Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 14 января
 
Календарь событий

Сергей Королев

Сергей Королев Сергей Павлович Королев – советский ученый, основоположник практической космонавтики. Он родился в ночь на 31 декабря 1906 года (по старому стилю). Через много лет космонавты, летающие вокруг Земли в своих кораблях, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека. Вся жизнь Королева – точное отражение эпохи. Как и многие другие ученые, которые посвятили свою жизнь авиации, он начинал с конструирования планеров, от них перешел к самолетам, а затем и к ракетам. В 1930 году Королев закончил МВТУ и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 году перешел в только что организованный Реактивный НИИ. Там он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. Еще до войны Королев создал эффективно работавший ракетный двигатель. Однако в конце тридцатых годов он был арестован и смог возобновить работу только после войны. Под руководством Королева были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. Четвертого октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. 12 апреля 1961 года Королев вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полет в США был осуществлен более года спустя. В 1958 году Королев получил звание академика. Он был дважды Героем Социалистического Труда, но за рубежом его не знали, так как его работа была засекречена. Под руководством Королева были созданы три поколения космических кораблей: «Восток», «Восход» и «Союз». Безвременная смерть в расцвете творческих сил помешала Королеву осуществить все задуманное. Умер он 14 января 1966 г.

постоянная ссылка

Обрезание Господне

Обрезание Господне Событие, о котором идет речь, описано в Евангелии от Луки. Обрезание Господне совершилось на восьмой день после Христова Рождества. И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова. Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения. Пресвятая Богородица и Ее Обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли Его для обрезания в храм и там вместе с наречением имени совершили этот обряд. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, тоже были обрезаны. Праздник Обрезания для нас важен еще и тем, что вопреки многим ересям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним были совершены без исключения.

постоянная ссылка

День защитников Родины в Узбекистане

День защитников Родины в Узбекистане Парламент страны 14 января 1992 года принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны. День защитников Родины отмечается в независимом Узбекистане в честь создания собственных Вооруженных Сил. Сам праздник установлен 14 января по решению Верховного Совета республики от 29 декабря 1993 года. Памятник великому полководцу Узбекистана Амиру Тимуру (Тамерлану) По сложившейся традиции эта дата в Узбекистане празднуется широко – на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. И, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.

постоянная ссылка

День святителя Василия Великого

День святителя Василия Великого Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых. Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием. Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями. После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий — в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником. Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам. В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма. Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

постоянная ссылка

Понгал

Понгал В этот праздник готовят рис первого урожая после долгой и тяжелой зимы. Слово «понгал» (Pongal) означает «блюдо сладкого риса», которое готовится в честь праздника. Фестиваль празднуется в Андхра-Прадеш, Карнатаке, и Тамил Наду. Это очень важный праздник для всех индусов. Согласно мифологии, в этот день боги приходят на землю после шести месяцев длинной ночи. Фестиваль является одним из главных фестивалей Южной Индии. Праздник длится три дня. В первый день, называемый Бхоги Понгал, празднование ограничивается пределами семейного очага. Второй день именуется Сурья Понгал в честь Бога Солнца. В этот день солнцу подносятся различные кушанья из риса. Женщины украшают центры внутренних двориков своих домов красивыми узорами, сделанными из рисовой муки и красной глины. Третий день – Матту Понгал, или Понгал скота. Домашнюю скотину чистят и моют, рога животных полируют, раскрашивают и украшают. Ее также ожидает подслащенное питье из риса – «понгал». Иногда в этот день устраивают игры с быками. К рогу быка привязывают мешочек с деньгами, и юноши пытаются снять его у бегущего быка. Праздник Понгал главным образом ассоциируется с сельскими жителями. Они обмениваются поздравлениями с родственниками и друзьями. Рассматривая этот праздник как начало сезона урожая, каждый надеется, что он принесет удачу, счастье и веселье. Понгал особенно важен для сельских общин как знак завершения сезона уборки урожая!

постоянная ссылка

В Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья»

В Риме была найдена мраморная скульптурная группа «Лаокоон и его сыновья» Лаокоон – герой, воспетый Вергилием во второй песне «Энеиды». Спасая Трою, пытался уговорить своих сограждан не впускать в город Троянского коня. Аполлон и Афина покровительствовали грекам в войне с троянцами. Разгневанные боги подослали змей, которые задушили Лаокоона вместе с его сыновьями. Яркий образ героя был зопечатленв знаменитой скульптурной группе «Лаокоон и его сыновья». Скульптура была создана на Родосе ипревезена в Рим императором Титом. 14 января 1506 года скульптура «Лаокоон и его сыновья» была вновь найдена и перевезена в Ватиканский музей папой Юлием Вторым. При обнаружении Лаокоона правая рука была отломана. Восстанавливая скульптуру, решили, что она должна быть простертой вверх. Но находка фрагментов истинной руки в 20 веке дала возможность восстановить Лаокоона в первоначальном виде. И в настоящее время в Ватиканском музее можно полюбоваться истинным античным шедевром.

постоянная ссылка

В Петербурге открывается для общего посещения Императорская Публичная библиотека

В Петербурге открывается для общего посещения Императорская Публичная библиотека В праздничном открытии участвовали более двухсот человек. В их числе были Г.Р.Державин, О.А.Кипренский, А.Х.Востоков, В.П.Стасов. Ежегодно в первые годы библиотеку посещало около шестисот читателей. Это были самые разные по общественному положению и происхождению люди. Купцы, ученые, мещане, учащиеся, чиновники, военные, представители духовенства и первые читательницы приобретали билеты на право посещения библиотеки. Среди читателей первых лет были Н.И.Лобачевский, Ф.П.Литке, В.К.Кюхельбекер. Библиотека и в нынешнее время пользуется большим спросом. В наши дни она называется Российская национальная (Публичная) библиотека. Ее фонд за это время значительно вырос. Только по количеству книг изданных до 1917 года библиотека обладает крупнейшим в мире фондом.

постоянная ссылка

В Москве основана масонская ложа «Гармония»

В Москве основана масонская ложа «Гармония» Масонство возникло в 1717 году в Лондоне как нравственно-этическая система. Потом отделения масонов открылись в других странах Европы. Цель масонства создание мирного объединения человечества в религиозном союзе, основанном на братстве, любви, равенстве и взаимопомощи. Организационная форма – ложа. Совокупность лож составляет Великую ложу. Во главе Великой ложи стоит гроссмейстер – великий мастер, великий магистр. Первые масонские ложи в России основаны в 1730-х годах. Масонами были Павел I, Александр I, А. Суворов, М. Кутузов, Н. Карамзин, В. Ключевский, А. Грибоедов, А. Пушкин, П. Пестель, Н. Муравьев, С. Трубецкой, Б. Савинков, П. Яблочков. В России масонские ложи трижды были запрещены императорами. Александр I, стремился поставить ложи под надзор и использовать их в своих интересах. Но вынужден был все же запретить их рескриптом от 13 августа 1822 года. В 1918 году уже советское правительство снова запретило масонство в России.

постоянная ссылка

Адам Чарторыйский

Адам Чарторыйский Адам Ежи Чарторыйский родился 14 января 1770 г. в Варшаве. Получил хорошее образование. В 1795 г. вместе с братом Константином приехал в Санкт-Петербург, где завязал дружбу с великим князем Александром Павловичем, будущим императором Александром I. После восшествия Александра на трон, Адам Чарторыйский входил в так называемый «Негласный комитет», с членами которого Александр I советовался при проведении задуманных им реформ. В 1803 году Адам был назначен попечителем Виленского учебного округа с центром в императорском Виленском университете. При Чарторыйском Виленский университет переживал свой расцвет. В 1804-1806 гг. был министром иностранных дел России. После начала польского восстания в ноябре 1830 г. Чарторыйский стал членом Административного совета, а в декабре 1830 г. – председателем Временного правительства, а затем председателем Национального правительства. После поражения восстания Чарторыйский уехал в Париж, где и прожил до конца своей жизни. Во Франции Чарторыйский стал пожизненным президентом литературного и исторического обществ, которые потом соединились в одно историко-литературное. Он возглавил консервативное крыло польской эмиграции – «Монархическое товарищество Третьего Мая» («Отель Ламбер»). В годы Крымской войны покровительствовал польским военным формированиям в Турции. После заключения Парижского мира в марте 1856 удалился от политической деятельности. Адам Чарторыйский скончался 15 июля 1861 года.

постоянная ссылка

Валерий Харламов

Валерий Харламов Родился Валерий Харламов 14 января 1948 года в Москве. Его отец был слесарем-испытателем на Московском заводе «Коммунар». Мать его была испанкой, приехавшей в СССР в 1930-х годах. С детства Валерий увлекался футболом и хоккеем. В 1962 году он стал заниматься в спортшколе ЦСКА, а через 7 лет, когда ему было 21 год, вошел в состав основной хоккейной сборной клуба. С этого времени и до 1981 года Валерий Харламов считался самым быстрым и техничным нападающим мира. Он отличался быстротой реакции и нестандартными подходами. Валерий Харламов входил в тройку ведущих игроков сборной СССР. Всего за свою 15-летнюю спортивную карьеру Харламов сыграл 438 матчей за команду ЦСКА и забил 293 гола. На чемпионатах мира и Олимпийских играх им было сыграно 123 матча и забито 89 голов. Его голы приводили в восторг болельщиков и изумляли соперников. В 1976 году после перенесенной автокатастрофы Харламову рекомендовали воздержаться от занятий спортом, но он не послушал врачей и уже через полгода вернулся на лёд. 27 августа 1981 года Валерий Харламов и его жена погибли в автокатастрофе. Их сын Александр также стал хоккеистом. В сборной России за Валерием Харламовым навечно закреплен его номер – 17. В 2008 году Валерий Харламов был назван в числе шести лучших хоккеистов за всю 100-летнюю историю мирового хоккея.

постоянная ссылка

Петр Семенов-Тян-Шанский

Петр Семенов-Тян-Шанский Петр Петрович Семенов родился 2 (14) января 1827 года в деревне Урусово, под Рязанью, в семье капитана в отставке, участника Бородинского сражения. В 1848 г. Семенов окончил университет и решил заняться наукой. В 1953 г. он начал читать лекции по географии и геологии в Берлинском университете. Здесь у него появляется идея исследования Тянь-Шаня, подсказанная А. Гумбольдтом. В 1956 году Семенов совершил свою первую экспедицию, а в 1957 г. – вторую. Семенов собрал богатейший материал, в том числе незнакомые науке виды растений, дал название Заилийскому Алатау. Экспедиция была успешной, но не достигла своей главной цели – доказать вулканическое происхождение Тянь-Шаня. Через 50 лет, в 1906 году, когда началось научное изучение этого горного массива, к фамилии Семенова было добавлено Тян-Шанский. С 1873 по 1914 год Семенов являлся главой Русского географического общества. Он участвовал в организации научных экспедиций Пржевальского, Потанина, Козлова, Роборовского, Велиханова, Мушкетова, Обручева. Из-под пера Семенова-Тян-Шанского вышли капитальные труды по географии, он собрал уникальную коллекцию насекомых (около 700 тыс. экземпляров), а также богатое собрание картин голландских художников, которые впоследствии передал в Эрмитаж (это более сотни картин и несколько тысяч гравюр). В 1897 г. он организовал проведение Первой всеобщей переписи населения России. Экономическими и статистическими работами Семёнова-Тян-Шанского пользовались Маркс и Ленин. Умер ученый 11 марта 1914 в Петербурге. В честь него назван ряд географических объектов в Средней и Центральной Азии, на Кавказе, Аляске и Шпицбергене и около 100 новых форм растений и животных. Учреждена золотая медаль им. Семёнова-Тян-Шанского.

постоянная ссылка

Берта Моризо

Берта Моризо Берта Моризо, французская художница Родилась в Бурже 14 января 1841. Вначале училась у К.Коро, от которого переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой. Ее работы принимались Салоном – выразителем официального академического стиля, но позже художница отказалась экспонироваться там в знак поддержки импрессионистов. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Эдуара Мане, лидера оппозиции академизму. Берта Моризо быстро стала любимицей в кружке Мане и в 1874 вышла замуж за младшего брата Мане – Эжена. В это время она часто позировала Мане, который создал несколько портретов художницы. Светлый колорит работ Моризо, например таких картин, как «Женщина за туалетом» (ок. 1875, Чикаго, Художественный институт) и «Девочка с корзинкой» (1892, частное собрание), оказал влияние на палитру Мане и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей. До конца своей деятельности художница сохраняла верность импрессионизму. Берта Моризо умерла в Париже 2 марта 1895. Ценную часть ее наследия представляет переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуара Мане.

постоянная ссылка

Анатолий Рыбаков

Анатолий Рыбаков Анатолий Наумович Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года в семье инженера в городе Чернигове. В 1919 году семья переехала в Москву. После окончания школы работал на Дорогомиловским химическом заводе грузчиком и водителем. В 1930 году поступил в Московский Институт инженеров транспорта, но окончить его не успел – в 1933 году он был арестован и осужден за контрреволюционную пропаганду на три года ссылки. С 1941 года Анатолий воевал на фронтах Великой Отечественной войны, за отличия в боях с него была снята судимость, а полностью реабилитирован он был в 1960 году. В послевоенное время Анатолий Рыбаков начинает литературную деятельность. Первыми его произведениями были повести для детей и подростков – «Кортик», «Бронзовая птица», «Приключения Кроша» и «Каникулы Кроша». Все эти повести были впоследствии экранизированы. Далее он пишет романы – «Водители» (получивший Сталинскую премию в 1951 году), «Екатерина Воронина», «Лето в Сосняках». В 1960-х годах из-под его пера вышел роман «Дети Арбата», который был опубликован лишь в 1987 году. В этом романе писатель рассказывает о жизни людей в 1930-е годы, о сталинских репрессиях. Продолжение этой темы – роман-трилогия «Тридцать Пятый и другие годы». Книги Анатолия Рыбакова вышли в 52 странах мира, по романам «Дети Арбата» и «Тяжелый песок» сняты телесериалы. Анатолий Рыбаков получил Государственные премии СССР и РСФСР, в 1989-1991 годах был президентом советского Пен-центра, а с 1991 года – секретарём правления Союза писателей СССР. Скончался писатель 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке, похоронен в Москве.

постоянная ссылка

Альберт Швейцер

Альберт Швейцер Альберт Швейцер родился 14 января 1875 года. Образование получил в Мюнстере и Мюльхаузене, где обучался с 1884 по 1893 год. В октябре 1893 года Швейцер поступает в Страсбургский университет, где изучает одновременно теологию, философию и теорию музыки. С 1898 по 1899 годы Альберт Швейцер живет в Париже, слушает лекции в Сорбонне, пишет диссертацию о Канте, берет уроки органа и фортепьяно. К концу 1899 года защищает в Страсбурге диссертацию и получает степень доктора философии, а в 1900 году еще и звание лиценциата теологии. В 1905 году Швейцер принимает решение посвятить остаток жизни медицине и становится студентом медицинского факультета того же Страсбургского университета, одновременно продолжая свои научные труды. 26 марта 1913 года Альберт Швейцер вместе с женой, окончившей курсы медицинских сестер, отправляется в Африку. В небольшом селении Ламбарене на собственные скромные средства он основывает больницу. В годы Первой мировой войны его вместе с женой, как немецких подданных, отправляют во французские лагеря. В 1918 году Швейцера освобождают по обмену на французских военнопленных. В феврале 1924 года Швейцер вернулся в Африку, принявшись за строительство разрушенной больницы. Из Европы прибыло несколько врачей и медсестер, работавших безвозмездно. К 1927 году новая больница была построена. До самых последних своих дней он продолжает принимать пациентов, строить больницу и выступать с воззваниями против ядерных испытаний. Умер Альберт Швейцер 4 сентября 1965 в Ламбарене.

постоянная ссылка

Хэрри Стэк Салливан

Хэрри Стэк Салливан Хэрри Стэк Салливан, американский психолог, один из основателей неофрейдизма Родился в Норидже (шт. Нью-Йорк) 21 февраля 1892. После окончания Чикагской медицинской школы в 1917 служил в армии в Мексике, затем работал в больнице в Вашингтоне. В этот период Салливан, активно поощряемый директором больницы, знаменитым врачом Уильямом Алансоном Уайтом, проявил интерес к изучению и лечению шизофрении. В 1930 занялся частной практикой в Нью-Йорке. Накануне Второй мировой войны Салливан применял методы психиатрии для тестирования призывников; в 1941 был назначен директором психиатрического отдела службы призыва. В 1948, сотрудничая со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНЕСКО, участвовал в организации Международного конгресса по психическому здоровью, а в 1949 – в создании Всемирной федерации психического здоровья. Концепция. Салливан был убежден в том, что личность и личностные расстройства зависят в первую очередь от характера межличностных отношений. Таким образом, вопреки Фрейду, он отвергал представление о том, что индивид обречен постоянно повторять опыт первых пяти лет жизни, и настаивал на важности последующих периодов, особенно юности. Убежденность Салливана в том, что даже глубоко поврежденный разум тем не менее остается разумом, нашла применение в лечении больных шизофренией. Салливан не только проводил длительные неформальные беседы с пациентами, но и принимал на работу лиц, которые имели психологические нарушения и могли в силу этого устанавливать более тонкий и доверительный контакт с пациентами. Умер Салливан в Париже 14 января 1949.

постоянная ссылка

Льюис Кэрролл

Льюис Кэрролл Льюис Кэрролл (настоящее его имя Чарльз Латуидж Доджсон) – родился 27 января 1832 года в семье приходского священника в графстве Чешир. В возрасте 12 лет поступил в частную школу близ Ричмонда, а через год продолжил обучение в Rugby School. В 1895 году Кэрролл переехал в Оксфорд, где поступил в один из колледжей при Оксфордском университете. Окончив университет, он в течение 26 лет читал лекции по математике в Christ Church. Свою литературную деятельность Льюис Кэрролл начал еще во время учебы в колледже. Свои короткие стихотворения и рассказы он отсылал в различные журналы, подписывая их псевдонимом Льюис Кэрролл. Им было написано и опубликовано множество работ по математике, под его собственным именем. Научные работы Кэрролла посвящены математической логике, и в них автор предвосхитил многие из ее положений. Тем не менее, большинство людей знают его как детского писателя, автора сказок «Алиса в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье» и повести «Охота на Снорка». В своих сказках он с изрядной долей иронии изображает английское общество своего времени, а также посмеивается над нашим шаблонным мышлением. Еще одним большим увлечением Льюиса Кэрролла была фотография, которой он уделял много своего времени. Умер он 14 января 1898 г. в Гилфорде, графство Суррей.

постоянная ссылка

Сергей Королев

Сергей Королев Сергей Павлович Королев – советский ученый, основоположник практической космонавтики. Он родился в ночь на 31 декабря 1906 года (по старому стилю). Через много лет космонавты, летающие вокруг Земли в своих кораблях, будут поднимать в новогоднюю ночь тост за этого человека. Вся жизнь Королева – точное отражение эпохи. Как и многие другие ученые, которые посвятили свою жизнь авиации, он начинал с конструирования планеров, от них перешел к самолетам, а затем и к ракетам. В 1930 году Королев закончил МВТУ и начал работать в Центральном аэродинамическом институте, а в 1933 году перешел в только что организованный Реактивный НИИ. Там он стал руководителем отдела ракетных летательных аппаратов. Еще до войны Королев создал эффективно работавший ракетный двигатель. Однако в конце тридцатых годов он был арестован и смог возобновить работу только после войны. Под руководством Королева были созданы первые баллистические и геофизические ракеты. Четвертого октября 1957 года сконструированная им ракета вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. С этого дня и началась эра практической космонавтики. 12 апреля 1961 года Королев вместе со своим коллективом осуществил успешный запуск космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту. С этого полета началась эра пилотируемой космонавтики. Аналогичный полет в США был осуществлен более года спустя. В 1958 году Королев получил звание академика. Он был дважды Героем Социалистического Труда, но за рубежом его не знали, так как его работа была засекречена. Под руководством Королева были созданы три поколения космических кораблей: «Восток», «Восход» и «Союз». Безвременная смерть в расцвете творческих сил помешала Королеву осуществить все задуманное. Умер он 14 января 1966 г.

постоянная ссылка

Питер Финч

Питер Финч Питер Финч – первый из актёров, получивших «Оскара» постмертно. Родился Питер Финч в Лондоне 28 сентября 1916 года. Некоторые источники утверждают, что его настоящее имя – Уильям Митчелл, однако более правдоподобна иная версия – Финча с рождения звали Фредерик Джордж Питер Ингл-Финч. В детстве Питер переехал с родителями в Австралию, в Сидней, вернулся в Англию в 1949 году. Начал сниматься в фильмах тоже в Австралии, хотя наибольшую известность ему принесли поздние фильмы. Дебютом Финча стала комедия «Дэйв с отцом приходит в город». Сама комедия была посредственной, но молодого актёра заметил Лоуренс Оливье и предложил работу в Лондоне. Финч согласился. Сложные, многогранные, противоречивые герои удавались Питеру Финчу лучше всего. Таков образ Оскара Уайльда («Процесс над Оскаром Уайльдом», 1959), исследователь полярных земель Нобиле («Красная палатка», 1969). Скандальная картина о пожилом враче-гомосексуалисте, делящий любимого человека с молодой женщиной в фильме «Воскресенье, проклятое воскресенье» (1970), не принесла Финчу «Оскара», хотя он и был номинирован – говорят, что из-за открытой гомосексуальности положительного персонажа, что для того времени ещё было слишком смело, слишком скандально. Лучшей работой Финча стал фильм «Телесеть», в котором он сыграл телеведущего, покончившего с собой на глазах зрителей, не выдержавшего ежедневного стресса, бешенной погони за рейтингом… За эту работу Финч получил «Оскара», но, увы, посмертно. Награду получила уже его вдова. 14 января 1977 года жизнь актёра Питера Финча оборвал сердечный приступ.

постоянная ссылка

Курт Гёдель

Курт Гёдель Курт Гёдель, австрийский логик, математик и философ математики, наиболее известный сформулированной и доказанной им теоремой о неполноте. Родился 28 апреля 1906 г. в австро-венгерском городе Брюнн (ныне Брно, Чехия), в немецкой семье. Отец Курта, Рудольф Гёдель, был менеджером текстильной фабрики. В 18 лет Гёдель поступил в Венский университет. Там он два года изучал физику, но затем переключился на математику. После захвата Австрии Гитлером он уезжает в США, причём из-за опасности пути через Атлантику во время войны он едет через СССР и Японию. В США он получает работу в знаменитом Институте перспективных исследований в Принстоне. Гёдель был логиком и философом науки. Наиболее известное достижение Гёделя – это сформулированные и доказанные им теоремы о неполноте, опубликованные в 1931 г. Доказанные Гёделем теоремы имеют широкие последствия как для математики, так и для философии (в частности, для онтологии и философии науки). Кроме того Гёделю принадлежат работы в области дифференциальной геометрии и теоретической физики. К концу жизни у Геделя развилось психическое расстройство – параноидальный страх отравления. Он принимал пищу только из рук жены Адели, а после ее смерти в 1977 г. отказался от пищи. Учёный скончался от недоедания 14 января 1978 г. в Принстоне, штат Нью-Джерси.

постоянная ссылка

Виталий Гольданский

Виталий Гольданский Виталий Иосифович Гольданский родился 18 июня 1923 года в Витебске. Когда мальчику было пять лет, его семья перебралась в Ленинград. Там Виталий окончил школу и стал студентом химического факультета Ленинградского университета. Учеба прервалась с началом Великой Отечественной войны. Виталий стал членом студенческого стройбатальона, был ранен, пережил блокадную зиму. После эвакуации в Казань он продолжил учебу, а закончил ее в Москве в 1944 году. Затем он поступил в аспирантуру Института химической физики, и в 1947 году состоялась защита его кандидатской диссертации. В 1954 году Гольданский защитил докторскую диссертацию. С 1961 года он работал в Институте химической физики АН СССР, в 1988-1994 годах был его директором. Научная деятельность Гольданского проходит в области химической физики, химии высоких энергий, ядерной химии и физики, а также физики элементарных частиц. Основываясь на своих теоретических разработках, Гольданский предсказал существование ряда нестабильных изотопов и рассчитал их характеристики. В 1960-х годах он предсказал также ряд ядерных явлений: новый вид ядерного распада с испусканием нейтронов и протонов, эффект Джозефсона и другие. Эти явления были экспериментально подтверждены в 1970-1980-х годах. Скончался учёный 14 января 2001 года.  Награды Премия Д. И. Менделеева (1966) Золотая медаль имени Д. И. Менделеева (1975) Премия В. Г. Хлопина (1977) Ленинская премия (1980) Премия имени А. Гумбольдта (1991) Золотая медаль имени Н. Н. Семёнова (1996) Государственная премия Российской Федерации (2000) Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1995)[2] Ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции   Публикации   Книги В. И. Гольданский, Е. М. Лейкин. Превращения атомных ядер. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. В. И. Гольданский, А. В. Куценко, М. И. Подгорецкий. Статистика отсчетов при регистрации ядерных частиц. — М.: Физматгиз, 1959. А. М. Балдин, В. И. Гольданский, И. Л. Розенталь. Кинематика ядерных реакций. — М.: Физматгиз, 1959. В. И. Гольданский. Эффект Мёссбауэра и его применение в химии. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. В. И. Гольданский. Новые элементы в периодической системе Д. И. Менделеева. — 3-е изд. — М.: Атомиздат, 1964. В. И. Гольданский. Физическая химия позитрона и позитрония. — М.: Наука, 1968. В. И. Гольданский, А. В. Доленко, Б. Г. Егиазаров и др. Гамма-резонансные методы и приборы для фазового анализа минерального сырья. — М.: Атомиздат, 1974.   Некоторые статьи В.И. Гольданский. Ядерные превращения при бомбардировке частицами высокой энергии. // УФН. — 1950. — Т. 40. — № 2. А.Л. Любимов, Б.В. Медведев, В.И. Гольданский. Рассеяние и поглощение нуклеонов высокой энергии. Часть 1. // УФН. — 1952. — Т. 48. — № 12. А.Л. Любимов, Б.В. Медведев, В.И. Гольданский. Рассеяние и поглощение нуклеонов высокой энергии. Часть 2. // УФН. — 1953. — Т. 49. — № 1. В.И. Гольданский. Новое об элементе № 102. // УФН. — 1959. — Т. 67. — № 1. А.И. Базь, В.И. Гольданский, Я.Б. Зельдович. Неоткрытые изотопы легких ядер. // УФН. — 1960. — Т. 72. — № 10. В.И. Гольданский, Л.К. Пекер. Некоторые вопросы изомерии атомных ядер. // УФН. — 1961. — Т. 73. — № 4. А.И. Базь, В.И. Гольданский, Я.Б. Зельдович. Систематика легчайших ядер. // УФН. — 1965. — Т. 85. — № 3. В.И. Гольданский. ДВУПРОТОННАЯ РАДИОАКТИВНОСТЬ (Перспективы обнаружения и изучения). // УФН. — 1965. — Т. 87. — № 10. В.И. Гольданский. Исследования в области гамма-резонансной (мёссбауэровской) спектроскопии. // УФН. — 1966. — Т. 89. — № 7. В.И. Гольданский. Некоторые новые применения физических методов в химии. // УФН. — 1970. — Т. 100. — № 4. В.И. Гольданский. О связях ядерной и химической физики. // УФН. — 1976. — Т. 118. — № 2. Р.Г. Васильков, В.И. Гольданский, В.В. Орлов. Об электрическом бридинге. // УФН. — 1983. — Т. 139. — № 3. В.И. Гольданский. О двупротонной радиоактивности. // УФН. — 1983. — Т. 141. — № 12. В.И. Гольданский, В.В. Кузьмин. Спонтанное нарушение зеркальной симметрии в природе и происхождение жизни. // УФН. — 1989. — Т. 157. — № 1. В.А. Аветисов, В.И. Гольданский. Физические аспекты нарушения зеркальной симметрии биоорганического мира. // УФН. — 1996. — Т. 166. — № 8. Ю.Ф. Крупянский, В.И. Гольданский. Динамические свойства и энергетический ландшафт простых глобулярных белков. // УФН. — 2002. — Т. 172. — № 11.

постоянная ссылка

Серафим Саровский

Серафим Саровский Преподобный Серафим Саровский родился 19 июля 1754 года в Курске. Имя его от рождения было Прохор Мошнин. Отец был купцом и брал подряды на строительство зданий, а в конце жизни начал постройку собора в Курске, но скончался до завершения работ. Прохор остался на попечении матери, воспитавшей в сыне глубокую веру. После смерти мужа Агафия Мошнина, продолжавшая постройку собора, взяла однажды туда с собой Прохора, который, оступившись, упал с колокольни вниз. Господь сохранил жизнь будущего светильника Церкви: испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым. Юный Прохор, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и Жития святых, но больше всего любил молиться или читать Святое Евангелие в уединении. Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Благочестивая мать не препятствовала этому и благословила. Прохор с паломниками отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Схимонах старец Досифей, которого посетил Прохор, благословил его идти в Саровскую пустынь. 20 ноября 1778 года он пришел в Саров. Пробыв восемь лет послушником в Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим, а затем был посвящен в сан иеродиакона. Он ревностно служил Господу, много молился. Около кельи развел огород и устроил пчельник. Сам себе добывая пропитание, держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В 1807 году Серафим дал обет молчания. В мае 1810 года Серафим возвратился в монастырь. Он ушёл в затвор до 1825 года, чтобы полностью посвятить себя молитве и благомыслию. Праведник владел даром исцеления и предвидения. Он принимал у себя многих страждущих монахов и мирян, в том числе императора Александра I. До конца своей жизни он давал приходящим к нему духовную помощь и утешение. В 1831 году Серафима Саровского посетило видение Богородицы в окружении других святых. В последние годы жизни преподобного Серафима один исцеленный им видел его стоявшим на воздухе вовремя молитвы. Святой строго запретил рассказывать об этом ранее его смерти. Преподобный Серафим Саровский покинул этот мир 2 (14) января 1833 года. В 1903 году по решению Святого Синода он был канонизирован.

постоянная ссылка

Юкио Мисима

Юкио Мисима Юкио Мисима (настоящее имя – Кимитакэ Хираока) родился 14 января 1925 года в семье чиновника. Его воспитанием занималась бабушка, которая придерживалась строгих аристократических традиций. Мисима рос болезненным мальчиком, мало общался со сверстниками, предпочитая им общество книг. В 1941 году он написал свою первую повесть под названием «Цветущий лес», наполненную предчувствиями грядущей войны. В это же время он и придумал свой псевдоним — Юкио Мисима. В 1947 году окончил Токийский университет по специальности «юриспруденция» и поступил на работу в Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства. В 1949 году вышел в свет его первый роман – «Исповедь маски», который принес ему известность. Это биографический роман с местами шокирующими подробностями жизни подростка. Этот роман заслужил высокую оценку критиков и позволил Мисиме стать одним из представителей японской литературной элиты. В 1954 году Мисима на основе впечатлений от поездки в Грецию написал роман «Шум моря», самое светлое свое произведение о любви рыбака и ныряльщицы. В 1956 году был опубликован его роман «Золотой Храм», который считается одним из самых читаемых произведений японских писателей в мире. В основе романа лежит реальная история о сожжении храма Кинкакудзи буддийским монахом. Мисима писал и драматические произведения для сцены традиционных японских театров кабуки и ноо. Будучи ультрамонархистом по своим политических взглядам, Мисима стал организатором студенческого «Общества щита», где обучались национальным видам борьбы, читали самурайскую литературу. 25 ноября 1970 года Мисима совершил публичное харакири как протест против «утраты Японией самурайского духа».

постоянная ссылка

Шамиль Басаев

Шамиль Басаев Имя этого человека нередко звучало в сводках новостей. Его боялись и ненавидели. И сообщения о его смерти появлялись в прессе постоянно и постоянно оказывались всего лишь слухами. Шамиль Салманович Басаев закончил среднюю школу и несколько лет работал разнорабочим. Несколько раз пытался поступать в МГУ на юрфак, но провалился на экзаменах. Поступил в Московский институт инженеров землеустройства, но был отчислен за неуспеваемость. Пытался заняться бизнесом, но задолжал большую сумму денег и вернулся в Чечню. По возвращении организовал боевую группу под названием «Ведено». Тогда то и началась его «карьера» сепаратиста. В августе 1991 он активно участвует в Чеченской революции. В начале 1992 принимает участие в конфликте вокруг Нагорного Карабаха на стороне Азербайджана. В том же году участвовал в грузино-абхазском конфликте на стороне Абхазии. К началу первой чеченской войны под началом Басаева было около двух тысяч боевиков, но после нескольких открытых столкновений с федеральными силами осталось около 200-300 человек. Тогда Басаев переходит к террористической деятельности. Басаев громко заявлял о своей причастности ко всем крупным терактам, совершенным на территории России в последние годы, однако официально Генпрокуратурой ему предъявлено обвинение лишь за 12 из них. Самые жестокие из них - это нападение на Буденновск, захват заложников в Беслане и подрыв жилых домов в Москве и Волгодонске. 10 июля 2006 года Басаев погиб. Федеральные структуры настаивают на том, что это был результат их операции. Боевики утверждают, что Басаев погиб из-за случайного подрыва боеприпасов. Правду узнать вряд ли удастся, ведь даже тело Басаева удалось опознать только при помощи молекулярно-генетической экспертизы.

постоянная ссылка

Конструктор вертолётов, Герой Социалистического Труда Н.И.Камов

Конструктор вертолётов, Герой Социалистического Труда Н.И.Камов 14 сентября 1902 г. – родился конструктор вертолётов, Герой Социалистического Труда Н.И.Камов  С 1928 г. работал в КБ Д.П.Григоровича, участвовал в создании ТОМ-1. Совместно с Н.К.Скржинским создал автожиры КАСКР-1, КАСКР-2. С 1932 г. работал в ЦАГИ, где разработал автожир А-7. С 1940 г. главный конструктор и директор первого в СССР завода по изготовлению и ремонту автожиров. В 1943-1947 гг. снова работал в ЦАГИ, где разработал вертолёт Ка-8. С 1948 г. возглавлял вертолётное КБ. Под его руководством были разработаны вертолеты: Ка-10, -15, -15М, -18, -22, -25, -25К, -26, -27; аэросани "Север-2", Ка-30. Автор книги "Винтовые летательные аппараты". Его имя носит Ухтомский вертолётный завод. Источник: www.space.com

постоянная ссылка

Альберт Швейцер

Альберт Швейцер День рождения: 14.01.1875 годаМесто рождения: Кайзерсберг (Верхний Эльзас), ГерманияДата смерти: 04.09.1965 годаМесто смерти: Ламбарене, ГерманияГражданство: Германия ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875–1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии – Республика Габон).Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 – после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею.Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.

постоянная ссылка

Альберт Швейцер

Альберт Швейцер День рождения: 14.01.1875 годаМесто рождения: Кайзерсберг (Верхний Эльзас), ГерманияДата смерти: 04.09.1965 годаМесто смерти: Ламбарене, ГерманияГражданство: Германия ШВЕЙЦЕР, АЛЬБЕРТ (Schweitzer, Albert) (1875–1965), теолог, философ, музыкант и врач. Родился 14 января 1875 в Кайзерсберге (Верхний Эльзас, в те годы территория Германии) в семье бедного лютеранского пастора. Детство провел в деревушке Гюнсбах в долине Мюнстера (близ Кольмара), с раннего возраста учился игре на органе, посещал реальное училище в Мюнстере, гимназию в Мюльхаузене. В 1883 поступил в Страсбургский университет, где слушал лекции В.Виндельбанда. По окончании университета защитил диссертации на соискание степеней доктора философии (1899) и лиценциата теологии (1900). Габилитационную (т.е. дающую право на преподавание) работу по теологии защитил в 1902. Во время учебы регулярно наезжал в Париж, где брал уроки игры на органе и фортепьяно. В Страсбурге много играл на органе в церкви св. Вильгельма. Увлекался музыкой И.С.Баха и Р.Вагнера. Играл на органах в Берлине, Париже и других европейских городах. В 1902 был назначен помощником приходского пастора в Страсбурге, а в 1903 возглавил фонд св. Фомы. Занимался преподавательской деятельностью, читал лекции о Шопенгауэре, Гартмане, Зудермане, Гёте, Ницше и других мыслителях. Опубликовал на французском языке труд И.С.Бах – музыкант и поэт (J.S.Bach, musicien-poиte, 1905), в 1908 вышло переработанное и расширенное издание на немецком языке под названием Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach). Эта книга, а также История исследования жизни Иисуса (Geschichte der Leben-Jesu-Forschuung, 2-е издание 1913; первое издание вышло в 1906 под названием От Реймаруса до Вреде (Von Reimarus zu Wrede) принесли ему широкую известность.В автобиографии, вышедшей в 1931, Швейцер писал: «Однажды утром в Гюнсбахе я сказал себе, что до тридцати лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям». Швейцер никогда не участвовал в «общественной» деятельности, мыслил себя вне существующего реального мира и не стремился его изменить; он создал собственную картину мира – такого, в каком он мог бы жить в соответствии с собственными представлениями. К тому времени, когда Швейцер достиг 30-летнего возраста, он был известным теологом, педагогом и проповедником, признанным знатоком И.С.Баха и органостроения. Тем не менее он оставил свои любимые занятия и приступил к изучению медицины. На долгие годы его лозунгом стало: «Сначала я должен вылечить людей, а уж затем нести им слово Божье». Окончив курс на медицинском факультете Страсбургского университета (1905–1912), Швейцер получил степень доктора медицины (1913, тема диссертации – Психиатрическая оценка личности Иисуса) и, собрав минимальные средства на организацию санитарной станции, отправился в Африку. В 1913 ему удалось создать больницу в селении Ламбарене на реке Огове во французской колонии Французская Экваториальная Африка (в провинции Габон, в ту пору Французское Конго, впоследствии – Республика Габон).Во время Первой мировой войны как эльзасец, а следовательно германский подданный, был интернирован и отправлен в лагерь во Францию. В 1918 – после перехода Эльзаса – Лотарингии в состав французского государства – Швейцер принял французское гражданство. Некоторое время выступал с органными концертами и лекциями в Европе, собрал средства, позволившие ему расплатиться с долгами, поправил пошатнувшееся во французских лагерях здоровье, возобновил работу над философскими трудами. Особенно популярным Швейцер был в Швеции, где на его лекции стекалось множество людей со всех концов страны. С этого времени начался своеобразный «культ Швейцера», благодаря которому на протяжении многих лет удавалось поддерживать деятельность больницы в Ламбарене. Экономии средств способствовал подчеркнуто спартанский образ жизни Швейцера. В 1923 вышла начатая еще в Габоне книга Культура и этика, в которой мыслитель высказал главную свою идею.Анализирую современное состояние европейской культуры, Швейцер задался вопросом, почему мировоззрение, основывающееся на жизнеутверждающем начале, из первоначально нравственного превратилось в безнравственное. «Это можно объяснить только тем, что мировоззрение это не имело подлинных корней в теоретической мысли. Идеи, породившие его, были благородны, эмоциональны, но не глубоки. Они не столько доказывали факт связи этического начала с началом жизнеутверждающим, сколько интуитивно улавливали его. Поэтому, поддерживая жизнеутверждающее и нравственное начало, теоретическая мысль не исследовала по-настоящему ни того, ни другого, ни внутренней связи между ними».Идеей, объемлющей и жизнеутверждение и этику, стало швейцеровская концепция «благоговения перед жизнью», памятником которой стала выстроенная в Ламбарене фактически собственными руками философа больница. Швейцер писал: «Я – жизнь, которая хочет жить, в гуще других жизней, которые хотят жить». Следующее из этого «жизнеутверждение его духовный акт… в ходе которого человек перестает жить как придется и начинает с благоговением отдаваться жизни, чтобы раскрыть ее истинную ценность». «В то же время человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом – уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики».Среди других трудов, в которых он развивал эту идею, – Упадок и возрождение культуры. Философия культуры (Verfall und Wiederaufbau der Kultur. Kultur und Ethik, 1923); Мистика апостола Павла (Die Mystik des Apostels Paulus, 1930); автобиография Швейцера Из моей жизни и моих мыслей (Aus meinem Leben und Denken, 1931); Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика (Die Weltanschauung der indischen Denker. Mystik und Ethik, 1935).Швейцер по-своему прагматично замечал, что «личный пример – не просто лучший метод убеждения, а единственный». Нередко его способность убеждать, заставлявшая людей жертвовать порой значительные суммы на поддержку больницы, вызывала раздражение и обвинения в саморекламе, желании сотворить из себя символ милосердия. В какой-то момент к нему приклеили ярлык «монстра милосердия». В феврале 1924 мыслитель вновь отправился в Африку. Полностью разрушенную больницу пришлось строить заново и в другом месте, однако на этот раз у Швейцера было больше добровольных помощников. Вскоре прибыло несколько врачей и медсестер из Европы. Все, кто прибывал в Ламбарене, отказывались получать жалованье или какое-либо другое вознаграждение. К 1927 была выстроена новая больница, которая могла принять гораздо большее количество больных. Вскоре селение Ламбарене приобрело мировую известность, а Швейцер с горечью констатировал, что «истину тоже приходится организовывать».В июле 1927 Швейцер вернулся в Европу, где продолжил чтение лекций и концертную деятельность. В Европе его ожидало признание, присуждение почетных премий и званий крупнейшими университетами. На Гётевскую премию Швейцер построил дом в Гюнсбахе, который стал местом отдыха персонала Ламбарене, а впоследствии мемориалом мыслителя. В течение 1930-х годов он неоднократно выезжал в Африку, следя за постоянно расширявшейся больницей, превратившейся в крупный лечебный стационар. Несмотря на тяжести военного времени, больница Швейцера пережила Вторую мировую войну, продолжая работать в прежнем режиме. Швейцер смог вернуться в Европу только в 1948, пробыв в Ламбарене десять долгих лет. В 1949 по приглашению Чикагского университета посетил США. В 1950-х годах мыслитель начал пользоваться поистине мировой известностью – его именем называли учебные заведения, улицы и даже корабли. В 1953 Швейцер стал лауреатом Нобелевской премии мира 1952 года, на полученные средства построил рядом с Ламбарене деревушку для прокаженных. В 1957 выступил с «Обращением к человечеству», призвав правительства прекратить испытания ядерного оружия, и в дальнейшем не прекращал напоминать об атомной угрозе. После того как Швейцер в 1959 навсегда уехал в Ламбарене, больничный городок стал местом паломничества множества людей со всего мира.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет