий, среди них были как достойные внимания, так и чисто фантастические. Президент Вудро Вильсон сказал, что «только бог и море знают, что произошло с кораблем». Один весьма солидный журнал высказал «догадку» о том, будто бы из морских вод вынырнул огромных размеров кальмар и увлек судно в морскую пучину. Однако ни одна из гипотез так и не дала ответа на вопрос: куда делся «Циклоп»? Так в копилку мистических исчезновений в районе Бермудского треугольника добавилась еще одна история… Бермудский Треугольник расположен в границах между Бермудскими островами, Майями во Флориде и Пуэрто-Рико. Его площадь составляет свыше одного миллиона квадратных километров. Этот район не особенно сильно отличается от других похожих географических мест. И, тем не менее, именно в районе Бермудского треугольника загадочно исчезают суда, а затем и самолеты… Относительно таинственного района в западной Атлантике уже около 100 лет ходят легенды: о космических пришельцах, чудищах, необычных газах и испарениях, поднимающихся из недр Земли, о неизвестных феноменах: прыжках через пространство и время, черных дырах, а также о секретных экспериментах американских военных.

постоянная ссылка

Юрий Лисянский

Юрий Лисянский Юрий Федорович Лисянский родился 2 апреля 1773 года в Нежине, в Киевской губернии. Отец его был священником Нежинской церкви святого Иоанна Богослова. Учился Лисянский в Морском кадетском корпусе. Он принимал участие в нескольких сражениях на фрегате «Подражислав» под командованием адмирала Грейга в годы Русско-шведской войны 1788-1790 годов. После окончания войны продолжил службу в британском флоте, до 1800 года проходил стажировку в Англии, совершил несколько путешествий, в том числе в Индию. На родину он вернулся в качестве командира шлюпа «Нева», под командованием И. Крузенштерна совершил первое в русской истории кругосветное путешествие. Сам Крузенштерн командовал кораблем «Надежда». В ходе этой экспедиции был открыт и назван по имени Лисянского один из Гавайских островов. В 1803 году Лисянский и Крузенштерн стали первыми русскими мореплавателями, пересекшими экватор, в феврале 1804 года корабли «Нева» и «Надежда» оказались в Тихом океане. Здесь Лисянский взял курс на остров Пасхи с намерением подробно исследовать берега, природу и жителей. В 1804-1805 годах Лисянский со своим штурманом Д. Калининым исследовал остров Кадьяк в Русской Америке и архипелаг Александр. В результате этой экспедиции были открыты острова Крузова и Чичагова. Осенью 1805 года Лисянский со своей командой по пути в порт Макао в Китае открыли риф Нева и риф Крузенштерна. Из Макао шлюпы «Нева» и «Надежда» отправились в Кантон, откуда проследовали в Кронштадт, где и завершилась первое русское кругосветное плавание. Ю.Ф. Лисянский удостоился звания капитана первого ранга. Вскоре после этого он подал в отставку из-за отказа в финансовой помощи для издания его собственной книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Юрий Лисянский умер в Петербурге в 1837 году и похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

постоянная ссылка

Ефим Копелян

Ефим Копелян Ефим Захарович Копелян родился 12 апреля 1912 года в белорусском городке Речица. По окончании школы работал слесарем на заводе «Красный путиловец» (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре. В студии зарекомендовал себя как характерный актер. По окончании студии Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Война застала БДТ в Баку на гастролях. Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в «Театре Народного ополчения», который вскоре превратился в «Ленинградский фронтовой агитвзвод». 11 февраля 1943 года БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер БДТ. К середине 1940-х годов Копелян – «первый отрицательный герой БДТ», но не миновал его и романтический репертуар. Сыграно было много ролей: Мачек («Под каштанами Праги» Симонова, 1946), Боб Мерфи («Русский вопрос» Симонова, 1947), Рюмин («Дачники» Горького, 1949, Дон Сезар де Базан («Рюи Блаз» Гюго, 1952) и многие другие. С 1956 года у него практически не было проходных ролей. Актерской удачей можно назвать Марио («Синьор Марио пишет комедию» А. Николаи, 1958) и Ильина («Пять вечеров» А. Володина, 1959) в спектаклях Товстоногова. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу. Копелян много снимался в кино и на телевидении. Среди его лучших ролей в кино Савва Морозов («Николай Бауман», 1968), Свидригайлов («Преступление и наказание», 1970). Снимался в телевизионных фильмах «Старая крепость», «Крах инженера Гарина», «Соломенная шляпка», «Вечный зов» и многие другие. Неповторимым было его чтение текста от автора в фильмах «Семь нот в тишине» (1967), «Встречи с Горьким» (1969), «Память» (1971) и телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны». Умер Копелян в Ленинграде 6 марта 1975 года.

постоянная ссылка

День независимости (Гана)

День независимости (Гана) День независимости Республики Гана является национальным праздником и отмечается ежегодно 6 марта. Именно в этот день в 1957 году западноафриканское государство Гана получило независимость от Великобритании.

постоянная ссылка

Советские войска начали Балатонскую оборонительную операцию

Советские войска начали Балатонскую оборонительную операцию В 1945-м силы 3-го Украинского фронта при содействии 1-й болгарской и 3-й югославской армий начали Балатонскую оборонительную операцию. Эта операция стала последней крупной оборонительной операцией, проведенной Красной Армией против немецких войск во время Великой Отечественной войны. Она продолжалась 9 дней. В ходе сражений у озера Балатон было отражено наступление фашистских войск, которому немецкое командование дало кодовое название «Весеннее пробуждение». Красная Армия помешала немцам выйти к Дунаю и обеспечила себе благоприятные условия для наступления на Вену.

постоянная ссылка

Дэвид Джон Гилмор

Дэвид Джон Гилмор Дэвид Джон Гилмор родился 6 марта 1946 года в Кембридже. Отец Дэвида, доктор Дуглас Гилмор читал лекции по зоологии в Кембриджском университете, мать, Сильвия работала учительницей, а позже киномонтажером. В детстве Дэвид ходил в среднюю школу Пирса на Хиллс Роуд. На той же Хиллс Роуд располагалась еще одна школа, в которой учились люди, которым было суждено сыграть более чем значительную роль в его жизни - а именно, будущие основатели знаменитой группы "Pink Floyd" Роджер Сид Барретт и Роджер Уотерс, а также Сторм Торгессон, впоследствии глава известной дизайнерской фирмы "Хипнозис", оформлявший альбомы многих исполнителей, в том числе самих "Pink Floyd" и Гилмора. Знакомство Дэвида с Барреттом и Торгессоном, завязавшееся еще в школьные годы, переросло в крепкую дружбу после того как по окончании школы они поступили в Кембриджский художественно-технологический колледж - он на отделение современных языков, а Барретт, всегда интересовавшийся современным искусством, предпочел учиться на художника. Среди увлечений, объединявших друзей, на первом месте была музыка, и они много времени проводили, упражняясь в игре на гитаре. Они несколько раз вместе играли в местных клубах и в 1965 году ездили во Францию, где путешествовали автостопом и выступали как уличные музыканты, развлекая прохожих. Музыкой Дэвид заинтересовался, будучи подростком - его первым увлечением стал рок-н-ролл, а первой пластинкой, купленной им в десятилетнем возрасте, был известный хит Билла Хейли "Rock Around The Clock". Позднее пришло увлечение песнями американских фолк-певцов Вуди Гатри и Боба Дилана, своих соотечественников "The Beatles", и подобно многим британским подросткам той поры он заслушивался записями черных блюзменов, таких как Лидбелли и Хаулин Вульф. В четырнадцать лет он начал играть на подаренной соседом акустической гитаре с нейлоновыми струнами, и к моменту начала совместных репетиций с Барреттом, он уже достаточно уверенно владел инструментом, помогая своему другу подбирать на слух некоторые гитарные партии. Они вместе осваивали позаимствованную у блюзменов манеру игры на гитаре при помощи так называемого боттлнека - продолговатого предмета, прижимаемого пальцами левой руки к струнам, позволяющего извлекать долгие протяжные звуки и плавно менять высоту звука, и кроме того уже тогда экспериментировали с эффектом эхо. В 1964 году Барретт отправился продолжать образование в Лондон, где вскоре присоединился к группе, в которую входили студенты Политехнического института Роджер Уотерс, Рик Райт и Ник Мейсон, тем самым положив начало истории "Pink Floyd", а Дэвид остался в родном Кембридже, продолжая играть в местных любительских группах. Занимаясь в основном только музыкой, время от времени Гилмор брался за случайно подвернувшиеся подработки, в том числе некоторое время был натурщиком. Среди групп, в которых ему доводилось играть в то время, наиболее заметной была "Jokers Wild", специализировавшаяся в основном на исполнении чужих хитов. По воспоминаниям очевидцев "Jokers Wild" были достаточно техничными и сыгранными музыкантами. Они играли на разогреве у заезжих звезд "The Animals" и группы Зута Мани и даже пару раз выступали вместе с еще только набиравшими силу "Pink Floyd". Однако их популярность не распространялась за пределы Кембриджа и даже знакомство с продюсером Джонатаном Кингом, имевшим тесные связи с фирмой "Decca Records", не принесло им желаемого контракта на запись. К середине 1967 года группа, сменившая название на "Flowers", распалась, а Гилмор вместе с еще двумя ее участниками - бас-гитаристом Риком Уиллсом и барабанщиком Уилли Уилсоном продолжил выступать как трио "Bullitt". Тем временем, психическое здоровье Барретта, подорванное постоянным употреблением галлюциногенов, неуклонно ухудшалось, что привело к распаду личности и как следствие - неспособности принимать деятельное участие в концертной и студийной работе. Оказавшись в тупике, музыканты "Pink Floyd" были вынуждены искать ему полноценную замену, и их выбор практически сразу же пал на Дэвида. Первое предложение Дэвид получил от барабанщика Ника Мейсона в конце 1967 года, под Рождество, после концерта "Pink Floyd" в Королевском художественном колледже, а уже в январе следующего года он был официально введен в состав группы. Первоначально планировалось, что Гилмор будет подменять Барретта во время живых выступлений. Они даже отыграли несколько концертов впятером, но вскоре стало ясно, что состояние Барретта не оставляет им никакого другого выбора, кроме как самостоятельно работать без него. На первых порах Гилмор довольно удачно воспроизводил манеру игры Барретта, однако он довольно быстро доказал, что не является всего лишь имитатором своего покинувшего группу приятеля. Его исполнительский опыт и владение инструментом были значительно выше музыкального уровня остальных участников коллектива, и кроме того, он привнес в "Pink Floyd" присущую ему музыкальность, что заметно расширило творческие возможности группы. Со временем его эмоциональная, пронзительно-лирическая манера игры на гитаре, в которой явно прослеживалось сильное блюзовое влияние, равно как и характерный, как бы парящий в воздухе звук его "Стратокастера" стал неотъемлемой частью звучания "Pink Floyd". Дебютировав как один из соавторов композиции "Sacerful Of Secrets" на одноименном альбоме 1968 года, впоследствии Гилмор стал одним из основных композиторов группы, сочиняя музыку как вместе с остальными участниками коллектива (в первую очередь с Роджером Уотерсом, несомненным лидером "Pink Floyd" начиная с середины семидесятых годов), так и самостоятельно. Одной из любимых песен, написанных непосредственно Дэвидом, для преданных поклонников долгие годы оставалась тихая и проникновенная баллада "Fat Old Sun" с альбома "Atom Heart Mother", выполненная в лучших традициях Рэя Дэвиса из группы "The Kinks". Начав петь еще в "Jokers Wild", где практиковалось многоголосье, после ухода Барретта Гилмор поделил с Роджером Уотерсом вокальные партии, став, таким образом, вторым ведущим певцом. Его вокал можно слышать в таких песнях как "Nile Song", "Breath", "Welcome to the Machine", "Goodbye Blue Sky", а также второй части знаменитой "Another Brick in the Wall". Впрочем, музыкальная деятельность Дэвида не ограничивалась "Pink Floyd" - как музыкант и продюсер он принимал самое деятельное участие в работе над альбомами Сида Барретта "The Madcap Laughs" и "Barrett" (оба - 1970), довольно тесно сотрудничал с группой прогрессивного рока "Unicorn", и именно он в середине семидесятых открыл такую незаурядную исполнительницу, как Кейт Буш. Получив от своего приятеля, близко знавшего семью Бушей, пленку с ее домашними записями, Гилмор помог пятнадцатилетней певице сделать профессиональную демо-запись в его домашней студии и представил ее звукозаписывающей компании "EMI". Впоследствии, когда Кейт начала свою звездную карьеру, Гилмор от случая к случаю помогал своей бывшей подопечной в студийной работе. Также в разное время он записывался с такими признанными мастерами как Пол Маккартни, Пит Тауншенд, Брайан Ферри, Алан Парсонс, Элтон Джон, группой "Supertramp", старым приятелем "Pink Floyd" - фолк-роковым певцом Роем Харпером, а также со многими другими исполнителями, в том числе с достаточно интересной британской группой "Dream Academy". Вслед за выходом очередного альбома "Pink Floyd", "Animals" (1977), материал которого практически единолично был написан Роджером Уотерсом, Гилмор, остро ощутив необходимость творческой самореализации, приступил к записи своего первого сольного альбома. Записанный во Франции при участии Рика Уиллса и Уилли Уилсона, игравших с Дэвидом еще в кембриджской группе "Jokers Wild", альбом в музыкальном отношении сильно напоминал "Pink Floyd", но в то же время по настроению получился куда более лирическим и умиротворенным, совершенно не амбициозным и лишенным каких-либо претензий на эпохальность. Названный без лишних затей - "David Gilmour", он появился в мае 1978 года и вскоре пробился в чарты, заняв семнадцатое место в Великобритании и двадцать первое в Соединенных Штатах. Тем временем, обострившиеся во время работы над альбомом "The Wall" (1979) отношения между все более стремившемуся к полному контролю над группой Роджером Уотерсом и остальными музыкантами "Pink Floyd", к середине восьмидесятых переросли в почти открытое противостояние. После того как на альбоме "Final Cut" (1983), по сути являвшегося персональным проектом Уотерса, роль Дэвида была практически низведена до уровня приглашенного музыканта, он всерьез занялся сольной карьерой. В результате он вновь отправился во Францию, где на студии "Пате Маркони" приступил к работе над своим вторым альбомом. На сей раз список приглашенных музыкантов выглядел куда более внушительно: американский музыкант и композитор Майкл Кеймен, отвечавший за аранжировку композиций, Стив Уинвуд и Рой Харпер, Джон Лорд из легендарных "Deep Purple", барабанщик группы "Toto" Джефф Поркаро, продюсер и музыкант Боб Эзрин, известный по работе с Элисом Купером и группой "Kiss", участница экспериментальной электронной группы "Art Of Noise" Энн Дадли, впоследствии сделавшая блестящую карьеру как автор музыки к кинофильмам, а также талантливый сессионный басист Пино Палладино. Также на альбоме в качестве соавтора Дэвида в двух композициях появился лидер знаменитой группы британской группы "The Who" Пит Тауншенд, написавший слова к песням "Love on the Air" и "All Lovers Are Deranged". В отличие от дебютного альбома Дэвида, очень спокойного и атмосферного, материал нового альбома, получившего название "About Faces", при всем его мелодизме имел куда более жесткое, местами почти хард-роковое звучание. Несмотря на то, что это была достаточно сильная, профессионально сделанная работа, где Дэвиду в полной мере удалось реализовать свои творческие амбиции, альбом имел весьма скромный успех и лишь удостоился нейтрально-снисходительных рецензий в музыкальной прессе. На следующий год он единственный из музыкантов "Pink Floyd" принял участие в гигантском благотворительном концерте "Live Aid", выйдя на сцену стадиона "Уэмбли" в составе группы Брайана Ферри. После окончательного ухода Уотерса из группы и распада "Pink Floyd" в 1985 году, спустя некоторое время Гилмор вместе с Ником Мейсоном опубликовал пресс-релиз, в котором говорилось, что они намерены продолжать выступать и записываться под прежним названием. Первоначально работа над новым альбомом "Pink Floyd" проходила в недавно купленном Дэвидом плавучем доме "Астория" на Темзе, который он переоборудовал в звукозаписывающую студию и позднее продолжилась уже в Лос-Анджелесе. Оставшись вдвоем, Гилмор и Мейсон были вынуждены прибегнуть к помощи приглашенных музыкантов, среди которых были все тот же Боб Эзрин, бас-гитарист "King Crimson" Тони Левин, известные сессионные барабанщики Джим Келтнер и Кармин Эппайс, некогда работавший с группой "Supertramp" саксофонист Скотт Пейдж, а также многие другие, и только позднее к ним присоединился еще один участник "Pink Floyd", Ричард Райт. Одним из соавторов Дэвида стал Энтони Мур из авангардной группы "Slapp Happy", который помог ему написать тексты для трех песен альбома. Новый альбом, получивший название "A Momentary Lapse of Reason" стал серьезным испытанием для Гилмора - оказавшись в роли лидера и основного автора группы, ему пришлось в очередной раз доказывать не только свою творческую состоятельность, но и всего проекта в целом, вопреки многочисленным скептикам, утверждавшим, что "Pink Floyd" не может существовать без Роджера Уотерса. Вышедший в сентябре 1987 года "A Momentary Lapse of Reason" мгновенно развеял все сомнения, практически сразу добившись серьезного коммерческого успеха, со временем разойдясь огромными тиражами по всему миру. Среди композиций альбома наибольшее внимание поклонников привлекли "Learning to Fly" и "On the Turning Away". Лишенный присущего Уотерсу драматизма и социального пафоса, сам альбом звучал куда более мягко, нежели последние творения "Pink Floyd", и что не удивительно, напоминал в первую очередь сольные работы самого Дэвида. На протяжении двух лет группа с успехом гастролировала по миру, однако затем в их истории наступила длительная пауза, которая продолжалась вплоть до середины следующего десятилетия. В 1990 году Дэвид развелся со своей первой женой, художницей Вирджинией "Джинджер" Хассенбейн, от брака с которой у него было четверо детей, и спустя четыре года женился на журналистке Полли Сэмсон. Тогда же, в 1994 году, после многолетнего ожидания появился новый альбом "Pink Floyd" - "The Division Bell" (название было предложено другом Гилмора - известным британским писателем-фантастом Дугласом Адамсом). Тщательно продуманный и выверенный, в целом он продолжал линию, начатую на предыдущем альбоме. На сей раз тексты к песням Гилмору помогала писать его жена Полли, а четыре композиции были сочинены им совместно с Ричардом Райтом. Несмотря на холодный прием критики, обвинявших группу в том, что их музыка свелась к набору клише, альбом стал настоящим бестселлером и занял первые места в чартах Великобритании, Соединенных Штатах и во многих европейских странах. В день выхода "The Division Bell" группа отправилась в мировое турне, по результатам которого на следующий год вышел концертный альбом "P.U.L.S.E." и одноименный фильм, снятый режиссером Дэвидом Маллетом. После того как по завершению гастрольного тура группа в очередной раз прекратила свое существование, Гилмор как приглашенный музыкант участвовал в записи альбомов Пола Маккартни, Ринго Старра и Алана Парсонса, в 2002 году выступил с полуакустическим концертом в рамках фестиваля "Meltdown", активно занимался благотворительной деятельностью, сотрудничая с различными общественными организациями, а в июне 2003 года за свой вклад в музыку он был удостоен звания командора Британской империи. 2 июля 2005 года "Pink Floyd" выступили в своем классическом составе вместе Роджером Уотерсом в масштабном благотворительном концерте "Live 8", однако столь ожидаемое миллионами поклонников воссоединение группы так и не состоялось, и в дальнейшем в различных интервью Гилмор отвергал какую-либо вероятность возрождения "Pink Floyd". Новый альбом Дэвида "On an Island" вышел 17 марта 2006 года. Очень ровный, создающий проникнутую тихой мечтательной романтикой умиротворенную атмосферу, он был создан при помощи давних друзей Дэйва - Ричарда Райта, гитариста "Roxy Music" Фила Манзанеры, Роберта Уайатта из "Soft Machine" - приятеля "Pink Floyd" еще по старым, андеграундным временам, и многих других музыкантов, в том числе органиста Джорджи Фейма, барабанщика Энди Ньюмарка, а также американцев Грэма Нэша и Дэвида Кросби в качестве бэк-вокалистов. Соавтором Дэвида в очередной раз стала его жена Полли Сэмсон, а оркестровые аранжировки были выполнены известным польским композитором Збигневом Прейснером. Альбом занял первое место в Великобритании и еще ряде европейских стран и по мнению большинства старых поклонников "Pink Floyd", стал лучшей сольной работой Гилмора. В том же году во время турне был записан концерт в польском городе Гданьске, где Гилмор и его группа выступали в сопровождении Балтийского филармонического оркестра, которым дирижировал Збигнев Прейснер. В 2008 году этот материал был выпущен в виде концертного альбома "Live in Gdansk", который, к сожалению, стал последней опубликованной прижизненной записью для органиста "Pink Floyd" Ричарда Райта, скончавшегося за несколько дней до выхода альбома в свет. В том же 2008 году Дэвид Гилмор был удостоен премии Айвора Новело за достижения всей жизни и премии "За выдающийся вклад в музыку" авторитетного музыкального журнала "Q", которую он посвятил памяти своего друга Ричарда Райта, а известная гитарная фирма "Fender" выпустила новую именную модель "David Gilmour Signature Black Strat".

постоянная ссылка

Петр Ершов

Петр Ершов ЕРШОВ, ПЕТР ПАВЛОВИЧ (1815–1869) – русский поэт, прозаик, драматург. Родился 22 февраля (6 марта) 1815 в д. Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии. Из семьи мелкого чиновника. Детство прошло в разных городах, где служил отец: крепость св. Петра (ныне Петропавловск, Казахстан), Омск, Берёзов, Тобольск. По окончании детьми в 1830 Тобольской гимназии отец добился перевода в С.-Петербург, куда и переехал с семьей. В 1831–1834 Ершов учился на философско-юридическом факультете С.-Петербургского университета. В начале 1834 представил профессору словесности П.А.Плетневу в качестве курсовой работы первую часть сказки Конек-Горбунок, вскоре опубликованную в ж-ле «Библиотека для чтения». В том же 1834 отдельным изданием вышла вся «русская сказка в трех частях» (2-е изд. 1840; 3-е изд. 1843; 4-е изд. 1856; 5-е изд. 1861). Ершов использовал многие народные сказочные сюжеты (об Иване-дураке, Сивке-Бурке, Жар-птице и др.; см., напр., сказку Жар-птица и Василиса-царевна из сборника А.Н.Афанасьева), создав на их основе вполне оригинальное произведение, по стихотворной форме (4-стопный хорей с парной рифмовкой) близкое пушкинским литературным обработкам русских сказок (А.Ярославцев передавал слова А.С.Пушкина, сказанные автору Конька-Горбунка: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»; есть также малодостоверное сообщение П.В.Анненкова, что первые четыре строки сказки принадлежат Пушкину). Образ Конька-Горбунка вполне оригинален. Тем не менее сказка Ершова бытовала как народное произведение, вызывая к жизни множество подражаний и прямых подделок (напр, в 1870–1890-х вышло ок. 40 поддельных Коньков-Горбунков общим тиражом ок. 350 тыс. экз.). С подлинными образцами устного народного творчества Конька-Горбунка роднит не только особая сказительская манера – веселая, с прибаутками, балагурством, обращениями к слушателям и т.п., но и «космизм» запечатленного в сказке крестьянского мировоззрения («против неба – на земле»), соседство достоверно изображенных быта и нравов крестьян со сказочными чудесами (напр., на спине наказанного кита стоит село, обитатели которого живут своими обыденными заботами и радостями) и мн. др. Образ ершовского Ивана-дурака, ироничного, скрывающего за своими дурачествами, нарушениями общепринятых норм поведения настоящую мудрость, бескорыстие и внутреннюю свободу, выявил смысловые возможности «дураков» русских сказок, родственных юродивым в церковной традиции. В 1834–1836 Ершов довольно активно участвует в литературной жизни столицы, входит в кружок В.Г.Бенедиктова, публикует лирические стихотворения, отмеченные влиянием последнего (Молодой орел, Желание и др.). Всего за этот период в печати (в основном в «Библиотеке для чтения») появилось 10 стихотворений Ершова. Среди них баллада Сибирский казак (1835) – оригинальная интерпретация сюжета Леноры Г.-А.Бюргера (первым русским подражанием ей была Людмила В.А.Жуковского). В те же годы Ершов опубликовал драматическую сцену Фома-кузнец (1835) и пьесу Суворов и станционный смотритель (1836). Летом 1836 Ершов с матерью (отец и брат скончались в 1833 и 1834) возвращается в Тобольск, питая надежды на широкую просветительскую деятельность в Сибири (изучение жизни местных народностей, издание журнала и др.). Эти планы, сложившиеся под влиянием университетского товарища К.И.Тимковского (впоследствии осужден по делу петрашевцев), нашли выражение в стихотворениях Тимковскому (На отъезд его в Америку) (1835, опубл. 1872) и Послание к другу (1836), но осуществиться им было не суждено. Ершов поступает учителем в тобольскую гимназию, где в разных должностях прослужил до отставки в 1862 (с 1844 инспектор, с 1857 директор гимназии и дирекции народных училищ губернии). (В числе его учеников был Д.И.Менделеев). В 1844 выслал на рассмотрение Министерства просвещения Курс российской словесности, рассчитывая на его публикацию (отвергнут в 1847 на том основании, что «не вполне отвечает понятиям воспитанников»). В сибирские годы Ершов писал немного, но не оставлял литературных занятий, хотя его сочинения, пересылавшиеся в столицу через друзей, уже не имели успеха. Всего с 1837 до конца его жизни в печати появилось 28 его новых стихотворений, в т.ч. отклик на смерть Пушкина Кто он? (1837). Самое значительное среди них – романтическая поэма из времен покорения Ермаком Сибири Сузге. Сибирское предание (1838), написанная «народным размером» (безрифменный 4-стопный хорей, так наз. «испанский хорей»). Публикация цикла из семи рассказов Осенние вечера (1857; начаты в 1850 под загл. Сибирские вечера), с которыми Ершов связывал надежды на возвращение в литературу, и пьесы Купец Базим, или Изворотливость бедняка (1858) прошла незамеченной. Грандиозный замысел поэмы Иван-царевич в 10 томах и 100 песнях, о котором Ершов сообщал А.Ярославцеву еще в конце 1830-х, остался неосуществленным. Около 30 стихотворений увидели свет много позже смерти поэта (среди них наиболее интересны цикл Моя поездка, 1840, опубл. 1950; Грусть, 1843, опубл. 1872; В.А.Андронникову, 1860-е, опубл. 1940). Умер 18 (30) августа 1869 в Тобольске. Похоронен на тобольском Завальном кладбище. Надпись на памятнике гласит: «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок».

постоянная ссылка

Сирано де Бержерак

Сирано де Бержерак Биография Сирано родился 6 марта 1619 г. в Париже. Посещал колледж в Бове, потом вместе с Мольером посещал учебные занятия философа Гассенди. Добавил к своей изначальной фамилии «де Бержерак» (название родового имения Сирано) в 1639 г. В 1639 году при осаде Музона он был ранен в боях в составе королевской гвардии. Поступив на военную службу, Сирано участвовал в осаде Арраса (1640), под которым был ранен, и хотя излечился, но 15 лет спустя умер именно от последствий этой раны. В 1645 г. из-за проблем со здоровьем оставил военную службу. В 1646 г. состоялась театральная премьера его пьесы «Проученный педант». Скончался 28 июля 1655 г. в Саннуа. Драматургия Трагедия «Смерть Агриппины» (La Mort d’Agrippine, 1653) вызвала обвинения в атеизме, в результате чего покровитель Сирано, герцог д’Арпажон, прекратил отношения с ним. «Проученный педант» (Le Pedant joue, 1654) — одна из первых на французском языке прозаических комедий - получила отрицательную оценку критиков. Между тем она представляет интерес: используя сюжетную схему комедии дель арте, Сирано уделяет основное внимание речевой характеристике персонажей (в частности, впервые на французской сцене приводит образец диалектальной речи). Два эпизода «Проученного педанта» были заимствованы Мольером в его «Проделках Скапена». Сатирические произведения В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» (Masarinades, 1649), представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма. В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондёров» (La Lettre contre Les Frondeurs, 1651) выступил как апологет абсолютизма. Кроме того, Сирано де Бержерак — автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальных лицам, в том числе Скаррону. «Иной свет» Самое знаменитое сочинение Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет» (L’Autre monde): «Государства и империи Луны» (Histoire comique des Etats et Empires de la Lune, 1650, опубл. в 1657) и «Государства и империи Солнца» (Histoire comique des Etats et Empires du Soleil, 1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов. Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя, лишь в двадцатом веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи. «Иной свет» — прежде всего философское произведение. Повествуя о жизни на Луне, писатель раскрывает свою концепцию Вселенной и человека. Он смеется над системой Птолемея, отрицает бессмертие души и издевается над верой в чудеса. В романе ощущается влияние идеологии либертинажа и прослеживаются идеи гностицизма, алхимии, теософии, натурфилософии и средневековых мистиков. Сирано де Бержерак опирался на традицию Лукиана, Рабле, утопии Томаса Мора и Кампанеллы (последний выведен в качестве одного из персонажей «Государств и империи Солнца»). Эркюль Савиньен де Сирано де Бержерак (фр. Hercule Savinien Cyrano de Bergerac). Первая страница автографа «Государства и империй Луны». Непосредственным предшественником Сирано в описании путешествиий на Луну считается англичанин Фрэнсис Годвин, автор романа «Человек на Луне» (The Man in the Moon, 1638); главный герой Годвина, Доминик Гонсалес, вновь возникает на страницах «Государств и империи Луны». Свифт в «Путешествиях Гулливера» и Вольтер в «Микромегасе» также многим обязаны дилогии Сирано. Сирано — литературный персонаж Наибольшую известность Бержерак получил как персонаж пьесы Эдмона Ростана «Сирано де Бержерак». Имя Сирано стало нарицательным для обозначения человека с огромным носом, а также истинного гасконца — поэта и дуэлянта. Вокруг Сирано де Бержерака бытует легенда, что являясь отчаянным дуэлянтом он так ни разу не был побежден, существует также миф, что он однажды выиграл бой с сотней противников, что также получило своё отражение в пьесе Ростана. Сирано де Бержерак послужил прототипом Сен-Савьена — персонажа романа «Остров Накануне» Умберто Эко. Многие изречения Сен-Савьена были заимствованы из произведений писателя. Также Сирано - один из главных героев серии книг Филипа Фармера "Мир Реки" (наряду с другими известными историческими персонажами). Литература * Prevot J. Cyrano de Bergerac poete et dramaturge. - P.: 1978. * Alcover M. Cyrano de Bergerac relu et corrige. - P.: 1990. * Armand G. L’Autre Monde de Cyrano de Bergerac : un voyage dans l’espace du livre. - Paris: 2005. * ?uvres completes. Vol. I-III. - Paris: 2001. * Иной свет. Государства и империи Луны. - СПб: 2002.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -