Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 20 марта
 
Календарь событий

Произведено первое награждение орденом Святого апостола Андрея Первозванного

Произведено первое награждение орденом Святого апостола Андрея Первозванного Орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя России и мореплавания — старейший российский орден, высшая награда Российской империи. По различным источникам, он учрежден императором Петром I в 1698 (или 1699) году. При жизни Петра являлся единственным орденом Российской империи. Первым кавалером ордена стал дипломат Фёдор Головин, а произошло это 20 марта 1699 года. Этот орден никогда не имел степеней и классов, но по статуту 1797 года за особые заслуги мог вручаться с бриллиантами. При этом ордена, украшенные ранее самовольно драгоценными камнями, носить было запрещено. Девиз ордена — «За веру и верность». Орденский знак имеет вид андреевского креста. Покрыт он был синей эмалью с изображением самого святого. На концах креста латинские буквы SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae – Святой Андрей Покровитель России). Внешний вид знака при Петре I менялся. Орденская звезда имела восемь лучей. В ее центральном медальоне изначально помещалось также изображение креста и святого, но с 1800 года крест без фигуры святого был помещен на фоне двуглавого орла. После 1855 года были внесены различия между знаками ордена, врученными за боевые и гражданские заслуги — к первым стали добавляться мечи. В особо торжественных случаях к ордену полагалась нагрудная цепь. Но обычно он носился на правом плече на голубой шелковой ленте. Звезда носилась на левой стороне груди. Святой Андрей также считается и покровителем Шотландии, потому, вероятно, первый русский орден был создан во многом по подобию старинного шотландского ордена Чертополоха, о котором Петр узнал во время своего пребывания в Великобритании.

постоянная ссылка

Национальная Ассамблея Франции одобряет применение гильотины

Национальная Ассамблея Франции одобряет применение гильотины 20 марта 1792 года национальная Ассамблея Франции одобряет применение гильотины. Уже через год при помощи гильотины был казнен Людовик XVI. Долгое время казнь исполнялась только публично. В приговоре говорилось, что осужденному отсекут голову на публичном месте во имя французского народа. Соблюдались и средневековые ритуалы: в последнее утро осужденному объявляли: «Мужайтесь! Час искупления настал», после чего спрашивали, не угодно ли ему папиросу, рюмку рома. Долгое время бытовало мнение, будто отрубленная голова видит происходящее на протяжении примерно десяти секунд. Именно поэтому голову казненного человека поднимали, чтобы он мог перед смертью увидеть смеющуюся над ним толпу. Гильотина не была отменена последующим строем ввиду чрезвычайного ее удобства. Этот вид казни применялся во Франции до 1977 года. Считалось, что гильотина является гораздо более гуманным способом казни, чем другие виды казни, распространенные в то время способы: гильотина обеспечивала мгновенную смерть даже при минимальной квалификации палача. К тому же, гильотина применялась ко всем без исключения слоям населения, а это подчеркивало равенство граждан перед законом. 17 июня 1939 года, в 4 часа 50 минут в Версале на бульваре отсекли голову Евгению Вейдману, убившему семь человек. Это была последняя публичная казнь во Франции: из-за непристойного волнения толпы и скандалов с прессой было велено впредь устраивать казни в условиях тюрьмы. Последняя казнь через отсечение головы гильотиной состоялась в Марселе в период правления Жискар д’Эстена. Казненного арабского происхождения звали Хамида Джандуби. Это была последняя казнь не только во Франции, но и во всей Западной Европе.

постоянная ссылка

День независимости Туниса

День независимости Туниса История Туниса весьма интересна. Вначале он был частью Карфагенской империи. Согласно преданию, финикийцы основали город Карфаген в 814 году до нашей эры. С течением времени он стал центром могущественной империи. Начиная с 264 года до уже нашей эры, Карфаген вел войны с Римской империей, в результате чего потерпел поражение и в течение семи столетий был частью римской провинции Африка. В V веке территория попала под власть вандалов, а с VII по XVI век на территории современного Туниса правили арабские завоеватели. После этого некоторое время Тунис находился под властью пиратов, Испании, Оттоманской империи. В конце XIX века Тунис попал под власть Франции, хотя номинально правителем считался тунисский бей. 20 марта 1956 года Франция признала независимость Туниса, который в то время был конституционной монархией. 25 июля 1957 года Тунис был провозглашен республикой.

постоянная ссылка

День весеннего равноденствия

День весеннего равноденствия В этот день в годичном круговороте Весна приходит на смену Зиме. Это Весеннее Равноденствие, конец Зимы и начало сезона возрождения. С этого дня начинается полное оживление Земли, возрождение природы.

постоянная ссылка

Всемирный день астрологии

Всемирный день астрологии Более десяти лет назад западные астрологи предложили отмечать праздник именно 20 марта, когда начинается астрономический и астрологический год, солнце в это время вступает в знак Овна... Астрология (от греч. astron - звезда и logos - слово, учение) - учение о воздействии звезд на земной мир и человека. Астрология возникла в древности, была тесно связана с астральными культами и астральной мифологией. "Старинные астрономические Часы «Орлой», Прага, Чехия"  Получила широкое распространение в Римской империи (первые гороскопы - на рубеже II - I вв. до н. э.). Древнейшая наука в разные века оказывалась то в фаворе, то в небытие. Однако нынче ее популярность растет день ото дня. Статисты всего мира приходят к однозначному выводу: за последние два десятка лет астрология пользуется бешеным успехом, особенно у бизнесменов и политиков. Иные уже без советов звезд шагу ступить не могут. Хотя есть мнение психологов, что за предсказаниями в большинстве своем обращаются не уверенные в себе люди. Так или иначе, но жить по небесным светилам теперь предпочитают многие. Может создаться впечатление, что в угоду желаниям масс, в мире развелось большое количество псевдоастрологов. Но звезды не подпускают к себе случайных людей.

постоянная ссылка

Международный день франкофонии

Международный день франкофонии Международный день Франкофонии - праздник всех, говорящих по-французски, а также всех, изучающих и любящих французский язык. 20 марта 1970 года в столице Нигера было подписано соглашение о создании первой межгосударственной организации франкоговорящих стран. Сегодня Международная Организация Франкофонии объединяет 56 государств и правительств членов и 14 наблюдателей, что составляет 803,44 млн. человек, 200 миллионов из них говорит по-французски. Организация представлена на всех пяти континентах, в нее входит примерно треть стран, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Она нацелена на распространение французского языка и на защиту культурного разнообразия. www.ambafrance-ru.org

постоянная ссылка

В России была проведена денежная реформа

В России была проведена денежная реформа Во времена правления Елены Глинской, регентши при малолетнем сыне Иване IV, была проведена важная денежная реформа. В результате этой реформы из обращения были изъяты все низкопробные и обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки. На всей территории России имели право хождения только новые серебряные монеты, которые изготовлялись на государевом монетном дворе. По всей стране были введены: копейка, деньга, составлявшая половину копейки, полушка – четверть копейки. Кстати, «копейка» получила свое название по изображенному на ней всаднику с копьем в руке. На деньге изображался всадник с саблей. А вот полушки чеканились очень редко и имели изображение птицы. Рубль в ту пору, как монета не существовал, он был только единицей для счета, в которую входило 100 копеек, или 200 денег. Тому была простая причина, поскольку монеты чеканились из серебра, то чтобы изготовить рубль, пришлось бы отлить огромную монету весом в 68 граммов серебра. Первый же настоящий металлический рубль был выпущен в царствование Алексея Михайловича, через 120 лет после реформы Елены Глинской.

постоянная ссылка

Установлено звание Героя Российской Федерации и учреждена медаль «Золотая звезда»

Установлено звание Героя Российской Федерации и учреждена медаль «Золотая звезда» Звание Героя Российской Федерации – главная награда страны. Оно было установлено Законом РФ от 20 марта 1992 года. Этот же Закон учреждал и знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда». Звание Героя Российской Федерации присваивается Президентом РФ за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением героического подвига. Герою Российской Федерации вручаются знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамота о присвоении этого звания. Звание Героя Российской Федерации в настоящее время присваивается за мужество и героизм воинам, сражавшимся в «горячих точках», выдающиеся достижения при освоении космического пространства, новой авиационной техники, особые заслуги перед государством и народом. Медаль «Золотая Звезда» существовала и в СССР. Она была учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О дополнительных знаках отличия для Героев Советского Союза». Медаль носится на левой стороне груди над орденами и медалями. Она представляет собой пятиконечную звезду с гладкими двугранными лучами на лицевой стороне. На оборотной стороне в центре медали расположена надпись выпуклыми буквами: «Герой России». А номер медали располагается в верхнем луче.

постоянная ссылка

Святослав Рихтер

Святослав Рихтер Святослав Теофилович Рихтер родился 7 (20) марта 1915 г. Семья его, жившая в украинском городе Житомире, была музыкальной – отец был пианистом, органистом и композитором. В 1922 г. Рихтеры переезжают в Одессу, где Святослав самостоятельно начинает изучать музыку, пробует писать пьесы для постановки в театре. В 1934 г. состоялся первый сольный концерт музыканта. Большой мечтой Рихтера было стать дирижером, для этого он едет в Москву и оканчивает консерваторию. Во время Великой Отечественной войны он очень много выступает, в том числе и в блокадном Ленинграде. В послевоенные годы популярность пианиста все больше растет. Но только в 1960 году ему разрешили посетить Соединенные штаты Америки, поскольку Рихтер не скрывал своей дружбы со многими отечественными деятелями культуры, считавшимися неблагонадежными. Американское турне принесло Рихтеру мировую славу и известность, он первым среди советских музыкантов был удостоен премии «Грэмми». Святослав Рихтер демонстрировал потрясающую работоспособность, давая в год больше семидесяти концертов. В его репертуаре были произведения различных эпох – от барокко до современности. Он исполнял музыку Баха, Гайдна, Прокофьева, Листа, Шумана. Скончался он 1 августа 1997 г. В 1999 г. в Москве, в доме в котором жил великий пианист, была открыта музейная комната.

постоянная ссылка

Иван Мазепа

Иван Мазепа Иван Степанович Мазепа родился 20 марта 1639 года, в селе Мазепинцы под Белой Церковью. Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы – Николай Мазепа-Колединский. Ему за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы. Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме, затем – в Иезуитском коллегиуме в Варшаве. Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции, свободно владел многими языками. Перейдя к казакам, Мазепа поступил на службу к гетману Дорошенко и дослужился до звания генерального писаря. Когда дело Дорошенко было проиграно, он перешел на сторону Самойловича и сблизился с ним. При Самойловиче Мазепа сделался генеральным есаулом. После свержения Самойловича на коломацкой раде 1687 году Мазепа был избран гетманом. Он отдает много сил и средств на возрождение гетманской Украины. Резиденция гетмана – город Батурин – становится культурно-образовательным центром Украины и Европы. Мазепа берет под свою опеку Киево-Могилянскую коллегию, превратив ее в академию, поднимает ее до уровня европейского университета. В роли гетмана Мазепа принял участие во втором крымском походе Голицына. В 1708 году он перешёл на сторону противника Московского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII, почти за год до его разгрома московской армией. За выступление против московского царя предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил в Российской империи. Русская Православная Церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой (1709) бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры (ныне Молдавия).

постоянная ссылка

Александр Городницкий

Александр Городницкий Александр Моисеевич Городницкий родился 20 марта 1933 года в Ленинграде. В 1951 году с золотой медалью окончил среднюю школу. В том же году поступил в Ленинградский горный институт им. Г. В. Плеханова на геофизический факультет. В 1957 году получил диплом. Принимал участие в деятельности литобъединения института во главе с Глебом Семеновым. С 1959 года Городницкий работал в Исследовательском институте геологии Арктики. С 1957 по 1962 годы занимал должности: геофизика, за тем старшего геофизика, стал начальником отряда и начальником партии, работая в Игаркском, Туруханском, и Норильском районах. Вел геофизические поиски руды содержащей медь и никель. В 1962 году стоял у истоков открытия Игаркского медно-никелевого поля. С 1972 по 1985 год Городницкий был старшим научным сотрудником в Московском Институте океанологии им. П. П. Ширшова. В 1985 году стал руководителем лаборатории геомагнитных исследований. Участвовал в поиске Атлантиды. В 1982 году получил степень доктора геолого-минералогических наук. В 1991 году Городницкому было присвоено звание профессора геологии. Ученым написано свыше двухсот шестидесяти научных работ, в их числе восемь монографий о геофизике и геологии морского дна. Александр Городницкий пишет стихи и песни, исполняя их на концертах. Его песни поют геологи, таёжники, зеки, порой даже не зная, чьи это песни. «Снег», «Деревянные города», «Перекаты», «Геркулесовы столбы», «Атланты» – это неполный список самых известных песен Городницкого.

постоянная ссылка

Генрих Ибсен

Генрих Ибсен Генрих Иоганн Ибсен, норвежский драматург. Родился 20 марта 1828 в маленьком городке Скиен, на берегу залива Христиании (ныне Осло) в состоятельной датской семье судовладельцев, имеющей древние норвежские корни. Его отец представлял собой деятельную в здоровую натуру, мать, немка по происхождению, была дамой строгого, сухого нрава и крайне набожная. В 1836 семья обанкротилась и привычная хорошо поставленная жизнь круто изменилась. Прежние друзья и знакомые стали отдаляться, начались лишения. Людская жестокость тяжело отразилась на будущем драматурге. От природы необщительный, он теперь стал еще более искать уединения и ожесточился. Уже в школе Ибсен поражал учителей превосходными сочинениями. На 16-м году жизни ему пришлось поступить в ученики аптекаря близлежащего городка Гримштадта, с населением всего в 800 жителей. Работая в аптеке, юноша мечтал о дальнейшем образовании и получении докторского диплома. Через 5 лет он решил бросить аптеку и отправился в Христианию, где ему пришлось вести первое время жизнь полную всяких лишений. В Христиании Ибсен понемногу вошел в творческие круги, стал печататься, а вскоре устроился на должность режиссера народного театра в Бергене. В Бергене он пробыл 5 лет и в 1857 вернулся в Христианию, тоже на должность директора театра. В 1858 он женился, и был счастлив в семейной жизни. В 1864 Ибсен получил писательский пенсион и отправился в путешествие по миру. Сначала он поселился в Риме, где жил в полном уединении, потом переехал в Триест, затем в Дрезден, Мюнхен, Берлин. Наиболее известны романтические драмы Ибсена на сюжеты скандинавских саг и исторические пьесы, философско-символические драматические поэмы «Бранд» (1866) и «Пер Гюнт» (1867), острокритические социальные реалистические драмы «Кукольный дом» (1879), «Привидения» (1881), «Враг народа» (1882). В драмах «Дикая утка» (1884), «Гедда Габлер» (1890), «Строитель Сольнес» (1892) автор подчеркивает глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью действительности. Ибсен свои творчеством утверждает значимость общечеловеческой проблематики свободы. «В том-то именно и заключается свобода, чтобы исчерпать свое призвание» – утверждал автор. Он умер 23 мая 1906 в Христиании.

постоянная ссылка

Александр Морозов

Александр Морозов Александр Сергеевич Морозов родился 20 марта 1948 г. в Молдавии. На сегодняшний день А. Морозов известен благодаря таким песням как «Малиновый звон», «Домик окнами в сад», «Ты себя побереги», «Фантазер», «В краю магнолий» и многим другим. Свою музыкальную карьеру он начал в 20 лет, когда им была написана песня «Травы пахнут мятою», за которую А. Морозов был удостоен премией за выдающиеся заслуги в области музыки. Также среди значительных наград А. Морозова можно выделить такие, как Премия Ленинского комсомола, орден «Николая Чудотворца». В 2004 г. Морозов был удостоен звания народного артиста России. Начиная с 2003 г. Морозов стал давать свои сольные концерты, на которых он исполняет песни, ставшие хитами, а также новые композиции. В 2003 г. проведен концерт А. Морозова в Государственном Кремлевском Дворце. В этом же самом дворце в 2004 г. состоялось выступление А. Морозова, а также других народных артистов. В их числе Л. Лещенко, Н. Бабкина, И. Бобул, И. Попович и многие другие. В 2005 г. А. Морозов дал 2 концерта, на одном из которых музыку Морозова исполнял Большой Симфонический оркестр, а на другом звучали хиты группы «Форум». В 2007 г. А. Морозов радовал своих поклонников концертами «Мадонна моя» и «Пропадать так с музыкой», состоявшихся в театре Эстрады. На этих выступлениях певец исполнял свои новые композиции вместе со своей супругой Мариной Парусниковой.

постоянная ссылка

Эдуард Бухнер

Эдуард Бухнер Эдуард Бухнер родился 20 марта 1860 года в Мюнхене, в семье профессора судебной медицины и гинекологии Мюнхенского университета. Образованием Эдуарда сначала занимался его отец, а затем после его смерти в 1872 году, – старший брат Ганс. В 1877 году Бухнер окончил реальную гимназию в Мюнхене, а затем в течение недолгого времени служил в подразделении полевой артиллерии германской армии. После этого поступил в Мюнхенский технический университет, где стал изучать химию. Начавшиеся финансовые трудности вынудили его бросить учебу. Последующие четыре года он работает на консервных заводах в Мюнхене и Момбахе. Эти годы не прошли зря: в процессе работы Бухнер знакомится с процессом спиртового брожения, в результате которого сахар под действием дрожжей распадается на алкоголь и углекислый газ. В 1884 году Эдуард при поддержке брата возобновляет занятия в университете. Он изучает химию у Адольфа фон Байера в Мюнхенском университете и ботанику у Карла фон Негели в Институте ботаники. В 1888 году Эдуард получил докторскую степень. В 1890 году он становится ассистентом Байера. На частные пожертвования, предоставленные Байером, Бухнер основал небольшую лабораторию, где продолжал исследования в области химии брожения. В 1897 году вышла в свет его работа «О спиртовом брожении без участия дрожжевых клеток». Она вызвала споры среди его коллег-ученых. В результате Бухнер потратил немало времени на сбор фактов в подтверждение своей теории. В 1907 году Эдуарду Бухнеру была присуждена Нобелевская премия по химии «за проведенную им научно-исследовательскую работу по биологической химии и открытие внеклеточной ферментации».

постоянная ссылка

Екатерина Стриженова

Екатерина Стриженова Екатерина Владимировна Стриженова(урожденная Токмань) родилась 20 марта 1968 года. Со сценой она познакомилась очень рано, поскольку в детстве занималась в хореографическом ансамбле «Калинка». Телевидение для неё тоже быстро стало вторым домом. Уже в пятилетнем возрасте она снималась в детских программах. Поэтому абсолютно логично, что выпускница режиссерского факультета Московского института культуры активно искала себя в театре, кино и на телевидении. В 1984 году, в возрасте 16 лет первый раз снялась в кино (фильм «Лидер»). На съемках фильма познакомилась с актером Александром Стриженовым, за которого в 18 лет вышла замуж. Интересный факт – за неделю до свадьбы молодые люди тайно повенчались, что в те времена для комсомольцев было серьезным поступком. Стриженова многим запомнилась своей игрой в фильмах «Любовь-морковь», «Графиня де Монсоро», «От 180 и выше» и многих других. Воспитывают с мужем двоих дочерей – Анастасию и Александру. Начиная с 1997 года ведет программу «Доброе утро» на ОРТ, причем вначале дуэтом вместе с мужем. Играет на сцене Театра-студии актёра и театра Антона Чехова. Отучилась на отделении гештальт-терапии Института практической психологии.

постоянная ссылка

Вера Панова

Вера Панова Вера Панова, русская cоветская писательница, кинодраматург. Родилась 20 марта 1905 в Ростове-на-Дону. В раннем возрасте потеряв отца, Панова прожила трудное трудовое детство. Занималась самообразованием, с юности писала стихи. C 17 лет работала в редакции ростовской газеты «Трудовой Дон», затем в других ростовских изданиях. В 1940 Панова переехала в Ленинград, откуда после начала войны была эвакуирована в Пермь, где работала в газетах и на радио. Первую повесть написала в 1945 – «Семья Пирожковых» (в новой редакции 1959 – «Евдокия»). Во время войны Панова совершила в военно-санитарном поезде несколько рейсов к фронту, впечатления от которых послужили фактической основой повести «Спутники», увидевшей свет в 1946 (Государственная премия СССР, 1947). В 1947 выходит роман «Кружилиха» о людях крупного уральского завода военных лет, вызвавший оживленную дискуссию. В последующие годы Панова пишет ряд повестей и романов: «Ясный берег»(1949), «Сентиментальный роман» (1958), «Времена года» (1953). В 1955 повестью «Сережа» открывается цикл произведений Пановой о детях: «Валя», «Володя», «Мальчик и девочка» и др. В середине 1960-х обращается к жанру исторической повести. Сюжеты «Сказания об Ольге» и «Сказания о Феодосии» взяты из летописной истории Киевской Руси. В повести «Кто умирает» (1965) описан конец царствования Василия III. Цикл исторических повестей «Лики на заре» (1966). Особое место в творчестве Пановой занимает драматургия: «Метелица» (1957), «Проводы белых ночей» (1961), «Еще не вечер» (1965) и др. На основе авторских инсценировок и сценариев Пановой поставлены фильмы: «Сережа», «Евдокия», «Високосный год», «Поезд милосердия», «Рано утром», «Мальчик и девочка» и др. Умерла В.Панова 3 марта 1973 в Ленинграде.

постоянная ссылка

Виктор Гольдшмидт

Виктор Гольдшмидт Виктор Гольдшмидт родился 27 января 1888 года в Цюрихе (Швейцария). Его родители назвали своего сына в честь учителя отца, Виктора Майера. Семья Гольдшмидта переехала в Норвегию в 1901 году, когда глава семьи получил должность профессора химии в Кристиании (старое название Осло). Первая научная работа Гольдшмидта называлась «Контактовый метаморфизм в окрестностях Кристиании». В ней он впервые применил термодинамическое правило фаз к геологическим объектам. Серия его работ под названием «Геохимия элементов» считается началом геохимии. Работы Гольдшмидта о атомных и ионных радиусах оказали большое влияние на кристаллохимию. Он придумал геохимическую классификации элементов, предложил закон изоморфизма, названый его именем. Он выдвинул одну из первых теорий относительно состава и строения глубин Земли, причем предсказания Гольдшмидта подтвердились в наибольшей степени. Одним из первых рассчитал состав верхней континентальной коры. Во время немецкой оккупации Гольдшмидт был арестован, но незадолго до запланированной отправки в концентрационный лагерь был похищен Норвежским Сопротивлением, и переправлен в Швецию. Затем он перебрался в Англию, где жили его родственники. После войны он вернулся в Осло. Виктор Гольдшмидт умер в возрасте 59 лет 20 марта 1947 года в Осло. Его главный труд, «Геохимия», был отредактирован и издан посмертно в Англии в 1954 году.

постоянная ссылка

Лев Яшин

Лев Яшин Лев Иванович Яшин родился 22 октября 1929 года в семье московского рабочего. С детских лет Лев стоял в воротах – сначала дворовой команды, затем школьной, заводской. Его юность пришлась на тяжелое военное время. В 14 лет он уже работал на заводе под лозунгом «Все для фронта, все для победы». После службы в армии выступал за клубную молодежную команду московского «Динамо». Обладал прекрасной координацией движений и молниеносной реакцией. Умел предвидеть, как будет развиваться атака, и умел выбрать выгодную позицию. Он рационализировал вратарскую технику, творил в воротах книжные чудеса – бьют в «девять» – берет, бьют в «шесть» – берет, бьют в пустые ворота, он уже бессилен, лежит на траве – все равно берет. Поединки с нападающими – один на один – он выигрывал все. За сборную страны выступал до 38 лет, провел 78 матчей, 14 сезонов подряд. Наибольшее число встреч за московское «Динамо» – 326. Статистики общественного пресс-центра московского «Динамо» к прощальному матчу Л. Яшина подсчитали все его игры. Их оказалось 812. "Памятник Льву Яшину у стадиона «Динамо» в Москве" По количеству выигранных медалей Яшин – рекордсмен среди советских футболистов. Олимпийский чемпион 1956 (Мельбурн). Четырежды входил в состав команды, заявленной для участия в чемпионате мира. Трижды играл в финалах чемпионатов мира. Яшин вошел в символическую сборную СССР за 50 лет. Был капитаном «Динамо», сборной СССР, сборной УЕФА, сборной ФИФА. Играл за сборную ФИФА в 1968, УЕФА (1964), в прощальных матчах англичанина Метьюза и турецкого вратаря Тургая. Трижды признавался лучшим вратарем сезона. В списках тридцати лучших футболистов страны первое место среди вратарей занимал с 1956 по 1968. Неоднократно входил в десятку лучших спортсменов СССР за год. Как лучший футболист Европы в 1963 году был награжден призом «Золотой мяч». Последний его прощальный, 813-й матч состоялся 27 мая 1971 года. В этот год он передал вратарскую эстафету. По окончании прощального матча Лев Иванович Яшин обратился к трибунам в Лужниках с короткой, нескладной речью. «Спасибо, народ». Он ушел в ранге национального героя. Яшин умер 20 марта 1990т года, на 61-м году жизни. На Аллее спортивной славы в Лужниках ему установлен памятник – как величайшему футболисту нашего времени. Его игра – это целая эпоха в развитии вратарского искусства.

постоянная ссылка

Александра Яблочкина

Александра Яблочкина Яблочкина Александра Александровна родилась 3(15) ноября 1866 года в Петербурге. Ее отец, дед, прадед и прапрадед были деятелями искусства. Впервые выступила на сцене в шестилетнем возрасте. Сценическим искусством занималась с Г. Н. Федотовой и с отцом Александром Александровичем Яблочкиным. В 1888 году дебютировала в Малом театре (в роли Софьи); работала в этом театре до конца жизни. Выступала вместе с великими мастерами русской сцены, искусство которых оказало огромное воздействие на формирование творчества актрисы. Воспринимая лучшие традиции реалистической школы, Яблочкина постоянно следовала им в своём искусстве. Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи, строгая этическая требовательность к себе и окружающим отличали Яблочкину как художника и человека. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, Яблочкина много выступала и в пьесах современных русских и западно-европейских драматургов. Первоначально играла роли молодых девушек и женщин, впоследствии перешла на амплуа пожилых женщин и старух. Яблочкина обладала тонким комедийным мастерством, грацией, отточенностью жеста, движений, безукоризненно носила сценический костюм. Последний раз Яблочкина выступила на сцене в 1961 году в роли мисс Кроули («Ярмарка тщеславия» по Теккерею), в возрасте 95 лет! Много сил отдавала Яблочкина общественной деятельности. Ещё до революции на протяжении ряда лет она избиралась председателем «корпораций артистов Малого театра», настойчиво отстаивала интересы актёров. В 1915 году, после смерти основательницы Русского театрального общества Марии Гавриловны Савиной, возглавила его и была его бессменным председателем до конца жизни. Воспоминания Яблочкиной переиздавались несколько раз. Александра Александровна Яблочкина ушла из жизни 20 марта 1964, не дожив всего двух лет до своего столетия.

постоянная ссылка

Аполлон Майков

Аполлон Майков Аполлон Николаевич Майков – русский поэт послепушкинского периода. Ему принадлежат антологическая поэзия, лирика, посвящённая искусству, истории, природе. Написал несколько поэм: «Две судьбы», «Клермонтский собой», «Машенька» и другие. Аполлон Майков родился 23 мая (4 июня) 1821 года, начал писать стихи с пятнадцати лет. В 1837 году Аполлон поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, мечтал о карьере живописца, но по причине плохого зрения и достигнутых успехов на литературном поприще, решил посвятить себя поэзии. В 1842 году Майков путешествовал по Европе – был в Италии, Франции, посещал лекции в Сорбонне, близко сошёлся с Ганкою в Праге. Путешествие благотворно сказалось на творчестве поэта, были созданы «Очерки Рима» (1847), а также написана кандидатская диссертация о древнеславянском праве. Майков служил в министерстве финансов, затем в библиотеке Румянцевского музей, после был председателем комитета иностранной цензуры. Поэзия Майкова характеризуется созерцательным настроением, чёткостью рисунка, ясностью форм. Самые знаменитые стихотворения: «Сон», «Воспоминание», «Эхо и молчание», «Поэзия», «Барельеф». В забытой тетради забытое слово! Я всё прожитое в нем вижу опять; Но странно, неловко и мило мне снова Во образе прежнем себя узнавать... Так путник приходит чрез многие годы Под кровли отеческой мирные своды. Забор его дома травою оброс, И привязи псов у крыльца позабыты; Крапива в саду прорастает меж роз, И ласточек гнезда над окнами свиты; Но всё в тишине ему кажется вкруг - Что жив еще встарь обитавший здесь дух. Аполлон Майков скончался 8 (20) марта 1897 года.

постоянная ссылка

Мариэтта Шагинян

Мариэтта Шагинян Мариэтта Шагинян, русская писательница, прозаик. Родилась 21 марта (2 апреля) 1888 в Москве в семье врача. Получила прекрасное домашнее образование, училась в частном пансионе, затем – в гимназии Ржевской. В 1912 году окончила историко-философский факультет Высших женских курсов. В том же году побывала в Санкт-Петербурге, познакомилась и сблизилась с Гиппиус и Мережковским. В 1913 Шагинян издает книгу «Orientalia», которая принесла ей известность. Большую роль в формировании писательницы сыграло ее сотрудничество в газетах «Приазовский край», «Кавказское слово», «Баку», где она регулярно выступала как профессиональный журналист, освещая события литературной и художественной жизни страны. В 1915-1918 годах жила в Ростове-на-Дону, преподавала в местной консерватории эстетику и историю искусств. Шагинян с энтузиазмом приняла Октябрьскую революцию, которая дала ей новые темы для творчества. В 1922 – 23 появляется повесть «Перемена», затем – «Приключение дамы из общества». В 1923 – 1925 публикует под псевдонимом серию агитационно-приключенческих повестей «Месс-Мэнд», имевшую большой успех. В 1928 публикует своеобразное литературное произведение – «роман-комплекс» «Кик», объединивший разные жанры – «от поэмы до доклада». В 1930-х гг. окончила Плановую академию Госплана (изучала минералогию, прядильно-ткацкое дело, энергетику), работала лектором, инструктором ткацкого дела, статистиком, историографом на ленинградских фабриках. В 1930 – 1931 пишет роман «Гидроцентраль», явившийся результатом проведенных ею лет на строительстве Дзорагэс. Годы Великой Отечественной войны провела на Урале корреспондентом газеты «Правда». Многие годы Шагинян работала в жанре очерка: «Зангезурская медь» (1927), «Советское Закавказье» (1931), «Путешествие по Советской Армении» (1950), «Зарубежные письма» (1964) и многие другие. Особое место в творчестве Шагинян занимают книги на ленинскую тему: романы-хроники «Семья Ульяновых» (1938; переработанные в 1957), «Первая Всероссийская» (1965). Умерла 20 марта 1982 года в возрасте 94 лет в Москве.

постоянная ссылка

Иван Шишкин

Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин, один из крупнейших мастеров реалистической пейзажной живописи, родился (13) 25 января 1832 года в провинциальном городе Елабуге в небогатой купеческой семье. В 1844 году отец отдал мальчика в казанскую гимназию, там будущий художник нашел себе несколько товарищей, с которыми «мог рисовать и рассуждать» об искусстве. "Вид в окрестностях Петербурга" В 1852 году Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния, где получает хорошую подготовку. В 1856-1860 годах он продолжает обучение в Петербургской Академии художеств. Успехи молодого художника отмечены золотыми и серебряными медалями. Стремление к «верности, сходству, портретности изображаемой природы» проявляется уже в ранней работе «Вид в окрестностях Петербурга» (1856, Государственный Русский музей). "Утро в сосновом бору" В 1858-1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья. В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку. За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления. Оживился Шишкин лишь в Праге. Он восхищается рисунками «славянских типов» Йозефа Манеса, в 1863 году в Цюрихе он знакомится с техникой офорта. Вскоре он начинает работать в лесу близ Дюссельдорфа. Исполненные пером рисунки привлекли внимание многочисленных ценителей искусства. В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865, Государственный Русский музей) получает звание академика. "Корабельная роща" Далее он пишет немало картин с видами национальных пейзажей. «Рубка леса», «При закате», «Полдень в окрестностях Москвы», «Сосновый бор» и «В лесной глуши» – за последнюю в 1873 году получает звание профессора. Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественной композицией «Корабельная роща» (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства. (8) 20 марта 1898 года художник умер. Его картины и сегодня пользуются заслуженным успехом и вниманием.

постоянная ссылка

Опубликован роман Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома»

Опубликован роман Гарриет Бичер Стоу «Хижина дяди Тома» В конце 19 века роман «Хижина дяди Тома» о рабах в южноамериканских штатах стал бестселлером своего времени, вторым после Библии и приобрел мировую известность. Он был написан в период, когда борьба против рабовладения в Америке стояла в центре общественного внимания. Неудивительно, что книга произвела фурор. В биографии писательницы Гарриет Бичер Стоу ее сын говорит, что идея написать «Хижину дяди Тома» пришла Гарриет на собрании в церкви. «Вдруг, словно разворачивающееся полотно, перед ее мысленным взором возникла сцена смерти дяди Тома. Она была так потрясена, что едва сдержала рыданья. Придя домой, она немедленно взяла ручку и бумагу и записала видение, которое ворвалось в ее душу, как будто было принесено мощным ветром». Автора побуждало стремление представить это явление в живой драматической действительности. Достоверно и ярко Гарриет изображает жизнь чернокожих рабов, показывает тоску и отчаяние, разрывающие сердца, сцены страшных общественных отношений, когда по чужой воле рушатся тысячи невольничьих семей. За несколько лет роман Гарриет Бичер Стоу выдержал сотни изданий и множество переводов. На русском языке роман впервые был напечатан в 1857 году, и был выпущен в качестве приложения к некрасовскому «Современнику».

постоянная ссылка

Начались испытания самой большой в мире радиовещательной станции имени Коминтерна

Начались испытания самой большой в мире радиовещательной станции имени Коминтерна Решение о сооружении новой длинноволновой радиовещательной станции было принято в начале 1930-х годов с целью обеспечения надежного приема московских радиовещательных программ. К тому же все большую территорию страны требовалось охватить радиовещанием. Проект радиовещательной станции был разработан группой специалистов под руководством Александра Львовича Минца. Мощность станции Коминтерна – 500 кВт, в то время самая крупная станция США того времени имела мощность лишь 50 кВт, а Европы – 120 кВт. Чтобы получить столь большую мощность, ученый предложил выходной каскад станции выполнить из нескольких параллельно работающих 100-кВт блоков. На тот момент эта радиостанция являлась крупнейшей в мире. При проектировании радиостанции следовало так «распорядиться» энергией радиоволн, чтобы большая ее часть распространялась на запад и на восток, в меньшая – на север и юг, поскольку, если взглянуть на карту европейской и азиатской частей бывшего Советского Союза, то видно, что они образуют фигуру, похожую на овал. Сам же Минц утверждал, что станция имени Коминтерна – лучшая работа в его жизни. Проект был проработан основательно. Были не только произведены все необходимые расчеты, но и построена модель антенны в масштабе 1:8, а также проведены ее испытания на берегу так называемой Маркизовой лужи (это – восточная часть Финского залива). Новые идеи, вложенные Александром Минцем в проект передатчика и антенны, до сих пор сохраняют свою актуальность и делают эту станцию образцовой.

постоянная ссылка

Борис Ельцин объявил о введении в стране «особого режима управления»

Борис Ельцин объявил о введении в стране «особого режима управления» 20 марта 1993 г. Борис Ельцин объявил, что подписал Указ о введении в стране «особого режима управления» и приостановке действия Конституции до преодоления кризиса власти. Само упоминание об этом документе было связано с политическим кризисом в стране. Сложилась ситуация, в которой друг другу противостояли влиятельные силы: с одной стороны – Президент России Б. Н. Ельцин, правительство страны, и региональные руководители, с другой – Верховный Совет и Съезд народных депутатов, а также вице-президент России А. В. Руцкой. Текст Указа «О деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти» был опубликован 29 марта. Данным Указом Ельцин назначил на 25 апреля 1993 года голосование о доверии Президенту Российской Федерации – Всероссийский референдум, большинство участников которого высказались в поддержку главы государства.

постоянная ссылка

Овидий

Овидий Овидий родился в г.Сульмон в Апеннинах (ныне Сульмона, примерно 140 км к востоку от Рима), в богатой провинциальной семье. Овидий с братом, который был на год старше, вместе учились в Риме. Смерть брата, постигшая его в возрасте двадцати лет, произвела на Овидия сильнейшее впечатление. Овидий проявил незаурядные способности в области риторики и занялся было политикой, однако страсть к стихам одержала верх, и вскоре Овидий стал членом кружка аристократа Марка Валерия Мессалы. Вергилия ему довелось увидеть лишь однажды, он присутствовал на чтении Горацием его стихов, был знаком с Проперцием и Тибуллом и многими другими поэтами. Завершив свое образование в Афинах, Овидий совершил путешествие по восточному Средиземноморью, в котором его сопровождал поэт Эмилий Макр, а затем, проведя несколько месяцев на Сицилии, вернулся в Рим, где вошел в высокосветское общество. Два первых брака Овидия закончились разводом (вероятно, во втором у него родилась дочь), третий не смогло разрушить даже изгнание. В 8 н.э. император Август внезапно отправил поэта в ссылку в Томы (совр. Констанца). Для изгнания было две причины – «оскорбление и ошибка». Оскорбление, несомненно, следует усматривать в аморальном легкомыслии написанной Овидием поэмы Искусство любви (Ars amatoria). Эта тщательно отделанная безделка появилась примерно восемью годами ранее, что по несчастью совпало со скандалом, разразившимся из-за супружеской неверности дочери императора Юлии. Однако гнев Августа (который уже давно вел борьбу с распущенностью) разразился лишь теперь, когда в подобную историю оказалась вовлечена дочь Юлии, Юлия Младшая. В чем состояла «ошибка» поэта, остается загадкой. Здесь Овидий ограничивается лишь намеком. Он случайно оказался свидетелем чего-то недозволенного (и, вероятно, об этом не донес). Одни исследователи (их большинство) полагают, что Овидий играл роль доверенного лица в любовной связи Юлии, другие считают, что он был в курсе династических интриг с целью лишить Тиберия, сына императрицы Ливии от предыдущего брака, прав престолонаследника. Овидий находился на острове Эльба, когда обрушилась беда. Если какой-то суд и имел место, то проводился он в тайне. Имущество поэта не было конфисковано, и его горячо любимая супруга против воли осталась в Риме, чтобы хлопотать о помиловании. Вера в преданность жены и постепенно угасавшие надежды на императорскую милость служили Овидию единственным утешением в Томах, захудалом укреплении, основанном греками на рубежах варварского мира. После смерти Августа, последовавшей в 14, надежды Овидия вновь ненадолго ожили, однако никакого отклика у преемника императора, Тиберия, к племяннику и приемному сыну которого Германику он обращался с ходатайством, поэт не нашел. Намереваясь посвятить последнему свои Фасты, Овидий даже принялся приводить поэму в порядок. Под конец жизни Овидий смирился с судьбой. Любовная поэзия. За исключением Метаморфоз и Галиевтики (фрагментарный и, возможно, подложный трактат о морском рыболовстве), написанных гекзаметром, все остальные произведения Овидия сложены элегическим дистихом, представляющим собой чередование строки гекзаметра и пентаметра. Эти стихи изящны и даже блестящи, хотя в целом производят несколько монотонное впечатление. Данный размер великолепно подходит как для шуток, так и для любовных переживаний, способен он и к передаче риторически форсированных чувств. Любовные элегии (Amores) первоначально вышли в пяти книгах, но ок. 1 до н.э. Овидий переиздал их в трех книгах, и именно в этом виде они дошли до нас. Основная часть этих стихотворений посвящена любви. В соответствии с римской традицией, эти стихи развивают или варьируют сюжетные ходы новой греческой комедии и ее латинских продолжателей (Плавта, Теренция и др.). Большинство исследователей полагают, что Коринна – вымышленный персонаж. Героини (Heroides) представляют собой жалобы мифических героинь на покинувших их или изменивших им возлюбленных. Здесь обнаруживаются черты сходства с некоторыми монологами греческой трагедии, а также влияние римских риторических школ. Изобретательность в игре оттенками и аллюзиями, по-видимому, ценилась римской аудиторией. Первые пятнадцать стихотворений Героинь появились к 1 до н.э. Стилистические особенности последних шести указывают на их более позднее происхождение. Эти последние шесть элегий соединены попарно: ответ героини приложен к посланию героя. Они нисколько не уступают более ранним посланиям, а возникающие внутри пары коллизии делают их еще интереснее. Средства для ухода за женским лицом (Medicamina faciei femineae), стихотворный учебник косметики, вероятно, задумывался писавшим о любви автором как пародия на распространившийся в ту пору жанр поэтических трактатов на любую тему. Вскоре за Героинями была создана поэма Искусство любви (Ars amatoria) в трех песнях. Поэма представляет собой настоящую комедию нравов в форме составленного Учителем любви руководства по ухаживанию, где рассказано о том, как отыскать любовницу и как ее удержать, а также даются аналогичные советы девушкам. Поскольку здесь имелись в виду исключительно дамы полусвета, впоследствии Овидий мог ссылаться на то формально оправдывающее его обстоятельство, что он отнюдь не поощрял супружеской неверности. Искусство любви с дополняющим его Лекарством от любви (Remedia amoris) является самым блестящим, а также наиболее прославленным в Новое время творением Овидия. Метаморфозы и Фасты. Шедевром Овидия стала поэма Метаморфозы, написанная гекзаметром, традиционным размером эпической поэзии. В 15 песнях Метаморфоз (Metamorphoses) повествуется о различного рода мифических превращениях, начиная с создания мира из хаоса и вплоть до апофеоза Юлия Цезаря, душа которого, согласно распространенному поверью, переселилась в комету, появление которой совпало с погребальными играми в его честь. Поскольку метаморфозы так или иначе входят в большинство греческих мифов, поэма превратилась в свод греческой мифологии, а в последней своей трети она излагает греческие и римские исторические легенды. В самом начале автор обещает соблюдать хронологический порядок и по мере возможности держит слово. Отдельные истории соединяются друг с другом хитроумными переходами, т.ч. складывается образ единого мира фантазии, подчиненного собственной логике воображения. Сознавая, что однообразия следует избегать любой ценой, Овидий свободно меняет интонацию и способ изложения. Мы встречаемся здесь с романтикой и фарсом, величием и ужасом, приподнятостью чувств и жутью, риторическими пассажами и полемикой, интересом к старине и патриотизмом. До своего изгнания Овидий завершил Метаморфозы, но не успел их отредактировать. Он написал также поэму Фасты (Fasti) в 6 песнях, посвященную римским древностям и легендам, связанным с датами римского календаря (поэма охватывает месяцы с января по июнь), который незадолго до этого был реформирован Юлием Цезарем и с пояснениями выставлен во многих местах. Возможно, важность Фастов как источника по римским религиозным обычаям преувеличивается, поскольку эти сведения в основном содержатся и в других источниках, однако нет сомнения в том, что под поэтическим пером этот довольно-таки сухой предмет становится живым и привлекательным. Фасты, как и Метаморфозы, в значительной степени проникнуты духом александрийского ученого и поэта 3 в. до н.э. Каллимаха. Произведения, написанные в ссылке. В изгнании Овидий написал Скорбные элегии (Tristia) и Письма с Понта (Ex Ponto libri).Он рисует подробную и живую картину своих бед, но лишь краешком глаза позволяет нам взглянуть на жизнь и обычаи обитателей этой пограничной крепости. Эти книги написаны главным образом для того, чтобы напомнить о судьбе их автора и вызвать к нему общее сочувствие, что могло бы способствовать его возвращению. Поэтому в Скорбных элегиях и Письмах с Понта постоянно варьируется одна и та же тема, куда подчас вплетается лесть императору. Вторая книга Скорбных элегий не столь подобострастна: вся она является длинной апологией, более проникновенной, чем ловкой, тех поступков, которые могли послужить причиной изгнания. Поэма Ибис (Ibis) – поношение какого-то недруга поэта в Риме. Кто это, столь же неясно, как и в случае Коринны. Первую часть проклятия отличает красноречие, вторая уснащена сложными мифологическими аллюзиями. Среди утраченных произведений наиболее примечательна трагедия Медея, которую превозносили Квинтилиан и Тацит. Мало кто из поэтов сравнится с Овидием по влиянию на потомков. Мода на Овидия впервые возникла в ходе Возрождения 11–12 вв., в эпоху, которую окрестили Aetas Ovidiana («веком Овидия»). Поэты, выходившие из школ при соборах, подражали Овидию и в придворных поэмах, посвященных прекрасным дамам, и в поэтических посланиях друзьям, но также и в стихотворных переложениях Библии. К примеру, он был любимым поэтом плодовитого Бальдерика (1046–1130), настоятеля Бургульского монастыря, а также бродячих студентов и менестрелей 12 в. Кое-кто прибегал к хитроумнейшим ходам, чтобы навязать Овидию высоконравственные цели, и благодатным полем для столь близких Средневековью аллегорических истолкований оказались прежде всего Метаморфозы. Однако подчас воодушевление заходило слишком далеко, и в числе еретиков, восходивших в Париже на костер, были и такие, кто утверждал, что «Господь вещал через Овидия точно так же, как и через Августина». Лишь на Вергилия Данте ссылается чаще, чем на Овидия, и он же – самый упоминаемый автор у Чосера, имевшего рукопись Метаморфоз, которые были незаменимым источником сведений по мифологии до тех пор, пока Боккаччо и другие авторы не составили компиляции по мифологии. В эпоху Возрождения Овидий вновь вошел в моду. Петрарка и Боккаччо просто напоены им, так же как и Монтень, и поэты Плеяды во Франции, и великие писатели Испании и Португалии. Шекспир, знакомый с Метаморфозами по стихотворному английскому переводу Артура Голдинга, много заимствовал отсюда, в частности излагая историю Пирама и Фисбы, вставленную в Сон в летнюю ночь, и сочиняя заклинания Просперо в Буре. Самодостаточный элегический дистих Овидия повлиял на завершенное А.Попом развитие английского героического дистиха, в первую очередь, быть может, благодаря сделанному Кристофером Марло точному, строка в строку, переводу Любовных элегий (1597). Мильтон также многим обязан Овидию, в особенности в своих описаниях (ср. Нарцисс в Метаморфозах III 413–436 и Ева в Потерянном Рае IV 457–469). После Мильтона и Мольера, после перевода Метаморфоз, вышедшего в 1717 (Драйден и др.), интерес к Овидию начал угасать. Романы доставляли читателю более занимательные сюжеты, по вопросам мифологии куда легче было обратиться к справочнику, и даже в области эротики появились более возбуждающие сочинения. Пуритане осуждали Овидия за безнравственность, романтикам не нравилась его жизненная позиция. Овидий уступил место Вергилию, потом на смену латинским авторам пришли греческие, и, наконец, предпочтение было отдано современной литературе.

постоянная ссылка

День весеннего равноденствия в Японии

День весеннего равноденствия в Японии «Осенний Хиган похож на весенний Хиган» – говорят в Японии в День весеннего равноденствия. Многолетние наблюдения за природой подсказывают, что с этого дня весна наконец-то необратимо берет законные бразды правления: день становится длиннее, ночь короче, холода отступают, и постепенно наступает пора солнечной весны. Все в природе оживает в полную противоположность дням осеннего Хигана, которые приходятся на День осеннего равноденствия. Такая математическая точность и в то же время гармония в природе и стали поводом для образного выражения «осенний Хиган похож на весенний Хиган». День весеннего равноденствия – первый весенний праздник в Японии, который, что удивительно, японцы связывают отнюдь не с уникальным астрономическим явлением, а с уходящим в глубины истории буддийским обрядовым праздником Хиган. Но сначала поговорим о Дне весеннего равноденствия, как этот день и обозначен в японском календаре. Законодательно день для празднования был установлен в 1948 году. Точную дату дня весеннего равноденствия для следующего года определяет Национальная обсерватория 1 февраля текущего года, производя соответствующие небесные измерения и расчеты. Согласно «Закону о национальных праздниках» в День весеннего равноденствия вложен и соответствующий «природный» смысл: «Превозносить природу, лелеять живые существа». У праздника Хиган, обычаи которого наполняют жизнь японцев в эти весенние дни, неизмеримо более длинная история. Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег» или же «тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души». Дни весеннего Хигана начинаются с 17 марта, включают День весеннего равноденствия и три дня после Дня весеннего равноденствия. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков. Предварительно убрав семейную усыпальницу, омыв каменную плиту и поставив свежие цветы, японцы заказывают молитвы и исполняют другие ритуальные почести. Многое из буддийского понятия Хиган приобрело в Японии особый смысл, но традиция вспоминать предков остается для японцев святой на протяжении многих веков. В дни Хигана особое отношение уделяется еде. Ритуальные кушанья готовятся исключительно вегетарианские – напоминание о буддийском запрете убивать живое существо и употреблять мясо убитого. Меню составляется из бобов, овощей, грибов, корнеплодов, бульоны также готовятся на растительной основе. На столе обязательно присутствуют и праздничные «инари-суси», начиненные смесью вареного риса с морковью, грибами и фасолью. Традиционные сладости весеннего Хигана – «бота-моти». Небольшие рисовые колобки (размером примерно с куриное яйцо), покрытые пастой из красных бобов, сваренной с сахаром, раскупаются в эти дни особенно охотно. Многие действующие буддийские храмы на протяжении веков хранят особые рецепты приготовления бота-моти и только в дни весеннего Хигана выпускают небольшую партию на продажу всем желающим. Хорошо зная традиции, Японцы «охотятся» и выстаивают очереди за изысканным вкусом и необычной свежестью любимого лакомства. Невозможно не сказать, что по окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон роскошного и неописуемо красивого цветения сакуры. Еще неделя – и бело-розовую волну цветущей сакуры уже невозможно будет остановить. И японцы от мала до велика, и живущие в Японии иностранцы, и туристы, приезжающие со всего мира взглянуть на незабываемую картину, будут шумно праздновать весну.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет