Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 24 января
 
Календарь событий

Дмитрий Ушаков

Дмитрий Ушаков Дмитрий Николаевич Ушаков, русский филолог. Родился 12(24) января 1873 в Москве. Ушаков вел работы по языкознанию, диалектологии, орфографии, орфоэпии, лексикографии и истории русского языка. В написанной им в 1911 книге «Русское правописание» было проанализировано соотношение между правописанием и произношением в русской литературной речи, и здесь он впервые обосновал необходимость реформы русской орфографии. В 1917-1918 он стал активным участников составления проекта орфографической реформы. Произошедшие в России революционные социальные преобразования значительно изменили словарный состав русского языка. Уже в 1920-е годы по предложению В. И. Ленина была начата работа над толковым словарем русского языка. Её как составитель и главный редактор выполнял Дмитрий Николаевич Ушаков. Работа по созданию 4-томного «Толкового словаря русского языка» велась Д. Н. Ушаковым с 1934 по 1940 год. На свет появился словарь, восполнивший существенный пробел в описании развития русского языка в 20 веке. Этот словарь отнесен специалистами к числу обязательных в перечне словарных изданий 19-20 веков. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей. В 1930-е Ушаков возглавлял Орфографическую комиссию Наркомата просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей пародов СССР. Ушаков был крупным педагогом и организатором науки; он подготовил большое количество учеников, среди которых Р.О.Якобсон, Н.Ф.Яковлев, Г.О.Винокур, П.С.Кузнецов, Р.И.Аванесов, В.Н.Сидоров и др. Умер Ушаков в эвакуации в Ташкенте 17 апреля 1942.

постоянная ссылка

День святого Неофита

День святого Неофита В девяти километрах от Пафоса расположен один из красивейших, больших и самых посещаемых монастырей на Кипре - монастырь святого Неофита. Этот святой был уроженцем знаменитой горной деревушки Левкара, славящейся на весь мир искусством кружевоплетения и изготовления ювелирных украшений и предметов быта из серебра. С самых юных лет Неофит решил, что будет служить Богу и начал готовить себя к принятию монашества. Родители Неофита видели в нём продолжателя рода и хотели его женить, но юноша был непреклонен в своём решении и, в итоге, ушёл из дома. Он отправился в горный монастырь святителя Иоанна Златоуста, где уже проходил послушания, и принял постриг. Он возделывал виноградники, любил проводить время в уединении, читая молитвы и богословские труды. Он настолько преуспел в этом, что сумел наизусть выучить Псалтирь. Неофит стал просить опытных старцев отпустить его для преуготовления места для полного уединения, но получил отказ. Старцы отговорили молодого монаха от этого поступка, руководствуясь теми соображениями, что он не сможет справиться со всеми соблазнами и искушениями, которые его настигнут. Неофит решает посетить Святые Места в Иерусалиме и попробовать там найти покой в одной из пустынь. Не найдя такой, возвратился на родину и попробовал отплыть на корабле в монастырское поселение, в Малую Азию, но и это не удалось. Судьба Неофиту подарила возможность найти уединение на самом Кипре. Однажды Неофит нашёл нерукотворную пещеру, обустроил её и поселился в ней. Построил церковь во имя Святого Креста, а потом воздвиг небольшой монастырь «Енклистра», что в переводе означает «Место затвора». Он не подпускал к своему поселению никого из монахов, но по настоянию епископа Пафосского Василия Киманоса, через четыре года согласился принять одного ученика, а затем и многих других. Отдав насельникам составленный им устав для монастыря, Неофит благоустраивает пещеру над прежней и уходит в затвор, выходя к ученикам лишь по воскресеньям. У киприотов есть придание о том, что Неофит пробил небольшое отверстие в крыше построенной им первой церкви (которая теперь стала располагаться ниже новой пещеры) и слушал красивое монастырское пение. Это служило единственным «развлечением» отшельника. Он отошёл ко Господу в почтенном возрасте, ему было за 80. Точную дату его кончины никто до сих пор никто не знает. Киприоты свято чтят Неофита, приходя к его пещерке и прося его о помощи в самых разных житейских ситуациях. 24 января к пещере совершается торжественный крестный ход. Памятно то, что этот день для воспоминания Неофита установил сам святой, ещё при жизни, когда он чудом остался жив при строительстве новой пещеры под названием «Новый Сион». Служба в маленьком пещерном храме совершается один раз в году. Киприоты также прославляют Неофита и 28 сентября, в день, когда чудесным образом были обретены его святые мощи. амятно также и то, что в монастыре святого Неофита проходил послушания митрополит Пафосский Хризостом, ныне – Предстоятель Кипрской Православной Церкви, Хризостом II.

постоянная ссылка

Основание цыганского театра «Ромэн»

Основание цыганского театра «Ромэн» 24 января 1931 года – день рождения, созданного в Москве, единственного в мире цыганского театра. Создатели «Ромэна» – А. Луначарский, А. Андрева, А. Германо, Г. Лебедев, И. Ром-Лебедев – задумали его как театр-студию «Индо-ромен» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. Художественным руководителем театра до 1936 года был М. Гольдблат. Первые публичные спектакли призывали цыган на оседлость и ведение трудовой жизни. Профессиональным «Ромэн» считается с декабря 1931 года. Связь с МХАТом помогла артистам из табора привить основы психологического театра Руси. Отечественные и зарубежные произведения нашли место в репертуаре театра. Появились русскоязычные спектакли, которые расширили зрительскую аудиторию. За время более чем семидесятилетнего существования в театре работали известные широкой публике актеры и режиссеры. Повысился уровень образованности актеров, многие из которых имеют за плечами ГИТИС или диплом специально созданной в 1978г. студии при Московском музыкальном училище им. Гнесиных. Вручением ордена Дружбы народов в 1981 году были отмечены заслуги театра.

постоянная ссылка

Появилось первое баночное пиво

Появилось первое баночное пиво После того, как американская компания Krueger Brewing Co выпустила первую партию баночного пива под названием «Сливочный эль Крюгера» в городе Ричмонде, перспективность новой тары ни у кого не вызывала сомнений. Новшество настолько пришлось по вкусу населению, что уже через полгода сбыт пива в металлических банках в пять с половиной раз превзошел обычные продажи. Пиво пили все, спрос все возрастал. Через год на новые технологии упаковки пива перешли еще двадцать три завода США. Алюминий для изготовления банок первыми использовали гавайцы в 1958 году. А когда пивоваренная компания Pittsburgh Briwing Co совместно с упаковочной фирмой Alcon, предложили любителям эля попробовать пиво в алюминиевых банках с клапанным открыванием – это вызвало настоящий фурор. Сегодня баночное пиво представляет серьезную конкуренцию пиву, разлитому в стеклянные и пластиковые бутылки.

постоянная ссылка

Создание Национального филармонического оркестра России

Создание Национального филармонического оркестра России С целью поддержания оркестрового исполнительства и развития его лучших традиций в мировых масштабах 24 января 2003 года Президент России В.В. Путин поручил Министерству культуры РФ подписать приказ о создании Национального филармонического оркестра России (НФОР). Художественным руководителем оркестра был назначен Владимир Спиваков – дирижер и скрипач, известный во всем мире. В состав были собраны лучшие оркестровые музыканты Москвы и Санкт-Петербурга. Оркестр дебютировал на концерте, посвященном памяти Е. Светланова 26 сентября 2003г. в Московском Доме музыки. Несмотря на короткий срок существования на счету НФОР выступления с Дж. Норманом, Пл. Доминго, М. Гулегиной, Дм. Хворостовским, М. Аваресом и многими другими представителями мировой музыкальной элиты. Гастроли российского оркестра проходят не только в Москве и регионах страны, а также в странах СНГ и США. Делает честь коллективу и ежегодное участие в Международном музыкальном фестивале В. Спивакова во французском Кольмаре. Записи выступлений оркестра выпущены на нескольких компакт-дисках.

постоянная ссылка

Пьер Бомарше

Пьер Бомарше Пьер Бомарше (Пьер Огюстен Карон), французский драматург. Родился 24 января 1732 в Париже в семье часовщика. В детстве помогал отцу. Женившись на состоятельной вдове, стал вхож ко двору, и получил в Версале полулакейскую должность. Сумел понравиться королеве остроумием и игрой на арфе. В светских кругах Пьер познакомился и вошел в доверие к миллионеру Пари-Дюверне, стал его младшим партнером в банковских делах и купил себе должность секретаря короля. Вместе с должностью получил и дворянство, превратившись из Пьера Карона в де Бомарше. В 1767 написал первую пьесу «Два друга», а в 1770 – «Евгению», в которых остро поставил проблему социального неравенства. В 1773-1774 написал четыре памфлета, направленные против коррумпированной судебной системы Франции. Памфлеты, названные им «Мемуары», имели ошеломляющий успех. Сам Вольтер утверждал, что не читал ничего интереснее. В 1775 Бомарше написал пьесу «Севильский цирюльник», и сразу стал первым драматургом Франции. Это подтолкнуло его к мысли продолжить пьесу, и в 1784 он создает «Женитьбу Фигаро», а в 1792 завершает трилогию мелодрамой «Виновная мать». По мотивам пьес Бомарше в 1786 Моцарт написал оперу «Свадьба Фигаро», а Россини в 1816 создал оперу «Севильский цирюльник». В основном именно по этим произведениям и знают современники творчество Бомарше. Умер 18 мая 1799 в Париже.

постоянная ссылка

Юрий Башмет

Юрий Башмет Юрий Абрамович Башмет родился 24 января 1953 г. в Ростове-на-Дону. После окончания Львовской средней специальной музыкальной школы в 1971 г. учился в Московской консерватории по классу альта. С 1976 по 1978 гг. учился в ассистентуре Московской консерватории. В это время о Юрии уже говорили как об одаренном артисте. В 1972 г. Юрий приобрел альт знаменитого итальянского мастера XVIII в., на котором играет на всех концертах. В 1976 г. началась концертная деятельность Башмета. Он выступает не только в России, но и в концертных залах европейских стран, Северной и Латинской Америки, Австралии и Японии. Всемирное признание и авторитет альтиста Юрия Башмета не знает границ, а с 1985 г. он еще и дирижер. В 1986 г. он организовывает камерный оркестр «Солисты Москвы», но через некоторое время музыканты ансамбля решают остаться во Франции. Юрий возвращается на родину, а ансамбль через некоторое время распадается. Следующая попытка создания ансамбля с тем же именем была более удачной. С 1992 г. существует уникальный ансамбль, без которого немыслима музыкальная жизнь России и других стран мира. Оркестр записал несколько компакт-дисков, с большим успехом проводит гастроли. Сам Юрий Башмет выступает как сольно, так и совместно с ведущими оркестрами мира. В его репертуаре есть музыка различных стилей и эпох. Интерпретация Башметом некоторых классических произведений признана выдающейся («Чакона» И.С. Баха, Симфония-концерт для скрипки и альта В. Моцарта, Соната «Арпеджионе» Ф. Шуберта и др.). Он также преподает в Московской консерватории и занимается просветительской деятельностью. О его творчестве и уникальной личности музыканта снято несколько фильмов. Он удостоен звания Народный артист СССР (1991), Государственных премий СССР (1986) и России (1993, 1995, 2000).

постоянная ссылка

Эрнст Гофман

Эрнст Гофман Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге, бывшим в то время столицей Восточной Пруссии, сейчас это Калининград. Это был интернациональный город, и среди предков самого писателя, кроме немцев, были поляки и венгры. Отец будущего писателя был адвокатом, образованным человеком с развитым художественным вкусом, но любил выпить. Через несколько лет после рождения сына он ушел из семьи. Вильгельма воспитывали бабушка и дядя, педантичный и угрюмый человек. В 1792 году Гофман поступил на отделение правоведения в Кёнигсбергский университет, где в то время преподавал И. Кант. Правда, Гофман почти не бывал на лекциях, предпочитая книги, живопись и музыку. Он часто бывал в театре. Связь с женой виноторговца Дорой Хатт привела к скандалу и вынужденному отъезду Гофмана в Силезию в 1796 году. Гофман стал сам зарабатывать себе на хлеб, работая чиновником, но от опеки дяди ему избавиться не удалось. В 1804 г. он был переведен в Варшаву и решил посвятить свободное от работы время музыке. В связи с этим он изменил свое третье имя Вильгельм на Амадей (в честь Моцарта), сочинял и исполнял музыкальные произведения. Но пришла война, и Гофман лишился работы, умерла его единственная дочь, как музыкант он тоже был никому не нужен. В это тяжелое время он написал свой первый рассказ-мистификацию «Кавалер Глюк» (1809), только ради денег. Мистицизмом проникнуты и его остальные знаменитые произведения: «Дон Жуан», «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», «Эликсир дьявола». В последние годы жизни Гофман страдал от паралича, свои последние произведения диктовал санитару: «Угловое окно», «Мастер Вахт», «Выздоровление». 25 июня 1822 года Гофман умер. В России его произведения стали известны уже после смерти писателя, с 1830-х гг.

постоянная ссылка

Настасья Кински

Настасья Кински Настасья Кински родилась в Западном Берлине 24 января 1961 года, в семье известного актера Клауса Кински. Настоящее имя актрисы – Настасья Аглая Накшиньски. Ее отец назвал дочь в честь одной из героинь романа «Идиот» Федора Достоевского. В кино Настасьи Кински дебютировала в 1975 году, снявшись в фильме Вима Вендерса «Ложное движение». В 1976 году актриса встретилась с режиссером Романом Полански, который предложил ей поступить на курсы актерского мастерства. В 1979 году Полански пригласил Кински на главную роль в фильме «Тэсс», по мотивам романа Томаса Харди «Тэсс из рода д`Эрбервиллей» Томаса Харди. С целью лучше вжиться в роль Настасья Кински около полугода прожила в деревне в Нормандии, что позволило ей достаточно хорошо осмыслить и изобразить на экране жизненную драму молодой женщины. За эту роль Настасья Кински получила премию «Золотой глобус», которая принесла ей славу и всемирную известность. После этого она снялась в фильмах «От всего сердца», «Люди-кошки», «Париж, Техас», «Весенняя симфония», «На виду», «Возлюбленные Марии». Начиная с середины 1990 годов, часто играла в американских фильмах. На творчество Настасьи Кински большую роль оказали два режиссера – Роман Полански, представивший ее зрителям как серьезную актрису, и Андрей Кончаловский, который удачно напомнил о ее славянском происхождении. Кински снялась в фильмах Кончаловского «Униженные и оскорбленные» и «Вешние воды».

постоянная ссылка

Михаил Ромм

Михаил Ромм Михаил Ильич Ромм родился 11(24) января 1901 года в Иркутске. В годы гражданской войны (1918-1921) служил секретарем Главскладпродарма в Красной Армии. В 1925 году он окончил факультет скульптуры Высшего художественно-технического института, работал скульптором, переводчиком, научным сотрудником по вопросам кино, сценаристом. В 1931 году получил должность ассистента режиссера в «Союзкино» (сейчас «Мосфильм»), а через два года стал режиссером-постановщиком. В 1934 году вышел его первый фильм – «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. В 1937-1939 гг. Ромм снял два фильма о Ленине («Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году»), в которых Ленин предстает живой человечной личностью. Вождя большевиков в этих фильмах сыграл Б. Щукин. В 1940-1950-е годы Ромм снимает антифашистские фильмы: «Человек № 217», «Русский вопрос» (за эти два фильма Ромм получил Сталинскую премию). Признанным шедевром считается документально-публицистический фильм Ромма «Обыкновенный фашизм», вышедший в 1965 году. Сегодня он назван классикой кинематографа. Много лет Ромм преподавал во ВГИКе, писал книги о киноискусстве. Незавершенной осталась его последняя работа – документальный фильм «Мир сегодня». Михаил Ромм умер 1 ноября 1971 года. Фильм был закончен М.Хуциевым, Э.Климовым и Г.Лавровым и вышел на экраны в 1974 году под названием «И все-таки я верю».

постоянная ссылка

Фридрих II Великий

Фридрих II Великий Фридрих II Великий – король Пруссии эпохи просвещённого абсолютизма, из династии Гогенцоллернов, родился 24 января 1712 года в Берлине и был вторым из четырнадцати детей короля Фридриха Вильгельма I. Юность Фридриха проходила в непростых условиях: отец, «король-фельдфебель», жил армией и сына мечтал вырастить идеальным солдатом. Муштре и маршировкам принца отдавалось огромное внимание, но, к огорчению отца-солдафона, юноша рос поклонником изящных искусств, танцев, французской философии, музыки. Молодой принц любил науки, написал труд «Антимаккиавелли», критикуя цинизм «Государя» Маккиавели. В общем, отрадой для отца Фридрих никак не являлся. Более того – не выдержав деспотии отца, в 1830 году принц попытался бежать в Англию. Взбешённый король велел арестовать Фридриха, а перед окнами комнаты повесить его друга и сподвижника, лейтенанта Катте. Этой трагедией наказание не закончилось: принца насильно женили на нелюбимой и сослали служить в далёкий гарнизон. В 1740 году Фридрих становится королём. Он провёл ряд важных реформ, ввёл открытое гласное судопроизводство, продолжил политику веротерпимости отца, развивал прусскую экономику и укреплял государственность. В свободное время король писал исторические труды, много читал, владея девятью современными и древними языками, включая древнегреческий и иврит, переписывался с Вольтером, коллекционировал картины, сочинял музыку и слыл весьма просвещённым монархом. Его звали королём-философом. В 1755 году Фридрих открыл в Берлине первую публичную библиотеку. В наследство от отца от получил сильную армию, что позволило Фридриху принять активное участие в борьбе за Австрийское наследство. Одержанные победы принесли Фридриху славу крупнейшего полководца Европы и прозвище Великого. Однако славе «великого Фридриха» был нанесён ощутимый удар. Семилетняя война с Россией и победы русского оружия поставили под угрозу само существование Прусского королевства. В Кёнигсберге, ставшем русской провинцией, появился новый губернатор – Василий Суворов. Фридрих II готов был уже на любые уступки «русским варварам», которых до того времени не считал достойными соперниками… «Где пышный дух твой, Фридерик? Еще ли мнишь, что ты велик?» - насмешливо писал Ломоносов. Но кончина императрицы Елизаветы и вступление на трон Петра III спасло короля. Пётр III боготворил Фридриха и подписал мирный договор без всяких контрибуций, возвратив прусскому королю все земли. Некоторое время Фридрих II не мог в это поверить. С вступлением на трон Екатерины II отношения с Пруссией стали сдержанней. Умная императрица насквозь видела «старого ирода» и его интриги (к тому времени короля уже стали звать в Европе «старым Фрицем»). Воевать с Россией Фридрих больше не решался, однако строил дипломатические козни, параллельно пытаясь переженить своих принцесс с русскими великими князьями. Фридрих Великий и Екатерина Великая вели активную переписку двух просвещённых монархов, впрочем, достаточно цинично воспринимавших «просвещённость» друг друга… Умер Фридрих II в преклонном возрасте, в 1786 году.

постоянная ссылка

Валерий Ободзинский

Валерий Ободзинский Валерий Владимирович Ободзинский, советский эстрадный певец, тенор. Родился 24 января 1942 в Одессе, когда город был оккупирован фашистами. В полтора года его чуть не застрелил немецкий офицер. Потом было голодное детство, юность в среде одесских хулиганов. Он хорошо пел, играл на контрабасе, был обаятелен – и отвлекал публику, пока шайка «чистила» карманы… После школы Валера работал кочегаром, а потом массовиком на пароходе. В начале 60-х он поступил в Томское музыкальное училище. После его окончания устроился в местную филармонию, где начал выступать с концертами. Несколько лет проработал в концертных бригадах разных городов Сибири. В 1961 женился, появились дети – две дочери, Анжелика и Валерия. К этому времени Валерий стал уже одним из самых популярных певцов СССР. Его «Восточную песню», «Эти глаза напротив», «Колдовство» помнят до сих пор, а тогда это вообще были невероятные шлягеры. Все концерты шли с аншлагом, рядам поклонниц не было предела, пластинки расходились мгновенно. Конкурентов на эстраде у него практически не было – так же любим был только, пожалуй, Муслим Магомаев. Однако не все было так безоблачно. С ростом популярности его стали все чаще критиковать в официальных изданиях. Ведь в его репертуаре были песни о Любви – но не к партии и советской власти, а вел себя на сцене он свободно и раскованно – слишком уж по-западному… Его нещадно стали вырезать из телевизионных программ. С 1971 тогдашним министром культуры РСФСР было дано распоряжение не разрешать концерты Ободзинского в пределах Российской Федерации. Начались сложные годы, а с ними и проблемы с алкоголем – привычный метод борьбы с депрессией… Он еще выступал, но все меньше и меньше. Он пил – и нередко во время гастрольных поездок. В 1983 Ободзинский спел только один концерт в Москве, а в 1986 ушел со сцены. Его семья к тому времени разрушилась. Никто не знал, где и как живет недавний кумир. А он работал сторожем на фабрике, и продолжал разрушать себя алкоголем. Пока в июле 1991 судьба не свела его с верной и преданной до последних дней спутницей, поклонницей его таланта Анной Есениной. Она помогла ему справиться с зависимостью, и даже сумела возвратить, хоть ненадолго, радость творчества. Ободзинский умер 26 апреля 1997 в Москве. Ему было всего 55 лет.

постоянная ссылка

Василий Суриков

Василий Суриков Современники считали его ясновидцем, которому открыто прошлое. В музеях перед его полотнами и сегодня многолюдно. Памятник художнику и его дом-музей открыты в Красноярске, имя великого живописца носит Московский государственный академический художественный институт. Память о Сурикове увековечена даже в космосе — на далеком Меркурии есть кратер его имени. Василий Иванович Суриков родился (12) 24 января 1848 года. С 1858 по 1861 обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. Утро стрелецкой казни В 1870 поступил в ученики Императорской Академии Художеств. Посещая ее классы до 1873, получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874, за написанную по программе картину: «Милосердие самаритянина», был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу «Апостол Павел благовествует пред царем Агриппой и его сестрой Вероникой» удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. Боярыня Морозова В 1881 вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно участвует на них со своими картинами. Главные из этих картин: «Утро стрелецкой казни при Петре Великом», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» (все три в Третьяковской галерее, в Москве), «Взятие снежного городка, из сибирского быта», «Ермак» (в Русском музее, в Санкт-Петербурге) и «Суворов на Сен-Готарде» (там же). Несколько лет работал Суриков над своим последним большим полотном «Степан Разин» (1907-1910, ГРМ). Картина давалась ему нелегко, и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Боярыня Морозова Последний созданный Суриковым исторический образ – образ Пугачева; сохранился эскиз 1911, изображающий предводителя крестьянского восстания заключенным в клетку... В 1912 на выставке Союза русских художников экспонировалась картина Сурикова «Посещение царевной женского монастыря». Значительно искусство Сурикова-портретиста, удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Василий Иванович Суриков умер 6 (19) марта 1916. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

постоянная ссылка

Людмила Савельева

Людмила Савельева Людмила Михайловна Савельева родилась 24 января 1942 года в Ленинграде. С 11 лет она занималась балетом. В 1962 году Людмила окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я.Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова (ныне Мариинский театр). Карьера балерины у девушки складывалась удачно. Она успела станцевать Жизель, принимала участие в экранизации балета «Спящая красавица» (1964). В Мариинском театре из нее собирались сделать солистку. Однако в ее судьбу вмешался кинематограф. На балерину обратил внимание помощник режиссера С.Бондарчука и пригласил в Москву на кинопробы на роль Наташи Ростовой в фильм «Война и мир». На эту роль пробовалось много актрис (А.Вертинская, Н.Кустинская, Н.Фатеева), но утвердили – Савельеву, и с 1964 года она начала сниматься в кино. «Война и мир» Бондарчука – поистине эпохальное произведение. Фильм с огромным успехом прошел по всему миру, в США ему был присужден «Оскар», а Савельевой он принес мировую славу и любовь зрителей. На Московском кинофестивале она получила сразу две награды – за лучший дебют и приз зрительских симпатий. Еще во время съемок этого фильма, Людмила продолжала выступать на сцене. Она разрывалась между балетом и кино, пыталась совмещать и то и другое. Но физически такую нагрузку трудно было выдержать, и Людмила выбрала кино, о чем потом совершенно не жалела. Покинув Театр оперы и балета, Савельева с 1967 года стала актрисой Театра-студии киноактера. Тогда же она познакомилась с Александром Збруевым. Вскоре они поженились, и вместе уже более 40 лет. В 1968 году у них родилась дочь. Следующую роль в кино Людмиле предложили режиссеры Алов и Наумов – в своем фильме «Бег» (1970) по М.Булгакову. В том же году Савельева сыграла в картине Ю.Карасика «Чайка», получившей Приз «Серебряный Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго, и во французско-итальянской мелодраме «Подсолнухи». А в Японии 1970 год был объявлен Годом Людмилы Савельевой. Актриса очень серьезно подходила к выбору ролей. Однажды задав для себя высокую планку, она не снижала ее в течении всей своей жизни. В 1970-80 годах она снялась в таких фильмах, как «Всадник без головы», «Юлия Вревская», «Шел четвертый год войны», «Успех», «Нам не дано предугадать» и др. С начала 1990-х годов Людмила Михайловна и вовсе перестала сниматься. После долгого перерыва она вернулась в кинематограф, сыграв в философской притче В.Наумова «Тайна Нардо, или Сон белой собаки» (1999). После этого последовали главная роль в драме С.Соловьева «Нежный возраст», и роль снова в картине В.Наумова «Часы без стрелок» (2001). За всю свою творческую жизнь Людмила создавала только положительные образы, ей так и не пришлось играть «злодеек». «Я играю только те роли, которые мне по-настоящему нравятся. Я никогда не рвалась в кино только ради того, чтобы сниматься, и от многих предложений отказывалась», – говорит сама актриса. Сегодня Народная артистка России Людмила Михайловна Савельева живет и работает в Москве. В 2009 году вышел фильм «Анна Каренина» по Л.Толстому С.Соловьева, где Савельева снялась в роли княгини Щербацкой.

постоянная ссылка

Глеб Кржижановский

Глеб Кржижановский Глеб Максимилианович Кржижановский, деятель революционного движения в России, советский государственный и партийный деятель. Родился 12(24) января 1872 в Самаре в семье интеллигента. В 1891 вступил в марксистский кружок. В 1894 окончил Петербургский технологический институт. В декабре 1895 арестован. В 1897 сослан в село Тесинское (ныне Тесь) Минусинского округа на 3 года. С 1901 руководил искровским центром в Самаре, где работал в железно-дорожном депо. Входил в Организационный комитет по созыву 2-го съезда РСДРП, на котором заочно был избран членом ЦК партии. Участвовал в подготовке 3-го съезда РСДРП. Участник Революции 1905-07; в октябре 1905 председатель забастовочного комитета; в начале 1906 в Петербурге сотрудничал в большевистской газетой «Волна» и журналом «Мысль». С 1910 заведовал в Москве кабельной электросетью. Участвовал в проектировании и строительстве первой в России электростанции. Во время Февральской революции 1917 член большевистской фракции Моссовета. После Октябрьской революции 1917 работал над восстановлением и развитием энергохозяйства Москвы. С 1919 председатель Главэлектро ВСНХ. В 1920 назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО) и в декабре 1920 выступил с докладом о плане ГОЭЛРО на 8-м съезде Советов. Сыграл выдающуюся роль в организации социалистического планирования, был первым председателем Госплана (1921–30), участвовал в составлении 1-го пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. В 1929-39 вице-президент АН СССР; основатель (1930) и до конца жизни руководитель Энергетического института АН СССР; приложил много усилий для привлечения деятелей науки к разработке важных народно-хозяйственных проблем. Автор ряда воспоминаний о Ленине. В Бутырской тюрьме и сибирской ссылке создал известные песни революционного подполья: «Варшавянка» («Вихри враждебные веют над нами»), «Красное знамя», «Слезами залит мир безбрежный», «Беснуйтесь, тираны». В конце 30-х из писем Кржижановского стали известны его нелестные отзывы о Сталине. Он не был арестован, но вся его деятельность была взята под строгий контроль. Он был отстранен от всякой руководящей работы, имя его замалчивалось. После смерти 31 марта 1959 был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

постоянная ссылка

Этьен Фальконе

Этьен Фальконе Этьен Фальконе, французский скульптор, родился 1 декабря 1716 года. Он был сыном простого столяра. Первые навыки в обращении со скульптурным материалом Этьен получил в мастерской своего дяди Никола Гильома, мастера-мраморщика. Учителем и близким другом Этьена был Жан-Луи Лемуан, скульптор короля, крупный портретист. Почти всю жизнь Фальконе провел в Париже, который стал для него школой художественного мастерства. Его дарование развивалось главным образом на почве национальной культуры. Он не был в Италии, куда обычно так стремились художники всех стран. С произведениями античных мастеров он познакомился по слепкам, рисункам и гравюрам. В 1753 году Фальконе принял участие в конкурсе по реконструкции и украшению церкви Св. Роха и победил. Работа в церкви продолжалась в течение десяти лет. Очень высоко были оценены его скульптурные работы 1757 года, мраморные статуи «Грозящий Амур» и «Купальщица», чуть позднее – «Нежная грусть» и скульптурная группа «Пигмалион и Галатея». С этим произведением Фальконе добивается настоящего триумфа. Памятник Петру I Этьена Фальконе Вскоре его приглашает в Россию Екатерина II, с предложением создать монумент в память Петра I. В 1766 году Фальконе отправляется в Россию и работает над созданием памятника. По смелости композиционного и технического решения, строгости и лаконизму форм памятник Петру – одно из лучших произведений монументального искусства того времени. До сих пор Фальконе в первую очередь известен как автор этого памятника, равных которому в мировой скульптуре немного. Памятник открыли 7 августа 1782 года – в столетний юбилей воцарения Петра. Но Фальконе не суждено было присутствовать при этом долгожданном событии – в сентябре 1778 года он покинул Санкт-Петербург. После открытия памятника Екатерина послала ему две медали – золотую и серебряную, отчеканенные по случаю этого события. Вскоре с Фальконе случился удар, приведший к параличу, приковавшему художника к постели на восемь лет. Он так и не оправился от этой болезни. 24 января 1791 года жизнь замечательного художника оборвалась.

постоянная ссылка

Рональд Хаббард

Рональд Хаббард Рональд Хаббард, американский писатель и философ, создатель дианетики и сайентологии. Родился 13 марта 1911 г. в Соединённых Штатах в г. Тилден (штат Небраска) в семье офицера военно-морских сил. Детство провёл на диком Западе в штате Монтана, где располагалось семейное ранчо Хаббардов. Подростком узнал о теории Фрейда. И хотя Рон Хаббард позднее отверг учение Фрейда, как неработоспособное и малопригодное, он сделал очень важный вывод: «С разумом можно что-то сделать». В 1927-1929 гг. путешествовал по странам Востока. Побывал в Китае, тибетских монастырях, Индии, Японии, на островах Тихого океана, при этом находя и собирая «необходимые факты для познания сущности человеческого бытия». На 1930-40 гг. пришелся золотой век научной фантастики, в котором заметное место занимают произведения Хаббарда. Он был в этот период популярным автором во многих литературных жанрах: приключенческом, фантастическом, фэнтези, лирическом, детективном, вестерне, писал и сценарии для кино. Продуктивность Хаббарда поражает: за шесть лет (1935-1940) он написал в общей сложности 138 романов, повестей и рассказов во всех возможных жанрах. В это же время он ведет исследования, результатом которых стала «наука душевного здоровья» – дианетика. Однако научная общественность не признала дианетику наукой. Хотя первоначально его идеи встретили бурный интерес, вскоре после бума его стали обвинять в мошенничестве. В 1952 г. Хаббард выпустил новый продукт – сайентологию. Начиная с 1954 г., в США, Дании, Канаде, Новой Зеландии, Франции, Южной Африке и других странах мира стали основываться местные церкви сайентологии. Наладив эффективную работу во всех организациях, в 1966 году он отошёл от руководства, передав все обязанности 100 обученным административным сотрудникам. В 1965-1975 гг. по всему миру прошло несколько волн преследований сайентологов. По мнению русской православной церкви, сайентология принадлежит к тоталитарным деструктивным сектам. 24 января 1986 г. Хаббард скончался. И хотя он был и остается фигурой спорной, его заслуги перед жанром фантастики (в самом широком смысле) несомненны.

постоянная ссылка

Амедео Модильяни

Амедео Модильяни Итальянский художник Амедео Модильяни родился 12 июля 1884 года в городе Ливорно (Италия). По матери Амедео происходил из богатого испано-еврейского рода. Ко времени появления на свет Амедео его семья зарабатывала на жизнь продажей угля и дров, что не приносило им больших доходов. Ещё в юности молодой живописец понял свое предназначение. В 1898 году Модильяни начинает посещать в Ливорно частную художественную студию. Он делает большие успехи. Весной 1902 года Модильяни поступает в Свободную школу живописи обнаженной натуры во Флоренции, где обучается у Джованни Фаттори. В этот период он начинает с интересом изучать искусство эпохи Возрождения. В 1906 году Амадео Модильяни покидает любимую им Италию, и переезжает в Париж. Там он обитает он в крохотной мастерской на Монмартре. Он частенько посещает кафе «Ротонда», котоое известным местом встреч творческой богемы Парижа. Здесь Модильяни подружился со многими творческими людьми, его другом становится поэт Жан Кокто. Еврейка (1908) В 1907 году Амадео увлекался живописью Поля Сезанна и Пабло Пикассо. В его работах 1908-1909 гг. – «Еврейка», «Виолончелист»– прослеживается влияние этих великих мастеров. Помимо этого Модильяни занимается скульптурой, принимает участие в выставках, однако его работы не пользуются особым успехом. В 1914 году Амадео знакомится с галеристом Леопольдом Зборовским, который был одним из первых, разглядевших талант художника. Впоследствии Зборовский занимался продажей работ Модильяни. В 1917 году художник женится на очаровательной Жанне Эбютерн, которая через год родила ему дочь. Жена стала основной моделью Модильяни. Художник был счастлив в браке, однако его здоровье, которое никогда не было крепким, теперь ещё более ухудшается. Его единственная выставка прошла в 1917 году в Париже, но не имела особого успеха . Полицейский комиссар потребовал закрытия выставки, увидев в витрине галереи картину Модельяни «Большая обнаженная». «Мальчик в голубом пиджаке» (1918) Зимой 1920 года у Модильяни происходит обострение туберкулёза и его помещают в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. 24 января 1920 года талантливый художник умирает. Его беременная жена, не вынеся разлуки с мужем, покончила с собой. Всю жизнь проживший в нищете и неустроенности художник вряд ли мог предположить, что в будущем его картины будут стоить целое состояние. Одно из полотен Модильяни «Мальчик в голубом пиджаке» было продано на аукционе Сотбис в 2004 году за 11,2 млн. долларов.

постоянная ссылка

Уинстон Черчилль

Уинстон Черчилль Уинстон Черчилль, британский государственный и политический деятель родился 30 ноября 1874 года в дворянской семье герцогов Мальборо, в родовом имении Дворце Бленхейм. В 8 лет мальчика отправили в подготовительную школу Сент-Джордж. Но вскоре перевели в школу сестёр Томсон в Брайтоне. Учась в «армейском классе» Harrow School, Черчилль увлекся фехтованием и стал чемпионом школы. В 1893 году Уинстон с третьей попытки поступил в одно из самых престижных военных училищ – Королевское военное училище в Сэндхёрсте. Окончил училище Черчилль в звании младшего лейтенанта и начал служить в королевском гусарском полку. В 1896 году военным корреспондентом Daily Graphic он едет на Кубу. Здесь появилась его знаменитая страсть к кубинским сигарам. После этого еще несколько раз ездил в «горячие точки» репортером и даже побывал в плену. В 1900 году начинается политическая карьера Черчилля, он стал членом парламента от Ланкашира. Спустя 4 года победил в выборах в Палату Общин от партии либералов. В 1908 году Черчилль возглавил совет по внутренней торговле и внутренним делам государства, а через несколько лет в Первой мировой войне – британский флот. Одновременно Черчилль создает военно-воздушные силы Великобритании. Еще ряд реформ Черчилль проводит уже после войны, будучи госсекретарем по военным делам. С началом Второй мировой его снова назначают лордом адмиралтейства. А после отставки Чемберлена Черчилль становится премьер-министром. Черчилль достаточно прохладно относился к политике СССР и поддерживал НАТО. Интересно, что именно ему принадлежит крылатая фраза «железный занавес». Он вошел в историю Великобритании как самый яркий английский политик 20 века, находившийся у власти в течение правления шести монархов – начиная с королевы Виктории и до её праправнучки Елизаветы II. Все его жизненные достижения трудно перечислить – он во всем был талантлив и успешен. За свой вклад в литературу Уинстон Черчилль получил Нобелевскую премию, а за политические достижения стал почетным гражданином США. Он успел поучаствовать в боях в Судане, и присутствовал при испытаниях атомной бомбы, ставшей главной угрозой послевоенного мира. Со своими неизменными котелком, тростью и сигарой, Черчилль был прекрасным дипломатом, художником и даже садовником в своем саду в Чартвелле. Его картины периодически выставлялись в Королевской Академии, а в 1958 там прошла личная выставка работ сэра Уинстона Черчилля. В 1955 году Черчилль отошел от большой политики, прожив в спокойствии десять лет. 24 января 1965 года величайшего человека столетия не стало. Уинстон Черчилль был похоронен в родном графстве Оксфордшир. По данным опроса, проведённого в 2002 году компанией BBC, его считают самым выдающимся британцем в истории.

постоянная ссылка

Николай Лосский

Николай Лосский Николай Онуфриевич Лосский, один из основателей направления интуитивизма в философии, родился 24 ноября (6 декабря) 1870 года в Кресловке, около Витебска, в семье лесничего. В 11 лет он поступил в классическую гимназию, но в 7-м классе был из неё исключён за пропаганду социализма и атеизма и нелегально бежал за границу. Жил в Цюрихе и Берне. Вступил в Иностранный легион и некоторое время служил в Алжире. В 1889 году вернулся в Россию, добился права доучиться в гимназии, а в 1896 году успешно окончил Петербургский университет. В 1901-1902 годах учился в Страсбурге и Лейпциге. Преподавал в Петербургском университете, Женевском педагогическом институте. Свой поиск истины Николай Лосский начал с атеизма, а пришел к Православию, став в 1920 году преподавателем Петроградского Богословского института. В 1922 году большевики выслали Лосского за границу. Он жил и работал в Берлине, Праге, Братиславе, а после второй мировой войны переехал в США. В 1947 году Лосский стал профессором Духовной Академии святого Владимира в Нью-Йорке. Он создал не только собственную законченную философскую систему, но и свой стиль изложения мыслей. К его работам даже применяли «шопенгауэровское» определение – «блестящая сухость». Среди его известных работ — «Характер русского народа», книга, которая читается легко от начала до конца с большим интересом. Конечно же, из нее одной невозможно выявить его основные философские и историко-культурные взгляды. Но она как нельзя лучше представляет нам одного из замечательных мыслителей в духовной культуре. Умер философ в Париже 24 января 1965 года в возрасте 94 лет. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

постоянная ссылка

Рон Хаббард

Рон Хаббард Рон Хаббард родился 13 марта 1911 года в семье морского офицера. К 18-ти годам будущий писатель побывал во многих странах: Япония, Китай, Индия и Филиппины, занося заметки о них в свой дневник. Поступив по окончании школы в Университет им. Джорджа Вашингтона, активно писал. Со второго курса был выгнан за неуспеваемость. Во время Второй мировой войны Рон Хаббард в звании младшего лейтенанта командовал сторожевыми катерами. В 1945 году был демобилизован – из-за ранений он частично потерял зрение. В 1948 году Хаббард пишет труд «Дианетика: Основные тезисы». В нем автор утверждал, что человеческий разум состоит из аналитического и реактивного элементов. Высокая работоспособность Хаббарда позволила ему за три года с 1951 по 1954 написать более двадцати работ и прочесть свыше 1100 лекций. Из-за нехватки денег Рон Хаббард определил особую формулу: «хочешь заработать кучу денег – создай новую религию». В 1954 году была создана «Независимая Церковь Сайентологии». С 1964 года Рон читал лекции по «технологии обучения». В 1965 г. он издал книгу «Мост к полной свободе». В 1968 – книгу «Введение в саентологическую этику». В 1970 – ввел административные принципы, и выпустил книги из 8 томов «Курс руководителя организации» и из 3 томов «Менеджмент». А в 1974 году создал музыкальную труппу. Рон Хаббард был ученый, писатель, настоятель, он умер 24 января 1986 года. Его прах был развеян над водами Тихого океана.

постоянная ссылка

Маулид ан-Наби — рождение Пророка Мухаммеда

Рождение Пророка Мухаммеда — Маулид ан-Наби (Mawlid an-Nab?, в переводе с арабского — рождение Пророка) — отмечается 12 числа третьего месяца Раби аль-авваль (Rabi' al-awwal) исламского календаря. Рождение Мухаммеда стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама. Поскольку точная дата рождения Мухаммеда неизвестна, этот памятный день был приурочен ко дню его смерти, что накладывает отпечаток на характер торжества. Следует отметить, что в исламе дни рождения отмечаются скромно, а иногда и вовсе не отмечаются, в то время как даты смерти, понимаемые как рождение для вечной жизни, справляются более торжественно. В настоящее время Маулид ан-Наби широко празднуется в Сирии, Алжире, Тунисе, Марокко и других мусульманских странах. В Пакистане он является официальным праздником, отмечаемым в течение трех нерабочих дней. Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммеда, которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом. В Египте и некоторых других арабских странах этот праздник особенно любим детьми. Повсюду появляются украшенные флажками павильончики, где продаются разнообразные по величине сахарные фигурки «арусат ан-наби» — «невесты Пророка» — с бумажным пестрым веером за спиной. Другая популярная сахарная фигурка — всадник с саблей в руке.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет