Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 28 марта
 
Календарь событий

Выпущены первые "Жигули"

Выпущены первые "Жигули" Волжский автозавод (ВАЗ) начал выпуск автомобилей марки "Жигули". За основу первой модели была взята итальянская модель FIAT-124R.

постоянная ссылка

Иоганн Бетгер передал придворной канцелярии записи о своих опытах по получению фарфора

Иоганн Бетгер передал придворной канцелярии записи о своих опытах по получению фарфора Немецкий алхимик Иоганн Бетгер в этот день 1709 года передал придворной канцелярии курфюрста Aвгуста Саксонского записи о своих заключительных опытах по получению фарфора. По качеству полученный им фарфор не уступал китайскому. Успех эксперимента Бетгера определило открытие: алхимик обнаружил, что так называемая «шнорровская земля», добывавшаяся под Дрезденом и использовавшаяся для пудрения париков, оказалась ничуть не худшим материалом для изготовления отменного фарфора, известного во всем мире как саксонский, или мейсенский. А позже выяснилось, что по своим характеристикам «шнорровская земля» превзошла даже каолин – породу, которая в Поднебесной держалась в строжайшем секрете. Кстати, до момента получения фарфора Бетгер был заперт в крепости Кенигштайн. Такова была воля Августа Сильного, который страдал всегда от недостатка денег. А о нашем алхимике в ту пору ходили слухи, что он может делать золото. После того, как Бетгер получил фарфор, Август возвратил ему свободу и передал руководство фарфорового завода в городе Майсен. Но все испортила попытка Бетгера продать тайну изготовления фарфора королю Пруссии. В результате он вновь был заключен в тюрьму.

постоянная ссылка

Ян Амос Коменский

Ян Амос Коменский Ян Амос Коменский, великий чешский педагог, родился 28 марта 1592 года в Южной Моравии. Его родители были протестантами. Он учился в братской школе, а после смерти отца продолжил образование в латинской школе и Херборнской академии. Поступив в Гейдельбергский университет, Коменский начал работу над созданием энциклопедии «Театр всех вещей» и полным словарём чешского языка. Будучи учителем братской школы, он начал писать дидактический труд, но в связи с гонениями со стороны католиков, уехал в Польшу, где преподавал в гимназии и продолжал работу над «Великой дидактикой». Коменский также является автором нескольких учебников по языкознанию, физике и астрономии, руководства по семейному воспитанию «Материнская школа». В 1650 году он стал организатором школьного дела в Венгрии, где попытался создать школу нового типа, обучение в которой длилось семь лет, и у каждого класса были свои учителя, учебники и учебные комнаты. Ему удалось организовать только три класса из семи. Коменский старался оживить процесс обучения, вызвать интерес детей к знаниям, широко применяя метод драматизации. Он является автором первого в мировой истории учебника с иллюстрациями («Мир чувственных вещей в картинках», 1658), которые представляли собой неотъемлемую часть учебных текстов. Этот учебник выдержал множество переизданий и использовался при обучении вплоть до конца XIX века. Последние годы жизни Ян Амос Коменский провел в Амстердаме и посвятил их борьбе за мир. Умер педагог 15 ноября 1670 года.

постоянная ссылка

Екатерина Дашкова

Екатерина Дашкова Екатерина Романовна Дашкова (в девичестве Воронцова), княгиня, русская общественная деятельница, писательница, была дочерью графа Романа Илларионовича Воронцова от брака с Марфой Ивановной Сурминой и родилась 28 марта 1743 года. Крестница императрицы Елизаветы Петровны и великого князя Петра Федоровича, она в два года лишилась матери и была взята на воспитание в дом дяди – государственного канцлера М.И. Воронцова. В шестнадцать лет вышла замуж за князя Михаила Дашкова, известного аристократа, ведущего свои корни от Рюриковичей, и переехала с ним в Москву, где жила несколько лет в кругу семьи мужа. Возвратилась в Санкт-Петербург за год до кончины императрицы Елизаветы Петровны и получила приглашение бывать при дворе великого князя и его супруги, где сблизилась с Екатериной Алексеевной и приняла участие в дворцовом перевороте 29 июня 1762 года. Екатерина Дашкова считала, что императрица обязана ей престолом, и потому ждала исключительной благодарности. Не заняв первого места в окружении императрицы, удалилась от двора. Скептицизм императрицы в оценке роли Дашковой привел к их взаимному отчуждению. В 1764 году скончался муж Дашковой. Через некоторое время она отправляется в путешествие сначала по России, по потом и за ее пределы. Посетила Германию, Великобританию, Голландию, Францию, Италию, Швецию; встречалась с Дидро, Вольтером, Смитом. За границей за Дашковой утвердилась слава просвещенной женщины своего времени, друга философов. Окончательно Дашкова вернулась в Россию летом 1782 года. Императрица осыпала ее различными знаками внимания; княгиня вошла в кружок близких императрице людей. В 1783 году она была назначена директором Санкт-Петербургской Академии наук, которую возглавляла до 1794 года. Дашкова заметно оживила научно-просветительскую и издательскую деятельность Академии, улучшила хозяйственную часть. Воцарение императора Павла I повлекло за собой отстранение Дашковой от всех должностей, а в 1796 она получила официальную отставку и выслана в имение Коротово Новгородской губернии. После смерти Павла I жила попеременно в Москве и Санкт-Петербурге, занималась хозяйственной деятельностью, вела обширную переписку, сотрудничала с различными журналами. Скончалась 4 января 1810 года.

постоянная ссылка

Максим Горький

Максим Горький Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился (16) 28 марта 1868 в Нижнем Новгороде. Его отец был столяром-краснодеревщиком, а мать – дочь владельца красильни. Рано потеряв отца, подростком Алексей работал грузчиком, пекарем. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Участвовал в нелегальных народнических кружках. После ареста в 1889 году находился под надзором полиции. В мире большой литературы оказался с помощью В.Г. Короленко. В 1892 году Максим Горький публикует первый рассказ – «Макар Чудра», а в 1899-1900 годах знакомится с Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым, сближается с МХТ, поставившим его пьесы «Мещане» и «На дне». Следующий период жизни Горького связан с революционной деятельностью. Он вступил в большевистскую партию, позже, впрочем разойдясь с ней в вопросе своевременности социалистической революции в России. Он принимал участие в организации первой большевистской легальной газеты «Новая жизнь». В дни декабрьского вооруженного восстания 1905 года в Москве снабжал рабочие дружины оружием и деньгами. В 1906 году по поручению партии Максим Горький нелегально выехал в Америку, где агитировал в поддержку революции в России. В числе американцев, обеспечивавших прием Горького в США, был Марк Твен. В 1906-1913 годах Горький жил в Италии, на Капри. Февральскую революцию 1917 года Горький встретил восторженно. Входил в состав «Особого совещания по делам искусства», был председателем Комиссии по вопросам искусства при исполкоме Петроградского Совета РСД. Осенью 1921 года из-за обострения туберкулезного процесса уехал лечиться за границу. В апреле 1924 года поселился в Италии (Сорренто). В 1928–1929 годах приезжал в СССР, а в 1931 году окончательно возвратился в Москву. Умер Максим Горький 18 июня 1936 года в местечке Горки, под Москвой. Был похоронен 20 июня 1936 в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Мозг Горького был отправлен для изучения в Институт мозга в Москве. Вокруг его смерти, как и смерти его сына Максима до сих пор много неясного. Среди произведений Максима Горького – романы, пьесы, рассказы, очерки. Широко известны «Старуха Изергиль», «Песня о Буревестнике», «Мещане», «На дне», «Дачники», «Варвары», «Мать», «Васса Железнова», «Сказки об Италии», автобиографические повести «Детство» и «В людях», «Дело Артамоновых», «Васса Железнова», «Жизнь Клима Самгина» и другие произведения писателя. Многие из них экранизированы. Библиография Романы 1899 — «Фома Гордеев» 1900—1901 — «Трое» 1906 — «Мать» (вторая редакция — 1907) 1925 — «Дело Артамоновых» 1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»   Повести 1900 — «Мужик. Очерки» (осталась неоконченной, третья глава при жизни автора не печаталась) 1908 — «Жизнь ненужного человека». 1908 — «Исповедь» 1909 — «Лето» 1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина». 1913—1914 — «Детство» 1915—1916 — «В людях» 1923 — «Мои университеты»   Рассказы, очерки 1892 — «Девушка и смерть» (поэма-сказка, опубликована в июле 1917 в газете «Новая жизнь») 1892 — «Макар Чудра» 1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль». 1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов». 1898 — «Очерки и рассказы» (сборник) 1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна» 1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе) 1903 — «Человек» (поэма в прозе) 1906 — «Товарищ!» 1911 — «Сказки об Италии» [15] 1912-1917 — «По Руси» (цикл рассказов) 1924 — «Рассказы 1922—1924 годов» 1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)   Пьесы 1901 — «Мещане» 1902 — «На дне» 1904 — «Дачники» 1905 — «Дети солнца», «Варвары» 1906 — «Враги» 1910 — «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го) 1915 — «Старик» (впервые напечатана отдельной книгой в издательстве И. П. Ладыжникова в Берлине (не позднее 1921 года; поставлена 1 января 1919 года на сцене Государственного Академического Малого театра). 1930-1931 — «Сомов и другие» 1932 — «Егор Булычов и другие» 1933 — «Достигаев и другие»   Публицистика 1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты) 1917—1918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием) 1922 — «О русском крестьянстве» Инициировал создание серии книг «История фабрик и заводов» (ИФЗ), выступил с инициативой возрождения дореволюционной серии «Жизнь замечательных людей»   Киновоплощения Алексей Лярский («Детство Горького», 1938) Алексей Лярский («В людях», 1938) Николай Вальберт («Мои университеты», 1939) Павел Кадочников («Яков Свердлов», 1940, «Педагогическая поэма», 1955, «Пролог», 1956) Николай Черкасов («Ленин в 1918 году», 1939, «Академик Иван Павлов», 1949) Владимир Емельянов (Аппасионата, 1963) Афанасий Кочетков (Так рождается песня, 1957, Маяковский начинался так…, 1958, Сквозь ледяную мглу, 1965, Невероятный Иегудиил Хламида, 1969, Семья Коцюбинских, 1970, «Красный дипломат», 1971, Доверие, 1975, «Я — актриса», 1980) Валерий Порошин («Враг народа — Бухарин», 1990, «Под знаком Скорпиона», 1995) Алексей Федькин («Империя под ударом», 2000) Алексей Осипов («Две любви», 2004) Николай Качура («Есенин», 2005) Георгий Тараторкин («Плен страсти», 2010) Николай Сванидзе 1907 год. Максим Горький. "Исторические хроники с Николаем Сванидзе

постоянная ссылка

Христоф Зигварт

Христоф Зигварт Христоф фон Зигварт родился 28 марта 1830 года в Тюбингене. Он получил широкую известность благодаря своей «Логике», над которой работал с 1873 по 1878 годы, и в которой обосновывал тезис о том, что логика основывается на психологии и является техническим, нормативным учением о мышлении. Мышление, заявлял он, возможно лишь тогда, когда «отдельные объекты представления могут удерживаться, воспроизводиться и вновь узнаваться, как те же самые, так как между непрестанно колеблющимся и растекающимся мы не могли бы установить никакого определенного отношения». Соблюдение правил логики, говорил он, не гарантирует необходимо материальной истинности, а лишь формальную правильность. Поэтому он называл техническое учение о мышлении формальной логикой. Наиболее подробно разработал учение о суждении. Закон противоречия, по Зигварту, касается отношения положительного суждения к его отрицанию и выражает сущность и значение отрицания. Сущность этого закона он формулирует так: «оба суждения, А есть В и А не есть В, не могут быть в одно и то же время истинными». Закон противоречия дополняется им законом двойного отрицания, согласно которому, отрицание отрицания дает утверждение, а уничтожение отрицания равно утверждению того же самого предиката относительно того же самого субъекта.

постоянная ссылка

Иннокентий Смоктуновский

Иннокентий Смоктуновский Иннокентий Михайлович Смоктуновский родился 28 марта 1925 года. Годы юности прошли в тяжелые времена Великой Отечественной войны. Он был на фронте, сражался, попадал в плен и бежал. После окончания войны поступил учиться в студию при Красноярском драматическом театре имени А. С. Пушкина. Позднее он играл в Норильске во втором Заполярном театре, а после в театрах Махачкалы и Сталинграда. В 1954 году приезжает в Москву, где числится актером студии «Мосфильм». Впервые в эти годы он пробует сниматься в эпизодах таких фильмов, как «Убийство на улице Данте» и «Солдаты». После этих ролей он был замечен Г. А. Товстоноговым и был приглашен на роль князя Мышкина в Ленинградский Большой драматический театр. На сцене этого театра Смоктуновский играл до 1960 года, после чего он попал в большой кинематограф. Он снимался в одних из главных ролей в фильмах «Неотправленное письмо», «Моцарт и Сальери», «Девять дней одного года». Вершиной карьеры для Иннокентия Смоктуновского стала роль Гамлета в фильме известного советского режиссера Г. М. Козинцева. Комедийные качества он проявил в роли Юрия Деточкина в фильме «Берегись автомобиля». Он сыграл также такие известные образы, как Порфирий Петрович Достоевского, Войницкий Чехова, Чайковский. Умер известный актер 3 августа 1994 года в санатории от инфаркта и был похоронен в Москве.

постоянная ссылка

Марина Раскова

Марина Раскова Марина Михайловна Раскова родилась 28 марта 1912 года в Москве. В 20 лет она стала лаборанткой аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им.Жуковского. Именно с этого времени началось ее «увлечение авиацией». Она начала самостоятельно изучать высшую математику, физику, радиотехнику, топографию, астрономию и другие науки. По окончании в 1934 году Ленинградского института Гражданского воздушного флота, Раскова стала первой женщиной-штурманом в нашей военной авиации. В 1935 году она окончила школу пилотов Центрального аэроклуба и продолжала работу в Военно-воздушной академии в должности инструктора-летнаба. Также штурман Раскова участвовала в подготовке нескольких Первомайских воздушных парадов, во время которых сама она летала на флагманском корабле и шла впереди всей воздушной армады. В 1930-е годы Марина Михайловна была очень известна в СССР, ей принадлежали несколько мировых авиационных рекордов на дальность перелётов. Особенно она прославилась в сентябре 1938 года, совершив беспосадочный перелёт Москва – Дальний Восток на самолёте АНТ-37 «Родина», где она участвовала в качестве штурмана. За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Расковой было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». С началом Великой Отечественной войны Раскова приложила все свои усилия и связи, чтобы добиться разрешения на формирование отдельной женской боевой части. Осенью 1941 года с официального разрешения правительства она приступила к созданию женских эскадрилий. Раскова разыскивала по всей стране воспитанниц аэроклубов и лётных школ, в состав авиаполков – от командира до обслуживающего персонала – подбирались только женщины. Под ее руководством были созданы и отправлены на фронт авиаполки – 586 й истребительный, 587 й бомбардировочный и 588 й ночной бомбардировочный. Позднее Раскова была назначена командиром 587 го бомбардировочного авиаполка, который во время войны был переименован в 125-й гвардейский пикировочно-бомбардировочный, а также удостоен почетного наименования «Борисовский» и награжден орденами Суворова и Кутузова 3 степени. Сама Раскова, одна из первых женщин, удостоенная звания Герой Советского Союза, была награждена двумя орденами Ленина и орденом Отечественной войны 1 степени. Еще она автор книги «Записки штурмана». Советская лётчица-штурман, майор Марина Михайловна Раскова умерла 4 января 1943 года, близ Саратова. Погибла она при исполнении служебных обязанностей – вылетев на фронт к месту дислокации во главе новой эскадрильи, самолёт Расковой в сложных метеоусловиях потерпел аварию, и весь экипаж погиб. Похоронена Раскова в Москве на Красной площади у Кремлёвской стены. В годы войны ее имя было присвоено 125-му Гвардейскому бомбардировочному авиаполку. Также имя Расковой носит Тамбовское высшее военное авиационное училище лётчиков (где установлен бюст героини) и улицы во многих городах страны.

постоянная ссылка

Александр Митта

Александр Митта Будущий режиссер Александр Наумович Митта (его настоящая фамилия Рабинович) родился в Москве 28 марта 1933 года. Александр учился на инженерно-строительном факультете МИСИ и в 1955 году окончил его. Некоторое время работал графиком-карикатуристом в литературных журналах. Через некоторое время Александр поступил на режиссерский факультет ВГИКа и в 1960 году окончил его. В это время его учителем был Михаил Ромм. В 1961 году состоялся его кинодебют: на киностудии «Мосфильм» он ставит ленту «Друг мой, Колька!». Всемирную известность режиссеру принесла постановка киноленты «Звонят, откройте дверь» в 1966 году. В 1970 году вышла романтическая драма революционной тематики «Гори, гори, моя звезда», сценарий для которой писал сам Александр. С режиссером работали такие актеры, как Владимир Высоцкий, Алексей Петренко, Ирина Мазуркевич. Советские кинолюбители отметили мощную по накалу эмоций картину «Экипаж», ее еще называют первым советским фильмом-катастрофой. 1991 год ознаменовался для Александра выходом политической драмы «Затерянный в Сибири». Над этой лентой он работал совместно с английскими кинематографистами. Позднее фильм выдвигался на премию «Оскар» в качестве лучшего иноязычного фильма. Александр Митта так же писал сценарии и снялся в фильмах «Мне двадцать лет» и «Июльский дождь», снял популярный сериал «Граница. Таёжный роман», за который был удостоен Государственной премии в 2001 году.

постоянная ссылка

Айрис Чан

Айрис Чан Айрис Чан родилась 28 марта 1968 года в Принстоне в семье китайский эмигрантов. В 1985 году она окончила экспериментальную высшую школу при университете Иллинойса в Урбане-Шампэйн. Несколько позднее в той же школе он получила степень бакалавра по журналистике. Получив также степень магистра в Университете Джона Хопкинса в Балтиморе, Айрис начала работать корреспондентом-стрингером газеты «Нью-Йорк таймс» в Урбане-Шампэйн. Сотрудничала она и с «Чикаго Трибьюн». В 1997 году была опубликована книга Айрис Чан «Насилие в Нанкине: Забытый холокост времен Второй мировой войны», принесшая писательнице мировую славу. В ее романе рассказывается о зверском массовом уничтожении более трехсот тысяч мирных жителей Нанкина в декабре 1937 года солдатами и офицерами японской армии. Эта книга, бывшая первой англоязычной монографией о событиях шестидесятилетней давности, содержала интервью автора с выжившими людьми. В течение 10 недель она держалась в списке бестселлеров газеты Нью-Йорк Таймс. Долгое время книга Чан была запрещена к публикации в Японии. Конгресс США, под влиянием Айрис Чан и ее книги, принял в 1997 году резолюцию, призвавшую правительство Японии принести официальные извинения за совершенные японской армией военные преступления. После работы над книгой Айрис Чан испытывала приступы депрессии, потеряла сон. В августе 2004 она пережила нервный срыв, в результате которого покончила с собой, застрелившись из револьвера. Книга Айрис Чан о преступлении в Нанкине выдержала 5 изданий в Америке, переведена на многие языки мира, включая иврит, китайский, корейский и японский.

постоянная ссылка

Нина Ананиашвили

Нина Ананиашвили Нина Гедевановна Ананиашвили родилась 28 марта 1963 года в Тбилиси (Грузия). В детстве Нина часто болела, и для укрепления здоровья родители отдали ее в фигурное катание. К шести годам Нина получила свой первый спортивный разряд, а в десять стала чемпионкой Грузии в своей возрастной группе. В 1969 году Нина поступила в Государственное хореографическое училище, где ее педагогами были Т.Выходцева и великий танцовщик В.Чабукиани. Успехи девочки привлекли внимание балетных специалистов, которые убедили родителей отправить ее для продолжения обучения в Москву. В 1976 году Нина перешла в Московское академическое хореографическое училище. Еще учась в МАХУ, Ананиашвили принимала участие в престижных Международных конкурсах артистов балета, которые не раз выигрывала. После окончания училища в 1981 году Нина была принята в труппу Большого театра, где в свой первый сезон она уже выступала в сольных партиях. В 1983 году Ананиашвили была официально переведена на ставку солистки балета Большого театра и в течении пяти лет пополнила свой репертуар партиями классического репертуара в балетах «Шопениана», «Жизель», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Раймонда», «Видение розы», «Ромео и Джульетта» и др., став через два года прима-балериной Большого. В 1988 году Ананиашвили и Лиепа стали первыми советскими танцовщиками, приглашенными в New York City Ballet. В этой знаменитой труппе Нина станцевала главные партии в балетах Д.Баланчина «Вариации из «Раймонды», «Аполлон», «Симфония до мажор» и др. Тогда же она исполнила в Большом театре поставленную на нее заглавную партию в опере-балете «Млада». Великолепная техника, утонченный стиль, плавные движения и редкий драматический талант Ананиашвили быстро превратили ее в самую востребованную балерину наших дней. Ей поступали многочисленные приглашения зарубежных театров, и она работала почти со всеми величайшими труппами Европы и Северной Америки. В качестве приглашенной солистки она танцевала в Мариинском театре, Датском балете, Шведском Королевском балете, Национальных балетах Норвегии, Португалии, Финляндии, Баварии, Бирмингема, Гранд-балете Монте-Карло, Бостонском балете, Токио балете и многих других. Партнерами Нины были многие известные танцовщики современности: К.Акоста, Д.Белоголовцев, А.Богатырев, Х.Бокка, В.Гордеев, Г.Гриффен, П.Дюпон, И.Зеленский, А.Кёлпин, А.Корейя, Х.Карреньо, М.Лавровский, А.Лиепа, В.Малахов, И.Мухамедов, Д.Пикконе, Ю.Посохов, А.Уваров, А.Фадеечев, Н.Цискаридзе и др. С 1993 года Ананиашвили, в течении 15 лет, являлась прима-балериной Американского балетного театра, где исполнила ведущие партии в спектаклях «Жизель», «Лебединое озеро», «Сильфида», «Спящая красавица», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Манон», «Золушка», «Веселая вдова», «Эсмеральда», «Снегурочка», «Па де де Чайковского» и др. Народная артистка России и Народная артистка Грузии Нина Ананиашвили – лауреат различных государственных и танцевальных премий, имеет высочайшие награды международных балетных конкурсов, награждена Орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, «Орденом Чести» (высший орден Грузии) и т.д. Сегодня звезда мирового балета Нина Ананиашвили, которую считают своей Россия, Грузия и США – художественный руководитель Национального балета Грузии (с 2004 года), директор Хореографического училища имени В.Чабукиани, ее приглашают выступать балетные труппы и театры многих стран.

постоянная ссылка

Вирджиния Вулф

Вирджиния Вулф Вирджиния Вулф (в девичестве Аделина Вирджиния Стивен) родилась 25 января 1882 года в семье известного литератора Л.Стивена. Отец сам обучал дома хрупкую и впечатлительную девочку. После его смерти в 1904 году, семья переехала из престижного Кенсингтона в Блумсбери – район в западной части Лондона. В 1912 году Вирджиния вышла замуж за историка и экономиста Л.Вулфа. Свой первый роман «Путешествие вовне» Вирджиния Вулф опубликовала в 1915 году. Спустя два года супруги Вулф основали издательство «Хогарт пресс», которое вскоре стало процветающим предприятием. Здесь писательница издала все свои произведения, среди которых романы «Ночь и день» (1919), «Комната Джейкоба» (1922), «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928), «Волны» (1931), «Годы» (1937), «Между действиями» (1941); две биографии – «Флаш» (1933), два сборника рассказов – «Понедельник и вторник» (1921) и «Дом с привидениями» (1943) и многое другое. В романах Вирджинии Вулф главным является изображение психических состояний, а не конкретных событий. Читатель погружается в мысли то одного, то другого героя, эти внутренние монологи часто выявляют разные точки зрения на одно и то же событие. В первые годы второй мировой войны Вирджиния Вулф написала свой последний роман «Между действиями»; жила она тогда на вилле в Родмелле (графство Суссекс), куда переехала с мужем из разбомбленного лондонского дома. Тяжело переживая военное лихолетье, подорвав здоровье колоссальным напряжением сил в работе над романом, Вирджиния Вулф покончила с собой 28 марта 1941 года.

постоянная ссылка

Павел Мочалов

Павел Мочалов Павел Степанович Мочалов родился 15 ноября 1800 года в Москве, в семье актёров. Говорят, у мальчика была феноменальная память. С раннего детства он легко запоминал большие стихотворные отрывки. Родители постарались дать Павлу хорошее образование: сначала пансион Терликовых, затем МГУ. Актерский дебют Павла Мочалова состоялся в 1817 году в пьесах «Эдип в Афинах» и «Меропа». В первый раз он вышел на сцену вместе с отцом и сестрой. В 1823 году театральные критики уже отмечают игру актера. Настоящий успех Мочалову принесла роль Жоржа де Жермини в спектакле «Тридцать лет, или Жизнь игрока» в 1828 году. Хотя актеру приходилось принимать участие и в востребованных в те времена водевилях, больше всего он тяготел к классике. Блестяще эмоционально Мочалов исполнил роль Гамлета по Шекспиру, что было неожиданно для публики в 30-е годы 19 века. Восторженно отзывался о Мочалове Белинский, который любил ходить на его спектакли ради особой манеры игры, специальных фраз – «мочаловских минут», привносимых актером в каждый спектакль. Всего Мочалов сыграл более 250 ролей на сцене Малого театра. Павел Мочалов считается символом эпохи романтизма. Павел Мочалов умер в 1848 году от простуды - по дороге из Воронежа экипаж провалился под лед.

постоянная ссылка

Юрий Трифонов

Юрий Трифонов Трифонов Юрий Валентинович, писатель, переводчик, прозаик, публицист, киносценарист родился 28 августа 1925 года в Москве в семье профессионального революционера. Отец прошёл ссылку и каторгу, участвовал в вооруженном восстании в Ростове, в организации в 1917 году Красной Гвардии в Петрограде, в гражданской войне, в 1918 году спасал золотой запас республики, работал в Военной коллегии Верховного суда. Отец был для будущего писателя подлинным образцом революционера и человека. Для двенадцатилетнего мальчика стал трагедией арест отца, в невиновности которого он был уверен и в 1937 году, когда это случилось, и позже. В 1938 году была арестована и мать. «Сын врага народа» после средней школы не мог поступить ни в один вуз, поэтому ему пришлось работать на авиационном заводе слесарем, диспетчером цеха, редактором заводской многотиражки. Получив необходимый рабочий стаж, Трифонов поступает в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1949 году. Известность приобрёл после выхода в свет романа «Студенты» (1950). Весной 1952 года уезжает в командировку в Каракумы, на трассу Главного Туркменского канала. На долгие годы писательская судьба Ю.В. Трифонова оказалась связанной с Туркменией. В 1959 году появился цикл рассказов и очерков «Под солнцем», в котором впервые обозначаются черты собственно трифоновского стиля. В 1962 году пишет роман «Утоление жажды». Реабилитация отца (1955) дала возможность в 1965 году написать документальную повесть «Отблеск костра» на основе сохранившегося архива отца. В 1966-1969 годах написал ряд рассказов – «Вера и Зойка», «В грибную осень» и другие. В 1969 году выходит первая повесть из цикла «городских» «Обмен», за нею следуют (1970- 1976) «Предварительные итоги», «Долгое прощание», «Другая жизнь», «Дом на набережной». В 1973 году был издан роман о народовольцах – «Нетерпение», исследующий в человеке «неистребимый генетический код истории», связывающий воедино прошлое, настоящее и будущее. В последние годы были написаны: роман «Старик» и цикл рассказов «Опрокинутый дом». Проза Трифонова зачастую автобиографична, главная тема – судьба интеллигенции в годы правления Сталина. Весь творческий путь Трифонова, от раннего романа «Студенты» до посмертно опубликованного романа «Время и место» (1981), посвящен поиску воплощения Времени – в сюжетах, характерах, стиле. Юрий Трифонов ушёл из жизни на 56-м году 28 марта 1981 года в Москве.

постоянная ссылка

Модест Мусоргский

Модест Мусоргский Модест Петрович Мусоргский, российский композитор. Родился 16 (21) марта 1839 года в имении родителей, в Торопецком уезде Псковской губернии. Впечатления детства, проведенного в деревне, определили направление и характер его творчества. Няня рассказывала ему русские народные сказки, и он под их впечатлением импровизировал на фортепиано. По семейной традиции юноша был определен в гвардейскую школу. В конце 50-х Мусоргский познакомился с Даргомыжским и Балакиревым, завязал дружбу с Бородиным, Римским-Корсаковым, Стасовым. Встречи с ними помогли талантливому музыканту определить подлинное призвание: он решает целиком посвятить себя музыке. В 1858 Мусоргский выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной в истории под названием «Могучая кучка». Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Монументальные новаторские музыкальные драмы «Борис Годунов» (по Пушкину) и «Хованщина» – вершины его творчества. В этих произведениях, как и в комической опере «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю), главное действующее лицо – народ. Мусоргский создал живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всем многообразии и сложности ее духовного мира. Психологическая глубина и высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкально-выразительных средств. Своеобразие и новизна музыкального языка композитора заключается в новаторском использовании русской народной песенности, в передаче интонаций живой речи. Мусоргский был человеком необычайно впечатлительным, увлекающимся, мягкосердечным и ранимым. При всей своей внешней уступчивости и податливости он был чрезвычайно твёрд во всём, что касалось его творческих убеждений. Пристрастие к алкоголю, сильно прогрессировавшее в последнее десятилетие жизни, приобрело разрушительный характер для его здоровья. Композитор скончался 28 марта 1881 в госпитале, после приступа белой горячки. Влияние творчества Мусоргского испытали почти все крупные композиторы 20 века, в том числе С. Прокофьев, И. Стравинский, Д. Шостакович. Л. Яначек. О. Мессиан. В 1968 в деревне Наумове Куньинского района Псковской области открыт Музей-усадьба Мусоргского.

постоянная ссылка

Марк Шагал

Марк Шагал Марк Захарович Шагал родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887 года в семье приказчика. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1906 приехал в Петербург, где в 1906-1909 посещал художественную школу. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910-1914 – в Париже, в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные». Вглядываясь в архаику, в иконы и лубок, Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения. В 1918-1919 годах Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Выехав в 1922 году в Берлин, с 1923 года обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь», где он проявил себя как настоящий литератор-художник, мыслящий яркими образами. С тех пор жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941-1947 годах (эти годы провел в Нью-Йорке). Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле. Создал иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя и «Басням» Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию. К середине 20 века его авторитет художника получил мировое звучание. Работа над иллюстрациями к Библии по заказу Воллара (1930-1931) предопределила главную тему его позднего творчества. С 1955 года началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Его произведения радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. В 1973 году Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957 года) и Ницце (с 1973 года); в 1992 году дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года.

постоянная ссылка

Сергей Рахманинов

Сергей Рахманинов Сергей Васильевич Рахманинов, российский композитор, пианист, дирижер. Родился 1 апреля 1873 в имении Онег Новгородской губернии. Мать начала заниматься с ним музыкой, когда ребенку было четыре года. Девяти лет он поступил в Петербургскую консерваторию, а в 1855 перешел в Московскую. Музыкальная одаренность юноши была феноменальна. В 1891, на год раньше срока, Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепьяно, через год – по классу композиции. Его учителями были Танеев, Аренский, Зилоти. За свою экзаменационную работу – одноактную оперу на заданное либретто «Алеко» – он получил золотую медаль. Эта опера была поставлена в Большом театре. Вскоре после «Алеко» Рахманиновым были написаны симфоническая фантазия «Утес», «Элегическое трио» памяти Чайковского, Первая симфония. Эти произведения свидетельствовали о приходе в музыку большого и яркого таланта. В эти же годы он с неизменным успехом концертирует. В 1897 Рахманинова приглашают в Русскую частную оперу (Москва) в качестве дирижера. В 1904-1906 он дирижировал в Большом театре, затем оставил эту работу, чтобы отдаться композиторской деятельности, но продолжал время от времени выступать как дирижер и пианист. Подлинный расцвет творчества Рахманинова наступил в начале 20 века. С 1901 по 1916 композитор создает такие замечательные произведения, как Второй и Третий концерты для фортепьяно с оркестром, Вторую симфонию, оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину) и «Франческа да Римини» (по Данте), поэму для оркестра, хора и солистов «Колокола», прелюдии и этюды-картины для фортепьяно и др. В 1917 Рахманинов с семьей уезжает в Швецию. Потом он перебрался в Америку, которую покорил своим исполнительским мастерством. После отъезда из России у Рахманинова наступил период творческого молчания, и только спустя десять лет, в 1927, композитор написал Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром. Также за границей им были написаны «Рапсодия на тему Паганини для фортепьяно с оркестром», «Третья симфония», «Симфонические танцы». Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хилз, похоронен в Валхалле.

постоянная ссылка

День Рагнара Лодброка

День Рагнара Лодброка Рагнар Лодброк (Ragnar Lodbrock) известен как один из легендарных королей Дании и Швеции, правивший примерно в 8 или 9 веках. Несмотря на то, что его считают национальным героем в родной Скандинавии, жизнеописания Лодброка довольно ненадежны и обрывочны, ориентированы в основном на саги древних викингов. Примечательно, что недостаточно точно установлены и годы правления Лодброка. Некоторые источники называют период 750–794, другие — 860–865 годы. Наиболее вероятными считают годы правления Лодброка с 835 до самой смерти в 865 году, когда он проявил себя в качестве влиятельного военачальника и диктатора. Возможно, что королем Лодброк был признан только последние пять лет своей жизни. Рагнар был язычником, провозгласившим себя одним из прямых потомков бога Одина (god Odin). Легенды повествуют, что его излюбленной военной стратегией было совершение набегов на христианские города во время религиозных праздников; Лодброк знал, что именно в такое время все военачальники и солдаты присутствуют на церковной службе. К 845 году Лодброк был уже влиятельным правителем, и, наиболее верятно, — современником первого правителя Руси, викинга Рюрика. Легенды оставили сведения о том, что Лодброк всегда искал новых приключений, постоянно ощущая беспокойство, что его пиратствующие сыновья когда-нибудь совершат более заметный поступок, затмив тем самым славу отца. В 845 году Рагнар в очередной раз вышел в море и взял курс на юг в поисках новых земель для завевания. На 120 кораблях и с войском в пять тысяч викингов Лодброк причалил к берегам современной Франции. В результате этого похода Западная Франция была разорена. В том же 845 году Лодброк захватил Париж, за возвращение которого викинг-захватчик требовал большой выкуп. Традиционно День Рагнара Лодброка (Ragnar Lodbrok Day) отмечается многими в скандинавских странах 28 марта. В этот день произносится тост в честь Рагнара и читается его Сага. Празднование этого дня сегодня никоим образом не указывает на агрессивный настрой последователей Асатру, скорее всего, в своем современном выражении этот праздник — прославление храбрости и мужества.

постоянная ссылка

Основание Большого театра

Основание Большого театра 28 марта отмечается день рождения Большого театра. Именно в этот день в 1776 году московский губернатор Петр Урусов вместе с антрепренером Мэддоком получили правительственную привилегию на содержание в Москве постоянной труппы с обязательством построить театр, в котором можно было бы ставить оперные, балетные и драматические спектакли. Этот день считается днем основания Большого театра.

постоянная ссылка

Начало печальной истории рабства внутри Африки

Начало печальной истории рабства внутри Африки Проникновение европейцев в Африку началось в 15—16 веках. Наибольший вклад в освоение континента на первом этапе внесли испанцы и португальцы. Уже в конце 15 века португальцы фактически контролировали западное побережье Африки и в 16 веке развернули активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремились практически все западноевропейские державы: Голландия, Испания, Дания, Франция, Англия, Германия. 28 марта 1658 года парусник «Амерсфоорт» Голландской Ост-Индской компании с «грузом» чернокожих рабов бросил якорь в бухте Тейбл-Бей, в 50 километрах к северу от мыса Доброй Надежды, у основанного в 1652 году первого поселения европейцев в Южной Африке. Перевозка рабов происходила в нечеловеческих условиях – в жуткой тесноте, духоте, при скудном питании. Это была обычная практика. До места назначения дожили лишь 174 невольника. Из них 38 мужчин и 37 женщин были оставлены на месте: 21 мужчину и 22 женщины направили на сельхозработы, прочих раздали служащим Компании. Остальных рабов вскоре отправили на Яву. Двумя месяцами ранее голландцам удалось отбить двести пятьдесят рабов из пятисот у португальского транспорта, который вез их из Анголы в Бразилию. Однако, несмотря ни на что, эта «операция» положила начало печальной истории рабства внутри Африки.

постоянная ссылка

Михаил Анчаров

Михаил Анчаров Его никогда не интересовали слава и известность, он никогда не хотел быть лучше кого-то. Единственным соперником Анчарова в искусстве был он сам. Критика его никогда не задевала, зато сам он был к себе максимально строг. Михаил Леонидович Анчаров родился 28 марта 1923 года в Москве. Его отец был инженером-конструктором, мать - преподавателем немецкого языка. Где он только не учился: военный институт иностранных языков Красной Армии, живописное отделение ВГИКа, художественный институт имени Сурикова, курсах киносценаристов... Он был писателем, поэтом, бардом, драматургом, сценаристом и художником. Его творчество было разнообразно формами своего осуществления, но внутри как стержень была личность автора. Все его работы объединял единый авторский стиль, шероховатый, как будто нарочно не отшлифованный, не доведенный до идеала. Его современники говорили, что если бы импрессионизма не было к началу его творческой карьеры, то Анчаров бы непременно его изобрел. Нейтральные детали своих образов он просто опускал, получался набросок, в котором не было ничего лишнего, очень точный и вместе с тем как будто неполный, не дописанный. Сам он говорил «мне в основном нужен контакт с бумагой и два-три человека. Проверил и пошел дальше». Так он всегда и поступал, изобретал новый музыкальный жанр, новую технику рисунка, новое течение литературы и когда понимал, что получается, просто шел дальше, чтобы успеть изобрести ещё что-то. Именно из-за этой его особенности Юрий Ревич назвал его «несостоявшимся великим человеком». Этими словами он не хотел приуменьшить заслуги Анчарова. Наоборот, он сравнивал его с теми, кто открыл Америку до Колумба, но чьи имена были забыты, а заслуги кажутся зыбкими. Но значит ли это, что они не были великими?

постоянная ссылка

Дуайт Эйзенхауэр

Дуайт Эйзенхауэр Дуайт Дейвид Эйзенхауэр родился 14 октября 1890 года в городе Денисон штата Техас (США). В 1915 году он окончил военную академию в Уэст-Пойнте и тогда же познакомился с Мейми Дауд. Они поженились в 1916 году. В этом браке родились два сына. После вступления США в Первую мировую войну в 1917 году, Эйзенхауэр готовил добровольцев для фронта. В 1920-х годах он служил в зоне Панамского канала, учился в школе командного состава, был членом комиссии по военным памятникам в Париже. В последующие годы Дуайт работал помощником начальника штаба армии генерала Макартура, а затем служил на Филиппинах. По возвращении в США в 1940 году он возглавлял штабы армии и дослужился до звания бригадного генерала. Во время Второй мировой войны Эйзенхауэр занимал руководящие посты в отделе военного и стратегического планирования Генерального штаба армии. В это время он разработал многие американские планы военных действий, командовал войсками в Европе, Африке и Средиземноморье. После Тегеранской конференции (1943) был открыт второй фронт, и Эйзенхауэр был назначен главнокомандующим союзными силами в Европе. Именно он возглавлял крупную наступательную операцию союзников – вторжение во Францию, начавшееся высадкой десанта в Нормандии в июне 1944 года. Он получил звание генерала армии и был награжден орденами многих стран, в том числе советским орденом «Победа». После окончания войны Эйзенхауэр, находясь во главе американских оккупационных сил в Германии, поддерживал дружеские отношения с маршалом Жуковым и верил в возможность сотрудничества между СССР и США. Однако к концу его военной карьеры он стал сторонником «холодной войны». Уйдя из армии в отставку в 1948 году, Эйзенхауэр был избран ректором Колумбийского университета. Практически не вмешиваясь в академические дела, он много времени посвятил написанию автобиографической книги о войне. В 1950 году президент Г.Трумен вновь позвал его на службу, назначив главнокомандующим объединенных вооруженных сил НАТО. В 1952 году Эйзенхауэр окончательно покинул военную службу, после чего начал кампанию за выдвижение на президентский пост. Важнее, чем все предвыборные обещания, была военная слава и популярность кандидата. Став президентом США в январе 1953 года, он еще раз переизбирался на этот пост в 1956 году. Внешняя политика правительства Эйзенхауэра была направлена на укрепление стратегических позиций США в различных районах мира. Основой военной стратегии стало увеличение потенциала ядерного оружия, развитие военной авиации, создание флота ядерных подводных лодок и новых военных блоков и баз. Из положительных моментов его правление следует отметить прекращение войны в Корее и возобновление советско-американских встреч на высшем уровне, хотя он и был сторонником продолжения холодной войны и гонки вооружений. Президент был твердо убежден в реальности коммунистической угрозы и необходимости укрепления американской национальной безопасности. В 1957 была выдвинута «Эйзенхауэра доктрина», направленная на укрепление позиций США на Ближнем и Среднем Востоке. В области внутренней политики правительство стремилось сбалансировать бюджет, снизить налоги и вернуть штатам некоторые функции федеральных властей, а основной целью экономики было развитие свободной конкуренции. Однако политическая и социальная ситуация в стране продолжали диктовать увеличение федеральных расходов. Второй срок президентства Эйзенхауэра был отмечен интервенцией американских войск в Ливане и инцидентом с самолетом У-2, сбитым над территорией СССР, что привело в 1960 году к срыву встречи с Н.Хрущевым. После ухода Эйзенхауэра в отставку в конце 1960 года, президентом США был избран Д.Кеннеди. Дуайт ушел и из политики, занявшись написанием мемуаров. Умер Дуайт Дейвид Эйзенхауэр 28 марта 1969 года в Вашингтоне, был похоронен в Абилине на территории мемориального музея и президентской библиотеки.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -