Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 25 февраля
 
Календарь событий

Национальный день Кувейта

Национальный день Кувейта Национальный праздник государства Кувейт установлен в честь коронации эмира Кувейта Абдаллы ас-Салема ас-Сабаха и создания государства Кувейт 25 февраля 1961 года. Праздник отмечается очень ярко. Проводятся митинги, народные гулянья, шоу фейерверков. Молодые и старые кувейтцы надевают в этот день национальные одежды для участия в празднествах. Кувейт стремится к защите своей независимости Сегодня государство Кувейт стремится к развитию своих отношений и к укреплению конструктивного сотрудничества со всеми государствами мира на принципах взаимного уважения и равенства, невмешательства во внутренние дела и решения спорных вопросов мирным путем. Кувейт стремится к защите своей независимости и сохранению суверенитета над своими территориями и богатствами, к свободе политического выбора.

постоянная ссылка

Томас Дэвенпорт получил патент на «Усовершенствование в двигательной технике с помощью магнетизма и электромагнетизма»

Томас Дэвенпорт получил патент на «Усовершенствование в двигательной технике с помощью магнетизма и электромагнетизма» В 1833 году деревенский кузнец и электрик-самоучка из американской глубинки Томас Дэвенпорт узнал о том, что Джозеф Генри изобрел электромагнит и использует его для обогащения железной руды. Томас Дэвенпорт купил новинку Генри, изучил ее и стал сам изготавливать компактные магниты. Для изоляции проводов в ход пошло подвенечное платье его жены. Томас Дэвенпорт разрезал его на ленточки и обматывал ими провода. Очень скоро мотор был готов. И в 1835 году Томас Дэвенпорт демонстрировал публике модель круговой железной дороги, по которой ездил маленький локомотив. Диаметр дороги был 1,2 метра. Долго Томас Дэвенпорт не мог запатентовать свое изобретение. Пока еще не было правил патентования электрических машин. И вот 25 февраля 1837 года электрик-самоучка, наконец, получил патент на «Усовершенствование в двигательной технике с помощью магнетизма и электромагнетизма».

постоянная ссылка

На закрытом заседании XX съезда Коммунистической партии Н.С. Хрущев выступил с обвинениями против Сталина

На закрытом заседании XX съезда Коммунистической партии Н.С. Хрущев выступил с обвинениями против Сталина 25 февраля 1956 года состоялось утреннее заседание XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Программа его уже была исчерпана, когда Н.С. Хрущев предложил вниманию свой сенсационный доклад «О культе личности и его последствиях». В докладе Н.С. Хрущев излагал факты, обличающие Сталина. Доклад был секретным. Но уже в начале марта брошюра под грифом «не для печати» была разослана по всем партийным организациям и мартовский номер газеты «Нью-Йорк Таймс» за 16 число изложил секретный доклад. А госдепартамент США вообще опубликовал полный текст доклада 4 июня. Конечно, подлинность доклада Москва признать тогда не могла. И только через тридцать три года, в 1989 году доклад Н.С. Хрущева с обвинениями против Сталина был напечатан.

постоянная ссылка

Произошел пожар в московской гостинице «Россия»

Произошел пожар в московской гостинице «Россия» Первый звонок, сообщавший о возгорании в здании гостиницы «Россия», поступил на пульт дежурной службы в 21 час 24 минуты 25 февраля 1977 года. Прибывшие на место происшествия пожарные присвоили пожару высшую категорию опасности. Площадь пожара составила около трех тысяч метров. Пожар перекинулся на верхние этажи. Огонь перекрыл выход с 17-го и 22-го этажей. Недостаточная длина раздвижных лестниц осложняла эвакуацию. Около 250 человек были отрезаны от выхода. Были приняты все возможные меры по тушению пожара. Из области дополнительно были доставлены 19 механических лестниц. Использовано 35 автоцистерн с водой, 97 водяных стволов, 61 автонасос, 8 машин ГЗДС и 19 специальных автоходов. И все же сорок три человека погибли. Спасти удалось более 1000 человек. 188 человек были эвакуированы по ручным и автоматическим лестницам.

постоянная ссылка

Огюст Ренуар

Огюст Ренуар Пьер Огюст Ренуар – французский живописец, скульптор, график, основатель и представитель импрессионизма родился 25 февраля 1841 года в городе Лимож. В 1844 году Ренуары со своим сыном переезжают в Париж. С 1854 года Пьер Огюст начал расписывать различные фарфоровые изделия, веера, шторы, а вечером ходил на занятия в Школу рисунка и прикладного искусства. С 1862 года учился в Школе изящных искусств, которую закончил в 1864 году. Зонтики В это время Ренуару повезло — и его картина «Эсмеральда, танцующая с козочкой», пройдя строгий отбор, была выставлена на художественной выставке, ежегодно проводимой в Салоне. В ранних работах, а особенно в «Харчевне матушки Антонии» и «Диане охотнице», Ренуара заметно влияние Гюстава Курбе. Портрет актрисы Жанны Самари Ренуар способен зафиксировать все нюансы настроения и характера модели, и это видно в его работах «Обнаженная» (1876), «Этюд к портрету Жанны Самари» (1877), «Мадмуазель Гримпель с голубой лентой» (1880), «Девушка с веером» (1881). Его привлекает праздничная сторона жизни и отдых («Мулен де ла Галет»,1876; «После обеда»,1879). В 1880-х годах картины Ренуара становятся точнее, четче, ближе к классике: «Зонтики» (1880), «Большие купальщицы» (1884-87). Но затем Пьер Огюст возвращается к более свободной манере: «Девушки за фортепиано» (1892), «Заснувшая купальщица» (1897). В конце жизни Пьер занимается скульптурой, а от живописи отказывается из-за болезни рук. В декабре 1919 года известный художник умер от воспаления легких.

постоянная ссылка

Алексей Балабанов

Алексей Балабанов Алексей Октябринович Балабанов родился в Свердловске (ныне Екатеринбург) 25 февраля 1959 года. Окончил Горьковский педагогический институт по специальности переводчик, после окончания служил в армии, был в Афганистане. С 1983 года стал работать ассистентом режиссёра в Свердловске, а после окончания Высших курсов сценаристов в 1990 году поселился в Ленинграде. Первой кинолентой Балабанова-режиссёра стали «Счастливые дни», и сразу же – приз на Московском кинофестивале «Дебют» за лучший полнометражный фильм. Вместе с Сегреем Сельяновым Балабанов основал кинокомпанию СТВ, снял фильмы «Замок» (1994) и «Трофимъ» (1995). Широкую известность Алексею Балабанову принес фильм «Брат», вышедший в 1997 году, главные роли в котором сыграли Виктор Сухоруков и Сергей Бодров-младший. Фильм получился достаточно скандальным, но стал хитом, а реплики персонажей – крылатыми (чего стоит одна фраза «В чем сила, брат?»). Этот фильм получил гран-при фестиваля «Кинотавр». В 1998 году фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей» был удостоен премии «Ника» как лучший игровой фильм, а сам Балабанов получил приз за режиссуру. В 2007 году очередной фильм Балабанова – «Груз 200» – был вновь номинирован на «Нику». Другие фильмы Алексея Балабанова – «Брат-2», «Война», «Жмурки» – также были непростыми и весьма спорными. Однако популярность режиссёра всё больше росла. С ним даже примирился давний его противник Никита Михалков, сыграв в двух фильмах Балабанова – «Жмурки» и «Мне не больно».

постоянная ссылка

Леся Украинка

Леся Украинка Леся Украинка (Лариса Петровна Косач-Квитка) родилась 25 февраля 1871 года в городе Новоград-Волынский. Мать девочки была известной писательницей Оленой Пчилкой. В пять лет Леся начала играть и сочинять небольшие музыкальные пьесы, а в восемь лет уже было написано первое ее стихотворение. Также она овладела несколькими иностранными языками. С десяти лет девочка болела туберкулёзом кости, и поэтому не смогла дальше заниматься музыкальной карьерой. Уже с 12 лет начала свою литературную деятельность. Сначала она перевела книгу «Вечера на хуторе» Н. Гоголя. В то время она печаталась в иностранных журналах «Літературно-науковий вісник», «Зоря» и «Жите і слово». В возрасте 19 лет для младших сестер Леся Украинка написала учебник «Древняя история восточных народов». В 1893 году уже была опубликована небольшая книжечка ее стихов. В 1896 была написана первая пьеса Леси Украинки – «Блакитна троянда». Самые известные произведения этих лет – «Думы и мечты» (1899), «Отзвуки» (1902), «Песни про волю» (1905), «Кассандра» (1907). В 1911 году была напечатана одно из лучших ее произведений – драма-феерия «Лесная песня» (по ее мотивом поставлена опера, фильм, балет). Также Леся занималась переводом, среди которых лучшим признана «Книга песен» (Гейне). В литературном творчестве писательницы заметна тема родины и свободы, мотивы природы и любви, проникнутые грустными настроениями и необычайной тонкостью. Леся Украинка скончалась в 1913 году.

постоянная ссылка

Карло Гольдони

Карло Гольдони Карло Гольдони, итальянский драматург. Родился 25 февраля 1707 г. в интеллигентной венецианской семье. Родители хотели видеть его юристом и заставляли изучать право, но мальчик с ранних лет полюбил театр. В четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии, и одно время разъезжал с труппой бродячих актеров. В конце концов он с грехом пополам получил степень доктора и вышел в адвокаты (1732). Но адвокатурой Гольдони занимался мало и все более и более настойчиво пробовал свои силы в драматургии. К 1748 году им написан ряд пьес, и он устраивается драматургом в Венеции. Родной город принял его с восторгом. Он пробыл там 14 лет (1748-1762) и при изумительной плодовитости раскрыл во всем блеске свой талант. Ему случилось в один год (1750) написать 16 комедий, причем в их числе были такие шедевры, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни». А за период 1756-1762 г. он написал еще около 60 комедий, в том числе обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу». В 1762 году Гольдони убедился, что венецианская публика предпочла его реалистическим пьесам фантастические комедии Гоцци. Он не захотел пережить свою славу в родном городе и переселился в Париж. В Париже он прожил 30 лет. Там продолжал писать комедии. Под старость он стал писать свои «Мемуары», которые навсегда останутся одной из наиболее ярких картин итальянского быта, театрального и литературного, и давал уроки итальянского языка. Значение Гольдони на его родине определяется тем, что он положил начало итальянской буржуазной драме, искусно сочетав элементы итальянской народной комедии, с одной стороны, и французской комедии характеров, ее изощренной техники – с другой. Характеры Гольдони – «итальянского Мольера» – более многообразны, менее схематичны, чем французского. Еще Вольтер называл его «сыном и живописцем натуры», отмечал естественность его письма. В последние годы своей жизни Гольдони жил в большой нужде. Французский конвент назначил ему пенсию, но Гольдони умер 6 февраля 1793 г., раньше, чем пенсия начала ему выплачиваться. Многие из его комедий до сих пор с успехом живут на сцене.

постоянная ссылка

Лев Арцимович

Лев Арцимович Лев Андреевич Арцимович родился 25 февраля 1909 года. Его детство выпало на трулные годы революции и Гражданской войны. Чтобы спасти сына от голода, его родители сдали Льва в детский дом, но он сбежал оттуда и бродяжничал. Он окончил школу экстерном, и уже в 19 лет у него был диплом Белорусского университета. С этого времени началась его жизнь в науке, все свое время он отдавал изучению физики. С 1930 по 1944 Лев Арцимович трудился в Физико-техническом институте Академии наук СССР, а в 1944 году перешел в Институт атомной энергии Академии наук СССР. Важнейшие труды учёного раскрывают проблемы атомной и ядерной физики. Совместно с И. Курчатовым он изучал ядерные реакции, затем – электронную оптику и электромагнитное разделение изотопов. Но мировую известность принесли Льву Арцимовичу работы в области управляемого термоядерного синтеза, которыми он стал заниматься в 1950 году. В 1953 году он получил Государственную премию СССР за разработку метода электромагнитного разделения изотопов. Под его руководством была создана первая в мире модель термоядерного реактора. Называлась она «Токамак» (тороидальная камера с магнитной катушкой). Это название вошло во все языки мира и стало нарицательным. За работу с «токамаками» ученый в 1971 году был удостоен Государственной премии СССР. «Токамаки» используются в ядерных реакторах и сегодня. В 1969 году Лев Арцимович удостоен звания Героя Социалистического труда. Ученый прожил плодотворную жизнь и умер 1 марта 1973 года.

постоянная ссылка

Алла Андреева

Алла Андреева Алла Александровна Андреева, российская советская художница, жена Даниила Андреева. Родилась 12 (25) февраля 1915 в Москве в семье физиолога А. А. Бружеса. По первому мужу Ивашева-Мусатова. В 1944 вышла замуж за Д. Андреева. В 1947 арестована вместе с ним по обвинению в антисоветской агитации и организации покушения на Сталина. После освобождения 13 августа 1956 была рядом с мужем до последнего его вздоха, была его музой, возлюбленной женой и верной помощницей. После смерти мужа в 1959 она в течение почти 30 лет хранила рукописи его произведений. После начала перестройки организовала их публикацию, написала книгу воспоминаний о Данииле Андрееве, выступала с чтением его стихов в сопровождении профессиональных музыкантов – это были незабываемые поэтические вечера. Она была одаренной художницей, ученицей Бакшеева, Иогансона и Крамаренко. Была членом Московского союза художников, живописной, и графической секций. Но лишь в 1974 состоялась ее первая выставка. Сегодня работы Аллы Андреевой находятся и в Государственном музее Запорожья, в московской галерее Никор, музее Тарусы, а также во многих частных собраниях за рубежом. Погибла в Москве, в своей квартире 29 апреля 2005 при пожаре.

постоянная ссылка

Всеволод Санаев

Всеволод Санаев Всеволод Васильевич Санаев родился 25 февраля 1912 года в Туле. Окончил ГИТИС в 1937 году и поступил в труппу МХАТа, работал также в Театре им. Моссовета. В первый раз он снялся в кино, сыграв лесоруба в фильме «Волга-Волга» в 1938 году – это была небольшая эпизодическая роль. Первая большая кинороль Санаева – роль Добрякова в кинофильме 1940 г. «Любимая девушка». В кино Всеволод Санаев играл как положительных героев (большевик Емельянова в «Рассказах о Ленине», старшина Козлов в фильме «Пять дней, пять ночей», майор Сазонов в фильме «Это случилось в милиции», полковник Зорин в фильме «Возвращение Святого Луки», полковник Лукин в «Освобождении»), так и отрицательных персонажей (анархист Сиплый в «Оптимистической трагедии, Гомозов в фильме «Скуки ради»). Он всю жизнь жалел, что ему не выпал случай сыграть комедийную роль. Особенно удачно у актёра получались образы опытных, сильных людей, которые выходили у Санаева очень живыми и правдоподобными. Его последними заметными работами стал Фёдор Ходас с мелодраме «Белые Росы» в 1982 г. и начальник в министерстве Ярослав Степанович из фильма Э. Рязанова «Забытая мелодия для флейты» в 1988 г. В 1969 году Всеволод Санаев был удостоен звания Народного артиста СССР. Был лауреатом Государственной премии им. братьев Васильевых, имел орден Трудового Красного Знамени. Скончался актёр 26 января 1996 года.

постоянная ссылка

Джордж Харрисон

Джордж Харрисон Джордж Харрисон родился 25 февраля 1943 года в Ливерпуле. Еще в школьные годы он познакомился с Полом Маккартни. Оба были увлечены американским рок-н-роллом и осваивали игру на гитаре. К пятнадцати годам Джордж достиг определенных результатов и был принят в группу Джона Леннона, называвшуюся «Quarrymen», где Пол уже играл. Джордж продолжал шлифовать и разнообразить манеру своей игры. В 1960 году, когда группа окончательно переродилась в «The Beatles», Харрисон был уже ведущим гитаристом. В 1962 году сформировался состав «The Beatles» – Леннон, Маккартни, Харрисон и Старр, – который и вошел в историю рок-музыки. Хотя в квартете авторами большинства песен были Леннон и Маккартни, Харрисон тоже занялся их сочинением. Первой песней Джорджа, исполненной группой, стала «Don't Bother Me». В песне «Chains» он дебютировал как вокалист. Также авторству Харрисона принадлежат такие хиты, как «Taxman», «Love You Too», «If I Needed Someone», «Here Comes the Sun», «Something», «While My Guitar Gently Weeps» и многие другие. В середине 1960-х Джордж серьезно увлекся индийской музыкой и философией, брал уроки игры на ситаре у выдающегося музыканта Рави Шанкара. Результатом «индийского периода» в творчестве Харрисона стала его дебютная сольная пластинка. Тогда же Харрисон принял индуизм, что значительно повлияло на его последующее творчество. К 1970 году, когда группа «The Beatles» распалась, у Харрисона уже в течение двух лет шла самостоятельная работа. За время, проведенное в группе, он накопил много собственного материала, поэтому сразу начал успешную сольную карьеру, выпустив первый в истории музыки «тройной» альбом «All Things Must Pass», который имел огромный коммерческий успех и возглавил хит-парады Европы и США. Получив восторженные отзывы критиков, он стал первым сольным альбомом одного из экс-битлов. В 1970-1980-х годах Харрисон выпустил еще несколько альбомов. В это же время музыкант занялся кинопродюсерством, в чем немало преуспел: в 1978 году он создал продюсерскую фирму «HandMade Films», выпустившую такие знаменитые фильмы как «Житие Брайана по Монти Пайтону», «Бандиты времени», «Уитнэйл и Я» и «Карты, деньги, два ствола». Параллельно Джордж выступал с благотворительными концертами, основал собственную фирму грампластинок, продолжал сольную карьеру. В 1989 году вышел альбом «Best of Dark Horse 1976–1989», представлявший собой сборник лучших песен Харрисона позднего периода. Последний проект Харрисона вместе с экс-битлами Маккартни и Старром – создание ретроспективы творчества группы «The Beatles Anthology». Харрисон — обладатель нескольких престижных премий. Вместе с другими битлами он был награждён Орденом Британской Империи и премией Оскар. Посмертно был принят в Зал славы рок-н-ролла и получил звезду на Голливудской аллее славы. Умер Джордж Харрисон 29 ноября 2001 года от рака в больнице Лос-Анджелеса (США), где с ним успели попрощаться Пол и Ринго. Последний альбом, над которым музыкант работал последние годы, вышел уже после его смерти.

постоянная ссылка

Томас Мур

Томас Мур Томас Мур, ирландский поэт. Родился 28 мая 1779 в Дублине в семье ирландского мелкого торговца, католика. В 19 лет окончил Дублинский университет. С 14 лет сотрудничал в разных дублинских журналах. В 1800 Мур издал свои «Оды Анакреона», а через год выпустил сборник «Поэмы покойного Томаса Маленького». Приобрёл широкую известность и получил приглашение на должность придворного поэта, но по настоянию друзей – либеральных буржуа – отказался. Затем уехал регистратором адмиралтейства на Бермудские острова. На обратном пути посетил Америку – Мекку тогдашних либералов. В 1806 издал сборник стихов, в которых отозвался крайне неодобрительно об Американской республике и её учреждениях. Из Соединённых штатов Мур вернулся реакционером. В 1807 вышел из печати первый сборник «Ирландских мелодий», горячо принятых романтиками. Затем последовали «Национальные мотивы» и «Священные песни», пользовавшиеся меньшим успехом. В 1815 Мур начал самое крупное своё произведение «Лалла Рук» – «восточный» роман с четырьмя вставленными в него поэмами. «Местный колорит» здесь чрезвычайно условен, но очень ярок. По богатству экзотики и трактовке сюжета поэма стоит в одном ряду с восточными поэмами Байрона, у которого Мур заимствовал композиционные приёмы. «Лалла Рук» переведена на персидский язык и пользуется в Персии популярностью как «великая национальная эпопея». Из прозаических произведений М. наиболее известна его биография Байрона (русский перевод, СПБ, 1865). Ирландия, её судьба, преобладает в тематике Мура. Даже в образах его восточного романа «Лалла Рук» не трудно узнать ирландских борцов за свободу, а в мотивах его вставных поэм – ирландские мотивы. Общий характер всего творчества Мура в целом сказался и на его художественных средствах. В его поэзии нет напряжённого действия, нет драматизма и пафоса борьбы, нет глубоких противоречий борющихся сил. Все контрасты у Мура сглаживаются и примиряются, зло стушёвывается. Изящное эстетски выдвигается на первый план. Умер Мур 25 февраля 1852

постоянная ссылка

Ванда Якубовская

Ванда Якубовская Ванда Якубовская родилась 10 октября 1907 года Варшаве. Получила архитектурное образование. После учебы, вопреки желанию родителей, она бросает архитектуру и посвящает свою жизнь кино. В 30-х годах XX века Ванда становится одним из активнейших участников польского «Общества любителей художественного кино» После небольших документальных лент она снимает свой первый художественный фильм в 1937-1939 годах по роману Элизы Ожешко «Над Неманом». Начало второй мировой войны нарушает планы, и фильм так и не выходит на экраны. После захвата нацистами Польши, Ванда в 1942 году попадает в концлагерь Освенцим, а затем в 1945 году в Равенбрюк. Чудом выжив в лагерях смерти, Якубовская по завершению войны реализует свою яркую мечту, позволявшую ей уцелеть в нацистских «фабриках смерти» и создать художестенный фильм об ужасах нацистских концлагерей. В 1948 году появляется её первая полнометражная лента «Последний этап», ставший первой в истории мирового кино художественной лентой о правде Освенцима. Этой же теме режиссёр посвятила и другую свою картину «Конец нашего света». Показ трагедии и подвига простого народа в годы войны режиссёру удалось реализовать и в других лентах «Приглашение» (1985) и «Встреча в темноте» (1960), тема истории страны нашла отражение в картине «Белая мазурка» (1978). Среди интересных работ в эти годы – экранизация повести Януша Корчака «Король Матиуш I», одной из самых ярких и добрых произведений мировой классики для детей. Последний фильм о творчестве поэта Владислава Оркана режиссёр сняла в возрасте 81 года – «Цветы любви». В последние годы жизни работу в кино Ванда Якубовская дополняла педагогической деятельностью, будучи профессором знаменитой Государственной Высшей школы кино, телевидения и театра в Лодзи. Якубовская умерла 25 февраля 1998 года. Она прожила долгую и яркую творческую жизнь – по словам самой Ванды, смерть не касалась её, так как она была заговорена в Освенциме.

постоянная ссылка

Уильямс Теннеси

Уильямс Теннеси Уильямс Теннеси, американский прозаик и драматург. Родился 26 марта 1911 года в городе Коламбусе (штат Миссисипи, США). Псевдоним Теннесси взял в начале своего литературного поприща. Прототипом Уингфилдов в пьесе «Стеклянный зверинец» (1945) послужила собственная семья драматурга: строгий придирчивый отец, упрекавший сына в отсутствии мужественности; властная мать, не в меру гордившаяся видным положением семьи в обществе, и сестра Роуз, страдавшая депрессией. Не желая прозябать на производстве, к чему он был приговорен стеснённым материальным положением семьи, Уильямс вел богемную жизнь, кочуя из одного экзотического уголка в другой (Новый Орлеан, Мексика, Ки Уэст, Санта-Моника). Его ранняя пьеса «Битва ангелов» (1940) построена на типичной коллизии: в душной атмосфере закоснелого городишка три женщины тянутся к странствующему поэту. Самая известная пьеса Уильямса – «Трамвай „Желание«» (1947). Пьесы Уильямса неоднократно привлекали внимание кинематографистов – среди многочисленных экранизаций его произведений наибольшей популярностью пользовались «Трамвай „Желание«» режиссёра Элии Казана (1951) с участием Марлона Брандо и Вивьен Ли и «Кошка на раскаленной крыше» в постановке Ричарда Брукса (1958), в которой главные роли исполнили Элизабет Тэйлор и Пол Ньюмен. Уильямс дважды выдвигался на соискание премии Оскар как лучший сценарист – в 1952 году за «Трамвай „Желание«» и в 1957 – за снятый Элией Казаном фильм «Куколка», в основу которого легли его две одноактные пьесы «Двадцать семь тележек с хлопком» и «Несъедобный ужин». Умер Теннесси Уильямс в Нью-Йорке 25 февраля 1983 года.

постоянная ссылка

Владимир Трошин

Владимир Трошин Владимир Трошин, артист театра, певец. Родился 15 мая 1926 Окончил Школу-студию МХАТ. На театральном поприще В. Трошин довольно быстро достиг «степеней известных», получив уже в 25 лет награду, о которой тогда мечтал каждый творческий работник – Сталинскую премию, а позже став народным артистом РСФСР. Однако всенародная известность пришла к нему в 1955 году, когда он вышел на эстраду с исполнением песен советских композиторов. Обычно его имя здесь связывается с «Подмосковными вечерами», которые он вначале записал для документального фильма, а затем исполнил и по радио. Но еще раньше Трошин поразил слушателей в спектакле МХАТ «Двенадцатая ночь», где среди прочих музыкальных номеров он замечательно исполнил «Песню шута», а его голос, особенно после «Подмосковных вечеров», стал своего рода характерной звуковой приметой того времени. Песни в исполнении Владимира Трошина звучали по радио с утра до вечера. Тонкий лиризм Трошина не остался незамеченным. В эти годы он спел более пятисот произведений. Наиболее трогательные вещи из его репертуара: «В город приходит весна» (Н. Богословский – Б. Насонкин), «Субботний вечерок» (С. Туликов – В. Харитонов), «Зеленый огонек» (К. Молчанов – М. Матусовский), «Не тревожься» и «Весной» (обе – А. Новиков – В. Харитонов), «Жду весну» (Ю. Сокольский – В. Орлов), «По ночной Москве» (А. Бабаджанян – Г. Регистан). Настоящим шлягером на несколько сезонов стала в исполнении Трошина песня Э. Колмановского и В. Орлова «Тишина». Трошин был кумиром целого поколения – его «думающий» бардовский голос и несказанно радовал, и печалил, и лечил наши растревоженные первым чувством души. Но поколение взрослело, и его сердечные резонаторы меняли свою настройку. Песни Трошина «вышли из моды», слава померкла, хотя он периодически напоминал о себе и в 60-е годы («Заправлены в планшеты космические карты...»), и в 70-е, и позже... Умер Трошин 25 февраля 2008. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

постоянная ссылка

Андрей Синявский

Андрей Синявский Андрей Донатович Синявский родился 8 октября 1925 года в Москве. Отец его был из дворян, профессиональным революционером, левым эсером, но вполне лояльно относившимся к советской власти. Любовь к литературе сыну привил именно он. Впоследствии, уже известным писателем, Андрей Синявский рассказал об отце в полудокументальной повести «Спокойной ночи» (1984), в главе «Отец», – и тем исполнит свой сыновний долг так, как это дано только художнику. Учиться Андрей начал в Москве, закончил среднюю школу в Сызрани, куда семья эвакуировалась в начале войны. В 1943 году его призывают в армию. По состоянию здоровья он служит радиомехаником на подмосковном аэродроме. В 1945 году Синявский поступает на заочное отделение филологического университета МГУ. В 1946 – демобилизуется и переходит на дневное отделение. В 1949 – заканчивает университет и поступает в аспирантуру. Работал в Институте мировой литературы, преподавал в МГУ на факультете журналистики, откуда был уволен после публикации в Италии романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Преподавал в Школе-студии МХАТ. Был ведущим литературным критиком журнала «Новый мир» – журнал считался наиболее либеральным в СССР. Синявский – автор литературоведческих работ о творчестве Горького, Пастернака, Бабеля, Ахматовой. С 1955 года начал писать прозаические произведения. В СССР его произведения не печатались, поэтому Синявский переправлял свои произведения на Запад. На Западе под псевдонимом Абрам Терц были напечатаны две книги: «Суд идёт» и «Любимов», а также статья «Что такое социалистический реализм?». Осенью 1965 года Синявский был арестован вместе с Ю. Даниэлем. В феврале 1966 года осуждён на семь лет. Суд над писателями, известный как «Процесс Синявского-Даниэля» сопровождался тенденциозным освещением в печати и был задуман как пропагандистское шоу с разоблачениями и покаяниями, однако ни Синявский, ни Даниэль не признали себя виновными. Вскоре после освобождения в 1973 году поехал по приглашению Сорбонны на работу во Францию. В эмиграции написал много работ, в том числе «Опавшие листья В. В. Розанова», автобиографический роман «Спокойной ночи», «Иван-дурак». Издавал совместно со своей женой М. В. Розановой с 1978 года журнал «Синтаксис». Скончался 25 февраля 1997 года, похоронен в Фонтене-о-Роз под Парижем.

постоянная ссылка

Дни Айам-и-Ха (Вставные дни)

Дни Айам-и-Ха (Вставные дни) «Дни Айам-и-Ха» (Вставные дни) - дни празднования, веселья, гостеприимства и благотворительности. У бахаи свой календарь, основанный Бабом и утвержденный основателем Веры Бахаи - Бахауллой. По этому календарю год бахаи делится на 19 месяцев по 19 дней каждый. Недостающие до солнечного года 4 или 5 дней помещаются перед последним месяцем года и носят имя Айам-и-Ха - вставные дни, дни празднования, веселья и гостеприимства. Они начинаются вечером после захода солнца 25 февраля и заканчиваются с заходом солнца 1-го марта. Айам-и-Ха буквально означает «дни Ха». «Ха» - буква в арабском, соответствующая русской «Х» и одна из трех арабских букв, составляющих слово «Баха». И Баб и Бахаулла следовали арабской традиции, по которой каждой букве присваивалось соответствующее численное значение, и цифрам, и буквам придавался духовный смысл. В системе абджад эта буква арабского алфавита имеет численное значение 5 - нумерологической сумме букв в слове «Баб» и соответствует наибольшему возможному числу Вставных дней. «Ха» также первая буква арабского местоимения, которое в религиозных писаниях на арабском используется при ссылке на Бога или Сущности Божией. Буква «Ха» сама по себе использовалась как символ «Сущности Божией» и стала предметом множества сочинений на арабском посвященным разгадки ее тайн. Таким образом, эти дни вне календаря - дни Айам-и-Ха можно считать днями вне времени, символизирующими вечную Сущность Бога. В Китаб-и-Агдас - священной книге бахаи - Бахаулла так пишет об этом времени: «Дни, остающиеся от месяцев, да будут помещены перед месяцем Поста. Мы распорядились, дабы они среди всех ночей и дней были проявлениями буквы «Ха», и посему они не связаны ограничениями года и месяцев его. Во дни сии людям Бахá подобает устраивать празднество для себя и своих родных, а кроме них - для бедных и нуждающихся, и с радостью и ликованием приветствовать и славить Господа своего, воспевать Ему хвалу и возвеличивать Имя Его».

постоянная ссылка

Энрико Карузо

Энрико Карузо Великий итальянский оперный певец Энрико Карузо родился в Неаполе 25 февраля 1873 года. Его семья была небогатой, и Энрико не получил какого-либо достойного образования. Он стал петь еще ребенком, в церковном хоре. Придя к пониманию, что пение – это его призвание, Карузо стал брать уроки вокала. Его дебют состоялся в родном городе в 1895 году, а через два года он стал знаменитым, исполнив партию Энцо в опере «Джоконда» Понкьелли. В 1900 году Карузо впервые вышел на сцену театра Ла Скала в Милане с партией Неморино в опере «Любовный напиток» Доницетти. В 1902 году он впервые выступил в театре Ковент-Гарден в Лондоне (Герцог в опере Верди «Риголетто»). Триумф оперного певца Карузо связан с театром Метрополитен-опера в Нью-Йорке, где он был ведущим солистом в период с 1903 по 1920 гг. Мы знаем как звучит голос Карузо благодаря граммофонным записям, которых он сделал более 250 – почти весь свой основной репертуар. Карузо обладал голосом редкого тембра, который звучал то как тенор, то как баритон. Карузо является легендой оперного искусства, его пение – образец для многих поколений исполнителей. Карузо прославился исполнением партий в операх Джузеппе Верди («Трубадур», «Бал-маскарад», «Аида»), Леонкавалло («Паяцы»), Пуччини («Девушка с запада»). Кроме оперных партий он исполнял неаполитанские песни. Скончался великий тенор в Неаполе 2 августа 1921 года, в возрасте 48 лет.

постоянная ссылка

Сэмюэл Кольт получил в США первый патент на автоматический револьвер

Сэмюэл Кольт получил в США первый патент на автоматический револьвер О том, кто же на самом деле разработал револьвер Кольта, до сих пор ходят различные версии. По одной из них сам Сэмюел Кольт, будучи юнгой по молодости лет, усмотрел в работе механизма для выбирания якорного каната кабестана принцип действия будущей легенды Дикого Запада. По другой банально воспользовался трудами своего подручного, Джона Пирсона. И, наконец, существуют сведения, что схему револьвера предложил в 1830-х годах англичанин Чарльз Ширк, взяв за основу барабанное ружье Коллера и идеи француза Мариетта. Впрочем, все три версии сходятся в одном Кольт не был талантливым конструктором, он был скорее удачливым и расчетливым коммерсантом. 25 февраля 1836 года он получает в США первый патент на 6-зарядный револьвер 45-го калибра. Через 10 дней Кольт открывает собственное производство. Модель сначала называлась «Патерсон» по имени города, где была развернута мануфактура Кольта, но в скором времени получила название «Техас» за свою популярность среди жителей этого штата. В 1842 году предприятие Кольта обанкротилось, и он занялся разработкой подводных мин, на что даже получил от Конгресса 20.000 долларов. В начале 1847 года Кольт получает крупный заказ от капитана рейнджеров Сэмюэля Уокера, высоко оценившего качества его револьвера, и возобновляет производство на фабрике Эли Уитнея в Уитней-Уиле (штат Коннектикут). Война Техаса с Мексикой 1845-1846 годах обеспечила устойчивый сбыт скорострельных револьверов среди рейнджеров. Новая модель получила название «Армейская модель 1847 года» или «Уокер пистол».

постоянная ссылка

Петр I учредил Синод — верховный орган управления Церковью

Петр I учредил Синод — верховный орган управления Церковью Синод (или Собор) – собрание представителей христианской церкви для решения вопросов и дел вероучения, религиозной нравственной жизни, устройства, управления и дисциплины вероисповедания христианского общества. Первоначально синоды были встречами епископов, и понятие всё ещё используется в этом смысле в католицизме и православии. Термин «синод» в русском языке обычно относится к постоянному собранию старших (иногда всех) епископов, управляющих той или иной поместной православной Церковью. В Русской Церкви первым постоянно действующим синодом был Святейший Правительствующий Синод, учреждённый Петром I как государственный орган церковного управления. Это произошло 25 февраля 1721 года, когда Феофан Прокопович (1681–1736), церковный деятель, писатель и преданный соратник Петра I, обнародовал составленный по поручению царя «Духовный регламент». Регламентом упразднялось введенное на Руси в 1589 году патриаршество и учреждалась Духовная коллегия, или Синод – верховный орган управления Церковью во главе с обер-прокурором, непосредственно подчиненным царю. Синод являлся своего рода «церковным министерством», подобным созданным Петром тремя годами ранее «государственным коллегиям», управляющим иностранными, военными, торговыми и прочими делами. Без предстоятеля Русская Православная церковь оставалась около 200 лет – до 18 ноября 1917 года, когда на поместном соборе в Москве, созванном с санкции Временного правительства, патриархом Московским и всея Руси был избран Тихон. В конце 1917 года Всероссийский Поместный Собор учредил Священный Синод, который продолжает оставаться высшим органом управления в РПЦ в межсоборный период (с 2000 года в период между Архиерейскими Соборами).

постоянная ссылка

Создано Российское космическое агентство

Создано Российское космическое агентство В 1992-м по Указу Президента Российской Федерации было создано Российское космическое агентство. В 1999-м оно было преобразовано в Российское авиационно-космическое агентство, а в 2004 вновь была создана организация, специализирующаяся только на космосе – Федеральное космическое агентство (Роскосмос). Руководит деятельностью Роскосмоса Правительство Российской Федерации. Роскосмос занимается решением разнообразных вопросов, относящихся к космической деятельности России – от эксплуатации космодрома «Байконур» и строительства космодрома «Восточный», до нормативно-правового регулирования и реализации международных проектов. В ближайшие годы «Роскосмос» будет доставлять американских астронавтов на орбиту, а также готовить российских космонавтов к полету на Марс в рамках программы «Марс-500».

постоянная ссылка

Энтони Берджесс

Энтони Берджесс Английский романист, композитор и критик, романы которого создают сатирический образ мира, примечательны словотворчеством. Бёрджесс был также автором нескольких биографий. Однако первой любовью его была музыка: он сочинил несколько музыкальных произведений, прежде чем выпустил в свет первые книги. Самым известным романом Бёрджесса является "Заводной апельсин" (1962). "'What's going to be then, eh?' There was me, that is Alex, and my three droogs, that is Pete, Georgie, and Dim, dim being really dim, and we sat in the Korova Milkbar making up rassoodocks what to do with the evening, a flip dark chill winter bastard through dry." (так начинается "Заводной апельсин") Джон Энтони Бёрджесс Уилсон родился в Манчестере в католической семье. Его отец был кассиром и играл на фортепиано в местном пабе. Так как мать мальчика умерла от пандемии гриппа в 1919 году, его воспитанием занималась сначала тетка, а затем приемная мать. Бёрджесс учился в колледже Ксавериан и в университете Манчестера, где, по окончании его в 1940, он стал читать курс лекций по истории английского языка и литературы. Во время Второй Мировой войны служил в сухопутных войсках. В 1942 году женился на Луелле Ишервуд Джонс (в 1968 году она умерла от цирроза печени). С 1946 по 1950 Бёрджесс преподает в университете Бирмингема, работает в министерстве образования и в школе Бэнбари. До 1959 года он пишет сравнительно мало, так как изучает теорию музыки. Его первый роман “Видение битвы" (A VISION OF BATTLEMENT) был завершен в 1949 году, а напечатан только в 1965. Он во многом был вдохновлен “Энеидой” и текстами Джойса. В 1954 году Бёрджесс был инспектором по делам образования в Малайи и Брунее, и вскоре написал так называемую малайскую трилогию, которая состояла из романов: “Время тигра” (1956-TIME FOR A TIGER), “Враг в одеяле” (1958-THE ENEMY IN THE BLANKET) и “Ложе востока” (1959-BEDS IN THE EAST). В этих произведениях показана прогрессирующая деградация гос. чиновников наряду с зарождением малайзийской независимости. После того как однажды Бёрджесс упал в обморок на одном из уроков, он возвращается в Англию, врачи обнаруживают у него опухоль мозга, и говорят, что жить ему осталось не больше года. Понимая, что оставит свою жену без средств к существованию, Бёрджесс активно начинает заниматься литературой. Под угрозой смерти он лихорадочно создает один роман за другим, пишет обзоры, а также продолжает образование. Диагноз докторов оказывается ошибочным, так как Бёрджесс проживет еще 33 года, написав около пятидесяти книг и сотни статей. Его первая жена Линн предложила ему выступить под псевдонимом Энтони Пауэл, или Энтони Джилверн. Фамилия Бёрджесс была девичьей фамилией матери писателя. Он также использовал псевдоним Джозеф Келл, и даже однажды написал рецензию для газеты “Йоркшир Пост” на роман г-на Келла, который назывался “Внутри мистера Эндерби” (1963). Дело в том, что редактор прислал ему книгу для рецензирования, и Бёрджесс решил, что это шутка, тогда как редактор и не подозревал, что просит написать рецензию самого автора. Бёрджесс также оправлял письма в Дэйли Мэйл под подписью Мухамеда Али. С 1959 года Бёрджесс целиком посвятил себя писательству, и с тех пор жил на Мальте, в Италии, Америке и Монако. Между 1960-м и 1964-м годами он написал 11 романов. Роман THE WANTING SEED (1962) живописал перенаселенную Англию будущего под гнетом тоталитарной системы. В 1962 году вышла в свет его самая известная книга “Заводной апельсин”, которая утвердила за ним репутацию мастера сатиры, в 70-е годы книга была экранизирована Стэнли Кубриком. Роман был создан в связи с ростом числа подростковых банд и распространением бихевиористской теории Скиннера*, и попытками применить ее в работе приютов, психиатрических больниц и тюрем. В 1961 году в Ленинграде Бёрджесс имел опыт общения со стилягами — молодыми хулиганами. В “Заводном апельсине” действие происходит в Лондоне будущего, сама история рассказана на наречии “надцать”, своеобразном гибриде английского, американского и русского сленга. Алекс, главный персонаж, - несовершеннолетний преступник - грабит и убивает людей. Его ловят и промывают ему мозги, пытаясь отбить у него охоту быть бандитом. Как побочный эффект у Алекса возникает ненависть к музыке Бетховена. Центральный философский вопрос романа - может ли быть человек со "злой" волей лучше "хорошего" гражданина, у которого воли нет? В фильме роль Алекса исполнял Малколм Макдауэлл, вскоре она приобрела статус культовой. Позже Кубрик снял этот фильм с проката, руководствуясь тем, что в обществе поднялась волна возмущения, а молодежь старалась подражать Алексу и его друзьям (droogs - Бёрджесс использует русское слово "друг"). "Заводной апельсин" получил несколько номинаций Академии - лучший фильм, режиссер и сценарий, но критики были разгневаны. Лондонское издание книги включало, однако, главу, в которой говорилось о будущем Алекса, что он становится законопослушным гражданином, в отличие от американского издания, где Алекс возвращается к злому, естественному для него образу жизни. К вопросам, поднятым в романе "Заводной апельсин", Бёрджесс обращается вновь в ироническом ключе в романе "Эндерби"(1968), который рассказывает о приключениях бунтаря-поэта в Англии и на континенте. В романе-сиквеле "Завещание заводному миру или последние годы Эндерби" (1975), герой (альтер-эго самого Бёрджесса) живет в Нью-Йорке. В этой книге автор резко критикует американские средства массовой информации, говорит об упадке языка. В 1968 году Бёрджесс женится на итальянской княжне, они проводят много времени на континенте, хотя ему удается время от времени появляться в ток-шоу на телевидении и писать статьи в британские газеты. Когда Бёрджесс выступал в ночном выпуске новостей ББС по случаю кончины Грэма Грина, он не мог сдержаться и не говорить о себе любимом. В 1970-1971 годах Бёрджесс преподавал в Принстонском университете, был почетным профессором колледжа Сити в Нью-Йорке (1972), работал в нью-йоркском университете г. Буффало (1976). В 1972 году он был назначен заведующим литературной частью театра Гатри в Миннеаполисе. В 1975 и до смерти жены спустя восемь лет Бёрджесс жил на Мальте. В 70-е и 80-е годы он опубликовал около 30 книг, в том числе "Силы земли" (1980), который многие критики признают самым лучшим романом Бёрджесса. В нем повествование ведется от лица восьмидесятилетнего преуспевающего гомосексуального писателя, Кеннета Туми; считается, что прототипом для него был Сомерсет Моэм. В книге также содержится немало шутливых замечаний о многих значительных в мире литературы людях. Место действия другого романа под названием "Царство слабых" (1985) переносится в раннехристианскую эпоху. Бёрджесс писал сценарии к фильмам, а также исследования по истории литературы, особенно занимали иго Шекспир и Джойс. Его музыкальные сочинения включают симфонии, балет и оперу. Автобиографии Бёрджесса, "Маленький Уилсон и большой Бог" (1987), "У тебя было время" (1990) приоткрывают читателю образ автора, как человека, подверженного сомнениям, что так не согласуется с его публичным имиджем. Третья симфония Бёрджесса исполнялась в университете Йова в 1975 году, а музыкальная композиция "Улисс, Блумс и Дублин" транслировалась по радио в день годовщины смерти Джеймса Джойса.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -