Великие Люди  
Главная Писатели Полководцы Биографии По роду деятельности Современники События
 
Великие Люди • Биографии
 
Здесь любой желающий может разместить биографию своего кумира, будь то любимый писатель или актер, а может просто биографию человека которая может быть интересна читателям. В любом случае в мире есть очень много достойных людей о которых можно и нужно знать, но в силу разных обстаятельств о них забыли и надо рассказать о них всем, и надеемся наш сайт поможет в этом.
 
  Биографии     Добавь биографию     Редактировать биографию
А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я   Все   Список биографий  

Кулиджанов Лев Александрович

1924 - 2002
Лев Александрович Кулиджанов (19 марта 1924, Тбилиси — 18 февраля 2002, Москва), российский кинорежиссер, Герой Социалистического Труда (1984), народный артист СССР (1976), первый секретарь Союза кинематографистов СССР (1965-1986).

Родился 19 марта 1924 года в городе Тифлис в армянской семье служащих. Отец — Кулиджанов Александр Николаевич, крупный партийный работник, был арестован в ноябре 1937 года. Исчез и погиб при невыясненных обстоятельствах. Мать — Кулиджанова Екатерина Дмитриевна была также репрессирована в декабре 1937 года и отправлена в исправительно-трудовой лагерь. Кулиджанов остался с бабушкой. Его юность прошла в Тбилиси. Молодой Кулиджанов рано увлёкся искусством, и прежде всего театром. В школьных самодеятельных спектаклях он выступал сразу в трёх лицах — драматург, актёр, режиссёр.

В 1942 году Лев Кулиджанов окончил школу и поступил в Тбилисский государственный университет на вечернее отделение, одновременно устроившись слесарем на Тбилисский инструментальный завод, выпускавший в то время стрелковое вооружение.

В свободное время посещает актёрскую школу при Госкинопроме Грузии. В это время знакомится с сестрой своего друга, студенткой первого курса сценарного факультета ВГИКа, не поехавшей в эвакуацию с институтом в Алма-Ату, а оставшейся у родственников в Тбилиси. Рассказы студентки и её увлеченность кинематографом произвели на Кулиджанова оглушительное впечатление. Он решает поступить на режиссёрский факультет.

Лев Кулиджанов и Инна ГулаяОсенью 1943 года ВГИК вернулся из эвакуации в Москву. Студентка уехала в Москву, обещая Кулиджанову выслать все сведения по приёму на режиссёрский факультет. В это трудное и голодное время Кулиджанов заболел воспалением лёгких, потом у него обнаружили начало очагового туберкулёза лёгких. Он ушел с завода. На очередной комиссии в военкомате его признали негодным к воинской службе. К лету 1944 года процесс благодаря объединённым усилиям родственников удалось остановить, очаги зарубцевались. Студентка выполнила своё обещание — прислала условия приёма на режиссёрский факультет. Кулиджанов собрал все справки, написал заявление и работу на творческий конкурс и отправил всё в Москву в приёмную комиссию.

Из воспоминаний Льва Кулиджанова по книге Натальи Фокиной «Лев Кулиджанов. Постижение профессии»: "В 1944 году я решил ехать поступать в ГИК. Собирала меня бабушка, Тамара Николаевна. Она была в курсе всех моих подготовительных дел, потому что я репетировал дома то, что должен был читать на вступительных экзаменах — отрывок из «Пиковой Дамы» Пушкина. Бабушка каждый раз пугалась, когда я восклицал за Германа: «Старуха!». Жили мы бедно. Бабушка приобрела мне теплые брюки, связала свитер из грубой шерсти. Ещё была у меня какая-то курточка и солдатские башмаки. Снарядила она мне и постель—одеяло, тюфячок и подушку. Уехал я в штанах, сшитых из джинсовой ткани, которую мне подарил мой названный дед, человек военный (тогда, еще до своей болезни, он служил в армии). Теперь я знаю, что такое джинсовая ткань, а тогда я даже не мог определить, какая сторона — изнанка, а какая — «лицо», естественно, ошибся, и местный портняжка мне сшил джинсы наизнанку. Ещё бабушка купила мне полмешка яблок на продажу. Почему-то считалось, что в Москве я могу их продать и, таким образом, заработаю себе денег на первое время. Но коммерция моя лопнула — яблоки никто не хотел покупать и, в конце концов, они сгнили…"

Летом 1944 года почти без денег Кулиджанов уезжает в Москву поступать во ВГИК. Вступительные экзамены принимали Г. М. Козинцев, он набирал курс, и директор ВГИКа Л. В. Кулешов. Успешно сдав экзамены, Кулиджанов приступил к занятиям. Однако полуголодное существование в неотапливаемом общежитии и отсутствие материальной поддержки серьёзно подорвали его здоровье, заставили бросить учёбу и уехать домой, в Тбилиси, куда после ссылки уже вернулась его мать. Боль о незаконно репрессированных родителях останется с Кулиджановым навсегда. В это время он знакомится со своей будущей женой Натальей Фокиной. Потеря ВГИКаВГИКа была для Кулиджанова большой трагедией. Ему тогда казалось, что не будет сил туда вернуться. И всё-таки в 1948 году он вновь становится студентом (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой), который окончил в 1955.

Коллеги Кулиджанова вспоминают, что во ВГИКе он показал себя не только как режиссёр, но и как блестящий актёр. Лучшей оценкой его актёрского дара стало предложение Герасимова: двоим студентам своего курса, Кулиджанову и Бочарову, мэтр предложил досдать танцы и пение, чтобы закончить институт с двумя дипломами — актёрским и режиссёрским. Оба отказались, решив, что и одного диплома будет достаточно. Но само это предложение дорогого стоило.

В этом же 1955 году Кулиджанов дебютировал короткометражным фильмом «Дамы» (совместно с Г. Оганисяном, по рассказу А. П. Чехова). Затем вместе с Я. Сегелем снял две ленты — «Это начиналось так» (1956) о жизни первых целинников и «Дом, в котором я живу» (1957, Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. Такое творческое содружество было обычным явлением для середины 1950-х годов, когда начинающие режиссёры нередко тандемами «врывались» в большой кинематограф — Кулиджанов и Сегель, Миронер и Хуциев, Алов и Наумов, Абуладзе и Чхеидзе, Данелия и Таланкин, Салтыков и Митта. Очевидно, что на определённом этапе творческого пути режиссёров такое соавторство было плодотворно и необходимо.

Кулиджанов сыграл также одну из ролей), прослеживая довоенные и послевоенные судьбы жителей одного московского двора. В этих работах проявился интерес Кулиджанова не только к современности, неизменно взаимосвязанным общественным и личным событиям, но и к образу бытования, жизни простых людей, их душевным тревогам и надеждам, обычным человеческим чувствам. Возвращение на экран близкого и понятного по своим переживаниям человека, являющегося неповторимой индивидуальностью вне зависимости от занимаемого положения в обществе, соответствовало и устремлениям самого Кулиджанова.
Продолжив самостоятельную режиссерскую деятельность, он добился в «Отчем доме» (1959) и в лучшей своей картине «Когда деревья были большими» (1961) редкостной душевности, лиризма, искренности, теплоты, человечности интонации в рассказе о тех, кого принято называть «маленькими людьми». Даже такая маргинальная по социальным меркам личность, как пьяница Кузьма Иорданов в убедительном исполнении Ю. В. Никулина, или же кроткая девушка Наташа, готовая с радостью принять его за своего отца (удивительно светлая и чистая героиня И. И. Гулая), заслуживают истинного сочувствия и любви.

Лев КулиджановТворческая деятельность Л. А. Кулиджанова на протяжении всей его жизни активно сочеталась с большой административной и общественной работой. С 1963 по 1964 годы он возглавлял главное управление художественной кинематографии в Госкино СССР. В 1964 году стал председателем Оргкомитета Союза кинематографистов СССР. В 1965 году на 1-м съезде кинематографистов был избран первым секретарем Правления Союза и проработал на этом посту более 20 лет.

Разумеется, можно было его упрекнуть за то, что он недостаточно энергично заступался за своих коллег, впавших в немилость. Хотя бы за того же Сергея Параджанова, за время кулиджановского секретарства дважды отсидевшего срок. По контрасту с буйным темпераментом предыдущего главы киносоюза Ивана Пырьева тихого Кулиджанова называли «спящим Львом».

Ему достались самые тяжелые годы руководства союзом, когда он действительно мог сделать очень немногое для Муратовой, Тарковского, Германа или других, не вписывавшихся в истеблишмент. Но то, что мог, он делал, а симулировать активность было не в его стиле, и уж во всяком случае, он никогда не обещал того, чего не мог выполнить. В памяти коллег он остался не только как режиссёр, но и как добрый ангел кинематографистов — тихо помогавший делом и советом, спасавший фильмы, сохранивший архив Эйзенштейна. Именно Кулиджанову обязан своим появлением Музей кино, благодаря его усилиям возник Киноцентр.

В 1986 году после 5-го, «революционного», съезда Союза кинематографистов, на котором его смещение с занимаемого им в течение 21 года поста первого секретаря Правления получило широкую огласку, вышел из состава Союза. До 1989 года работал художественным руководителем киноэпопеи «XX век», которая, к сожалению, была осуществлена лишь частично. Преподавал во ВГИКе.

Два последних фильма Кулиджанова — «Умирать не страшно» (1991) и «Незабудки» (1994) — знаменуют для режиссёра возвращение к себе, к своей манере 1950-х годов, доверительной по отношению к индивидуальным судьбам простых людей, только более драматизированной, не обходящей вниманием губительные изломы сталинской эпохи.

Можно считать закономерным последующее обращение режиссера к миру Достоевского, хотя его экранизация «Преступления и наказания» (1970, Государственная премия РСФСР, 1971) удивила кинематографическим экспрессионизмом, подчас жесткостью и остротой изобразительного ряда. Тяга к внешней выразительности и парадоксальности сопоставлений на основе реальных событий истории и запечатленной хроники века привела Кулиджанова (несмотря на его общественные и партийные посты) к осложнениям при работе над документальным фильмом «Звездная минута» (1972, выпуск 1975) о первом в мире полете Юрия Гагарина в космос. А грандиозный проект «ХХ век» в середине 1980-х годов был осуществлен режиссером лишь частично.
Стремление Кулиджанова очеловечить и драматизировать образы политических вождей — Ленина в «Синей тетради» (1964, по Э. Г. Казакевичу) и Карла Маркса в телесериале «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, Ленинская премия, 1982) — обернулось полууспехом в художественном плане, а с идеологической точки зрения режиссер был вынужден идти на компромиссы и уступки, поневоле идеализируя эти неоднозначные исторические персоны.

Лев Кулиджанов принадлежал к первому поколению, которое пришло в кинематограф после Великой Отечественной войны. Его фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Отчий дом» (1959), «Когда деревья были большими» (1961), «Преступление и наказание» (1969) стали классикой советского кинематографа.

Он был одним из первых «шестидесятников», представителем «новой волны» в советском кинематографе, одним из самых гуманных, достойных режиссёров старой школы и стойких руководителей Союза кинематографистов СССР.

Лев Александрович Кулиджанов жил и работал в Москве. Скончался на 78-м году жизни. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Основные труды:

Государственные награды

Народный артист РСФСР (1969)
Народный артист СССР (1976)
Герой Социалистического Труда (1984).
Два ордена Ленина (1984, ?)
Орден Трудового Красного Знамени (1974)
Медали.
Ордена Венгрии и Болгарии.
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (1999) за выдающийся вклад в развитие киноискусства и в связи с 75-и летием.

Профессиональные премии, призы и награды

1999 — Приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» — Х Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» (Сочи)
1994 — Специальный приз жюри кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге за фильм «Незабудки» (1994)
1982 — Ленинская премия за телефильм «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, 7 серий) (СССР/ГДР)
1982 — Большой приз Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов за телефильм «Карл Маркс. Молодые годы» (1980, 7 серий) (СССР/ГДР)
1971 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильм Преступление и наказание (1969)
1970 — Участие в Основной программе Международного кинофестиваля в Венеции с фильмом Преступление и наказание (1969)
1962 — Участие в Основной программе Международного кинофестиваля в Каннах с фильмом «Когда деревья были большими» (1961)
1960 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в Минске в номинации «Вторые призы среди художественных фильмов за 1960 год» за фильм «Отчий дом» (1959)
1960 — Вторая премия Всесоюзного кинофестиваля за сценарий к фильму «Отчий дом» (1959)
1959 — Участие в Основной программе Международного кинофестиваля в Каннах с фильмом «Отчий дом» (1959)
1959 — Премия Международного кинофестиваля трудящихся в ЧССР за фильм «Отчий дом» (1959)
1958 — Всемирная выставка в Брюсселе (Премия за лучшую постановку, Премия Генерального комиссариата секции ООН) за фильм «Дом, в котором я живу» (1957)
1958 — Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в Москве в номинации «Особые премии фильмам за 1958 год» за фильм «Дом, в котором я живу» (1957)

Фильмография
Режиссёр

1955 — Дамы (совместно с Г. Оганесяном)
1956 — Это начиналось так… (совместно с Я. Сегелем)
1957 — Дом, в котором я живу (совместно с Я. Сегелем)
1959 — Отчий дом
1960 — Потерянная фотография
1961 — Когда деревья были большими
1963 — Синяя тетрадь
1969 — Преступление и наказание
1975 — Звездная минута
1979 — Карл Маркс. Молодые годы (СССР/ГДР)
1991 — Умирать не страшно
1994 — Незабудки

Актёр

1957 — Дом, в котором я живу — отец Гали

Сценарист

1955 — Дамы (совм. с Г. Оганесяном)
1956 — Это начиналось так… (совм. с Я. Сегелем)
1963 — Синяя тетрадь
1969 — Преступление и наказание (совм. с Н. Фигуровским)
1980 — Карл Маркс. Молодые годы (СССР/ГДР) (совм. с А. Гребнёвым, Б. Добродеевым при уч. Г. Пфайфера)

Персонаж

1997 — Лев и Александра (документальный, телевизионный, Россия)
« Обратно
   
 
 
Copyright © 2021 Великие Люди   |  Контакты          @Mail.ru -