Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 16 марта
 
Календарь событий

Пурим

Пурим Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса), получивший название от слова «пур», что означает «жребий». С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13 адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? Дело было так... Перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай, родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся только перед Б-гом. Пошел тогда Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я, дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников. Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем, поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило и не знал он, что его жена-красавица Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице, было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя. Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в дворцовые книги. В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался Мордехая повесить 13 адара. Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись, застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве, на котором советник собирался повесить Мордехая. Но царский указ не мог быть отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто выступил против евреев. С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления, карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи (уши Амана). Хотя к вину в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана» от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками (на картинке - именно они и сам «Мегилат Эстер»). В городах, которые во время событий, описанных в «Свитке Эстер», были окружены крепостной стеной, как тогдашняя столица Персии город Шушан, Пурим празднуется на следующий день, 14 адара, и называется Шошан-Пурим. В високосный год по еврейскому календарю (семь раз за каждые 19 лет) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется Пурим-катан (малый Пурим).

постоянная ссылка

День образования подразделений экономической безопасности в системе МВД России

День образования подразделений экономической безопасности в системе МВД России Российские борцы с экономической преступностью отмечают сегодня свой профессиональный праздник - День образования подразделений экономической безопасности в системе МВД. Предшественником этой службы был знаменитый отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией (ОБХСС), созданный 16 марта 1937 года в составе Главного управления милиции Народного комиссариата внутренних дел СССР. В принятом положении об ОБХСС, в частности, говорилось, что он создается для «обеспечения борьбы с хищениями социалистической собственности в организациях и учреждениях государственной торговли, а также для борьбы со спекуляцией». В феврале 1992 года в составе МВД России было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), которое спустя пять лет было переименовано в ГУБЭП. В июне 2001 года оно вошло в состав Службы криминальной милиции МВД России, а через два года в структуре министерства начала действовать Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. В результате административной реформы она стала Департаментом экономической безопасности.

постоянная ссылка

Праздник дракона в Китае

Праздник дракона в Китае Драконы занимают центральное место в китайской мифологии. В отличие от европейских драконов, изображаемых обычно злыми и кровожадными, китайский дракон был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. В честь этого главного мифологического существа ежегодно в китайском городе Вэйфань проходит Международный фестиваль воздушных змеев, в котором принимают участие более 1000 человек из более чем 30 стран мира. Змеями эти сооружения называются чисто условно, на самом деле у них тысяча форм, размеров и расцветок, и змеи - лишь небольшая их часть. Программа фестиваля предусматривает международный конкурс и чемпионат Китая по бумажным змеям, посещение Музея бумажных змеев, демонстрацию изготовления змеев китайскими мастерами. "Драконы занимают центральное место в китайской мифологии"

постоянная ссылка

День республиканской гвардии Казахстана

День республиканской гвардии Казахстана Республиканская гвардия Казахстана - молодой, но достойный конкурент знаменитых воздушно-десантных войск или морской пехоты. Созданная указом Президента от 16 марта 1992 года как отдельное воинское формирование и резерв Вооруженных сил, Республиканская гвардия сегодня по праву считается элитным подразделением, лучшей и наиболее престижной структурой в действующей армии. Гвардейцы выполняют особые задачи: обеспечение безопасности Главы государства и высших органов власти, участие в церемониальных ритуалах, несение почетного караула у эталонов государственных флага и герба, охрана особо важных государственных объектов, а в случае чрезвычайного положения призваны участвовать в мероприятиях, установленных соответствующим законом. Ее недаром называют визитной карточкой страны, ведь гвардейцы выполняют весьма специфичные задачи. Помимо обеспечения безопасности Главы государства и высших органов власти, участия в церемониальных ритуалах, они несут почетный караул у эталонов государственных флага и герба, охраняют особо важные государственные объекты, а в случае чрезвычайного положения призваны участвовать в мероприятиях, установленных соответствующим законом. Все это предопределяет и повышенные требования к военнослужащим. Одного желания и физического здоровья для службы здесь будет маловато. Поэтому кандидатов в Республиканскую гвардию начинают отбирать задолго до начала призыва. Отсев идет жесткий. Среди обязательных требований - рост не ниже 178 сантиметров (а в церемониальном подразделении - и того больше), среднее образование и, само собой, отсутствие прегрешений перед законом. Семья призывника должна быть полной. У военнослужащих почетного караула четыре вида обмундирования - одежда на все случаи жизни. Дизайнерам пришлось немало потрудиться, чтобы создать форму, в которой без излишеств присутствуют национальные элементы. Для особо торжественных случаев - форма цвета морской волны. Офицеры на таких мероприятиях щеголяют в белых кителях. Есть еще общевойсковая парадная, повседневная и полевая формы. Техническое обеспечение гвардейцев тоже на высоте, но признают лучшим оружие советского образца, потому и держат только его. Неотъемлемые детали роты почетного караула - карабин Симонова образца 1943 года, шашка и кортик. А в качестве обычного вооружения - автомат Калашникова.

постоянная ссылка

Увидел свет роман Гюго «Собор Парижской Богоматери»

Увидел свет роман Гюго «Собор Парижской Богоматери» В Париже вышел в свет первый роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». В этом произведении автор воскресил бурную жизнь французской столицы XV века. События романа развиваются в Париже XV века на фоне собора Нотр-Дам да Пари, который является как бы действующим лицом романа. Над своей книгой Гюго работал с 25 июля 1830 года по 14 января 1831, с перерывом в несколько месяцев, совпавшим с разразившейся в Париже революции. По мнению критиков «Собор Парижской Богоматери» и архаичен, и современен. Чтение этого романа в отрочестве, в молодости, в зрелом возрасте – всегда откровение. В 1978 году Робер Оссеин по этому роману поставил одноименный мюзикл, четверть века спустя перенесенный на сцену Московского театра оперетты.

постоянная ссылка

В России пущена первая мартеновская печь

В России пущена первая мартеновская печь На нижегородском Сормовском заводе была пущена первая в России мартеновская печь. Эта печь, названная по имени своего изобретателя, французского металлурга Пьера Мартена, прославила металл этой марки как лучший в стране. Мартеновская печь была поставлена на заводе, выросшем из «Фабрики буксирного и завозного судоходства», его единоличным владельцем, сыном греческого купца, принявшего российское подданство, Дмитрием Егоровичем Бенардаки. Бенардаки, на свой страх и риск, оказался не только спонсором, но и прекрасным топ-менеджером собственного проекта. Свою небольшую фабрику он превратил в легенду русской металлургической промышленности.

постоянная ссылка

Роберт Годдард первым в мире запустил ракету на жидком топливе

Роберт Годдард первым в мире запустил ракету на жидком топливе Близ городка Оберн, уроженец штата Массачусетс, американский инженер-физик, пионер ракетостроения Роберт Годдард первым в мире запустил ракету на жидком топливе. Вдохновленный произведением Герберта Уэллса «Война миров», Годдард посвятил большую часть своей профессиональной жизни разработке математических теорий ракетного топлива и теоретическому обоснованию того, что ракетный двигатель может развивать тягу, которой будет достаточно для совершения полета в космос. В своем дневнике Годдард по этому случаю записал: «Когда она взлетела без какого-либо значительного шума и пламени, это показалось волшебством, как будто она сказала: «Я простояла здесь достаточно долго и, если вы не возражаете, я отправлюсь куда-нибудь в другое место». Ракета, весившая чуть меньше 5 килограмм вместе с топливом, которое представляло собой жидкий кислород смешанный с бензином, поднялась на высоту двенадцати с половиной метров и за две с половиной секунды, прошедшие до сгорания нижней половины сопла, пролетела по горизонтали 56 метров. Но этот непродолжительный полет стал первым гигантским шагом в ракетостроении.

постоянная ссылка

Николай Языков

Николай Языков Николай Михайлович Языков родился 4 (16) марта 1803 года в семье богатого помещика Симбирской губернии. Полученное домашнее образование позволило ему поступить в кадетский корпус, который он окончил успешно и продолжил образование в Институте инженеров путей сообщения в Петербурге. Будучи студентом, он писал много стихов. В 1822-1829 годах Языков занимался на философском факультете Дерптского университета, где он учил немецкий язык, историю, политэкономию. Бывая в Санкт-Петербурге, он познакомился с поэтами – Дельвигом, Рылеевым, Пушкиным. По приглашению Пушкина он летом 1926 года побывал в Михайловском, где написал одни из лучших своих стихов «Вечер» и «Тригорское». Певец Руслана и Людмилы! Была счастливая пора, Когда так веселы, так милы Неслися наши вечера Там на горе, под мирным кровом Старейшин сада вековых, На дерне свежем и шелковом, В виду окрестностей живых; Или в тиши благословенной Жилища граций, где цветут Каменами хранимый труд И ум, изящно просвещенный; В часы, как сладостные там Дары Эвтерпы нас пленяли, Как персты легкие мелькали По очарованным ладам,- С них звуки стройно подымались, И в трелях чистых и густых Они свивались, развивались - И сердце чувствовало их! Свои стихи Николай Языков публикует в журналах и газетах. О нем говорят как о самобытном поэте, выражающем взгляды передовой молодежи. Его студенческие песни становятся очень популярны «Чинов мы ищем не ползком», «Сердца – на жертвенник свободы», «Наш ум – не раб чужих умов». В 1829 году Языков вынужден переехать в Москву, где он входит в круг известных литераторов. После разгрома декабристов изменилась тональность его стихов, из них ушел боевой пафос. В 1831 году он поступил на службу в Межевую канцелярию, но уже в 1833 году вышел в отставку. В 1838 году в результате резкого ухудшения здоровья уехал лечиться за границу. Возвратился в 1843 году и жил в Москве, где вышли два его поэтических сборника (1844, 1845). Умер Николай Языков 26 декабря 1846 года (7 января 1847).

постоянная ссылка

Бернардо Бертолуччи

Бернардо Бертолуччи Бернардо Бертолуччи родился в Парме (Италия), 16 марта 1941 года в семье поэта Артилио Бертолуччи. Окончил философский факультет Римского университета. В двадцать лет Бернардо уже был признанным поэтом, в 1962 году вышла книга его стихотворений «В поисках загадки», но его увлек кинематограф. В 1961 году он получил работу помощника режиссёра и три года ассистировал знаменитому Пьеру Паоло Пазолини. В 1964 году Бертолуччи снял свой первый самостоятельный фильм «Перед революцией». В 1968 году он выпустил фильм «Партнёр» по мотивам повести Фёдора Михайловича Достоевского «Двойник». Особенный успех имел фильм «Конформист», выпущенный в 1971 году, который буквально сразу критики назвали шедевром кинематографа, а самым запоминающимся фильмом для зрителей и критиков стало «Последнее танго в Париже», вышедшее в 1973 году. Грандиознейшим фильмом режиссера стала кинолента «Двадцатый век», снятая в 1976 году. А самым титулованным фильмом – «Последний император», увидевший свет в 1987 году и получивший девять «Оскаров». Самыми заметными лентами Бертолуччи в конце XX и начале XXI века стали «Ускользающая красота», «Маленький Будда», «Осажденные» и «Мечтатели». Бернардо Бертолуччи по праву считается одним из лучших режиссёров мирового кинематографа.

постоянная ссылка

Александр Попов

Александр Попов Александр Степанович Попов родился 4 (16) марта 1859 года в поселке Турьинские Рудники, (ныне Краснотурьинск Свердловской области). После окончания в 1882 году физико-математического факультета Петербургского университета занимался научной деятельностью и преподавал физику и электротехнику в ряде технических училищ. В 1901 году стал профессором физики, а в 1905 году – директором Петербургского электротехнического института. Научные интересы Попова лежали в области электродинамики. Он поставил цель сконструировать беспроводную сигнализацию для использования на флоте на основе электромагнитных волн. На первом этапе Попов нашел чувствительный индикатор электромагнитных волн – им стал радиокондуктор Э. Бранли. На втором этапе эксперимента Попов создал непосредственно радиоприёмник. К весне 1895 года надёжный и чувствительный прибор был готов. На состоявшемся 25 апреля (7 мая) 1895 года заседании физического отделения Русского физико-химического общества Поповым был представлен научный доклад об изобретении беспроводной связи и продемонстрирована её работа. В память об этом событии с 1945 года 7 мая в России отмечается День радио. Совершенствуя передающий и принимающий аппараты, Попов добился дальности передачи сигналов в 150 км. Попов также изучал рентгеновские лучи и сделал первые в России рентгеновские снимки предметов и частей тела человека. Деятельность Попова была оценена современниками, он получил Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Скончался учёный 31 декабря 1905 года (13 января 1906 года) в Петербурге.

постоянная ссылка

Сюлли-Прюдом

Сюлли-Прюдом Сюлли-Прюдом родился 16 марта 1839 года в Париже. Он обучался классическим языкам в лицее Бонапарта. В 1856 году Прюдом получил звание бакалавра наук. Возможность всецело посвятить себя литературной деятельности выдалась Сюлли-Прюдому после издания его первого сборника стихов. Надо сказать, что этот сборник был встречен всеобщим одобрением. Прюдом был участником Франко-прусской войны и активным сторонником Дрейфуса. В 1881 году Прюдом был избран членом Французской академии, а в 1901 году ему была присуждена первая Нобелевская премия по литературе. Известие об этом вызвало неоднозначную реакцию – многие считали, что первая премия достанется более крупному таланту: чаще всего называлось имя Льва Толстого. Надо отметить, что в 1890-е годы поэт был достаточно популярен в России. Самое знаменитое стихотворение Прюдома «Разбитая ваза» («Не тронь ее, она разбита»). Кроме произведений художественных, Сюлли-Прюдому принадлежат три работы теоретического характера.

постоянная ссылка

Александр Беляев

Александр Беляев Александр Романович Беляев родился 4 (16) марта 1884 года в семье священника в Смоленске. В 1901 году окончил Смоленскую духовную семинарию. Но становиться священником он не хотел и поэтому поступил в Демидовский лицей в Ярославле. После смерти отца ему пришлось зарабатывать на жизнь рисованием, игрой на скрипке и частными уроками. Окончив лицей, он стал неплохим юристом, приобрел свою клиентуру. Его дела складывались удачно, он часто бывал за границей. Но в 1914 году он оставляет все и посвящает себя писательству. Когда ему было 35 лет, он тяжело заболел (туберкулез позвоночника) и шесть лет был прикован к постели, из них три года пролежал в гипсе. Но он сумел вылечиться и вернуться к полноценной жизни. Сначала он жил в Ялте, работал воспитателем, инспектором уголовного розыска, затем переехал в Москву и снова занялся юриспруденцией, продолжая писать. В 1920-е годы им были написаны такие известные романы как «Остров погибших кораблей» и «Человек-амфибия». В 1928 году он снова переехал, на этот раз в Ленинград, и уже полностью окунулся в литературную деятельность. Заинтересовавшись проблемами функционирования психики он пишет романы «Голова профессора Доуэля», «Властелин мира», «Человек, потерявший лицо». Всего Александр Беляев является автором более двадцати повестей и романов, нескольких десятков рассказов, множества эссе, очерков, рецензий, критических статей, пьес, публицистических произведений. Когда началась война, писатель отказался эвакуироваться из блокадного города и 6 января 1942 года умер. Местонахождение его могилы неизвестно.

постоянная ссылка

Владимир Комаров

Владимир Комаров Владимир Михайлович Комаров, летчик-космонавт СССР. Родился 16 марта 1927 в Москве. В 1945 закончил Московскую спецшколу ВВС и поступил в авиационную школу, а затем в Батайское военное авиационное училище летчиков имени А.К.Серова, которое закончил в 1949. Служил летчиком-истребителем в частях Военно-воздушных сил СССР на Северном Кавказе и Прикарпатье. В 1959 закончил Военно-воздушную академию имени Н.Е.Жуковского. В 1960 был зачислен в отряд космонавтов. Проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Восток» и «Восход». В августе 1962 был дублером командира корабля «Восток-4». Свой первый космический полёт Комаров совершил 12-13 октября 1964 на борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами Феоктистовым и Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только лётчик, но еще инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полёт без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. За успешное выполнение полёта Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручён орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». В сентябре 1965 он был включён в группу подготовки к полёту по программе «Союз». В августе 1966 было принято решение, что Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1». Его дублёром назначили Юрия Гагарина. Этот полёт 23-24 апреля 1967 оказался роковым: Владимир Комаров погиб при завершении программы полёта, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На большой скорости космический корабль врезался в землю. За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полёта, награждён второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно). Международный комитет по аэронавтике и космическим полётам отметил подвиг космонавта орденом «Роза ветров» с бриллиантами. Прах Владимира Комарова помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

постоянная ссылка

Джованни Перголези

Джованни Перголези Джованни Баттиста Перголези (настоящая фамилия – Драги) родился 4 января 1710 года в Йези (Анкона, Италия). Едва достигнув тринадцати лет, он поступил в неаполитанскую консерваторию, где учился игре на скрипке у Доменико Маттеи, по композиции у Гаэтано Греко, а когда последний умер, его заменил Франческо Дуранте. Будучи еще учеником консерватории, Перголези в 1731 году сочинил духовную драму под названием «Святой Вильгельм Аквитанский», исполненную с успехом в монастыре Санта Агнесса Маджоре. Посредственный успех следующих сценических опусов охладил интерес Перголези к театру – он на некоторое время перестал сочинять драматическую музыку и начал писать инструментальные вещи. В короткое время им было написано 33 трио для двух скрипок и баса, великолепная десятиголосная двуххорная Месса и Магнификат, давшие ему всемирную славу. Но жажда славы оперного композитора снова потянула Перголези к сочинению опер, и он написал для неаполитанской сцены оперу «Служанка-госпожа», текст которой был переведен на французский язык. Этим произведением он открыл двери итальянским операм на парижскую сцену и направил вкус французской публики на итальянскую музыку. «Служанка-госпожа» выдержала в Париже 190 представлений . Перголези был назначен регентом капеллы Санта Мария в Лорето. Еще больше успеха он имел в комических операх «Влюбленный монах» и «Маэстро музыки». Вскоре Перголези перешел опять к сочинению духовной музыки. Его «Stabat Mater» и «Salve Regina» принадлежат к числу знаменитейших произведений в сфере церковной музыки. Перголези был нервный и болезненный; на двадцать шестом году жизни он заболел чахоткой и принужден был уехать в Поццуоли, близ Неаполя, где и умер 16 марта 1736 года. Его почитатели горячо сожалели о столь ранней утрате, ценя несравненный талант композитора. Несколько лет подряд произведения Перголези не снимались с репертуара театров, а во всех церквах Италии исполнялась его духовная музыка.

постоянная ссылка

Тиберий

Тиберий Тиберий родился 16 ноября 42 года до нашей эры и был первым ребенком в семье Нерона Старшего, принадлежавшего к ветви древнего патрицианского рода Клавдиев. В молодые годы он много воевал на окраинах обширной империи. Впервые прославился тем что, командуя небольшой армией, заставил парфян вернуть орлов римских легионов, которых те ранее завоевали. Позднее, уже в должности претора, Тиберий воюет в Европе. После успехов в Трансальпийской Галлии он получает полномочия консула. Вернувшись в Рим, оказывается в центре политических интриг. Император Август вынуждает его развестись с женой и женит его на своей дочери. Однако брак оказывается неудачным. Вскоре Тиберий отправляется в добровольную ссылку в Родос. Позднее Август возвращает его в Рим. Тиберий получает титул трибуна и становится вторым человеком в Риме. После смерти Августа Тиберий становится императором. Он продолжает править, сохраняя традиции Августа. Укрепляется власть императора, но император держится в тени, внешние проявления роскоши и почести сохраняются за консулами в память о республиканских традициях. При Тиберии происходит оздоровление экономики, он сокращает многие расходы, в том числе и военные. Рим переходит от политики захвата новых земель к политике укрепления границ и развития провинций. Несмотря на скупость, Тиберий выделяет огромные суммы на восстановление пострадавших от землетрясений городов, строит много дорог. Борется с повышением налогов, ему принадлежит знаменитая фраза: «Я хочу, чтобы моих овец пастух стриг, а не сдирал с них шкуру». Однако политика Тиберия не нравилась знати, заговоры и покушения вынуждали его подолгу бывать вне стен Рима, на своей вилле в Мизене. В начале 37 года здоровье его начало быстро ухудшаться, и 16 марта 37 года он умирает на своей вилле в Мизене. Власть переходит к Калигуле.

постоянная ссылка

Уильям Бантинг

Уильям Бантинг Уильям Бантинг, изобретатель низкоуглеводной диеты. Родился в 1797 в Англии. Он сумел стать успешным предпринимателем, знал истинную цену денег и стремился к максимально грамотной жизни. Уильям осознал необходимость кардинальных изменений уже после шестидесяти лет, когда с ужасом осознал, что неприлично большое количество лишних килограммов чревато большими проблемами со здоровьем. Действительно, бизнесмен стал плохо спать, у него появилась отдышка и прочие расстройства. После некоторых размышлений Уильям Бантинг стал детально изучать положение вещей и в компании своего врача доктора Харви разработал особенную диету, которая позволила Уильяму в корне изменить собственную жизнь и внешность. Используя данный принцип питания, Уильям Бантинг стал активно сбрасывать вес, приводя в изумление окружающих, в особенности специалистов. Суть диеты заключалась в потреблении определенных продуктов, исключая сахар, крахмал, и жиры. В 1863-ем году Бантинг написал трактат о том, как лечить ожирение с помощью диеты. В этом документе Уильям подробно описал суть, принципы и правила собственного метода, в основе которого было потребление белковых продуктов, зелени, фруктов, сухого вина. Бантинг исключил из рациона желающего похудеть картофель, молоко, сахар, пиво, масло и прочие продукты, содержащие углеводы, крахмал, животные жиры. Уильям Бантинг создал поистине уникальный метод, который впоследствии стал чрезвычайно популярным и пользовался особенным спросом. Кроме того, метод лег в основу современных диет (в том числе знаменитой «Кремлевки»), которые в настоящее время применяются на практике. Естественно, кроме последователей Уильяма Бантинга было немало и недоброжелателей, которые порочили его диету, утверждали, что метод разрушает человеческое здоровье. Уильям Бантинг скончался 16 марта 1878, собственной жизнью оправдав продуктивность и эффективность метода. Его имя и сегодня чрезвычайно популярно.

постоянная ссылка

Александр Лодыгин

Александр Лодыгин Александр Николаевич Лодыгин родился 6 (18) октября 1847 года в селе Стенылино (ныне в Тамбовской области), в семье дворянина, и был отдан в кадетский корпус, а затем закончил Московское юнкерское училище. В 1870 году Александр переехал в Санкт-Петербург и, прослужив обязательный срок, вышел в отставку. Свою трудовую деятельность Лодыгин начал техником, свободное время посвящая разработке ламп накаливания. Этой темой он увлёкся, работая над построением летательного аппарата, для освещения которого такой источник света был наиболее пригоден. Он посещал лекции в Технологическом институте, изучал новейшие научные разработки в области прикладной физики и электричества. Работы по электрооборудованию летательного аппарата привели Лодыгина к изобретению в 1872 году лампы накаливания, где телом накала служил тонкий стержень из ретортного угля, помещенный под стеклянным колпаком. Уже через год Александр демонстрировал свое изобретение в различных учреждениях Петербурга. Но историческое значение имела установка освещения там его лампами Одесской улицы. В последующие годы Лодыгин проводил опыты электрического освещения кораблей, предприятий и пр., которые стали первым случаем публичного применения лампы накаливания. В 1874 году он получил в России привилегию на данное изобретение, которое также запатентовал в Австрии, Великобритании, Франции и Бельгии. Тогда же Петербургская Академия Наук присудила ему Ломоносовскую премию. В 1890-х годах Лодыгин работал на многих Петербургских заводах. Здесь он столкнулся с совершенно новыми вопросами, относившимися к металлургии. Под их влиянием Александр увлекся электроплавкой и начал работать над построением электрической печи, на которую в 1909 году получит патент. Петербургский электротехнический институт присвоил ему звание почётного инженера-электрика, а промышленная электротермия многим обязана Лодыгину как пионеру этой отрасли техники. В 1884 году Лодыгин уезжает за границу. Он работал во Франции и США, создавая новые лампы накаливания, изобретал электропечи, электромобили, строил заводы и метрополитен. В Париже организовал ламповую фирму «Лодыгин и де Лиль» (1894), в США построил и пустил в ход завод по электрохимическому получению вольфрама, хрома, титана (1906). Но главным образом имя Лодыгина связано с построением электрической лампы накаливания, хотя у нее нет одного-единственного изобретателя - история лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако именно он впервые превратил лампу из физического прибора в практическое средство освещения – в предмет широкого потребления. Умер Александр Николаевич Лодыгин 16 марта 1923 года в Бруклине (США).

постоянная ссылка

Яков Свердлов

Яков Свердлов Яков Свердлов, революционер, советский политический деятель. Родился 22 мая (3 июня) 1885 в Нижнем Новгороде, в многодетной семье ремесленника-гравера, владельца мастерской. Окончил начальное училище и поступил в гимназию. В 1900 из-за прогулов, плохих отметок, испорченных отношений с преподавателями ушел из гимназии, став учеником аптекаря. Был близок с социал-демократами еще с гимназической скамьи. В 1901 вступил в РСДРП. Во 1902 стал профессиональным революционером: распространял нелегальную литературу, собирал средства на нужды партии, организовал подпольную типографию. После II съезда партии – большевик. Во время революции 1905 – 1907 был одним из руководителей Екатеринбургского и Уральского областных комитетов РСДРП. Неоднократно подвергался арестам и ссылкам. В тюрьме имел условия для занятий самообразованием и подготовки побегов. После очередного побега в 1912 добрался до Петербурга, был кооптирован в ЦК партии, стал членом редакции «Правды». В 1913 был выдан провокатором Р.В. Малиновским и сослан в Туруханский край. После Февральской революции 1917 вернулся в Петроград. Свердлов – один из тех, кто входил в состав ЦК РСДРП(б), готовил и проводил Октябрьский переворот. По предложению В.И. Ленина стал Председателем ВЦИК и организовывал в центре и на местах работу по установлению Советской власти. Принял активное участие в разгоне Учредительного собрания, поддержал Ленина по вопросу заключения Брестского мира. В 1918 был избран председателем Комиссии по выработке первой Конституции Советского государства. Являлся одним из руководителей подавления выступления левых эсеров в Москве. 18 июля доложил Президиуму ВЦИК о расстреле царской семьи по решению Уральского областного Совета. После покушения на Ленина 30 августа 1918 ВЦИК по предложению Свердлова принял резолюцию о массовом «красном терроре против буржуазии и ее агентов». Во время болезни Ленина замещал его на заседаниях СНК, участвовал в организации Красной Армии, работе Коминтерна. Умер 16 марта 1919 от гриппа-испанки. Был похоронен на Красной площади Москвы.

постоянная ссылка

Яков Перельман

Яков Перельман Яков Исидорович Перельман родился 4 декабря 1882 года в городе Белосток (в наше время Белосток входит в состав Польши). Его мать была учительницей начальных классов, а отец счетоводом. Впервые Яков опубликовал свой труд в 16 лет. Это был очерк «По поводу ожидаемого огненного дождя» в газете «Гродненские губернские ведомости». В очерке он развенчивал мифы о метеоритных дождях и давал научное объяснение небесному феномену. Очерк был опубликован под псевдонимом «Я.П.» - закон того времени запрещал учащимся публиковаться в прессе. После окончания реального училища Перельман поступил в Лесной институт в Санкт-Петербурге. В 1901 году он начинает сотрудничать с журналом «Природа и люди», написав очерк «Столетие астероидов», а в 1905 году стал ответственным секретарём в этом же журнале. В 1913 году выходит в печати первая часть книги «Занимательная физика». Книга имела грандиозный успех. В этом же году Перельман начинает регулярную переписку с К.Э. Циолковским. В 1916 году издается вторая часть книги «Занимательная физика». С 1919 по 1929 годы он был редактором первого советского научно-популярного журнала «В мастерской природы». Регулярно переписывался с С.П. Королёвым по вопросам пропаганды космических знаний. В 1934 году встречался с Гербертом Уэллсом, во время его визита в СССР. За годы жизни издал более тысячи статей и заметок, не считая 40 научно-познавательных книг, 18 учебников. В СССР он издавался более 450 раз, было напечатано около 13 миллионов экземпляров его книг, наиболее известные из них: Живая математика, Занимательная алгебра, Занимательная арифметика, Занимательная астрономия, Занимательная механика. Занимательная физика. В его честь назван кратер на обратной стороне Луны.

постоянная ссылка

Джозеф Остин Чемберлен

Джозеф Остин Чемберлен Джозеф Остин Чемберлен, английский государственный и политический деятель. Родился 16 октября 1863 в Бирмингеме (Великобритания). Учился в школе Рагби и позже в Тринити-колледже (Кембридж), где получил в 1885 году ученую степень. Посещал лекции в парижской Школе политических знаний. Год учился в Германии. В 1888 вернулся в Англию. Быстро сделал карьеру: в 1888 был избран в парламент от округа Ист-Вустершир близ Бирмингема; в 1892 стал парламентским организатором партии; в 1895 – лордом Адмиралтейства; в 1900 – финансовым секретарем Казначейства; в 1902 году – министром почты; в 1903 году – министром финансов (канцлером казначейства). В 1906 году Чемберлен женился на Айви Мьюриэл, у них родились два сына и дочь. В коалиционном правительстве, сформированном в 1915 году, Чемберлен стал министром по делам Индии. Через два года подал в отставку, вскоре вернувшись в новый коалиционный кабинет, сформированный Ллойд Джорджем, и был вновь назначен канцлером Казначейства. В 1924 году он стал министром иностранных дел в правительстве Стэнли Болдуина. 23 февраля 1927 года направил советскому правительству ноту, обвиняющую СССР в ведении «антибританской пропаганды». Нота предупреждала, что продолжение такой политики неизбежно повлечёт «аннулирование торгового соглашения, условия которого так явно нарушались, и даже разрыв обычных дипломатических отношений». В ответ получил советскую пропагандистскую кампанию под лозунгом «Наш ответ Чемберлену». Разрыв дипломатических отношений Англии с Советским Союзом не был поддержан правительствами других великих держав. В 1925 стал лауреатом Нобелевской премии мира. В отставку ушел в 1931, но продолжал политическую деятельность. В числе прочего, он предупреждал об угрозе со стороны нацистского правительства Гитлера. В это же время им были написано несколько книг. Высокий, всегда безукоризненно одетый и элегантный, Чемберлен, несмотря на свой аристократический вид, славился теплотой и общительностью, которые снискали ему горячую любовь многочисленных друзей. Скончался в Лондоне от апоплексического удара 16 марта 1937

постоянная ссылка

Николя де Сталь

Николя де Сталь Николя де Сталь имеет своеобразную узнаваемую манеру письма, которая сложилась к началу 1950-х годов. Его картины абстрактны, но на них узнаются реальные предметы: если это пейзаж, он похож на вид с высоты птичьего полета, в его натюрмортах угадываются смутные предметы. В его творчестве воплотились все достижения европейской деятельности тех лет. "Натюрморт" Николя де Сталь (Николай Владимирович Гольштейн) родился 5 января 1914 года и был сыном коменданта Петропавловской крепости, генерала русской армии, барона Владимира Шталь фон Гольштейна. Его семья после революции эмигрировала за границу, где родители умерли один за другим. Но Николаю и двум его сестрам повезло – они были усыновлены бельгийскими католиками. Его уже звали Николя, и он получил отличное образование, которое позволило ему поступить в 1932 году в Бельгийскую королевскую академию наук и искусств. Он объездил все европейские страны, бывал в Африке. В 1936 году состоялась его первая персональная выставка. "Сена в Париже" В 1941 году Николя увлекся экспрессивным абстракционизмом, подготовил несколько выставок, в начале 1950-х годов он стал известным в Европе и США. Неожиданно для всех, в 1955 году он кончил жизнь самоубийством, оставив после себя более 1000 полотен. О причинах самоубийства ходили различные слухи: одни говорили, что всему виной несчастная любовь, другие – что это был нервный срыв на почве творческого напряжения.

постоянная ссылка

Петр Щербаков

Петр Щербаков Щербаков Петр Иванович, советский актер театра и кино. Родился 21 июля 1929 в семье рабочего. Отец работал на ЗИЛе, туда же пришел подростком и Петр. Работал в штамповочно-механическом цехе, учился в автомеханическом техникуме. Парень он был озорной, и старшие сестры решили найти ему занятие, отвлекающее от влияния улицы. Так Щербаков оказался в театральном кружке заводского клуба. Сцена для него стала гораздо притягательнее, чем диплом инженера. Однажды летом, гуляя, он наткнулся на ГИТИС имени Луначарского, о местонахождении которого раньше понятия не имел. Зашёл. Встретил кого-то из педагогов и заявил: «Пусть ваши специалисты меня посмотрят. Если для театра не гожусь, так и скажите. Я не Катерина, в Волгу не брошусь!». Как ни странно, собрали комиссию. Щербаков привёл партнёршу из клуба, с которой разыграл сцену у фонтана из «Бориса Годунова», и его взяли. Но так как ГИТИС набирал в тот год только на режиссёрский факультет, Петру предложили поступить сразу на второй курс. С 1958 года Пётр Щербаков – актёр «Современника». Любую роль он воспринимал с восторгом, перевоплощаясь в своего героя так, что, порой, и узнать его было невозможно. Особенно потрясал Щербаков в спектакле «Без креста», где он играл безногого Киндю. Таких несчастных инвалидов было много в России после войны, и Щербаков, передвигающийся на подставке с колесиками, над которой возвышался обрубком мощный торс и мускулистые руки, был живым воплощением народного страдальца. А в кино в это время он сыграл Славку Уфимцева в фильме «Добровольцы». Эта роль сделала его знаменитым и любимым уже не только у театральной публики. Так сложилась судьба актера, что играть главных героев ни на экране, ни на сцене, ему не довелось. Но в любой своей актерской работе Щербаков был заметен и неповторим. «Служебный роман», «Гараж», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Город Зеро», «Любовь с привилегиями» – картины, в которых без него не хватало бы очень важных и ярких красок. Он стал одним из самых ярких представителей той когорты актеров, которые начали свой путь во время «оттепели» и прошли все этапы советской жизни до самой перестройки. Его жизнь оборвалась в начале девяностых, когда наступило уже совсем другое время. Он умер 16 марта 1992.

постоянная ссылка

Полиция Петрограда закрыла знаменитый арт-клуб «Бродячая собака»

Полиция Петрограда закрыла знаменитый арт-клуб «Бродячая собака» «Бродячая собака» («Художественное общество Интимного театра») – самое известное литературно-артистическое кабаре Петербурга Серебряного века, была открыта 31 декабря 1911 года на углу Итальянской улицы и Михайловской площади в подвале старинного дома Дашкова. Это был клуб, место сбора и общения петербургской богемы. Нигде во всем Петербурге нельзя было встретить так много талантливых людей искусства, как в этом, не отличающимся богатством убранства, месте. Жизнь в кафе начиналась ближе к ночи. Открывалась «Собака» вечером, но считалось шиком появиться там к полуночи. Здесь можно было свободно общаться на профессиональные темы, обсуждать творческие планы, праздновать юбилеи, демонстрировать свое искусство для профессионалов-коллег. Однако вскоре вход в подвал был открыт и для посторонней публики – «Бродячая собака» стала модной среди самых аристократических слоев общества, слава ее гремела на весь Петербург. «Бродячая собака» стала истинным символом Серебряного века с его пьянящей и завораживающей атмосферой, лихорадочным и немного истерическим весельем. Единственным из поэтов-современников, кто отчетливо недолюбливал знаменитое кабаре, был Александр Блок. Но для большинства представителей творческих профессий «Бродячая собака» была поистине вторым (а иным и первым) домом. «Собаке», посвящено множество стихотворений самых разных авторов. Так, например, мотивы «Бродячей собаки» постоянно возникали в творчестве Анны Ахматовой – от стихотворения «Все мы бражники здесь, блудницы…» до первой части «Поэмы без героя». По распространенной легенде, 16 марта 1915 года полиция Петрограда закрыла арт-клуб «Бродячая собака» из-за драки, устроенной Владимиром Маяковским. На самом деле все было гораздо более прозаично. В 1914 году началась Первая мировая война. Праздник, длившийся в «Бродячей собаке», все больше противоречил суровым будням. Многие из постоянных посетителей кабачка ушли на фронт. Посетителей с каждым днем становилось все меньше. Весной 1915 года кабачок «Бродячая собака» по распоряжению петроградского градоначальника, генерал-майора князя Оболенского, был закрыт по простой причине — за незаконную торговлю спиртными напитками во время «сухого закона», введенного с началом войны. В 2001 году помещение легендарного артистического кафе было восстановлено; сейчас в Санкт-Петербурге на площади Искусств, 5 находится клуб Подвал «Бродячей собаки».

постоянная ссылка

Скандальный американский издатель Ларри Флинт был серьезно ранен выстрелом фанатика-пуританина

Скандальный американский издатель Ларри Флинт был серьезно ранен выстрелом фанатика-пуританина В истории невероятно мало тех, кто при помощи каких-то своих собственных личных качеств, пренебрегая нормами морали, сумел создать себе репутацию непримиримого борца за гражданские свободы, попутно нажив на этом огромное состояние. Именно к таким людям относился Ларри Флинт – герой семидесятых, – времени крупных перемен и культурных катаклизмов. Более скандальной личности, чем Ларри, в Америке тех лет просто не было. Флинт сделал беспроигрышную ставку: он стал вдохновителем и издателем журнала «Хастлер», на страницах которого замелькали голые дамы в таких интересных позах, что журнал немедленно пошел в гору. Флинт утверждал, что каждый взрослый человек, если он того хочет, должен иметь доступ к порнографии. И он выиграл. Это принесло ему славу, деньги и... инвалидность, поскольку роковой выстрел фанатика-пуританина навсегда приковал его к креслу на колесах. В 1988 году Флинт выиграл в Верховном Суде США историческое дело журнал «Хастлер» против Джерри Фалуэлла. В этом процессе судебная система выступила в защиту Ларри Флинта, постановив, что такая известная публичная фигура как Джерри Фалуэлл не может ограничивать свободу слова Ларри Флинта в рамках первой поправки к Конституции США. В 1996 году вышел биографический фильм «Народ против Ларри Флинта». В том же году Флинт публикует автобиографию. В 2001 году состояние Ларри Флинта оценивалось в 400 миллионов долларов. По сообщению телекомпании CNN, в 2009 году Ларри Флинт вместе с автором эротического шоу Girls Gone Wild Джо Фрэнсисом обратились в конгресс и в правительство США с просьбой о предоставлении американской порноиндустрии финансовой помощи в размере 5 млрд. долларов. «Люди слишком депрессивны, чтобы быть сексуально активными. Это очень плохо для здоровья страны. Американцы могут обойтись без автомашин и тому подобного, но без секса обойтись не могут», — цитирует РИА Новости заявление издателя журнала Hustler. Каких-либо комментариев со стороны конгресса США или администрации Президента не последовало.

постоянная ссылка

Георг Ом

Георг Ом Георг Симон Ом родился 16 марта 1787 года в городе Эрланген (Бавария) в семье слесаря. Он рано потерял мать, а отец – весьма развитый человек – уделял воспитанию детей огромное внимание, внушая сыну любовь к математике и физике. После успешного окончания гимназии Георг в 1805 году поступил в Эрлангенский университет. Проучившись три семестра, он принял приглашение занять место учителя математики в частной школе в Готтштадте (Швейцария), а затем – в Нейштадтской школе. Так началась педагогическая деятельность Ома. Помимо преподавания он продолжал заниматься самообразованием. В 1811 году Георг вернулся в Эрланген и окончил университет, получив степень доктора философии. Сразу же ему была предложена должность приват-доцента кафедры математики этого университета. В этот период он написал работу о методике преподавания. Это был его первый опубликованный труд, который вышел в 1817 году. Вскоре Георгу предложили место учителя в иезуитской коллегии Кёльна, где помимо преподавания он плотно занялся наукой. Ом, прежде уделявший основное внимание математике, воодушевленно переключился на физику. Его увлекла тема протекания электрических токов по проводникам. В Кёльне ученый провел целую серию экспериментов и опубликовал свои знаменитые работы по теории гальванической цепи. В 1826 году вышла его статья «Определение закона, по которому металлы проводят контактное электричество, вместе с наброском теории вольтаического аппарата и мультипликатора Швейггера». Но эта публикация не произвела впечатления на ученых. В 1826 году Георг переехал в Берлин, и через год вышла его монография «Теоретическое исследование электрических цепей», в которой ученый предложил характеризовать электрические свойства проводника его сопротивлением и ввел этот термин в научный обиход. Он экспериментально открыл основной закон электрической цепи. В 1833 году ему предложили место профессора физики в политехнической школе Нюрнберга, а вскоре назначили инспектором по методике преподавания и назначили ректором школы. Несмотря на большую загруженность, Ом не оставил научную работу и даже приступил к новым исследованиям – в области акустики, результаты которых сформулировал в виде закона (впоследствии – акустический закон Ома), который также не был принят современниками. Первыми закон Ома признали русские физики Ленц и Якоби, а в 1842 году Лондонское Королевское общество наградило Ома золотой медалью и избрало своим членом. Только после этого Ом получил признание и на родине. В 1845 году его избрали членом Баварской академии наук, а через 4 года пригласили в Мюнхен на должность экстраординарного профессора, где Ом продолжил читать лекции, вести научные исследования и конструировать демонстрационные приборы. Много внимания уделяя методике преподавания, ученый в последние годы жизни начал работать над учебником физики, который он задумал как фундаментальный труд. Но успел закончить лишь первый том «Вклад в молекулярную физику». Ом не создал семьи. Вся его жизнь была отдана науке и утверждению сделанных им открытий. В 1852 году Георг получил должность ординарного профессора, а вскоре одним из первых был награжден орденом Максимилиана «За выдающиеся достижения в области науки». Его работы были переведены на английский язык, итальянский и французский языки. Умер Георг Симон Ом 7 июля 1854 года в Мюнхене, где и был похоронен на Старом южном кладбище. В 1881 году на международном конгрессе электриков в Париже учеными единогласно было принято решение назвать его именем теперь общепринятую единицу электрического сопротивления («один Ом»). В память об ученом на здании кёльнской коллегии установлена мемориальная доска, в Мюнхене воздвигнут памятник Ому.

постоянная ссылка

Сергей Юрский

Сергей Юрский Сергей Юрьевич Юрский родился 16 марта 1935 года в Ленинграде. С 1951 по 1955 годы он был студентом юридического факультета Ленинградского университета. Затем поступил в Ленинградский театральный институт. Будучи студентом второго курса, в 1957 году он уже играл на сцене Большого драматического театра им. Горького в спектаклях «В поисках радости» и «Сеньор Марио пишет комедию». В 1959 году Юрский окончил театральный институт. В том же году он стал актером и режиссером Московского театра им. Моссовета. Здесь Юрский играл Адама в «Божественной комедии» (1962), Чацкого в «Горе от ума» (1962), Дживолу в «Карьере Артуро Уи» (1963), Тузенбаха в «Трех сестрах» (1965), Эзопа в «Лисе и виноград» (1968), Генриха IV в «Короле Генрихе IV» (1969), Полежаева в «Беспокойной старости» (1970). Кроме того, Сергей Юрский стал режиссером спектаклей «Правда хорошо, а счастье лучше» (1980), «Орнифль, или сквозной ветерок» (1986) и других. В 1992 году он создал театр «АРТель АРТистов Сергея Юрского» в Москве, где поставил пьесу «Игроки–XXI» (1992), а также играл в спектаклях «Король умирает» (1992), «После репетиции» (1996) и «Женитьба» (1997). За исполнение Жевакина в «Женитьбе» он получил премию «Золотая маска». Не менее известны роли Сергея Юрского в кинофильмах «Человек ниоткуда» (1961), «Время, вперед!» (1966) «Золотой теленок» (1968), «Место встречи изменить нельзя» (1979) и многих других. В 1968 году Сергей Юрский стал Заслуженным артистом РСФСР, а в 1987 – Народным артистом РСФСР. В 1991 году в номинации «Главные призы в конкурсе «Фильмы для избранных» он получил премию «Кинотавр», в 2000 году – медаль Пушкина, а в 2006 был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

постоянная ссылка

В штате Миссисипи ратифицировали поправку к Конституции США, отменяющую рабство

В штате Миссисипи ратифицировали поправку к Конституции США, отменяющую рабство В 1995-м в штате Миссисипи была ратифицирована 13-я поправка к Конституции США, отменяющая рабство. Конгресс США принял эту поправку еще в 1864-м, а уже в следующем году она была ратифицирована и вступила в силу в большинстве штатов. Текст поправки гласит: «Ни в Соединенных Штатах, ни в каком-либо другом месте, на которое распространяется их юрисдикция, не должно существовать ни рабства, ни подневольных работ, кроме случаев наказания за преступление, за совершение которого виновный был должным образом осужден». Позже был принят целый ряд указов и поправок, уравнивавших в правах чернокожих и белых жителей страны. В Миссисипи же 13-я поправка официальной силы не имела, а потому и рабство формально продолжало существовать.

постоянная ссылка

Тонино Гуэрра

Тонино Гуэрра Итальянский поэт, художник, скульптор, писатель, сценарист Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело в северной области Италии, недалеко от Римини. Рисовать Гуэрра начал практически с рождения, и уже мальчишкой стал зарабатывать этим на хлеб, подрабатывая оформителем газет и журналов. До войны он учился в университете в Урбино. В 1943 году был депортирован немцами из своего городка в концентрационный лагерь в Тройсдорфе. В германском плену Тонино Гуэрра впервые начал писать стихи. В послевоенные годы вышли в свет его первые сборники стихов, а позже и прозаические произведения. В 1946 году, окончив педагогический факультет университета Урбино, работал учителем в школе. В это же время он начал активно заниматься литературной деятельностью. Ректор университета Карло Бо опубликовал в 1946 году первую книгу Гуэрры "Каракули" со своим предисловием. Позже он помог Тонино перебраться в Рим. После переезда в Рим Гуэрра полностью посвятил себя литературной деятельности. В 1956 году он написал совместно с Элио Петри свой первый сценарий "Люди и волки", поставленный режиссером Де Сантисом. А после выхода картины Антониони "Приключение" в 1960 году, снятой по его сценарию, Гуэрра стал одним из самых востребованных итальянских сценаристов. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам. Многие фильмы, снятые по сценарию Гуэрры, вошли в золотой фонд классики мирового кино. Гуэрра сотрудничал с Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантисом, Витторио Де Сикой, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани и другими знаменитыми режиссерами. В его картинах снимались такие известные актеры как Софи Лорен, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни. Для Микеланджело Антониони Тонино написал сценарии к фильмам "Приключение" (1960), "Ночь" (1961), "Затмение" (1962), "Красная Пустыня" (1964), "Забриски Пойнт" (1970), "Тайна Обервальда" (1981), "Идентификация женщины" (1982). Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини Тонино Гуэрра придумал пьесу "Амаркорд", которая позже превратилась в знаменитый фильм (1973). В последующие годы вышли в свет "Репетиция оркестра" (1978), "И корабль плывет" (1983), "Джинджер и Фред" (1986) и др.Тонино Гуэрра написал сценарии документального фильма "Время путешествия" (1982) и художественного фильма "Ностальгия" (1983) для Андрея Тарковского. По прозе Тонино Гуэрры режиссер Владимир Наумов снял фильмы "Белый праздник" (1994) и "Часы без стрелок" (2001).Гуэрра также сотрудничал с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским. Их первый совместный проект – фильм "Лев с седой бородой" (1995) – имел огромный успех у западных зрителей и критики, собрал множество фестивальных премий. Сотрудничество продолжилось в фильме по рисункам Федерико Феллини "Долгое путешествие" (1997) и ленте "Колыбельная для Сверчка" (1999), посвященной 200-летнему юбилею Пушкина. Гуэрра - автор романов, пьес, поэтических сборников, сказок. Его произведения переведены на все европейские языки и издавались в разных уголках мира; о них написаны сотни статей. На русский язык стихи Тонино Гуэрры были переведены его близким другом Беллой Ахмадулиной. Тонино Гуэрра известен и как художник, работающий в самых разных материалах, техниках и областях художественного творчества. Он создал множество акварелей, пастелей, живописных работ; у него своя собственная технология обжига керамики, отливки металла, варки стекла. Он автор архитектурных проектов площадей, садов и скульптур, которые украшают улицы современной Италии. В небольшой старинной мастерской Pascucci в провинции Эмилья-Романья по рисункам Тонино Гуэрра производят способом средневековой трафаретной печати занавески, скатерти, салфетки, декоративные панно из льна. В другой мастерской - керамической - обжигают авторские "танцующие" кувшины, уникальные изразцы и тарелки с любимыми сюжетами автора. Тонино Гуэрра - обладатель многих международных премий и наград в области кинематографа, среди которых восемь главных наградах Каннского кинофестиваля "Золотая пальмовая ветвь" ("Приключение" (1960), "Забриски пойнт" (1970), "Фотоувеличение" (1967), "Ночь св. Лоренцо" (1982), "Амаркорд" (1973), "И корабль плывет" (1983), " Путешествие в Цитеру" (1984). Он трижды номинировался на премию американской киноакадемии "Оскар" за сценарии к фильмам "Казанова" (1966); "Фотоувеличение" ("Блоу-ап", 1967); "Амаркорд" (1976). В 1995 году он был награжден премией Московского международного кинофестиваля "За вклад в мировое кино".Тонино Гуэрра - Кавалер Большого Креста за заслуги перед Италией (2002). За большой вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей между Россией и Италией награжден орденом Дружбы (2000) и орденом Почета (2010). Был женат вторым браком на Элеоноре Яблочкиной, бывшем редакторе киностудии "Мосфильм", которая постоянно сопровождала супруга в поездках в качестве помощника и переводчика. В последнее время Гуэрра болел, но в свой день рождения - 16 марта 2012 года – выписался из больницы, чтобы принять участие в презентации своей биографии "Дом миндаля" (La casa dei mandorli), написанной им в соавторстве с Ритой Джаннини. Знаменитый сценарист и поэт Тонино Гуэрра скончался в Италии в  21 марта 2012  года  на 92-м году жизни.

постоянная ссылка

Тонино Гуэрра

Тонино Гуэрра Итальянский поэт, художник, скульптор, писатель, сценарист Тонино Гуэрра (Tonino Guerra) родился 16 марта 1920 года в небольшом итальянском городке Сант-Арканджело в северной области Италии, недалеко от Римини. Рисовать Гуэрра начал практически с рождения, и уже мальчишкой стал зарабатывать этим на хлеб, подрабатывая оформителем газет и журналов. До войны он учился в университете в Урбино. В 1943 году был депортирован немцами из своего городка в концентрационный лагерь в Тройсдорфе. В германском плену Тонино Гуэрра впервые начал писать стихи. В послевоенные годы вышли в свет его первые сборники стихов, а позже и прозаические произведения. В 1946 году, окончив педагогический факультет университета Урбино, работал учителем в школе. В это же время он начал активно заниматься литературной деятельностью. Ректор университета Карло Бо опубликовал в 1946 году первую книгу Гуэрры "Каракули" со своим предисловием. Позже он помог Тонино перебраться в Рим. После переезда в Рим Гуэрра полностью посвятил себя литературной деятельности. В 1956 году он написал совместно с Элио Петри свой первый сценарий "Люди и волки", поставленный режиссером Де Сантисом. А после выхода картины Антониони "Приключение" в 1960 году, снятой по его сценарию, Гуэрра стал одним из самых востребованных итальянских сценаристов. Он написал сценарии более чем к 100 фильмам. Многие фильмы, снятые по сценарию Гуэрры, вошли в золотой фонд классики мирового кино. Гуэрра сотрудничал с Микеланджело Антониони, Федерико Феллини, Франческо Рози, Джузеппе Де Сантисом, Витторио Де Сикой, Марио Болоньини, Дамиано Дамиани, Марио Моничелли, братьями Тавиани и другими знаменитыми режиссерами. В его картинах снимались такие известные актеры как Софи Лорен, Джульетта Мазина, Марчелло Мастроянни. Для Микеланджело Антониони Тонино написал сценарии к фильмам "Приключение" (1960), "Ночь" (1961), "Затмение" (1962), "Красная Пустыня" (1964), "Забриски Пойнт" (1970), "Тайна Обервальда" (1981), "Идентификация женщины" (1982). Вместе со своим близким другом и земляком Федерико Феллини Тонино Гуэрра придумал пьесу "Амаркорд", которая позже превратилась в знаменитый фильм (1973). В последующие годы вышли в свет "Репетиция оркестра" (1978), "И корабль плывет" (1983), "Джинджер и Фред" (1986) и др.Тонино Гуэрра написал сценарии документального фильма "Время путешествия" (1982) и художественного фильма "Ностальгия" (1983) для Андрея Тарковского. По прозе Тонино Гуэрры режиссер Владимир Наумов снял фильмы "Белый праздник" (1994) и "Часы без стрелок" (2001).Гуэрра также сотрудничал с известным российским мультипликатором Андреем Хржановским. Их первый совместный проект – фильм "Лев с седой бородой" (1995) – имел огромный успех у западных зрителей и критики, собрал множество фестивальных премий. Сотрудничество продолжилось в фильме по рисункам Федерико Феллини "Долгое путешествие" (1997) и ленте "Колыбельная для Сверчка" (1999), посвященной 200-летнему юбилею Пушкина. Гуэрра - автор романов, пьес, поэтических сборников, сказок. Его произведения переведены на все европейские языки и издавались в разных уголках мира; о них написаны сотни статей. На русский язык стихи Тонино Гуэрры были переведены его близким другом Беллой Ахмадулиной. Тонино Гуэрра известен и как художник, работающий в самых разных материалах, техниках и областях художественного творчества. Он создал множество акварелей, пастелей, живописных работ; у него своя собственная технология обжига керамики, отливки металла, варки стекла. Он автор архитектурных проектов площадей, садов и скульптур, которые украшают улицы современной Италии. В небольшой старинной мастерской Pascucci в провинции Эмилья-Романья по рисункам Тонино Гуэрра производят способом средневековой трафаретной печати занавески, скатерти, салфетки, декоративные панно из льна. В другой мастерской - керамической - обжигают авторские "танцующие" кувшины, уникальные изразцы и тарелки с любимыми сюжетами автора. Тонино Гуэрра - обладатель многих международных премий и наград в области кинематографа, среди которых восемь главных наградах Каннского кинофестиваля "Золотая пальмовая ветвь" ("Приключение" (1960), "Забриски пойнт" (1970), "Фотоувеличение" (1967), "Ночь св. Лоренцо" (1982), "Амаркорд" (1973), "И корабль плывет" (1983), " Путешествие в Цитеру" (1984). Он трижды номинировался на премию американской киноакадемии "Оскар" за сценарии к фильмам "Казанова" (1966); "Фотоувеличение" ("Блоу-ап", 1967); "Амаркорд" (1976). В 1995 году он был награжден премией Московского международного кинофестиваля "За вклад в мировое кино".Тонино Гуэрра - Кавалер Большого Креста за заслуги перед Италией (2002). За большой вклад в укрепление дружбы и развитие культурных связей между Россией и Италией награжден орденом Дружбы (2000) и орденом Почета (2010). Был женат вторым браком на Элеоноре Яблочкиной, бывшем редакторе киностудии "Мосфильм", которая постоянно сопровождала супруга в поездках в качестве помощника и переводчика. В последнее время Гуэрра болел, но в свой день рождения - 16 марта 2012 года – выписался из больницы, чтобы принять участие в презентации своей биографии "Дом миндаля" (La casa dei mandorli), написанной им в соавторстве с Ритой Джаннини. Знаменитый сценарист и поэт Тонино Гуэрра скончался в Италии в  21 марта 2012  года  на 92-м году жизни.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -