Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие Люди • Биографии
 
Здесь любой желающий может разместить биографию своего кумира, будь то любимый писатель или актер, а может просто биографию человека которая может быть интересна читателям. В любом случае в мире есть очень много достойных людей о которых можно и нужно знать, но в силу разных обстаятельств о них забыли и надо рассказать о них всем, и надеемся наш сайт поможет в этом.
 
  Биографии     Добавь биографию     Редактировать биографию
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   Все   Список биографий  

Фрейндлих Алиса Бруновна

1934
Алиса Бруновна Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде, в семье известного актера Бруно Фрейндлиха. Ее мама, Ксения Федоровна Федорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Федоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны , начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой.
В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт.

После окончания института Алиса Фрейндлих была принята в труппу Театра имени В.Ф. Комиссаржевской, где сыграла ряд замечательных ролей: Гога («Человек с портфелем» А. Файко, режиссер Н. Галин, 1957), Котька («Светите, звёзды» И. Микитенко, режиссеры И. Ольшвангер, С. Евлахов, 1957), Кай и Герда («Снежная королева» Е. Шварца, режиссер В. Мойковский, 1957), Музыкант («Дон Хиль – зеленые штаны» Т. де Молина, режиссеры З. Корогодский, В. Андрушкевич, 1957), Катя Крайнева («Раскрытое окно» Э. Брагинского, режиссер А. Белинский, 1957), Мальчик («Счастливые нищие» К. Гоцци, режиссер С. Евлахов, 1958), Поля Вихрова («Живая вода» Л. Леонова, режиссер И. Ольшвангер, 1959), Оля («Дом на одной из улиц» Э. Брагинского, режиссер В. Андрушкевич, 1959), Настенька («Август» А. Галича, режиссеры И. Олышвангер, К. Грушвицкая, 1959), Маша («Время любить» Б. Ласкина, режиссеры И. Владимиров, К. Грушвицкая, 1960), Вера («Случайные встречи» Р. Назарова, режисеры И. Владимиров, С. Ландграф, 1961), Маша («Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, режиссер И. Ольшвангер, 1961) и другие.

С первого выхода на сцену молодая актриса привлекла к себе внимание критики и зрителей редкостным сценическим обаянием, умением отточенно подать реплику, умением довести ее до репризной выразительности, необыкновенной одухотворенностью своих персонажей, лучистым взглядом и таящей загадку улыбкой. Алиса Фрейндлих не принадлежит к категории «социальных актрис», однако эти образы были по-своему социальны, поскольку они противостояли общепринятому догматизму, героизации персонажей.

В 1961 году А.Б. Фрейндлих переходит в Ленинградский театр имени Ленсовета, которым в то время руководил выдающийся актер и режиссер И.П. Владимиров, ставший вскоре ее мужем. Именно с этого театра, где она проработала более 20 лет, началось триумфальное восхождение актрисы к вершинам мастерства, зрительского и профессионального признания. Роли А.Б. Фрейндлих, сыгранные в постановках И.П. Владимирова, вошли в историю отечественного театра как выдающееся явление актерского искусства, каждый раз становились событием театральной жизни, откровением неисчерпаемых творческих возможностей неординарной актерской индивидуальности. Среди них: Элиза Дулитл («Пигмалион» Б. Шоу, режиссер И. Владимиров, 1962); Таня («Таня» А. Арбузова, режиссер И. Владимиров, 1963), Джульетта («Ромео и Джульетта» У. Шекспира, режиссер И. Владимиров, 1963), Лика («Мой бедный Марат» А. Арбузова, режиссер И. Владимиров, 1964), Селия Пичем («Трёхгрошовая опера» Б. Брехта, режиссер И. Владимиров, 1966), Гелена («Варшавская мелодия» Л. Зорина, режиссеры И. Владимиров, В. Фиалковский, 1967), Малыш («Малыш и Карлсон» С. Прокофьева по сказке А. Линдгрен, режиссер Н. Райхштейн, 1969), Даша («Хождение по мукам» А. Толстого, режиссер Г. Опорков, 1970), Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира, режиссеры И. Владимиров, Н. Райхштейн, 1970), Катерина Ивановна («Преступление и наказание» Ф. Достоевского, режиссер И. Владимиров, 1971), Альдонса («Дульсинея Тобосская» А. Володина, режиссеры И. Владимиров, Д. Либуркин, 1973), Таланова («Нашествие» Л. Леонова, режиссеры И. Владимиров, Н. Райхштейн, 1975), Марта («Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, режиссеры И. Владимиров, Е. Лифсон, 1976), Раневская («Вишнёвый сад» А. Чехова, режиссеры И. Владимиров, Н. Райхштейн, 1978) и другие. В музыкальном спектакле «Люди и страсти» по произведениям Б. Брехта, Ф. Шиллера, К. Гуцкова, Л. Фейхтвангера, И.В. Гёте, Г. Гейне (режиссеры И. Владимиров, Н. Райхштейн, 1974) она сыграла сразу несколько ролей: Елизавету Английскую, Марию-Антуанетту и мужскую роль Уриэля Акосты. В дальнейшем этот ее дар актрисы стремительного перехода из роли в роль, из образа в образ использовали и другие режиссеры.

В 1983 году А.Б. Фрейндлих по приглашению Г.А. Товстоногова вступает в прославленную труппу Большого драматического театра, где работает по сей день. Г.А. Товстоногов всегда славился неординарным видением актерских индивидуальностей, раскрывая их с самой неожиданной стороны. Алиса Фрейндлих – актриса со сложившейся судьбой, известная и любимая зрителями «королева сцены» – в Большом драматическом театре тоже начала, по ее собственному выражению, «с нуля», открыв новый этап своей творческой биографии. Первым шагом на знаменитых подмостках БДТ стала роль современницы в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе А. Володина в режиссуре Г. Товстоногова (1984). Ирина–Фрейндлих балансировала на грани «парения духа и черствости души», не определяя однозначных трактовок, заставляя зрителя задуматься и обратиться вглубь себя.

Блистательный комедийный дар и способность к мгновенной перемене внутреннего состояния при смене сценических масок явили три женских образа: Эллейн Наваццо, Бобби Митчелл и Дженет Фишер в легендарной постановке по комедии Н. Саймона «Этот пылкий влюблённый» (режиссер Г. Товстоногов, 1985), где она играла в дуэте с Владиславом Стржельчиком. Спектакль, поставленный Г.А. Товстоноговым специально для них, имел оглушительный успех, его хорошо принимали в Израиле, Германии, Аргентине.

В спектакле «Барменша из дискотеки» по пьесе Ю. Андреева, поставленном В. Фильштинским под руководством Г. Товстоногова в 1986 году, актриса исполнила главную роль Ванды Кепеци – барменши одной из будапештских дискотек. В образе женщины, по трагическим обстоятельствам оказавшейся за пределами родины, покинутой во время войны, А. Фрейндлих открыла глубинные возможности духа, не сломленного испытаниями неимоверных душевных потерь и предательств. Образ Насти («На дне» М. Горького, режиссер Г. Товстоногов, 1987) в исполнении А. Фрейндлих сочетал в себе острохарактерный внешний рисунок и подробное психологическое исследование персонажа – человека, брошенного судьбой на дно жизни. В сложной роли мирового репертуара Аманды Уингфилд («Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, режиссер Н. Джексон, 1988) А. Фрейндлих со свойственной ей личностной причастностью к воплощаемому образу, подробностью и элегантностью создала неоднозначный и противоречивый образ женщины-матери, пытающейся сохранить хрупкий мир вымышленного счастья, очарование прошлого.

Любовь к прекрасному юноше движет поступками умной, ироничной и своенравной Леди Мильфорд («Коварство и любовь» Ф. Шиллера, режиссер Т. Чхеидзе, 1990). Интриги Мильфорд–Фрейндлих приводят к трагической гибели молодых влюбленных. Но это – единственно возможный для нее способ достигнуть желаемой цели, ведь леди Мильфорд в плену страсти, которая не подчиняется ни здравому смыслу, ни законам нравственности. Отрицательный персонаж классической драматургии эпохи Просвещения в исполнении актрисы балансирует на границе лжи и правды, искренности и притворства. В спектакле Т. Чхеидзе – еще одного крупного режиссера в творческой судьбе актрисы – все подчинено вдохновенной возвышенности чувств, истинных страстей во многом благодаря и филигранному мастерству актрисы.

Всепоглощающей страстью к власти наделила актриса леди Макбет («Макбет» У. Шекспира, режиссер Т. Чхеидзе, 1994). Созданный актрисой образ, несомненно, вошел в сценическую историю трактовок великого образа. За исполнение роли леди Макбет Алиса Бруновна удостоена Государственной премии РФ (1995).

За воплощение образа леди Крум («Аркадия» Т. Стоппарда, режиссер Э. Нюганен, 1998) А.Б. Фрейндлих получила вторую Государственную премию РФ. Эта роль в очередной раз продемонстрировала виртуозное мастерство актрисы в комедийном жанре. Образ леди Крум, ветреной и влюбленной дамы, актриса рисовала акварельными переливами неуловимых оттенков настроения внешне сдержанного сценического рисунка. Удивленный взгляд и чуть заметный кивок, безапелляционная интонация и многообещающие модуляции голоса… Подробность существования в сочетании с комедийной заостренностью эмоциональной жизни персонажа рождали образ очаровательной и притягательной женщины.

Три различных женских образа: Хана Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз – создала А.Б. Фрейндлих в спектакле «Калифорнийская сюита» по пьесе Н. Саймона (режиссер Н. Пинигин, 1999). В этом спектакле раскрывается все богатство таланта Фрейндлих. Три новеллы – судьбы трех разных пар, которые останавливались в одном и том же гостиничном номере в разное время. Три истории из жизни женщин разных возрастов, характеров и слоев общества притягивают стремительной сменой сценических перевоплощений, свободным и непринужденным жанровым многообразием актерского существования внутри одного спектакля: драма, трагифарс, фарс, – вместе создавая собирательный образ женщины, которая всегда находится в поиске любви и взаимопонимания.

В спектакле БДТ «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете» У. Шекспира (режиссер Г. Дитятковский, 2003) А.Б. Фрейндлих выходит на сцену в роли шута Фесте. Ироничный хранитель вековой мудрости Фесте–Фрейндлих ведет участников великой комедии через все перипетии запутанного сюжета к торжеству любви. Фесте поет, и чуть низкий голос обволакивает тайной причастности к чему-то неведомому.

В 2004 году главный режиссер Театра имени Ленсовета Владислав Пази специально для Алисы Фрейндлих поставил моноспектакль по пьесе Эриха-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая дама». Оскар – десятилетний мальчик, которому осталось жить две недели, рассказывает в письмах Создателю обо всем: своем диагнозе, не оставляющем надежды, больничных товарищах, врачах, родителях. О своей первой любви, девочке Пегги Блю, и последней привязанности, сиделке Розовой Маме. Розовая Мама – волонтер, она приходит к больному по доброй воле; она вовлекает Оскара в игру: день – это 10 лет, и значит, ему предстоит дожить почти до 130 и пройти все возрасты человеческой жизни. Она рассказывает ему о Боге, впервые, и предлагает написать письмо – с тем чтобы Он помог Оскару. В каждом письме может быть только одна просьба...

Алиса Фрейндлих строит эту художественную работу пронзительно, но редкостно просто и скромно. «И что потрясает более всего, – пишет критика, – какая-то уникальная многомерность существования актрисы. Вернее, безмерность, свойственная только артистам от Бога, талантам самой высокой пробы. В исполнении Фрейндлих иллюзорная 120-летняя жизнь Оскара синтезируется с реальностью, визуальные и эмоциональные приметы игры позволяют на самом деле почувствовать взросление, возмужание, угасание».

В сентябре 2005 года на сцене БДТ состоялась премьера спектакля «Квартет» по пьесе Р. Харвуда, в котором Алиса Фрейндлих играет с другими звездами театра – З.М. Шарко, К.Ю. Лавровым и О.В. Басилашвили. Режиссер Николай Пинигин показал жизнь бывших оперных звезд, доживающих свой век в доме престарелых. Она не слишком радужна, и всё же те, кто не раз блистал на подмостках, находят в себе силы вновь погрузиться в волшебный мир музыки. Среди них и героиня Алисы Фрейндлих – не растерявшая шарма оперная прима Джин Хортон. Постановка признана лучшим спектаклем сезона, а все актеры, занятые в ней, в 2006 году удостоены Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За мастерство и совершенство».

Конечно же творчество А.Б. Фрейндлих не ограничивается рамками театрального искусства. Неординарная актерская индивидуальность, высочайшее исполнительское мастерство актрисы получили огромное количество воплощений в кинематографе и на телевидении. Созданные ею роли знакомы и любимы миллионами зрителей. Актриса работала с такими известными режиссерами, как Э. Рязанов, А. Тарковский, Э. Климов, А. Прошкин, П. Чухрай, В. Тодоровский, К. Худяков, и другие.

Между тем ее карьера в кино поначалу складывалась непросто: то роли доставались маленькие, то режиссеры находили более подходящих исполнительниц, а то и фильм оказывался «на полке» – как случилось с картиной Элема Климова «Похождения зубного врача» (1965). Лишь в картине «Анна и Командор» (режиссер Е. Хринюк), вышедшей на экраны в 1974 году, она впервые получила главную роль.

В киносудьбе актрисы переломным можно считать 1976 год, когда Эльдар Рязанов пригласил ее без проб сняться в главной роли Людмилы Калугиной в фильме «Служебный роман». В следующем году картина вышла в прокат, принеся исполнителям главных ролей, Алисе Фрейндлих и Андрею Мягкову, звание лучших актеров года.

Среди фильмов с участием А.Б. Фрейндлих: «Неоконченная повесть» (режиссер Ф. Эрмлер, 1955), «Город зажигает огни» (режиссер В. Венгеров, 1958), телеспектакль «Жанна плачет, Жан смеётся» (режиссер В. Васильев, 1961), «Полосатый рейс» (режиссер В. Фетин, 1961), телеспектакль «Ася» (режиссер И. Владимиров), «Фро» (режиссер Р. Эсадзе, 1964), «Первый посетитель» (режиссер Л. Квинихидзе, 1965), «Любить» (режиссер М. Калик, 1968), «Вальс» (режиссер В. Титов, 1969), «Семейное счастье» (режиссеры С. Соловьёв, А. Ладынин, А. Шейн, 1969), «Вчера, сегодня и всегда» (режиссер Я. Базелян, 1969), «Тайна железной двери» (режиссер М. Юзовский, 1970), «Моя жизнь» (режиссеры В. Соколов, Г. Никулин, 1972), «Мелодии Верийского квартала» (режиссер Г. Шенгелая, 1973), «Исполняющий обязанности» (режиссер И. Поволоцкая, 1973), «Агония» (режиссер Э. Климов, 1974–1981), «Соломенная шляпка» (режиссер Л. Квинихидзе, 1975), «Всегда со мною...» (режиссер С. Шустер, 1976), «Принцесса на горошине» (режиссер Б. Рыцарев, 1976), «Д’Артаньян и три мушкетёра» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1978), «Старомодная комедия» (режиссеры Т. Березанцева, А. Арбузов, 1979), «Сталкер» (режиссер А. Тарковский, 1979), «Сергей Иванович уходит на пенсию» (режиссер Ю. Мамин, 1980), «Три года» (режиссеры Д. Долинин, С. Любшин, 1980), «Опасный возраст» (режиссер А. Прошкин, 1981), «Два голоса» (режиссер А. Белинский, 1981), «Клетка для канареек» (режиссер П. Чухрай, 1983), «Вместе с Дунаевским» (режиссер К. Артюхов, 1984), «Жестокий романс» (режиссер Э. Рязанов, 1984), «Успех» (режиссер К. Худяков, 1984), «Простая смерть» (режиссер А. Кайдановский, 1985), «Тайна снежной королевы» (режиссер Н. Александрович, 1986), «Прости» (режиссер Э. Ясан, 1986), «Чехарда» (режиссеры Е. Крайнов, А. Федоринский, 1987), «Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (режиссер Р. Горяев, 1988), «Мушкетёры, двадцать лет спустя» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1992), «Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя» (режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич, 1993), «Подмосковные вечера» (режиссер В. Тодоровский, 1994), «Охота» (режиссер В. Соломин, 1994), «Женская логика», «Женская логика-2» (режиссеры С. Ашкенази, Э. Уразбаев, 2002), «Женская логика-3» (режиссер С. Ашкенази, 2003), «Женская логика-4» (режиссер В. Бутурлин, 2004), «На Верхней Масловке» (режиссер К. Худяков, 2005).

А.Б. Фрейндлих – народная артистка СССР (1981), лауреат Государственной премии РСФСР за 1976 год (1977), трех Государственных премий РФ в области литературы и искусства (1996 – спектакль «Макбет», 2001 – спектакль «Аркадия», 2008 – создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального искусства и киноискусства), дважды лауреат Национальной кинематографической премии «Ника» в номинации «Роль второго плана» (1994 – за фильм «Подмосковные вечера», 2006 – за фильм «Верхняя Масловка»), Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» в номинации «Лучшая женская роль» (1995 – спектакль «Макбет», 2004 – за роль шута Фесте в спектакле «Двенадцатая ночь, или как пожелаете», 2006 – за роль Джин Хортон в спектакле «Квартет»), премии «Кумир» (2000), Царскосельской художественной премии (2000), Национальной театральной премии «Золотая маска» (2001 – в номинации «За честь и достоинство», 2006 – за лучшую женскую роль в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» Э.Шмитта, Театр имени Ленсовета), Национальной независимой премии «Триумф» (2001), Международной премии имени Станиславского в номинации «За вклад в развитие актерского искусства» (2004).

Алиса Бруновна награждена орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2004), Дружбы (1995), Трудового Красного Знамени (1986). Удостоена награды Международного драматического общества «За вклад в развитие драматического искусства, преодолевающего международные барьеры» (1989), Всемирного приза искусств «Серебряная лира» (2000). В 2001 году ей присвоено звание почётного гражданина города Санкт-Петербурга.

И все же не только престижные регалии определяют масштаб дарования актрисы, но и любовь миллионов зрителей. Алиса Бруновна – из тех немногих актеров, которым люди верят сердцем.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Основные труды:

Фильмография

1955 - Неоконченная повесть
1955 - Таланты и поклонники
1957 - Бессмертная песня
1958 - Город зажигает огни
1959 - Повесть о молодожёнах
1961 - Полосатый рейс
1964 - Фро
1965 - Первый посетитель
1965 - Похождения зубного врача
1966 - Три толстяка
1967 - Его звали Роберт
1968 - Город и песня
1968 - Любить
1969 - Вальс
1969 - Вчера, сегодня и всегда
1969 - Семейное счастье
1969 - Великие холода
1970 - Тайна железной двери
1972 - Моя жизнь
1973 - Исполняющий обязанности
1973 - Мелодии Верийского квартала
1974 - Анна и Командор
1974 - Соломенная шляпка
1975 - Агония
1976 - Всегда со мною...
1976 - Принцесса на горошине
1976 - Голубой щенок
1977 - Служебный роман
1978 - Д’Артаньян и три мушкетёра
1978 - Старомодная комедия
1978 - Комедия ошибок
1979 - Сталкер
1980 - Сергей Иванович уходит на пенсию
1980 - Три года
1980 - Разлучённые
1981 - Опасный возраст
1982 - Идеалистка
1982 - Пятый десяток
1983 - Клетка для канареек
1984 - Жестокий романс
1984 - Успех Зинаида
1985 - Простая смерть...
1986 - Прости
1986 - Тайна Снежной королевы
1987 - Чехарда
1988 - Будни и праздники Серафимы Глюкиной
1989 - Последний Пылкий Влюблённый
1992 - Мушкетёры двадцать лет спустя
1993 - Тайна королевы Анны, или Мушкетёры тридцать лет спустя
1994 - Подмосковные вечера
2002 - Женская логика
2002 - Женская логика 2
2003 - Женская логика 3
2004 - Женская логика 4
2004 - На Верхней Масловке
2006 - Женская логика 5
2008 - Васильевский остров
2008 - Марево
2008 - Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину
2009 - Возвращение мушкетёров

призы и награды

* Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского — за театральную работу (1976)
* Орден Трудового Красного Знамени (1986)
* Орден Дружбы (17 декабря 1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами
* Премия «Ника», за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский), (1994 г.)
* Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (27 мая 1996) — за выдающееся исполнение ролей классического репертуара[2]
* Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (6 июня 2001) — за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» по пьесе Т. Стоппарда
* Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001)
* Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства[5]
* Премия «Ника», за лучшую женскую роль (фильм «На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков), (2005 г.)
* Театральная премия «Золотая Маска» в номинации лучшая драматическая актриса («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета) (2006)
* Государственная премия Российской Федерации за 2007 год (19 мая 2008) — за создание художественных образов, ставших классикой отечественного театрального искусства и киноискусства
* Международная общественная премия «За Веру и Верность» фонда Св. Андрея Первозванного - за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства (13 декабря 2008г)
* Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2021 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -