Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие ЛюдиЗнаменательные события • 13 января
 
Календарь событий

Принят Устав о воинской повинности

Принят Устав о воинской повинности (1) 13 января 1874 года Александр II утвердил «Устав о воинской повинности» и специальный манифест о нем. Вместо существующих со времен Петра I рекрутских наборов в России была введена всеобщая воинская повинность, по которой к военной службе привлекалось мужское население страны по достижении 21 года. Лица, освобождаемые от военной службы по различным льготам (свыше 50 % призывников), зачислялись в ополчение на случай объявления войны. Устав о воинской повинности 1874 года определил общий срок военной службы 15 лет (на флоте 10), из них действительная военная служба 6 лет (на флоте 7), в запасе 9 лет (на флоте 3 года). Устав предусматривал льготы по образованию, отсрочки по семейному положению и др. Освобождению от службы подлежали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. От военной службы полностью освобождались духовенство, врачи и преподаватели. Пехота и пешая артиллерия комплектовались по территориальному принципу. Для гвардии, кавалерии, флота существовал экстерриториальный принцип комплектования. В военное время все войска пополнялись призывниками и отпускниками (резервистами) так, чтобы 75 % комплектования проводилось уроженцами внутренних губерний, т. е. русскими, и только четвертая часть пополнялась жителями пограничных областей. Для исполнения воинской повинности в каждой российской губернии создавались "губернские по воинской повинности присутствия", которые подчинялись Управлению по делам воинской повинности Главного штаба Военного министерства Российской империи. Этот Устав о воинской повинности с изменениями и дополнениями действовал на территории России до января 1918 года.

постоянная ссылка

Старый Новый год

Старый Новый год Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей составляет 13 дней. Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» - по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста. Интересно, что разница между юлианским и григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже. Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.

постоянная ссылка

День российской печати

День российской печати 13 января в России отмечается «День российской печати». Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет номер первой российской газеты «Ведомости». Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась то в Москве, то в Санкт-Петербурге, при этом она фактически не имела постоянного названия – «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские»… С 1 января 1870 года «высочайшим повелением» было позволено «устроить в виде опыта прием в почтовых учреждениях подписки на периодические издания - как русские, так и иностранные». В России это было первое распоряжение о проведении подписки на периодическую печать. А уже к 1914 году в России выходило свыше трех тысяч периодических изданий. После 1917 года этот праздник был перенесен на 5 мая – день, когда вышла главная советская газета «Правда», и переименован в «День советской печати». Только лишь в 1992 году Указом Президента РФ празднование «Дня российской печати» было вновь возвращено к исторически верной дате - 13 января.

постоянная ссылка

День Святого Кнута в Швеции

День Святого Кнута в Швеции 13 января Tjugondag Knut - День святого Кнута (Канута). День святого Кнута (в русскоязычной литературе употребляется имя Канут, вероятно произошедшее от английского «St. Canute») традиционно празднуется 13 января, через двадцать дней после Рождества. Отсюда и первая часть названия праздника: tjogondag, которая переводится буквально «двадцатый день». Этот день считается в Швеции и в других скандинавских странах днем окончания рождества, на что указывает широкоизвестная поговорка «Tjugondag Knut kor julen ut» (В день Кнута прогоняется рождество), а также ее многочисленные вариации: «Tjugondag Knut kastas julen ut» (В день Кнута выбрасывается рождество), «Tjugondag Knut sopas julen ut» (В день Кнута выметается рождество) и наконец: «Tjugondag Knut dansas julen ut» (В день Кнута вытанцовывается рождество). Последние две пословицы связаны с обычаем выбрасывать в этот день рождественские елки и устраивать народные гулянья. В разных областях Швеции праздник святого Кнута отмечают по-разному. Самое любопытное действо в областях южной Швеции. Там делали из соломы чучело человека в натуральную величину («knutgubbe»), надевали на него одежду, незаметно прислоняли к двери соседа и устраивали на улице шум. Когда ничего не подозревавший сосед отворял дверь, чучело падало в его объятья. К чучелу обычно цепляли записку со словами: «Кнут пришел, рождество прогнал, не давай ему стоять, к соседу подкинь опять». Шутника следовало поймать и надавать тумаков или раздеть догола и нарядить в рванье чучела. Если это удавалось, то шутнику весь следующий год приходилось нелегко - ни одна девушка не соглашалась танцевать с ним. Если же поймать шутника не удавалось, следовало подбросить чучело другому соседу. Оставшийся к концу ночи с чучелом «оставался с носом» и над ним потом смеялась вся деревня. Празднование дня святого Кнута обычно оканчивалось песенкой: «Slut pa julen och slut pa ljusen /Och slut pa brannvinet i alla husen!» (Нет рождества и огня в свечах, нет больше водки во всех домах!).

постоянная ссылка

День памяти защитников свободы

День памяти защитников свободы День защитников свободы в Литве - день поминовения жертв кровавых январских событий 1991 года. В ночь на 13 января 1991 года советские войска предприняли попытку при поддержке танков захватить телевизионную башню, и весь мир внимательно следил за событиями в Вильнюсе. Тогда под танками погибли 14 человек, сотни получили ранения - такую цену заплатила Литва за свою независимость. 1991 год, 12 января - командующий Вильнюсским военным округом Владимир Усхопчик спокойно сообщил о готовящихся маневрах с участием псковских десантников группы Альфа. В тот же день после полуночи из военного городка в Вильнюсе выдвинулись танки. Колонна остановилась у телебашни и здания Литовского радио и телевидения. До 2 часов ночи телевизионщики транслировали происходящее в стране, потом военная техника окружила их здание и телебашню. Именно здесь и погибли 14 мирных жителей, которые вышли защитить провозглашенную в марте 1990 года независимость страны. Спецподразделения атаковать не решились - здесь круглосуточно дежурили люди. Советские войска покинули территорию страны только после августовского путча в Москве. Народ Литвы сумел первым отстоять свободу своей страны, что послужило примером для других республик, желавших обрести независимость.

постоянная ссылка

Лори

Лори Празднуется в Северной Индии. Этот праздник зажигаются костры как символ окончания тяжелой зимы. Костер ассоциируется с господом Агни (огонь). Вокруг него совершается парикрама – обход по часовой стрелке, и повторяют «придет благополучие и нужда будет изгнана». После парикрамы раздается прасад – пища, предложенная богу и подарки. Приход Лори отмечается членами семьи постом и подношением друг другу подарков. Вечером устраивается праздничный пир, как правило, не вегетарианский. Всю ночь вокруг костра продолжаются танцы и песни. В праздничное утро дети ходят от двери к двери и поют песни, требуя «выкуп»- деньги или сладости, что очень напоминает славянскую традицию колядования. Этот «выкуп» называется Дулха Бхатти и песня – это плата за него. День, следующий за Лори, называется «Магхи», что знаменует собой приход месяца Магх, т.е. марта. В этот день считается благоприятным совершить омовение в Ганге. В этот день так же готовят сладости, как правило, сладкий рис. В этот праздник можно увидеть традиционный пенджабский танец Бхангра. В танце принимают участие только мужчины.

постоянная ссылка

Вышел первый номер "Литературной газеты"

Вышел первый номер "Литературной газеты" «Литературная газета» начала свою жизнь под редакцией А. Дельвига. Это старейшее Российское периодическое издание. «Литературная газета» была организована кружком литераторов при активном участии П.А.Вяземского и А.С.Пушкина. Издавалась в Петербурге. Выходила газета один раз в пять дней. Газета пользовалось большой популярностью среди читателей, на ее страницах публиковались крупные и выдающиеся писатели России и переводы из произведений зарубежных авторов, таких как В.Скотт, Э.Т.Гофман, Л.Тик, В.Гюго. Полемические статьи «Литературной газеты» вызвали пристальный интерес жандармерии. И ее первый редактор был выгнан за цитирование стихотворения К. Делавиня, посвященного открытию памятника жертвам июльской революции. Угрожали Сибирью и всему кругу авторов газеты. Из-за этого потрясения заболел и скончался Дельвиг. Его приемник О.М.Сомов заполнял страницы газеты произведениями благонадежных авторов. Интерес к газете упал, и 30 июня 1831 года издание ее прекратилось. Возобновила свое существование «Литературная газета» в 1840 году, выпускаясь до 1849 года. Публиковались в ней Пушкин, Гоголь, Баратынский, Белинский, Кольцов, Некрасов. Потом 22 апреля 1929 года издание «Литературной газеты» было снова возобновлено и с тех пор газета выпускается регулярно. Приобретя новый облик, газета остается значительным явлением общественной жизни, одним из самых авторитетных и влиятельных изданий.

постоянная ссылка

Поступила в обращение первая российская почтовая марка

Поступила в обращение первая российская почтовая марка Первая российская почтовая марка поступила в обращение под Новый год. Она была маленькая всего 2х2,7 сантиметра, ничем не примечательная, коричневого цвета с синим овальным центром, без зубцов. Внутри синего овала помещался герб Российской империи белого цвета. Мелкие надписи, опоясывающие овал сообщали, что почтовая марка имеет ценность 10 копеек за лот. Такая же надпись только более крупными буквами была у нижнего края марки. Лот – старинная русская мера веса равная примерно 12,8 грамма. На письмо приходилось клеить по несколько марок. Поэтому буквально через 10 дней в обращение поступили 20– и 30-копеечные марки. За 1858 год было продано Петербургским почтамтом 1 390 632, а Московским 1 241 149 марки. В дальнейшем марки несли на себе гораздо больше информации и стали любимым предметом коллекционеров.

постоянная ссылка

Открыта первая в России линия дальней телефонной связи.

Открыта первая в России линия дальней телефонной связи. Еще в 1887 году Министерство внутренних дел России дало поручение Главному управлению почт и телеграфов решить вопрос создания телефонной линии между Санкт-Петербургом и Москвой. Двухпроводную телефонную линию проложили вдоль Московско–Петербургского шоссе. Проект разработал инженер П. Д. Войнаровский, руководил строительством механик Рижского почтово-телеграфного округа А. А. Новицкий. Летом 1898 года началось сооружение первой самой дальней по протяженности в России телефонной линии. На сооружение линии было использовано 2450 верст проводов. В строительстве были задействованы лучшие специалисты почтово-телеграфных округов России. И в начале 1899 года строительство завершилось. Длина линии 618 верст. Открытие телефонной линии соединившей две столицы состоялось 13 января. О чем писали крупнейшие московские и петербургские газеты.

постоянная ссылка

Николай Бекетов

Николай Бекетов Николай Николаевич Бекетов родился 1 (13) января 1827 года, его отец был морским офицером. В 1844 году Николай поступил в Петербургский университет, затем перевелся в Казанский университет, где преподавал знаменитый русский химик Н.Н. Зинин. В то время Казанский университет считался центром химической науки. Сам Бекетов заинтересовался физической химией, новой в то время отраслью науки. Окончив университет, Бекетов вернулся в Петербург, где защитил магистерскую диссертацию, и вскоре стал профессором Харьковского университета. Преподавание химии в университете Бекетов поставил на очень высокий уровень. Бекетов побывал во многих европейских странах, прослушал лекции выдающихся химиков Ф. Вёлера, Р. Бунзена, А. Сент-Клер-Девилля. В 1860 году он принимал участие в Первом Международном Химическом конгрессе в Карлсруэ. По ходатайству Бекетова в Харьковском университете было открыто первое в России физико-химическое отделение. Бекетов читал лекции и вел практические занятия по физической химии. В 1886 году он выпустил свой учебник по этому предмету. По его инициативе было открыто Общество опытных наук при Харьковском университете для проведения исследовательских работ и проведения научных конференций. Бекетов считал, что теоретическое изучение науки должно обязательно подкрепляться практическими опытами. Учёный впервые использовал хлор для отбеливания бумаги и тканей, открыл гипохлориты щелочных металлов и хлорат калия (так называемую «бертолетову соль»). Умер Бекетов в 1911 году.

постоянная ссылка

Александр Ланжерон

Александр Ланжерон Александр Ланжерон – потомок французских дворян. Он поступил на службу в 15 лет и дослужился ло чина полковника. Но в 1790 Французская революция заставила его покинуть страну и уехать в Россию, где он стал полковником сибирского гренадерского полка. Он отличился в войне против Швеции, а затем в русско-турецкой войне 1787-1792. Он принимал участие в захвате крепости Измаил под командованием Суворова, где был тяжело ранен. После участия во многих европейских военных конфликтах, в том числе участия в битве под Аустерлицем, в 1815 он был назначен Херсонским военным губернатором и градоначальником Одессы. В Одессе Ланжерон открыл Лицей Ришельё для элиты: только дети торговцев и греческих иммигрантов могли получить в нем место. При Ланжероне началась постройка Одесских Ботанических садов и Приморского бульвара. Самой большой заслугой Ланжерона как градоначальника было введение порто-франко в 1819. Это позволило ввозить и вывозить товары без таможенных пошлин. В 1823 Ланжерон был освобожден от своих обязанностей по состоянию здоровья. Частым гостем в доме Ланжерона был сам Пушкин во времена своей южной ссылки. Ланжерон, который сам немного писал, постоянно мучил поэта чтением своих стихов и трагедий. Дружеские отношения Ланжерона и Пушкина продолжались и в Петербурге, после того как они оба покинули Одессу. Всю жизнь Ланжерон боялся умереть от холеры и именно она его погубила. Он умер 16 июля 1831 года и был похоронен в католической церкви Одессы.

постоянная ссылка

Лев Кулешов

Лев Кулешов Лев Владимирович Кулешов родился 1 (13) января 1899 г. в Тамбове. В 1916 году начинает работать в кино как художник-декоратор и помощник режиссёра. Кулешов заинтересовался спецификой кино как искусства, изучал американское кино. Во время Гражданской войны в 1918-1920 гг. руководил съемками документального кино на фронтах. В 1919 году создал учебную мастерскую в Госкиношколе, где учились В. Пудовкин, Б, Барнет, А. Хохлова, С. Комаров. По сути это была не школа, а экспериментальная мастерская, где учителя и ученики вместе искали новые подходы в искусстве кино, технологии съемок и монтажа фильмов. Кулешов впервые поставил вопрос о значении монтажа, его возможностях в построении сцены. Он определил, что восприятие сцены в кадре зависит от того, что изображено на соседних кадрах. При этом он пытается отделить кино от театра, создать новый вид искусства с присущими ему новыми возможностями. Он выступал за профессиональный подход к кино и на основе своего опыта он написал книгу «Основы кинорежиссуры», которая служила пособием для многих советских и зарубежных режиссёров. Кулешов снял 13 фильмов, среди которых «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), по мотивам рассказа Дж. Лондона «Неожиданное», «Великий утешитель» (1933), по мотивам биографии О. Генри. С 1939 г. Лев Кулешов руководил режиссёрской мастерской во ВГИКе. Награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. Умер Лев Кулешов 29 марта 1970 года в Москве.

постоянная ссылка

Елизавета Алексеевна

Елизавета Алексеевна Елизавета Алексеевна (Луиза-Мария-Августа), русская императрица, супруга Александра I. Родилась 13 января 1779, старшая дочь маркграфа баден-дурлахского Карла-Людвига. В октябре 1792 прибыла ко двору Петербурга вместе с младшей сестрой – Екатерина II в ту пору искала невесту любимому внуку Александру. Выбор пал на старшую сестру. 28 сентября 1793 состоялось бракосочетание. Новобрачные были совсем юными – Александру было 16 лет, Елизавете Алексеевне – 14. Привязанность Александра к супруге вскоре сменилась равнодушием, что сильно подействовало на Елизавету Алексеевну, любившую его искренне и глубоко. Она замкнулась в своей личной жизни и мало принимала участия в интересах двора, чувствуя себя одинокой в царской семье. Она была скромна, много читала, имела особенную склонность к изучению языков. Ее талантом был особый дар рассказывать – император Александр I отмечал, что, не имея времени много читать, он обязан императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного. В ночь убийства Павла I проявила твердость характера и вела переговоры с заговорщиками, затем вновь отошла в тень. Декабристы обсуждали идею ее возведения на российский престол. Елизавета Алексеевна родила двух дочерей – Марию (1799 – 1800) и Елизавету (1806 – 1808), которые рано умерли. Отказавшись от внешних почестей и блеска, она посвящала досуг делам благотворительности. Слабое здоровье Елизаветы Алексеевны расстроилось в 1825 так сильно, что врачи предписали поездку в Италию. Вместо Италии был избран Таганрог – императрица хотела умереть в России. Император отправился туда несколькими неделями раньше, чтобы приготовить помещение для больной. В сентябре 1825 она прибыла в Таганрог, где здоровье ее несколько улучшилось, а отношения между супругами стали более сердечными. Но ей не было дано насладиться взаимопониманием с супругом: император заболел и 19 ноября скончался у нее на руках. Весной 1826 она предприняла обратный путь. Императрица Мария Федоровна выехала ей навстречу, и обе вдовствовавшие императрицы должны были встретиться в Калуге. По дороге болезнь Елизаветы Алексеевны внезапно усилилась и 16 мая 1826 она умерла в Белеве (Тульской губернии).

постоянная ссылка

Ирина Апексимова

Ирина Апексимова Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде, оба её родителя были музыкантами, отец – преподавателем в музыкальной школе и консерватории, мать – в театре музкомедии. После развода родителей мать с Ириной уехали в Одессу, где Ирина поступила в театральный класс. После окончания школы Ирина пыталась поступить в Школу-студию МХАТ, но из-за специфического одесского говора принята не была. Тогда она вернулась в Одессу и стала работать в кордебалете Одесского театра оперетты. Вторая попытка поступить в ту же Школу-студию МХАТ также провалилась. После этого Ирина пришла в кордебалет театра оперетты в Волгограде. Через год, избавившись от мешавшего ей говора, она все-таки была принята в Школу-студию МХАТ в мастерскую Олега Табакова. Вместе с Ириной учились Евгений Миронов и Владимир Машков. В 1994 году они втроем снялись с фильме «Лимита» Дениса Евстигнеева. С 1990 по 2000 она работала в МХАТе им. Чехова. Сыграла множество ярких ролей, в том числе: Елену Андреевну в чеховском «Дяде Ване», баронессу Штраль в «Маскараде». В 1986 году впервые снялась в кино в фильме «Башня», но известность ей принесли фильмы «Мужские откровения» и «Му-му». Всего она сыграла в кино более 20 ролей, в основном роковых женщин. Это фильмы «День рождения буржуя», «Империя под ударом», «Клетка». Была замужем за актером Валерием Николаевым, воспитывает дочь Дашу.

постоянная ссылка

Василий Шульгин

Василий Шульгин Василий Шульгин, монархист, политический деятель, публицист. Родился 13 января 1878 в Киеве в семье профессора истории Киевского университета. Окончил 2-ю Киевскую гимназию и юридический факультет Киевского университета (1900 г.). С 1907 г. посвятил себя целиком политической деятельности. Являлся депутатом II – IV Государственных дум. Приветствовал разгон II Думы, в III Думе поддерживал П.А. Столыпина и его реформы, выступал за суровые меры в отношении революционеров. В 1914 г. ушел добровольцем на фронт был ранен. В Думу вернулся решительным противником правительства. В августе 1915 г. в Государственной думе был избран Прогрессивный блок, который ставил свой задачей создание правительства, ответственного перед Думой. В.В. Шульгин был избран в руководство Прогрессивного блока. 27 февраля 1917 г. Советом старейшин Думы Шульгин был избран во Временный комитет Государственной думы, который брал на себя функции правительства. 02 марта к царю для переговоров Временный комитет направил Шульгина и Гучкова. Николай II подписал Акт об отречении от престола в пользу брата великого князя Михаила Александровича. 03 марта Шульгин принимал участие в переговорах с великим князем Михаилом Александровичем, в результате которых тот отказался принимать престол до решения Учредительного собрания. Всячески поддерживал Временное правительство, но, видя его неспособность навести порядок в стране, в начале октября 1917 г. переехал в Киев. Там он возглавил «Русский национальный союз». В ноябре-декабре 1917 г. отправился на Дон в Новочеркасск, участвовал в создании белой Добровольческой армии. С конца 1918 г. редактировал газету «Россия», потом «Великая Россия», воспевая чистоту «белой идеи». После окончания гражданской войны эмигрировал. В 1937 г. отошел от политической деятельности, жил в Югославии. Когда в 1944 г. советские войска вступили на территорию Югославии, Шульгин был арестован и препровожден в Москву. Был приговорен к 25 годам заключения. После смерти Сталина освобожден, поселился во Владимире. В 1960-х гг. призывал эмиграцию отказаться от враждебного отношения к СССР.

постоянная ссылка

Стефания Бельмондо

Стефания Бельмондо Стефания Бельмондо родилась 13 января 1969 года в небольшом итальянском городке Винадио в провинции Кунео. Когда девочке было три года, отец смастерил для нее лыжи и научил ее кататься на них. В шестилетнем возрасте она стала заниматься в лыжной секции, участвовала в детских соревнованиях. Первые соревнования она выиграла в восемь лет, за что получила свою первую медаль, сделанную из желтого картона. В 1987 г. Стефания стала членом национальной сборной Италии. В 1988 году в ее составе дебютирует на Олимпийских играх в Калгари, а на следующий год – в чемпионате Мира. В 1989 г. Стефания стала первой итальянкой, победившей на этапе Кубка Мира в Солт-Лейк-Сити. В 1992 г. на Олимпиаде в Альбервилле она, выиграв гонку 30 км, стала первой итальянкой-чемпионкой Олимпиады, а в 1993 г. – первой итальянкой-чемпионкой мира на дистанциях 10 и 30 км. Всего Стефания Бельмондо участвовала в пяти Олимпийских играх и завоевала 10 медалей, две из которых – высшего достоинства. Четырежды становилась чемпионкой мира. В 2002 году она ушла из спорта, а в 2006 году вновь появилась на Олимпийских играх в Турине, но уже в качестве почетного гостя (она зажгла Олимпийский огонь) и спортивного комментатора. Стефания занимается благотворительной деятельностью, замужем, воспитывает двоих сыновей.

постоянная ссылка

Илья Лифшиц

Илья Лифшиц Илья Михайлович Лифшиц родился 13 января 1917 года в Харькове. В 1936 году окончил Харьковский университет, а через два года – Харьковский политехнический институт. В период с 1937 по 1968 годы работал в Харьковском физико-техническом институте и одновременно с 1944 года заведовал кафедрой Харьковского университета. Его работы относятся к физике твердого тела, к общей теории конденсированного состояния вещества. Лифшиц выполнял новаторские работы в изучении поведения электронов в неупорядоченных системах. В 1948 году разработал теорию процесса двойникования. Установил связь между наблюдаемыми свойствами металлов и геометрией и топологией их поверхности Ферми, создав новое направление в физике металлов, получившее название фермилогии. Много работ Лифшица посвящено физической кинетике. Выяснил кинетику разрушения сверхпроводящего состояния магнитным полем и током, первый проследил кинетику фазовых переходов II рода и кинетику перехода металла из сверхпроводящего состояния в нормальное под действием магнитного поля. Лифшиц является одним из создателей современной динамической теории твердого тела и физики квантовых кристаллов.

постоянная ссылка

Орландо Блум

Орландо Блум Орландо Джонатан Бланчард Блум родился 13 января 1977 года в Великобритании, в городе Кентербери. Его отец был известным борцом с апартеидом и умер, когда Орландо было 4 года. В юности он увлекался конным спортом, занимался театром, искусством, фотографией. В школьном возрасте он принимал участие в постановках школьного театра. В 1996 г. снялся в нескольких эпизодах сериала «Несчастный случай». Актерское мастерство он постигал в Гилдхоллской школе музыки и театра в Лондоне. Принимал участие в театральных постановках. Мировую известность Блуму принесли съемки в 2001 г. в первой части крупномасштабного фильма «Властелин колец: Братство кольца» в роли эльфа Леголаса. За эту роль он получил премию «Империя» как лучший дебютант. В 2002 и 2003 году он снялся во второй и третьей частях этого фильма «Властелин колец: Две крепости» и «Властелин колец: Возвращение короля». Далее последовала роль Уилла Тернера в фильме «Пираты Карибского моря: Проклятие чёрной жемчужины» (эту же роль он сыграл и в двух продолжениях фильма). Еще одна звездная роль Блума – Парис в фильме «Троя» по мотивам поэмы Гомера «Илиада».

постоянная ссылка

Ян Брейгель (Бархатный)

Ян Брейгель (Бархатный) Ян Брейгель Бархатный (Старший, Цветочный), известный фламадский художник. Родился в Брюсселе в 1568, точная дата неизвестна. Был вторым сыном знаменитого П.Брейгеля Старшего, явившимся на свет незадолго до смерти последнего. Воспитывался бабушкой, художницей-миниатюристкой М.Верхюльст. Учился живописи в Антверпене. В 1590-1596 работал в Неаполе, Риме и Милане. Был деканом антверпенской гильдии художников и придворным художником эрцгерцогов Альбрехта и Изабеллы, испанских наместников Фландрии. По возвращению во Фландрию в 1597 г. как сын мастера он был принят в антверпенскую гильдию художников. 13 сентября 1601 г.родился его первый сын, впоследствии также известный художник, Ян Брейгель Младший. Ян Брейгель Старший умер 13 января 1625 г. от холеры, жертвой этой болезни вместе с ним стали трое его детей (Питер, Элизабет и Мария). К творческому наследию Яна Брейгеля Старшего относится множество великолепных пейзажей с маленькими, оживляющими картины человеческими фигурками, иногда на библейские сюжеты. Особенно Ян Брейгель знаменит своими детальными изображениями цветов в виде натюрмортов или цветочных венков. Брейгель также написал большое количество картин на мифологические темы темы и картин-аллегорий, например, «Четыре элемента и пять чувств» (1617-1618, вместе с Рубенсом). Рубенс считал Яна Брейгеля своим старшим братом.

постоянная ссылка

Александр Попов

Александр Попов Александр Степанович Попов родился 4 (16) марта 1859 года в поселке Турьинские Рудники, (ныне Краснотурьинск Свердловской области). После окончания в 1882 году физико-математического факультета Петербургского университета занимался научной деятельностью и преподавал физику и электротехнику в ряде технических училищ. В 1901 году стал профессором физики, а в 1905 году – директором Петербургского электротехнического института. Научные интересы Попова лежали в области электродинамики. Он поставил цель сконструировать беспроводную сигнализацию для использования на флоте на основе электромагнитных волн. На первом этапе Попов нашел чувствительный индикатор электромагнитных волн – им стал радиокондуктор Э. Бранли. На втором этапе эксперимента Попов создал непосредственно радиоприёмник. К весне 1895 года надёжный и чувствительный прибор был готов. На состоявшемся 25 апреля (7 мая) 1895 года заседании физического отделения Русского физико-химического общества Поповым был представлен научный доклад об изобретении беспроводной связи и продемонстрирована её работа. В память об этом событии 7 мая в России отмечается День радио (с 1945 года). Совершенствуя передающий и принимающий аппараты, Попов добился дальности передачи сигналов в 150 км. Попов также изучал рентгеновские лучи и сделал первые в России рентгеновские снимки предметов и частей тела человека. Деятельность Попова была оценена современниками, он получил Большую Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Скончался учёный 31 декабря 1905 года (13 января 1906 года) в Петербурге.

постоянная ссылка

Сергей Уточкин

Сергей Уточкин Пожалуй, лишь самые знаменитые артисты были столь же известны, как этот веселый огненно-рыжий человек, отважный и по-рыцарски благородный – любимец всей Одессы. Сергей Исаевич Уточкин был замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой. Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Он стал вторым русским пилотом. С тех пор началась у него новая и очень напряженная жизнь. Ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург – Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один – Александр Васильев. Уточкин потерпел аварию и чудом остался жив. Увечья, полученные им, оказались серьезными: переломы ноги, руки, ключицы, тяжелые ушибы грудной клетки и головы. Все это сказалось на его здоровье и в 1913 году по Петербургу пошли слухи о признаках сумасшествия у прославленного пилота. После одного из приступов его доставили в психиатрическую больницу св. Николая Чудотворца на Мойке. Поправлялся Уточкин медленно. Только осенью 1913 года он вышел на свободу и уехал в Одессу. Но до конца так и не смог оправиться. Умер он, простудившись, от кровоизлияния в легкие 13 января 1916 года, в той самой психиатрической больнице, забытый всеми. Ему шел всего сороковой год. Похорнен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, невдалеке от могил других русских авиаторов, погибших в авиакатастрофах.

постоянная ссылка

Джеймс Джойс

Джеймс Джойс Джеймс Джойс родился в столице Северной Ирландии Дублине 2 февраля 1882 г. в большой семье. Детство и юность Джойса были довольно неустроенными, семья часто бедствовало, однако это не помешала ему получить хорошее образование в католическом иезуитском колледже и Дублинском университете. В 1900 г. он начал писать эссе и стихи, издавался в различных журналах и газетах. В возрасте 22 лет он переехал в Париж, работал учителем, журналистом. Долгое время провел в Цюрихе. Публиковать свои произведения Джойсу было очень трудно, они отвергались по цензурным соображениям. Такая участь постигла сборник рассказов «Дублинцы», роман «Портрет художника в юности», а особенно не везло роману «Улисс». Он был запрещен в Великобритании и США за пошлость и разврат. Однако одна издательница Сильвия Бич рискнула напечатать роман, который сейчас признан классическим. Многое в романе было не понято читателями. Но до сих пор он считается шедевром, который никто еще не смог превзойти. В 600-страничном произведении описан всего лишь один день из жизни ирландского еврея Леопольда Блума – 16 июня 1904 г. Во многих странах, в том числе и в России, 16 июня отмечается День Блума, а 16 июня 2004 г. на столетие Дня Блума Дублин посетили несколько тысяч туристов. Джеймс Джойс умер 13 января 1941 г.

постоянная ссылка

Анатолий Эфрос

Анатолий Эфрос Эфрос Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) родился 3 июня 1925 года в Харькове. Он с детства интересовался театром, много читал о Станиславском и о его спектаклях. В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа (курс Н.Петрова и М.Кнебель). Свои первые спектакли Эфрос поставил в Рязанском театре, а уже в 1954 году он стал главным режиссером Центрального Детского театра, который при Анатолии Васильевиче перестал быть исключительно детским и превратился в интересный столичный театр. Эфрос поставил там 14 спектаклей, остро современных и по форме, и по содержанию, имевших большой успех: «В добрый час», «В поисках радости», «Неравный бой», «Друг мой, Колька!» и др. После того, как Эфрос сделал популярным ЦДТ, в 1963 году он был назначен главным режиссером театра им.Ленинского комсомола, чтобы возродить и его. Труппу театра составили актеры, чьи имена сразу стали известными всей Москве: В.Гафт, А.Збруев, М.Державин, Ю.Колычев, Л.Дуров, А.Ширвиндт, О.Яковлева и др. Здесь он поставил несколько спектаклей, сделавших его одним из лучших режиссеров страны: «В день свадьбы» Розова, «Снимается кино» и «104 страницы про любовь» Радзинского. Широкую популярность ему принесли постановки классики: «Чайка» Чехова и «Мольер» Булгакова. Эфрос всячески избегал политических игр, считая политику недостойной театра, что не вполне соответствовало духу, насаждаемому в советском театре того времени, и вскоре он был отстранен от руководства Ленкомом. Вместе с группой актеров в 1967 году он перешел в Театр на Малой Бронной, заняв там место режиссера. В течение последующих 17 лет Эфрос поставил свыше 20 спектаклей, в том числе – «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Дон Жуан» Мольера, «Женитьба» Гоголя, «Месяц в деревне» Тургенева. Эфрос в основном обращался к классике, пытаясь избежать советской тематики, хотя были и постановки по современным пьесам: «Счастливые дни несчастливого человека», «Сказки старого Арбата», «Человек со стороны», «Директор театра» и др. Эфрос ставил спектакли и в других московских театрах, а также за рубежом. Большой резонанс вызывали его режиссерские работы в кино: «Високосный год», «Двое в степи», «В четверг и больше никогда» и другие, а также ряд телеспектаклей – «Острова в океане», «Тартюф», «Ромео и Джульетта»… Еще он много писал, работал на радио и преподавал в ГИТИСе. Эфрос – автор книг и статей по вопросам театрального искусства. В 1984 году Эфрос был назначен главным режиссером Московского театра драмы и комедии на Таганке, заменив на этом посту вынужденного эмигрировать Ю.Любимова. Хотя часть труппы театра не приняла Эфроса, он поставил там несколько успешных спектаклей – «На дне» М.Горького и «Мизантроп» Мольера, возобновил «Вишнёвый сад» А.Чехова и др. Этот период жизни стал особенно драматичным для Эфроса. Он оказался втянутым в политические игры, которых всегда сторонился. Последние годы были омрачены нарастанием внутренних конфликтов в театре и вокруг него. Сердце мастера не выдержало… 13 января 1987 года Анатолий Васильевич Эфрос скончался от инфаркта, был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. Эфрос еще при жизни стал легендой российского театра. Его спектакли поражали своей оригинальностью и самобытностью, а имя стало неотъемлемой частью истории театрального искусства, наряду с его самыми лучшими представителями – К.Станиславским, Е.Вахтанговым, В.Мейерхольдом…

постоянная ссылка

Арутюн Акопян

Арутюн Акопян 26 апреля 1918 года в Армении в городе Ереване в семье кузнеца родился Арутюн Амаякович Акопян, артист, фокусник-манипулятор. После окончания хореографического училища в 1935 году, Арутюн выступает в ансамбле народного танца. По требованию отца он идёт учиться в строительный техникум и работает в «Армстрое», а в 1937 году поступает в Московский институт землеустройства. После учебных дней в институте он постоянно занимался фокусами, делал реквизит для них, создавал новые фокусы на основе уже известных. В общежитии института и состоялось его первое выступление. По окончании института Арутюн Акопян идёт работать в Мосгосэстраду фокусником-профессионалом. Через несколько лет упорных тренировок фокусник до такой степени развил пальцы и кисти своих рук, что ему уже практически не нужен был никакой реквизит и Акопян становится фокусником-манипулятором. В 1950 году Акопян становится Заслуженным артистом Армянской ССР, а в 1961 году удостаивается звания Народного артиста республики. Артист был известен и популярен не только на Родине, но и во многих странах мира. 1957 год принёс ему победу на международном конкурсе в австралийском Коломбо. В 1959 году фокусник получил Гран-при на конкурсе в Париже, а в 1977 году – в Карловых Варах. 13 января 2005 года Арутюн Акопян умер в городе Москве.

постоянная ссылка

Николай Шереметев

Николай Шереметев Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге 9 июля 1751 года. Юный граф получил отличное образование. Он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I. Шереметев интересовался точными науками, в то же время проявлял большую любовь к исскуству. Позднее он прославился как покровитель искусств. В 1769 году граф совершил длительное путешествие по Европе. Он обучался в Лейденском университете в Голландии, попутно изучал театральное дело, декорационное, сценическое и балетное искусство. В наследство от отца Шереметев получил крепостной театр в Кусково. У него был прекрасный оркестр, спектакли в его театре всегда отличались богатыми декорациями и великолепными костюмами. На спектаклях театра Шереметева бывали Екатерина Великая, Павел I, польский король Понятовский, сонм московских и петербургских вельмож, дипломатов, крупных сановников. Николай Петрович «угощал» знать своими спектаклями. Его крепостные актрисы, набранные по родовым деревням, получали настоящее образование и воспитание. Лучшие европейские наставники учили их не только сценическим искусствам, но и языкам иностранным, наукам, светскому обращению. Немногие дамы-аристократки, пришедшие на останкинский спектакль, могли бы соперничать в образованности со вчерашними Акульками да Малашками, выступавшими перед ними на сцене. Помимо этого Шереметев живо интересовался архитектурой. Останкинский дворец графа в подмосковном имении стал памятником художественного вкуса. В 1801 году Шереметев женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой, которой дал вольную. 3 февраля 1803 года у них родился сын – Дмитрий. К несчастью, вскоре после рождения сына, горячо любимая графом жена умирает от туберкулёза. В память о жене граф основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского), для работы над которым он пригласил талантливого скульптора Джакомо Кваренги. Здание Странноприимного дома считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII – XIX веков. За свою многогранную деятельность граф не раз награждался русскими и иностранными орденами. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. 13 января 1809 года Николай Петрович Шереметев скончался. Похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре.

постоянная ссылка

 
   
   
   
Copyright © 2016 Великие Люди   |  Контакты          Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет